Антихрист
Антихрист Мф. 24, 24; - трактат Ипполита Римского; "Действо об А.", 12 век; А. как авторитарный христианин, Кант, 1794; старообр. дьякон Фдр.
Иванов; повесть Вл. Соловьева, 1900 и статья Г.Федотова,
1926;
Деревенский Б. Учение об антихристе в древности и средневековье. СПб.: Алетейя, 2000. 528 с.
Jenks, Gregory. The Origins and Early Development of the Antichrist Myth. New York: Walter de Gruyter, 1991.437 pgs.
Реутин М.Ю. Игры об Антихристе в Южной Германии. Средневековая пародия. М.: РГГУ, 1994. 41 с.
Кротов.
Выражение «Антихрист» (буквально: «противо-Христос») встречается исключительно
в 1 Ин 2.18, 22; 4.3; 2 Ин 7, но то же самое или некое аналогичное лицо имеется
в виду в различных апокалиптических текстах НЗ (Мк 13.14 п; 2 Фес 2.3-12; Откр
13.4-18). А так как оно носит в известной степени дуалистический характер, уже
встречавшийся в нек-рых текстах ВЗ, то там и надо проследить сначала первоначальное
откр. о нем, еще несовершенное, но уже показательное.
B3
Уже в ВЗ мы видим, что действие Божие в мире наталкивается на враждебные силы,
к-рые - в зависимости от контекста - представлены в довольно различных обликах.
1. Согласно религиозной символике древнего Востока творение мира изображается
в откр. поэтически - в виде некой борьбы между Богом Творцом и силами хаоса, чудовищными
3верями, олицетворяющими неукрощенную мощь Моря (Ис 51.9 сл; Пс 73.13 сл; 88.10
слл). Тот же символ, очищенный от мифологических реминисценций, служит для указания
на «последние времена» в виде борьбы Ягве со Змеем (Ис 27.1). Его же можно найти,
по всей вероятности, в основе первоначальной драмы ч-ства; в Быт. противник замысла
Божия принимает символический облик Змея (Быт 3). Так посредством этих символов
вырисовывается на двух полюсах спасительного замысла лицо Сатаны; он - Противник Бога по преимуществу.
2. Однако в рамках истории Сатана действует в мире через посредство ч-ских
сил. Враги народа Божия являются противниками Самого Бога, когда
они противостоят замыслу Его Провидения. Так обстоит с Египтом во время Исхода; таковы и властители Ассура и Вавилона, угнетающие Израиль и поклоняющиеся ложным богам,
духовное владычество к-рых они стараются распространить на земле; наконец, таковы
и языческие цари, побуждаемые безудержно кощунственной гордыней равняться с Богом
(Иез 28.2 слл; Ис 14.13). В истории раскрывается т. обр. постоянная вражда между
Ягве и этими истор. силами, вплоть до последней решающей брани, когда «Гог, князь
Магога» будет побежден навеки (Иез 38-39), после чего и придет эсхатологическое
спасение.
3. Действия Антиоха Епифана, врага Израиля и в то же время гонителя тех, кто
истинно поклоняется Богу, так отображается в кн. Даниила: он - тот нечестивый, к-рый притязает занять место Бога (Дан 11.36)
и водворяет на святом месте мерзость запустения (9.27); он также - одиннадцатый
рог, вырастающий у четвертого Зверя, обладающего сатанинским ликом (7.8); оттого
суд над ним и его уничтожение являются вступлением к установлению Царства Божия
(7.11-27; 11.40-12.2).
НЗ
Такова эсхатологическая перспектива, принятая и в НЗ, с той только разницей,
что Царство Божие пришло в лице Иисуса Христа. Анти-бог ВЗ становится следовательно
анти-Христом, к-рый уже действует через своих приспешников, прежде чем проявить
себя открыто в эсхатологической брани, в к-рой он будет окончательно побежден.
