Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов

Дневник литератора

С 2 по 16 декабря 2001 г.

К оглавлению "Дневника литератора"

К оглавлению дневника за 2001 год

К предыдущей главе

 

Иностранные новости

В утреннем шоу в интервью с дочерью Билли Грэма Джейн Клэйсон спросила её: "Как Бог мог позволить произойти подобному?" Энн Грэм дала очень глубокий ответ. Она сказала: "Я верю, что Бог сильно опечален этим, так же как и все мы, но многие годы мы выгоняли Бога из наших школ, из нашего правительства
и из жизни каждого из нас. Полагаю, что Бог, как истинный джентльмен,просто отошёл в сторону. Как же мы можем ожидать от Бога благословений и защиты, если требуем, чтобы Он оставил нас в покое?"

То есть, если вернуть в американские школы закон Божий (разумеется, в баптистской интерпретации - ведь Грэм баптист), то терроризм будет обезврежен? Но если Бог действительно джентльмен (а если выбирать между громовержцем и джентльменом, но явно, что последнее ближе к истине), то джентльмен не будет требовать, чтобы учителя знакомили его с мальчиками и, тем более, с девочками. И уж тем более джентльмен не будет лезть с проповедями к правительству и даже уклонится от объятий министров, если таковым вдруг придет охота с ним обниматься.

А как же тогда завоевать благорасположение джентльмена? Быть джентльменом самому, вот и все. Это означает, прежде всего, прекратить работать. Джентльмен не работает. Если вспомнить, что в христианской традиции грех считается работой на сатану, то ясно, что быть джентльменом в полном смысле слова человеку невозможно. Бог, правда, может помочь -- но только личным примером.

Вот Христос -- джентльмен. Как ни подчеркивают, что Он из рабочей семьи, а все-таки в Его облике важно, что Он -- не работает. И в этом Он подобен всем людям, ибо разумный человек не будет считать свою работу своей сущностью -- как и свои грехи. Его поведение всегда, на буржуазный вкус, нескромно и подходит к высокомерию -- но не переходит эту грань, что и есть искусство быть джентльменом, быть смиренным, не будучи скромным.


В 1989 - 2000 годах в мире было зафиксировано 111 вооруженных конфликтов, проходивших в 74 точках земного шара. Это самое низкое число военных конфликтов за период после окончания холодной войны. Только семь военных конфликтов из этого числа имели межгосударственную основу, причем два из них либо завершились миром (война между Эфиопией и Эритреей), либо были значительно менее кровопролитными, чем в предшествующие годы (Индо-Пакистанский конфликт). В 2000 году было 12 вооруженных конфликтов, которые согласно международной классификации относятся к войнам (число жертв превышает 1000 человек за один год). В 1999 году было зафиксировано 14 войн. Более всего воюют в Африке, на втором месте - Азия, на третьем - Азия и Латинская Америка. (Washington ProFile).

Конечно, классификация не годится для периода до демографического взрыва. Что такое война не на "межгосударственной основе"? Избиение младенцев - война? Чечня - война? Геноцид армян - не война?


 

Российские новости

Алла Мировская. Семь кило долларов -- это миллион. // Новое время. №44. 2001. О бизнесмене, имя которого не названо. Первоначальный капитал: в 1991 году "удалось найти знакомых - кажется, в Госснабе, и нам "по блату" выделили 800 тысяч рублей ... На эти деньги мы закупили партию малазийских "двоек" ... и на ней заработали свой первый миллион". Основные деньги сделаны в 1992-м во время гиперинфляции: "Кредиты давали под 60% годовых, а инфляция составляла около 400%. Сигареты, которые мы покупали в Германии, в России можно было продавать дешевле закупочной цены, получая при этом рублевую прибыль.... сигареты принесли нам около полумиллиона долларов. .... Мы уходили от налогов тупо - просто не показывали оборот. В этом деле главное - иметь хорошие отношения с налоговой".

