Яков Кротов
Дневник литератора
С 29 сентября по 5 октября 2001 г.
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению за 2001 год
К предыдущей главе
Иностранные новости
В США квакеры и меннониты - т.н. "пацифистские церкви", около миллиона
человек - озабочены выработкой правильного отношения к террору (Ричард Остлинг,
АП). Против войны, и квакеры напоминают слова своего основателя Джорджа Фокса
(17 в.): "Дух Христов ... никогда не пошлет нас на борьбу и войну при помощи
материальных орудий с каким-либо человеком".
Мих.Федотов, секретарь союза журналистов России сравнивает нашу доктрину информационной
безопасности с Окинавской хартией о глобальном информационном обществе. Наша
доктрина в четыре раза больше. Слово "безопасность" в доктрине - 122
раза, в хартии - 2, "организация частного сектора" - 1 и 11. (Новая
газета, 10.9.2001).
В Ролданийо (Колумбия) 2 сентября убили католического священника Гектора Фабио
Велеса Харамийо (Jaramillo). Шестеро грабителей его пытали, потом забили до
смерти, ограбили дом. Сестра священника Норальба Велес пулично простила убийц,
сказав: "Наш Господь Иисус Христос -- единственный нравственный авторитет,
могущий судить таких преступников".
В США помиловали испанца Хоакина Мартинеса 29 лет; пять лет он провел в тюрьме.
Приговорили его в 1997 за убийство в 1995 наркоторговца. Улик не было, были
показания брошенных женщин и подтасованные данные судмедэкспертизы. Родители
наняли дорогого адвоката -- 150 тысяч. Тот добился успеха. Сам Король Хуан вступался
за Мартинеса. За вторую апелляцию адвокат взял полмиллиона -- деньги собирали
в Испании простые люди. Адвокат после суда сказал: "Это правда, что в США
добиться справедливости стоит дорого. Но правда и в том, что наша система, если
находятся такие энергичные люди, как Хоакин и его родители, и деньги на квалифицированную
защиту, в конце концов функционирует" (Известия, 10.9.2001). А если не
находятся? Сколько невинно убиенных на совести Буша - слабых, бессильных, безденежных?
В Турции, между тем, отменили смертную казнь. И на Украине. А "Декларацию
жизни" подписал еще один человек: Алексей Баранников, греко-католический
священник, Новокузнецк. Ура!
Папа вернулся в Рим. Пресс-секретарь Наварро Вальс подчеркнул, что Папа "не
дает согласия на бомбежки" Афганистана. На бомбежки Чечни, надо полагать,
Папа согласен?
Беда не в том, что власть развращает властвующего. Власть развращает подчиняющегося.
Он прощает господину все огрехи, он даже не замечает, что есть огрехи.
В связи с поездками Папы Владимир Белов спел мне нынче песню:
"Польский Папа, что ты вьешься Над моею головой! Ты России не добьешься,
Польский Папа, я не твой!".
Российские новости
Много шуму из ничего: 30.8.2001 Максим Мейер из команды Глеба Павловского,
зам. нач. упр. по вн. политике в президентской администрации дал интервью Джеральдин
Фейган (НГ-религии, 26.9.2001): якобы президент и Патриархия в напряженных друг
с другом отношениях, доверия нет, социальная концепция показалась Кремлю слишком
громогласным документом. В качестве возможных преемников патриарха Мейер назвал
Гундяева, еп. Мефодия Липецкого, Шевкунова. Митр. Кирилл Гундяев тут же комментирует
высказывания Мейера как "странные" - то есть, просто говоря, хлестаковщину
(вспоминается сразу Якубовский). Хлестаковщина - фирменный стиль Павловского,
но не он же первый - это стиль Лубянки, которая любит изображать себя всеведущей
и всесильной. Может быть, так кукловоды напоминают марионеткам - Кириллу, Шевкунову
и пр. - кто главный.
Мих.Пиотровский, директор Эрмитажа, объясняет, почему для граждан России на
билет скидка: они-де "во много раз больше, чем где-нибудь, должны платить,
например, за лекарства. Цену скидки для российских граждан мы берем на себчя,
ведь у нас все получают очень маленькие зарплаты" (Известия, 25.8.2001).
Надо видеть Пиотровского на экранах ТВ: он не музейщик, а фокусник, раз умудряется
на маленькую зарплату так одеваться.
Определение террора дает Мих.Одесский, преподаватель института массмедиа РГГУ:
"Террор - это метод управления обществом посредством устрашения этого общества
в целом" (Аргументы и факты, №39, 2001). Значит ли это, что обществом управляют
уголовники, а не милиционеры? Или что уголовники хотя бы пытаются управлять?
