Яков Кротов
Дневник литератора
С 6 по 12 октября 2001 г.
К оглавлению "Дневника
литератора"
К оглавлению дневника
за 2001 год
К предыдущей главе
Иностранные новости
Прошли антивоенные демонстрации в Лондоне и Риме (и других итальянских городах).
И, как всегда, очень жаль, что красные флаги видны, а хоругви - или статуи Мадонны,
если угодно - нет. Кроткие почитатели фатимских и межугорьевских видений, так
любящие говорить про миротворчество, сидят по своим норкам и в ус не дуют. Есть
еще порох в кадилах!
Во всяком случае, во всей Англии с Италией меньше народу, чем в России - а
протестовавших против бомбежек Кабула больше, намного больше, чем протестовавших
против бомбежек Грозного.
Буш, Блэр, Ширак -- насколько их уверенные речи не соответствуют их внешнему
облику. Впрочем, Наполеон, если бы его можно было увидеть в трансляции по телевизору,
выглядел бы еще более ничтожным существом -- потому что Наполеон намного более
пыжился. К Александру Македонскому или Тиберию это тоже относится. Сила тьмы
именно в том, что она может использовать ничтожества. Номенклатура может себе
позволить иметь во главе себя Путина, а при нужде поставить полного дауна -
тоже все будет проистекать, как текло (деньги в карманы, кровь в землю).
Эта война, как и война России в Чечне, есть разновидность самоубийства. Оружие
у чеченцев -- российское, у афганцев - американское. Талибы действительно взращены
Западом для борьбы с нашей агрессией. Англия действительно причинила огромный
вред этому региону сперва попыткой его завоевать, потом политикой "не властвуешь,
так хоть разделяй". И вот это чувство вины (подсознательное) подпитывает
неадекватность реакции: "Я тебя породил, я тебя и разбомблю". Дудаев
тоже ведь не Амсхерт кончал. Кто из чеченцев бандитствовал -- тот как раз вел
себя очень по-советски. Чем Кадыров отличается от Лужкова? Бен Ладен от Путина?
Басаев от Шаманова? Чем высокомерная, глухая упертость талибов отличается от
таковой же американских или российских политиков?
ЦК (царство кесаря) оно и есть ЦК. Начавшиеся бомбежки Кабула -- худший из
всех возможных вариантов развития событий. Когда президент Буш говорит, что
за ним "всеобщее согласие народов", он неточен -- я против.
Примечательно, что его язык стал сразу чрезвычайно советским, вплоть до сходства
со сталинским ("наша цель определена, средства известны,за работу, товарищи")
- "ваша миссия определена, цель благородна". А что за цель? Отомстить?
Напугать? Поймать Ладена? Непонятно. "Американцы -- мирный народ"
-- но бронепоезд парит... Не предъявлено никаких доказательств того, что теракты
организовал Бен Ладен. Вместо охоты на террористов устроена бомбежка столицы
страны. Конечно, американцы будут бомбить прицельнее, но ведь это уже оттенки
греха и преступления Божией правды.
Эти бомбежки более безнравственны, чем бомбежки Белграда, где вступались за
других, за слабейших -- а не за собственную шкуру. Бен Ладен наверняка доволен:
бомбы на Кабул -- козырь в его руку. Американцы делом подтвердили, что они боятся
(не боялись бы -- не бомбили, другой бы способ нашли, и не такой спорый). Мясорубку
теперь крутят в четыре руки.
Бомбежка американская безнравственнее бомбежки российской, потому что все-таки
Путин, в отличие от Буша, хотя бы христианство не поминал. А Буш: "Пусть
Бог и далее благословляет Америку". Бог не благословляет бомбящих. Нет
заповеди "блаженны бомбящие", ни "блаженны мстящие", ни
даже "блаженны воюющие".
Сегодня я спорил с одним священником (кстати, американцем), который объяснял
мне, что ведь самозащита необходима: если на мою жену нападут, я же буду ее
защищать. Точь в точь тот же ход мысли, что у расизма: если негр изнасилует
твою дочь, ты с ним будешь целоваться? По животному, понятно, что жену надо
защищать. А по Христу - понятно, что нельзя бить другого, а уж как защитить
жену, не бия, Иисус не объяснил. Может быть, поэтому католическое духовенство
предпочло безбрачие -- чтобы не оказываться в ситуациях, из которых нет выхода?