"У одного моего знакомого бизнес был еще более анекдотичный. На складе алкогольной продукции он брал водку якобы на реализацию. А сам тут же перепродавал ее той же фирме, но на другой склад. Получал наличные. И "крутил" их недели две на шоколадных батончиках "Сникерс". Смысл этой нехитрой операции был в том, чтобы получить деньги, которые можно было "крутить". Водка продавалась чуть дешевле первоначальной цены, но эту маржу он успевал в два-три раза отработать на "сникерсах".


А вот в "Московском комсомольце" (23.11.2001) о том времени Егор Гайдар: благодаря мне (ему) общество получило "работающую систему рынков ... полный набор рыночных инструментов, от банков до права собственности".

На возражение интервьюера ("наше общество получило продление агонии неэффективной экономики"): "Надо абстрагироваться от идеальных условий, когда прекрасно работают рынки ... нам этого никто не обещал. ... этого нельзя достигнуть сразу".

Интервьюер Гайдару - цифры: "население страны значительно сократилось, мы потеряли три четверти ВВП". Гайдар: "Индия -- страна ... неизмеримо более бедная, чем Россия, однако имеет очень высокие показатели оптимизма и удовлетворенности жизнью. А Россия является рекордсменом мира по собственной несчастности. Вот мне и кажется, что снижение уровня соственной несчастности -- это и есть важнейшая национальная задача".

Журналист (А.Паникин): "Ведь ваша основная идея - с экономическим ростом наступит материальное изобилие ... Теперь же вы утверждаете, что экономические успехи не главное".

А я бы Егора Тимуровича предложил рукоположить. Из него вышел бы прекрасный священник, отец Георгий, умеющий на все дать ответ, всегда оптимистичный, деловитый, поддерживающий в отличном состоянии храм и домик причта, не фундаменталист, посещающий международные конференции, чтобы там протестантам свидетельствовать об истине православия, а католикам рассказывать о том, какая наша Украина -- наша. На исповедь к нему люди старались бы не попадать, но это уже, как говорится, совсем другая история...

Что до экономики-риторики, то тут неплох "тест Хоттабыча". Джин, сделавший телефон из цельного куска мрамора, мог бы использовать подобные аргументы в защиту своего шедевра? Вы получили полный набор телефонных аксессуаров? Получили. А что будет идеальная связь, этого не обещали, надо подождать, не все сразу. И не кипятитесь так, и без телефонов люди живут, и счастливы, прежде чем с другими разговаривать, сперва с собственной душой побеседуйте, как Марк Аврелий.


"Комсомольская правда" (25.10.2001) - образец хорошего журнализма. Корреспонденции о том, как зарегистрировать малый бизнес в разных странах (проще всего во Франции - единственной западноевропейской страной, представленной в газете - там в одном департаменте заполняют анкету, наем помещения занимает сутки, нужно только внести хозяину залог и страховку). В России... "Чтобы поставить газетный киоск в городе Томске, надо получить 32 согласования. А для открытия в Воронеже цеха мясопереработки - 105 согласований".

А ведь это разновидность диалога! Взятка -- такая же реплика, как поклон, пожелание доброго утра. Царство Кесаря -- очень говорливо, многоречиво, не обязательно в смысле манифестов, но обязательно в смысле бумажек. И церковное ханжество это попытка превратить Царство Божие, в котором всего-то требуется -- слезинки частица малая и воды крещения капелька -- в Царство Божие Кесарева типа, в котором для крещения нужно много проточной воды, троекратной погружение, пятилетняя катехизация и пр. и пр.


Вот из нынешних Леонид Радзиховский (Независимая газета, 28.11.2001): "Полицейское государство безопаснее бандитского сообщества". Почему бы не подложить под Путина бен Ладена? На таком фоне наше Царство Кесаря смотрелось бы еще выигрышнее, нежели на фоне бандитов.

Радзиховский бранит гражданское общество, сводя его к полярности: "интеллигентные голуби ... бюрократические хряки". Разумеется, ни одной цитаты не приводит. Зато в качестве примера "плохого" гражданского общества приводит "футбольных фанатов" и сравнивает их с чиновниками МИДа. С каких пор толпа болельщиков является "организацией"? Вот когда болельщики сорганизуются, чтобы положить конец дракам -- это будет ячейка гражданского общества.

