Послание в Египет о времени празднования Кущей. - Ограбление Храма царём Селевком. - Воцарение Антиоха Епифана. - Истории мучеников. - Восстание Иуды Маккавея. - Позорная смерть Антиоха Епифана. - Правление Антиоха Евпатора. - Победа Иуды Маккавея над Никанором.
См. также общую справку о книгах Маккавейских.
Goldstein, Jonathan A. II Maccabees. New York: Doubleday & Company, Inc., 1976. Pp. 614.
Schwartz, Daniel R. 2 Maccabees. New York: Walter de Gruyter, 2008. Pp. 617.
Dying for the Faith, Killing for the Faith. Old Testament Faith-Warriors (1 and 2 Maccabees) in Historical Perspective. Ed.Gabriela Signori. Leiden: Brill, 2012. Pp. 325.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
Автор и датировка. Как явствует из вступления (2:24), в книге кратко изложен труд Иасона Киринейского. Компиляция составлена иудеями *Палестины для своих единоверцев в Египте. Дата указана составителем (188 *селевкидской эры, т.е. 124 до н.э.; см.1:10).
Литературные особенности, содержание, композиция. В отличие от документальной прозы 1 Макк, 2 Макк оживляется драматич. сценами и диалогами; повествование эмоционально насыщено, в нем повсюду чувствуется дух истинного благочестия. Хронологич. рамки книги почти совпадают с 1 Макк, но излагаемые в ней события заканчиваются победой Маккавея над сир. полководцем Никанором, т.е. весной 160, а первое описанное в книге событие датируется 176 до н.э.
Книга делится на 4 части: 1) пролог от составителя или составителей (1-2 гл.); 2) насилия селевкидских царей; эллинизация; ветхозав. мученики (3:1-7); 3) ход восстания до освобождения Храма и смерти Антиоха (8:1-10:9); 4) войны Маккавея до победы над Никанором (10:10-15:39).
Духовное значение книги. Одной из главных тем 2 Макк является прославление мученичества. Автор воспевает смерть людей, к-рые под пытками не отреклись от Бога (семеро братьев и их учитель Елеазар). Мученики исповедуют веру в воскресение из мертвых. «Ты, мучитель, — говорит один из них, — лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (7:9). В словах их матери мы находим первое четкое определение библ. *креационизма: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Боги з н и ч е г ои что так произошел и род человеческий» (7:28). Во 2 Макк мы также находим первое свидетельство о молитвах за павших на поле брани (12:42-45). Эти молитвы тесно связаны с верой в воскресение. Правосл. Церковь чтит память ветхозав. мучеников 1 августа.