Но бегство от выбора есть предательство, а не спасение.
Сегодня нет другого ответа кроме молитвы -- молитвы за тех, кто сейчас под
бомбами, молитвы о прекращении войны.
Российские новости
Евгений Князев из Кемеровской области, эмигрировавший в США в
1992 году, работал главным инженером по вентиляции в одной из взорванных башен
Нью-Йорка. Он погиб, но перед успел вывести из опасной зоны 70 человек (Труд,
11.10.2001). Ему было 47 лет.
Власти Кемеровской области наградили Князева посмертно медалью
"За особый вклад в развитие Кузбасса" третьей степени. Коряво, но
трогательно. Трогательно, но коряво. Нельзя быть людьми от случая к случаю.
Либо постоянно, либо при попытке сделать что-то доброе делаешь такой вот ляп.
Прислали мне статью
Игоря Данильченко, в которой со слов некоего "сотрудника прокуратуры"
объявляется, что отца Александра Меня
убил его сын Михаил из-за денежных разногласий. А убив, на несколько лет уехал
в Италию.
Михаил Мень во время убийства был в Италии, подрабатывал там.
Он даже не успел на похороны, опоздал на день. Никаких "нескольких лет"
он в Италии не жил после 1990 года, напротив, делал потихонечку карьеру политика
-- и сделал.
И, конечно, же Данильченко ссылается на анонимного сотрудника
прокуратуры.
Данильченко не первый, кто обвинил Михаила Меня в убийстве отца.
Следователи изначально формулировали обвинения в адрес семьи (см. протокол
допроса 1992 г., он вообще довольно забавный).
Диакон Андрей Кураев
в телепередаче "Русский дом" как-то объявил себя большим
другом отца Александра Меня (семинаристы у о. Александра, действительно,
бывали) и сказал, что Мень ему жаловался на сына.
Кураев в свое время объяснял, что хотя во время учебы в семинарии
дал гебистам подписку о сотрудничестве (доносительстве), но ни на кого не доносил.
Ему не поверили, но ведь это возможно.
Скорее всего, Кураев и не мог бы донести при всем желании --
вряд ли бы отец Александр не распознал специфическую любознательность семинариста.
Да в любом случае, чтобы отец Александр стал о своих семейных делах распространяться
случайному знакомому, который пару лет как крестился...
Но если Кураев и не предоставлял чекистам сведения, то он распространял
"сведения", которые исходят, очевидно, отнюдь не из отдела кадров
хлебозавода №5. Любопытно, что печатно Кураев, если не ошибаюсь, нигде не утверждал,
что был близко знаком с Менем. Думаю, не по скромности, а в надежде, что так
его не схватят на лжи.
Советская тайная полиция очень хочет быть как и все прочие. Но
и охранка, и ФБР берегли и берегут своих агентов. А совок даст поручение - свалить
вину на Михаила Меня - и даже не подумает, что тем самым выдает агента с головой.
Ясно, что ни Кураев не слышал от отца Александра нареканий в адрес сына, ни
Данильченко не получал ничего ни от какого сотрудника прокуратуры (где уж точно
знают, где Михаил был в момент убийства). Значит - агенты. Впрочем, по нынешним
временам, это даже почетно: коллеги Самого.
В "Известиях" (10.10.2001) статья Елены Яковлевой о жизни
в тюрьмах, в том числе о том, как в Бутырках сокамерницы издевались над одной
девушкой (девушка просидела два года и была оправдана и освобождена, да только
два-то года уже отсидела в кошмарных условиях; а бывшему большевисткому комиссару
юстиции Ковалеву -- это который в бане с девочками развлекался и украл из казны
миллионы долларов -- дали девять лет условно). Несчастной сделали наколку
-- слово "епископ". Это сокращение: "Если Позовешь И Сердцем
крикнешь, Обязательно Приду". Потом посчитали, что она недостойна этой
наколки и выжгли -- образовалась кровавая рана. Что же у них слово "архиерей"
означает?..