Радзиховский даже запрещает говорить о том, что у гражданского общества "свои задачи": "Весь пафос разговоров про ГО ... именно в явном (или скрытом) противопоставлении ГО государству". Не писатель, а читатель в сердцах. Главное тут - удержаться и не пытаться прочесть, что там в сердце у него.

Утверждение Радзиховского: "шпана, а отнюдь не благонамеренные правозащитники определяют кислый вкус нашего "гражданского бульона" - парадоксально: ведь шпаной он называет нацистов (еврей все-таки немножечко), но именно нацисты и прочая шпана очень большие государственники. Впрочем, судя по заявлению, что партии -- тоже часть гражданского общества, Радзиховский просто не понимает, чем гражданское общество отличается от политического.


Вл. Власов. Пастухи и земледельцы. // Независимая газета, 5.12.2001. Оправдывает погром в Царицыно тем, что громили капитализм, поработителей. Земледельцы громили скотоводов как Каин Авеля. Капитализм - наследник скотоводства, поэтому в США культ ковбоев. Другой исток капитализма - рабства. "Система прямого рабства заменяется системой эксплуатации, в которой человек якобы добровольно продает лишь часть себя - свой труд. Теперь решение жить или умереть принимает он сам, а не его хозяин или надсмотрщик с плетью, но поскольку такой вопрос обычно не обсуждается, а иных средств к существованию у него нет, человек по-прежнему несвободен: он вынужден продавать себя". Славяне скотоводы, но быстро стали земледельцами. "Скотоводство способно ... вовлечь в свое производство большие массы людей, соблазнив их скорым материальным успехом".

Разумеется, погромщики за свою жизнь ни борозды не провели, ни козла не попасли. Дармоеды, а не скотоводы и не земледельцы. Выпукло - агрессивность как вера в то, что погромщик не принимает решения - у него нет выбора. Человек - раб греха, раб капитала и т.п. Революция есть именно рабский поступок, поступок безвыходности. Вера в Христа - освобождает не от греха, а от власти греха, от веры в то, что выхода нет, что я маленький, ничтожный буратина.


Design Illustrated, Ноябрь 2001.Валерий Панюшкин, очерк о квартире некоего Васильева, редактора "главной буржуазной газеты страны" ("Известия", что ли?), который "прославился тем, что купался зимой в озере посреди города Цюриха. И пил портвейн в римском Колизее, перелезши туда ночью через забор и опоздав таким образом на фрачный прием в честь главных редакторов всех времен и народов". Выражается главный редактор так: "Ну ладно, жрать хочешь? ... Ты только не пиши вот эту всю эту хрень про Карлсона, который живет на крыше. Г…. ж получится" (отточие мое - Я.К.) Кухонная мебель из Пьяченцы за 52 тысячи долларов. Угар нэпа!

Тут же очерк о моем соседе по району. Президент компании "Крокус-Интернэшнл" Араз Агаларов, построил в 1997 г. дом на Пресне, рядом с особняком, который выцыганил у Лужкова Церетели. Жена Ирина, "хозяйка нескольких крупных московских салонов красоты". Пол в подъезде выложен камнем из Бразилии с каким-то уникальным рисунком. "Здесь все для жизни, а не напоказ". "Никакого чрезмерного усердия в том, как квартира обставлена" (С. 89). Интерьеры можно посмотреть немножко тут.

Агаларов сам оформлял некоторые детали: "По нормам, например, подоконники не могут быть ниже, чем 80 см от пола. А у меня в квартире - 30. Потому что если придерживаться нормы, то комната похожей на тюрьму получается" (С. 93).

Какие интересные ассоциации у хозяина!