Террористу наплевать на власть и на общество.
Москва антишариковская: памятник Пушкиным у Никитских ворот прозвали "Тараканы"
(скульптор М.Дронов) - "Аргументы и факты", Евг. Поляков.
"Российская газета", 20.9.2001 опубликовала список осужденных за
преступления в Чечне солдат -- одиннадцать человек. Например №6 В.Л. К-ов по
пьяному делу задавил бээмпушкой А.Дахаеву. Три года условно с лишением водительских
прав на год. Редакция объясняет: полностью фамилии не называем, "потому
что это создало бы угрозу их семьям ... чеченские террористы старательно собирают
сведения обо всех ... чтобы мстить. ... Такие факты имели место". Фактов,
правда, не привели.
В скульптуре Мих. Шемякина на Болоте "Дети - жертвы пороков взрослых"
есть статуя "Лжеученость", у которой из рук ниспадает свиток со словами
"клонирование"и "генная инженерия". Дм. Смолев (Новые Известия,
4.9.2001): "Надо полагать, сегодня это продажные девки империализма".
И то сказать: ну генетики не лезут в этику, что ж теологи так уверенно лезут
в генетику? Это ж не аборты, это посложнее будет. Клонирование разное, генная
инженерия разная. Когда через двести лет признаем, что с осуждением клонирования
погорячились (как с Галилеем), будет уже поздно.
Москва шариковская: в Банк Москвы поступило около полумиллиона долларов в помощь
тем, кто потерял жилье во время взрыва домов в Москве. Деньги конвертировали
в рубли. В течение всего 2000 г. ни копейки из этих денег израсходовано не было
вообще. Кому пошли проценты, непонятно (Новые Известия, 14.9.2001, Е.Комаров).
Запоздалое известие, а важное: 1 августа 2001 г. федеральный арбитражный суд
признал незаконным решение Московского арбитражного суда, который в конце февраля
2001 г. блокировал голосование 19% акций НТВ (Ксения Веретнникова, 2.8.2001).
Тогда из-за этого сменили руководство НТВ. Точно так же как с клонированием:
правда выясняется, когда красный день давно уже пожух и увял, и никому эта правда
не нужна.
Социологи минобраза провели опрос 247 ректоров и 465 директоров школ об отношении
к единому экзамену. 83% ректоров и 85% директоров "считают, что с введением
единого экзамена взятки могут перекочевать из вуза в школу". При этом существование
взяток все эти ректора отрицают -- но боятся, что те перекочуют (Известия, 17.8.2001).
Это как те верующие, которые убеждены, что веруют в истину, но при этом очень
боятся проповедей иноверцев.
Бросили в ящик газету - и претолстую, 24 полосы - "Спецназ России",
издается ассоциацией ветеранов "Альфы", №60, сент. 2001. Передовица
Дм. Лысенкова о терактах в США: "Негры, латиноамериканцы, китайцы, сексуальные
меньшинства, маргиналы всех типов и пород. Это - огромная масса непроизводительного
содержания для страны, ее нахлебники, криминал и нравственная ржавчина. Именно
эта энергичная, плодовитая, наглая, беспринципная и хищная куча хотела либералов
- свою надежную опору и защиту". Дальше в том смысле, что взрывы в Нью-Йорке
- признак кризиса либерализма: "Но первой жертвой новой тенденции стала
Россия. Разрушенная экономика, миллионы жертв "либеральных преобразований",
взрывы в Волгодонске, Буйнаске, Москве ... война в Чечне, предательство СМИ".
Ключевым мне представляется тут слово "непроизводительный". Вот почему
я опасаюсь критики потребительства и потребительского общества. Она исходит
часто - как в данном случае - не из стремления к воздержанию, а из озлобленности
на то, что другие потребляют больше тебя или, во всяком случае, ты работаешь
больше, а потребляешь меньше других.
К тому же кто бы говорил: люди, которые умеют лишь бить и убивать, обвиняют
китайцев, славящихся трудолюбием, в непроизводительности.