Москва шариковская: Даже по большевистским законам реституция обязательна:
ст. 208 ГК: исковая данность не распространяется на "требования собственника
или иного владеьца об устранении всяких нарушений его права" (Натал. Давыдова,
Московские новости, 11.9.2001. с. 15). Представитель комиссии по реабилитации
-- той самой, яковлевской -- заявил Московскому купеческому обществу, что реквизированное
имущество либо пришло в негодность либо полностью модифицировано. В общем, прочь,
профаны. В Страсбургском суде иск Ольги Бимман, отв. секретаря этого общества
-- в Москве ей не возвращают дом №6 в Б. Трехгорном переулке, выстроенный в
1912 адвокатом Симеоном Бимманом (конфисковали в 1912). Я часто мимо этого дома
хожу, очень интересная архитектура, напоминает "шестеренку" Мельникова.
Кстати: иск надо подавать не позже чем через полгода после решения Мосгорсуда.
В Москве выселяют из собственного дома (Леонтьевский пер,, №13) Веру Григорьеву
и ее сына Сергея, потомка дворянского рода Савеловых -- единственная в Москве
"наследная семья", которую не выселили из собственного дома, а лишь
уплотнили, оставив три комнаты. Дом за новым МХАТом. Григорьевы тоже собираются
подавать в Страсбург.
Максим Соколов в "Известиях" борется с пацифистами,
за пацифистов выдавая Чемберлена и Даладье, уступивших Гитлеру Чехию. С таким
же успехом можно выдавать за папу римского Искариота -- ведь он уступил синедриону
Христа.
Миротворец жертвует собой. Милитарист утверждает, что он жертвует
другим, чтобы спасти ближнего. Поэтому солдат не бывает ни миротворцем, ни милитаристом.
Солдат, в отличие от тех, кто обсуждает проблемы зла и насилия, просто насилует.
В этом особая, психологическая неправа милитаризма: он всегда
посылает в бой другого, и при этом утверждает, что именно пацифист посылает
другого, сам отсиживаясь в своем пацифизме. По этой же логике именно Иуда --
любимый и лучший ученик Христа, он помог Ему взойти на крест, тогда как другие
ученики тупо млели перед Учителем.
В связи с бомбежками Афганистана (именно
так -- ну какая это мировая война! так и избиение хулигана милиционерами --
война) мне прислали отрывок из сочинений Ивана Ильина. Отрывок здесь,
а мое возражение вот:
Для меня важно, что Ильин от себя вообще не упоминает Бога. Все
его рассуждение вполне атеистическое. Конечно, для нехристианиана эта деталь
не имеет значения. Но христианин не может согласиться с утверждением: "Нет
такого духовного закона, что идущий через неправедность идет ко греху".
Впрочем, и многие неверующие люди категорически против тезиса "цель оправдывает
средства".
В любом случае, никаких доказательств тому, что через насилие можно спасти
от зла, Ильин не приводит. А стоило бы. Ведь применение зла на макроуровне,
на уровне социума, в виде войны или смертной казни, оправдывают ссылками на
то, что оправдано применение зла на личном уровне. То есть, раз муж может защитить
жену, застрелив нападающего, то и солдат имеет право стрелять, в кого прикажут,
а палач имеет право отрубать голову.
Между тем, как раз на личном уровне крайне редко применение зла оправдано.
Обычно нападающий готов к отпору и просто убьет и мужа, а жену после этого не
только убьет, но и подвергнет истязанию. Да в большинстве стран (в том числе,
в России) именно личности, гражданину запрещено иметь оружие. Монополия на зло
оставлена за государством.
При этом именно на макроуровне использование зла (насилия) совершенно себя
не оправдывает. Смертная казнь не влияет на уровень преступности. Ни одна война
еще не достигала поставленной цели. Либо недолет, либо, что чаще, перелет.
Например, оборона от французов плавно переходит во взятие Парижа и ужесточение
российского самодержавия. Оборона от немецкого тоталитаризма увенчалась захватом
Восточной Пруссии и нескольких японских островов, а также ужесточением тоталитаризма
российского.
Примечательно, что Ильин предпочитает спорить с грешником ("который в
течение всей своей жизни не только мирился со всевозможной неправедностью, поскольку
она была ему "нужна" или "полезна", но и ныне постоянно
грешит со спокойною душою, грешит "в свою пользу" и даже не вспоминает
об этом"). Но разве все сторонники ненасилия - эгоисты и грешники? Неужели
все праведники были за насилие?
Вообще переходить на личности - опасно. Вот Ильин ссылается на Петра Великого,
который провозгласил "бремя государственности" "делом Божиим".