Отношения с Церетели хорошие: тот купил три квартиры в доме Агаларова. На фронтоне своего особняка Церетели налепил герб с надписью "Кн. Церетели" а Агаларов на фронтоне сделал надпись "А.Агаларов-1997". Вертолетная площадка, она же веранда для приемов. Лифт прямо в свою квартиру. В доме 33 квартиры, 60 тысяч кв. м. продававшиеся по 4-6 тысяч долларов. У Агаларова квартира 450 метров, у Бориса Йордана, соседа сверху - 500 м. А деньги - от кооператива "Крокус", созжанного "во второй половине 80-х годов". "В начале 90-х сеть магазинов "Крокус" покрыла буквально всю Москву, обеспечивая потребности многих в одежде и обуви" (С. 92). Меня верно упрекали всегда родные в рассеянности: сколько живу в городе, ни разу не заметил ни одного такого магазина.

Тут же статья Виктории Кошут о том, как руководители компании "Конкор" Вл. Кононов и Александр Королев взяли в аренду особняк в Калязине - музейная достопримечательность превращена в виллу. А был дом свящ. Белюстина. Белюстину, конечно, в страшном сне не снилась та роскошь, которой затопили, судя по фотографиям, его дом.


5 декабря 2001 г. инэнисты провели пикет перед резиденцией Патриарха. Сообщение Леонида Сергиевского (инэниста, http://www.kuraev.ru/gb/view.php3?subj=10040).

"В 11 часов утра в среду 5 декабря православный народ собрался в Чистом переулке у здания Московской Патриархии. Было более 300 человек мирян и 3 священнослужителя.
Примерно через полчаса ... депутацию из 3 человек благословил принять митрополит Солнечногорский Сергий ... рядом с которым находились также архиепископ Истринский Арсений и епископ Дмитровский Александр. В одном из 3 делегированных народом митрополит узнал Осипова Владимира Николаевича, главу Союза Христианское Возрождение, с которым он общался 8 лет назад по линии Союза Православных Братств, что придало достаточно доверительный характер беседе. Митрополит Сергий радушно, с участием, вел беседу ... (пересказано по памяти и своими словами, просим простить за возможные неточности пересказа):

Сергий: "Вы же не хотите конфликта Церкви с государством? И вообще, ИНН, компьютеризация – это нормальные технические мероприятия, которые проводит государство для совершенствования сбора налогов и управления финансами. ... вообще вся эта компания против ИНН – это отработка задачи неких сил по расколу Церкви. Например, предыдущее средство раскола - через агрессию сектантов - нам удалось предотвратить. Помните, 10 лет назад они все заполонили, в том числе и телевидение и радио? Где они все сейчас? Поэтому желающие раскола придумали новое средство – «проблему ИНН». ... (далее идет рассказ одного из архиереев) «Вот, например, пришел ко мне человек с дипломатом и прямо в лицо предложил – давайте раздувать проблему вокруг ИНН, с целью раскола Церкви. Я готов оплачивать это дело полностью, - и открыл передо мною дипломат полный долларов.»…

Осипов: "Еще, к примеру, мы знаем о восстановлении храма Соломона, в котором должен воссесть антихрист, а 29 июля этого года была произведена ритуальная закладка камня под мечетью Аль-Аякса в основание именно этого, третьего храма, имеющая мистический смысл!" Арх.: "Ну, так Вы вместо того, чтобы здесь собираться, съездили бы в паломничество в Иерусалим, выкопали бы его и выкинули вон".

Примечательно как епископ на ходу сочинил рассказ о явлении беса с чемоданом долларов. Осипов в 70-е уже был среди диссидентов, о которых чекисты распространяли светский миф как о людях, продавшихся за джинсы. Джинсы выступали заместителем доллара -- зеленого листочка, который черт выдает за деньги. Теперь тот же миф воцерковился.

С другой стороны, наше средневековье использовало и технику -- миф о технике (включая технику экономической жизни) как нравственно безразличном и всегда положительном способе творчества: война в Чечне - "зачистка", разгон НТВ - "спор хозяйствующих субъектов", слежка - "нормальные технические мероприятия". Разумеется, все это -- лишь по отношению к другим.