Там же на с.15 Павел Евдокимов пытается опровергнуть публикацию "Новой
газеты" о предположении, что чекисты взорвали дома, но в Рязани были пойманы
с поличным. Евдокимов подчеркивает, что мешки пытались взорвать на полигоне
- не удалось, но умалчивает о том, что этот "подрыв" производили сами
чекисты и сами о его результатах докладывали. Пока мешков у них не было и они
не могли подменить вещество, чекисты признавали, что там - взрывчатка. Не объясняет
Евдокимов, как могли чекисты купить сахар и детонатор в Рязани, если они приехали
туда после закрытия магазинов и рынка. Якобы чекисты, проверяя бдительность,
"специально пытались привлечь к группе внимание. Например, грубо заклеили
номер машины бумагой". На самом деле чекисты-де такой оплошности бы не
допустили. А чеченцы бы допустили? Евдокимов пишет: "Нужно разбирать эпизод
за эпизодом. Ловить за руку. Приводить аргументы, опровергать". И тут же:
"На этом хватит. Разбирать "откровения" Литвиненко не представляется
занятием увлекательным". Ненадолго его хватило. Такой и подобные ему лодыри,
конечно, могли и номер машины криво заклеить.
Кстати, среди чекистов, которые пытались прикрыть подрывников на пресс-конференции
22.3.1999 был и депутат московской думы Серг. Гончаров, президент этой самой
ассоциации ветеранов "Альфы" (вот почему у меня в ящике взялась эта
газета - он от Пресни депутат). Гончарова представляет Евдокимов так: "Эти
люди видели смерть в лицо. Не раз и не два. Они хорошо знают цену своему честному
имени, которое не запятнали ни 91-м, ни 93-м году, отказавшись в обоих случаях
убивать своих соотечественников".
Все противоречия, в которых путались чекисты, пока не заполучили улики в свои
руки, Евдокимов объясняет так: "В курс дела были посвящены только директор
ФСБ, руководители учений и непосредственные исполнители. Поэтому на разных этапах
официальные лица давали каждый свою оценку происходивших событий".
Александр Яковлев, член последнего политбюро, ныне председатель комиссии по
реабилитации высказался за реабилитацию членов Временного правительства, расстрелянных
большевиками: "Никаких доказательств вины этих людей перед новыми властями
нет" (речь на коллегии Главной военной прокуратуры, Новые Известия, 28.9.2001).
Еще немного, и зайдет речь о реабилитации Господа Иисуса.
Я сыграл решающую роль в назначении нового главреда "Московского церковного
вестника". Было два кандидата: Александр Кырлежев и Сергей Чапнин. Глава
патриархийных журналистов священник Владимир Вигилянский
(Радонеж, №115, 2001, с. 7) резко отозвался об Александре Кырлежеве, характеризуя
его как "активнейшего сотрудника прокатолической радиостанции".
Не слаще был отзыв о. Владимира и о другом кандидате, Сергее Чапнине (и его
коллеге Александре Морозове): они подчеркивают "дистанцию между собой и
Церковью". "Кичились своей удаленностью от официальных структур Церкви".
Чапнин "критиковал действия Патриарха, Архиерейского собора, синодальных
отделов, архиереев, раздувал внутрицерковные конфликты, поддерживал смутьянов,
еретиков и раскольников".
Но после этого Вигилянский вдруг потребовал не анафематствовать Чапнина, а
резко смягчился: "с некоторыми критическими воззрениями С.Чапнина я согласен",
пусть назначают его, "само положение, хочет он этого или не хочет, заставить
его быть устами Церкви", "даст возможность талантливому журналисту
разрушить ту преграду, которую он успел нагромоздить между собой и Церковью".
На первый взгляд, непонятно, почему "само положение" окажется столь
могущественным в случае с Чапниным, но бессильным в случае с Кырлежевым.
А разгадка в том, что Кырлежева я никогда не ругал, а о Чапнине однажда заметил,
что тот выступает против свободы совести. Вигилянский решил, что это я ругаюсь,
и постановил: "Мнение Кротова - это как "лакмусовая бумажка":
если уж он кого-то хулит, значит этот человек сделал что-то хорошее". Я
рад, что чем-то помог карьере Сергея Чапнина!
В итоге новый номер "Московского церковного вестника" (№217) уже
с новым дизайном, Чапниным в роли главреда. Содержание, правда, осталось то
же. И мудрый отец Владимир был прав: место действительно заставило Чапнина быть
устами. Ну, не совсем Церкви, но вот уже отдельный подвал - про визит митр.
Кирилла Гундяева в Монголию и его тут обед. Любопытная деталь: владыка сказал,
что Русская Православная Церковь появилась в Монголии "в середине XIX века".
Намного раньше: ведь все русские митрополиты ездили в 13-м веке сюда за ханскими
пожалованиями.
А в №221 Ксения Лученко сообщает, что программа, где Вигилянский расказывает
Ивану Демидову про православие, перемещается с 6 канала на четвертый.
Далее
|