Но разве Петр Алексеевич - святой? Пророк? И дело не в том, что пьяница, сифилитик,
кощунник - не то лицо, мнение которого о том, что "божье дело", а
что нет, интересно христианину. Дело в том, что Петр назвал "Божьим делом"
свое собственное дело. Но кто же в здравом уме не уверен, что именно его дело
- праведное и Божье?
Слабость позиции Ильина проявляется и в том, что он изображает оппонента лицемером,
который хочет жизни более "спокойной", "приличной". На самом
деле, "приличным" обычно считается как раз поддерживать применение
силы. Лишь благодаря многим векам христианской святости стало закрадываться
в культуру подозрение, что армия - вовсе не так уж "нормально". Но,
кажется, к началу третьего тысячелетия эта "мягкотелость" постепенно
оттесняется из нашей культуры.
Аргумент Ильина напоминает нападки Петра I Алексеевича на монахов, которые-де
лоботрясы и которых следует использовать для ухода за отставными солдатами.
Речи христиан о том, что именно в тиши келий ведется более серьезная борьба
с "агрессивным злодейством", кажутся лицемерием.
Собственно, само использование слов "агрессивное злодейство" очень
интересно. Подразумевается, что возможно и "неагрессивное злодейство"?
То есть, "справедливая война" -- злодейство, но не агрессивное? Но
даже и на это Ильин не очень согласен. Как и всякий милитарист, он с максимальным
запалом квалифицирует противника, а вот о своей стороне говорит мягче: "неправедность",
"путь силы и меча".
Конечно, это лишь игра словами. С точки зрения человека, в которого воткнули
заточенный кусок железа, неважно, почему это сделали - потому что хотели проявить
"агрессивное злодейство" или потому что решили употребить на оборону
ближнего "неправедность", "путь силы". Всегда зло свое считают
"путем силы", а зло чужое считают "агрессивным злодейством".
Так человек кощунственно, во имя сатаны, использует способность творить слова,
данную Богом совсем не для резни и бомбежек.
Из Степашки с Хрюшей сыпятся каламбуры: Чернобелевская премия... генерал Сухопутин...
Армия Ватикана против талибана...
Поток статей против снятия льгот прессе. Сочувствия как-то нет. Даже если хорошая
газета подорожает вдвое, ее будут продолжать покупать. Штатные журналисты "прибедняются",
как и все советские люди: как ни скверно живут, но машины покупают, квартиру
получают-покупают, премии от тех, о ком пишут (от министерств, от мэров) считают
незазорным принимать. Не всем дают, но все согласны получить. А гонорары "внештатникам",
вроде меня, и сейчас невелики. "Литературная газета" не заплатила
ни копейки за несколько статей, опубликованных там пару лет (а я перестал туда
писать, тем более, что газета смигрировала поближе к "Завтра"). В
других газетах платят символически. Но главное -- торжествует большевистская,
шариковская иделогия: если нельзя, но очень нужно, то можно. Если нельзя пользоваться
привилегиями, но очень нужно, то можно. И если для большинства советских людей
-- от президента до дворника -- такое мышление объяснимо (не простительно, но
объяснимо), то для интеллектуалов оно объяснимо, но непростительно. Это то самое
"предательство клерков", о котором писали в 1920-е годы во Франции.
Калинин Леонид, свящ. Духовный смысл событий. // Радонеж. - №116. - Окт. 2001.
- С. 3. Газета на первой полосе изображает самолет, врезающийся в Вавилонскую
башню с картины Брегеля. Калинин объясняет: в теракте повинны евреи ("иудаисты"):
Шарон пришел на Храмовую гору, показывая желание восстановить Храм, в котором
будет восседать Мессия - то есть, антихрист. "С сознательной провокации,
учиненной Шароном, началась эскалация зла. И именно она, в свою очередь, привела
к тому, что произошел чудовищный по своему масштабу террористический акт, и
погибли ни в чем не повинные люди". Калинин подчеркивает, что Америка "практически
стала бездуховной", что она лишь "внешне благополучная страна",
а реально в ней только православные "живут достойно, молятся и несут очень
непростой подвиг".
Такую позицию можно назвать умеренной - неумеренная же, когда считают, что
израильтяне непосредственно организовали теракт, чтобы возбудить американцев
против арабов.
Далее
|