По отношению к себе, конечно, всякая "техника" отменяется, любые законы, инструкции, правила не соблюдаются. В "своих" мемуарах Путин спокойно пишет о том, что фирмы, которым он перечислял казенные деньги, якобы "бесследно растворялись". Словно биномньютона найти людей, которым перечислено несколько миллионов. Словно компании -- не фирмы, а кусочек сахару, а он не чиновник, обязанный сохранять казенные средства, а купчиха, позвякивающая ложечкой в стакане.

Неужели Сергий действительно верит, что инославные побеждены?


Из статьи Ихлова об учредительном собрании: "А когда "совет четырехсот" начнет кроить конституцию, лучезарные демократические дурочки станут пускать розовые слюни: пусть укрепят местное самоуправление, устранят перекосы в сторону исполнительной власти, вернут парламенту контрольные функции..". Пользуюсь тем, что это мой дневник, а не газета, так что я даже обязан выразить свое несогласие с одним пунктом -- с обличениями "лучезарных демократических дурачков". Сугубо по герменевтическим соображениям.

Если в быту я придерживаюсь жесткого принципа: называть человека так, как он желает, то в публицистике иногда нужно высказывать и свое мнение о реальности. В частности, если речь идет о необходимости отличать Учредительное собрание от чекистской подделки под Учредительное собрание, то нужно напомнить и о том, что не всякий, называющий себя демократом, - демократ. Есть четкие критерии того, кто такой демократ, и человек, ведущий себя так, как это описывает (совершенно верно) Ихлов -- не демократ.

Кто видит в государстве единственный источник свободы и блага, возможно, носитель холопской психологии, псевдодемократ и т.д., но не демократ. Называть его так означает ставить себя в двусмысленное положение: кто обличает демократов, тот, очевидно, сам не демократ или не подозревает о существовании иных демократов.


Сергей Викторович Пугачев, банкир. Залп публикаций против него: питерец, интригует против Александра Волошина. Некоторые статьи подчеркивают, что Пугачев напрасно намекает на свою близость к президенту - но я сам видел по телевизору, как они дружески шептались во время пребывания Путина в Греции. Видимо, стоит говорить о том, что действительной дружбы в подобных сферах просто не бывает.

Мильштейн (Новое время, 9.12.2001): Пугачев заодно с Патрушевым. Призывает помнить, что Волошин плох, но и Патрушев омерзителен: "История с "проверкой" жителей Рязани на бдительность -- это на века". Прогноз Мильштейна: Путин "вряд ли захочет делиться властью с самыми задушевными коллегами по бывшей спецслужбе и с самым воцерковленным из денежных мешков". Евг. Комаров (Новые Известия, 4.12.2001), сохранивший, возможно, связи в Чистом переулке: Шевкунов учился во ВГИКе на режиссерском, делал карьеру под Нечаевым (кличка "Гоша Шептунов"). "В одном Пугачев ошибся: завсегдатаи Чистого переулка предполагают, что именно он привел к патриарху его нынешнюю любимицу и фаворитку Гюльназ Сотникову".

Роман Андреев (Независимая газета, 5.12.2001): у Пугачева 4 года работал Вл. Желонкин, до зам. управляющего, оттуда ушел в Православное информ. телеагентство. Этот автор считает, что Пугачев свел Пуина и Шевкунова.

Пугачев: р. 4.2.1961, "окончил Ленинградский университет. Доктор технических наук. Работал в системе Промстройбанка. Вероятно, знакомство с Владимиром Путиным состоялось в начале 90-х гг., когда Пугачев создал Северный торговый банк. В середине 90-х гг. Пугачев вошел в Кремль через дружбу с управделами администрации президента Павлом Бородиным. Завхоз Кремля помог поставить на ноги тогда никому неизвестный Межпромбанк, выросший из московского филиала Северного банка. ... Лишь один раз порука Бородина не сработала, когда Пугачев собирался прибрать счета «Росвооружения». Не помогла и поддержка вице-премьера Олега Сосковца – операцию заблокировал Александр Коржаков. ... Бывший управделами генпрокуратуры Назир Хапсикоров, человек Бородина и Березовского, работал в Межпромбанке.