1. Уже в синоптическом апокалипсисе в «великую скорбь», предреченную Христом
как преддверие пришествия Сына Ч-ского во славе, входит и появление «лже-христов»,
соблазняющих и вовлекающих людей в отступничество (Мк 13.5 сл; 21 сл; Мф 24.11
п); и знаком этого испытания является «мерзость запустения», водворяющаяся на
святом месте (Мк 13.14 п).
2. В 2 Фес 2.3-12 противник последних времен, сын погибели, начинает действовать
как некий противо-бог (2.4), наподобие тех, что мы видели в ВЗ; но он же является
и А., принимающим облик Господа; он придет во время, предустановленное Богом,
и своей сверхъестественной силой совершит ложные чудеса на погибель людям (2.8-9).
Так он исполнит на земле дело Сатаны (2.9). С другой же стороны, тайна беззакония,
главным совершителем к-рой он будет, находится уже в действии (2.7); и вот почему
столько людей заблуждаются и привязываются ко лжи вместо того, чтобы верить в
истину (2.11 сл). Если этот беззаконник еще не явился в своем подлинном лице,
то это потому, что «нечто» и «некто» его «удерживает» (2.7): загадочный намек,
о к-ром ап. Павел не высказался более ясно. Во всяком случае, откр. беззаконника
произойдет непосредственно перед вторым пришествием Иисуса Христа, К-рый явлением
Своего пришествия уничтожит его (2.8; ср 1.7-10).
3. Откр. Ин. дает подобную же эсхатологическую картину посредством двух символических
чудовищных 3верей. Первый из них - некая политическая сила: он хулит Бога, заставляет
поклоняться себе самому и преследует истинных верующих (Откр 13.1-10). Второй
Зверь - некая религиозная реальность: он принимает внешний вид Агнца (т.е. Христа),
совершает ложные чудеса и соблазняет людей, чтобы привести их к поклонению первому
Зверю (13.11-18). Так исполняется на земле дело Сатаны, древнего Дракона, передавшего
свою власть первому Зверю (13.2). Все это - величественное символическое указание,
относящееся к «последним временам», но тем не менее иносказательно имеющее в виду
и положение настоящего времени, в к-ром подвизается Церковь Христова, гонимая
языческой Римской Империей.
4. В посл. Ин. именем А. обозначается прежде всего современная реальность:
всякий, кто отрицает, что Иисус есть Христос, тем самым отрицает Отца и Сына (1
Ин 2.22), кто не исповедует Христа, пришедшего во плоти (1 Ин 4.3; 2 Ин 7), тот
и есть Обольститель. Ап. Иоанн делает ясный намек на еретиков и отступников, у
к-рых уже осуществляется отступничество, предреченное Христом и предвиденное ап.
Павлом. Т. обр. эсхатология актуализирована; но драма веры нашего времени должна
восприниматься в более широкой перспективе, полное указание на к-рую дает Откр.
Ин.
Учение об А. остается весьма таинственным. Понять его можно только в связи
с вековой бранью, к-рую Бог и Его Христос ведут против Сатаны и его
земных приспешников. Эти последние пытаются двойным путем мирского гонения и религиозного
обольщения привести спасительный замысел к неудаче. Не будем искать, какие собственные
имена скрываются за каждым из символов, служащим указанием на их присутствие;
но каждый, кто действует как они, в какой-то мере участвует в той же тайне А.
И это действие будет продолжаться непрерывно в течение всей истории, ставя людей
в самую гущу такой борьбы, в к-рой никакое ч-ское средство не может восторжествовать.
Но где люди будут терпеть неудачу, там победит Агнец (Откр 17.14) и Его свидетели
будут участвовать в Его победе (Откр 3.21).
BRi & PG
Ср.: бедствие 2 - Вавилон
6 - война НЗ III
- День Господень НЗ I 2 - заблуждение НЗ - звери
и Зверь 3 б, 4 - ложь II 2 б - мир
НЗ I 2, III 2 - нечестивый НЗ 2 - Сатана
III
|