Благодаря щедрым пожертвованиям, Пугачев приблизился к Патриарху Алексию II. Именно благодаря хорошим связям в Патриархии, считают эксперты, Путин держит рядом с собой Пугачева. Когда у Путина в 1999 г. умер отец, Владимир Спиридонович Путин, Пугачев привез на похороны одного из высокопоставленных церковных иерархов, чем очень растрогал будущего президента. Пугачев также является старым другом помощника Патриарха, наместника Сретенского монастыря отца Тихона, который сейчас является духовником президента, а также самого Пугачева. Банкир вообще человек очень набожный, соблюдает пост и посещает православные святыни.

Есть мнение, что посредничество между Путиным и Патриархией – единственная роль, которую позволяют играть Пугачеву в Кремле. ...Проживает в основном в Америке, в Москве бывает редко". Ист.: http://www.whoiswho.ru/russian/Curnom/32001/tiger.htm.

По другому материалу (Версия, 20.11.01, Дм. Павлович, осторожно - орган гебистский), не Пугачев Шевкунова, а Шевкунов Пугачева свел с Путиным (http://www.compromat.ru/main/putin/poppolitika.htm). По хронологии скорее Пугачев инициатор -- ведь в Москву Путин перебрался уже после того, как познакомился с Пугачевым.

Общее у всех авторов, которые об этом пишут, - интонация брезгливости и безнадежности. "Искреннее благочестие" Путина оказывается куда менее искренним, чем эксцентричность хрущевско-ельцинского типа. Оно все равно за чужой счет (поездка Людмилы Путиной в псковский монастырь обошлась казне в 30 тысяч долларов, поскольку был арендован специальный самолет).

К тому же, как назло, Путин одновременно и в том же самом стиле посещает и синагогу -- "нужную", "правильную" синагогу Лазара, посещает лишь для того, чтобы уничтожить "синагогу Гусинского-Шаевича". 9-го декабря на Манежной площади в Москве устроили публичное зажжение ханукальных свечей -- специально для Лазара. Разумеется, с точки зрения шевкуновского православия российский лидер не может посещать синагогу, даже ради благой цели изведения под корень другой синагоги. Но тут Шевкунов достаточно умен, чтобы молчать.


Залп публикаций о православности Путина. Елена Баюн (Моск. комсомолец, 8.12.2001): Путин демонстративно постится, в частности, лишь попробовал макароны с мясом во время спуска атомной подлодки. "Известия" (8.12.2001) - интервью с архим. Тихонов Шевкуновым: скромно не отрицает, не подтверждает, что он духовник Путина, но скорее -- подтверждает, что Путин к нему ходит. Как попал в его храм: "Очень просто: когда-то он пришел к нам в храм, поскольку наш монастырь расположен недалеко от прежнего его места работы". Политическое кредо Шевкунова: "Россия вынуждена проходить между Сциллой и Харибдой: между ужасом исламского терроризма и не менее страшной силой тех, кто пытается воплотить в жизнь тотальную американскую гегемонию". (Значит, фраза в послании Патриарха насчет диктата Запада как причине 11 сентября не случайна).


Православизация: Николай Бурляев, кинорежиссер, объясняет, почему берет из казны деньги на проведение православных кинофестивалей: "Уважающее себя государство всегда поддерживает культуру и, в частности, свой кинематограф. У нас принято оглядываться на Запад, учиться у Запада. Так давайте учиться хорошему. Возьмем Австрию. Она тратит каждый год 20 миллионов долларов на то, чтобы поддерживаься одну только Венскую оперу" (Независимая газета, 8.12.2001).

Пропал день: все думал, где же тут логика? Если Австрия поддерживает Венскую оперу, то почему мы должны поддерживать не Венскую оперу, а Бурляева?

И вообще я против того, чтобы учиться у Запада. Учиться надо у Бога. Он поддерживает не фестивали, не национальные культуры, а личность, и поддерживает не деньгами, а духом, а иногда даже и отсутствием денег.


Далее

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова