«Яков

Оглавление

Читая Библию

Словарь библейского богословия

К оглавлению

Н


НАВУХОДОНОСОР см.Вавилон 2,5 - война ВЗ II 1, 2 - гордыня 2 - могущество, сила IV 2


НАГОТА см. пол I 1 - одежда II - стыд I 2


НАГРАДА см. бегать 2 - воздаяние - правда А I ВЗ 3, Б II ВЗ


НАДЕЖДА

 


НАЙТИ см.: искать


НАКАЗАНИЯ

Царство Божие находится под знаком блаженства, а в то же время в Библии говорится о Божиих Н.; замысел Божий направлен к тому, чтобы примирить всякую тварь с Богом, а в то же время ад разделяет их окончательно. Как только теряется богословский смысл трех понятий, тесно связанных с понятием Н.: грех, гнев, Суд - возникает некий великий соблазн. Но именно поэтому верующий преклоняется перед тайной любви Божией, к-рая своим терпением и милосердием приводит грешника к обращению.

Бедствия, потоп, рассеяние, враги, ад, война, смерть, страдание - все эти Н. открывают ч-ку три вещи: его положение, т.е. положение грешника; логику, по к-рой грех ведет к Н-ю; лицо Бога, К-рый судит и спасает.

1. Наказание - знак греха. - Через Н., к-рое она переносит с такой болью, греховная тварь ощущает оторванность Своей воли от Бога. Это познает на опыте все творение: змей, обольститель и человекоубийца (Быт 3.14,15; Ин 8.44; Откр 20.9,10); ч-к, открывающий, что «одним ч-ком грех вошел в мир, и грехом - смерть...», страдание, тяжелый труд (Рим 5.12; Быт 3.16-19); города, наказанные за их неверие: Вавилон, Содом, Капернаум, Иерусалим, Ниневия; враги народа Божия: Фараон, Египет, языч. народы, даже если Бог через них наказывает Свой народ (Ис 10.5); сам народ Божий, в к-ром лучше всего должна проявляться конечная положительная цель Н-я (Вар 2.6-10, 27-35); 3верь и поклонники его образа (Откр 14. 9 слл; 19.20); наконец материальное творение, подчиненное суете вследствие греха Адама (Рим 8.20).

2. Наказание - плод греха. - В происхождении Н-я можно различить три момента. В исходной точке одновременно и дар Божий (творение, избрание) и грех. Затем призыв Божий к обращению, отвергнутый грешником (Евр 12.25), хотя через призыв он нередко слышит и возвещение Н-я (Ис 8.5-8; Вар 2.22 слл). И тогда, перед таким ожесточением, Судия решает наказать (Ос 13.7; Ис 5.5; Л к 13.34 сл).

Результат Н. двоякий, в зависимости от того, насколько открыто сердце: нек-рые Н. заключают дело, осуждая раз навсегда: таково осуждение Сатаны (Откр 20.10), Вавилона (18), Анании и Сапфиры (Деян 5.1-11; другие еще «открыты» и призывают к обращению (1 Кор 5.5; 2 Кор 2.6). Т. обр., Н. является преградой, противостоящей греху: для одних это осуждение, для других - призыв «возвратиться» к Богу (Ос 2.6 сл; Лк 15. 14-20). Но даже тогда оно остается осуждением прошлого и предвосхищением окончательного осуждения, если сердце не обратится к Богу.

Итак, не Н. отделяет от Бога, а грех, за к-рый оно является возмездием. Оно подчеркивает, что грех несовместим с Божией святостью (Евр 10. 29 сл). Христос познал Н., хотя Он был безгрешен, потому что Он взял на Себя грехи людей ради спасения рода ч-ского (1 Петр 2.24; 3.18; Ис 53.4).

3. Наказание - откровение Божие. - Своей внутренней логикой Н. несет откр. о Боге: оно своего рода Богоявление, в той мере, в какой оно может быть дано грешнику. Кто не принимает благодати посещения Божия, встретит Бога как Судию (Лк 19. 41-44). Об этом непрестанно говорит пророк: «тогда вы будете знать, что Я Ягве» (Иез 11.10; 15.7). Так как Н. есть в то же время и откр., то его приводит в исполнение Слово (Прем 18.14-16; Откр 19.11-16) и его настоящее значение открывается перед лицом Иисуса Распятого (Ин 8.28).

Предназначенное для того, чтобы вести к признанию Ягве и Иисуса, Н. тем ужаснее, чем ближе к Богу тот, кого оно постигает (Лев 10.1-3; Откр 3. 19). То же Присутствие, услада для чистого сердца, становится мучением для ожесточенного, хотя и не всякое страдание является Н.

Более того, Н. открывает глубины сердца Божия: Его ревность к тому, кто вошел в союз с Ним (Исх 20.5; 34.7), Его гнев (Ис 9.11 слл), Его возмездие врагам Его (Ис 10.12), Его справедливость (Иез 18), Его воля к прощению (Иез 18.31), Его милосердие (Ос 11.9), наконец Его упорная любовь: «И вы не обратились ко Мне!» (Ам 4.6-11; Ис9.12; Иер5.3).

Но в самом центре нашей истории мы видим Н., в к-ром соблазнитель и грех смертельно поражены: это крестная Смерть, в к-рой с такой очевидностью проявилась Премудрость Божия (1 Кор 1.17- 2.9). На Кресте как бы встречаются окончательное осуждение Сатаны, греха и смерти, и страдание - отверстый источник жизни (1 Петр 4.1; Флп 3.10).

Эта Премудрость проходит через весь ВЗ (Втор 8. 5,6; Прем 10-12; Евр 12.5-13); воспитание к свободе не могло осуществиться без «исправления» (Иф 8.27; 1 Кор 11.32; Гал 3.23 сл). Т. обр., Н. находится в тесной связи с законом; исторически эта эпоха уже пройдена, но психологически многие хр-не еще принадлежат к ней: тогда Н. продолжает быть одним из звеньев, соединяющих грешника с Богом. Но хр-н, живущий Духом, освобожден от Н. (Рим 8.1; 1 Ин 4.18). Он признает, что Н. еще совместимо с любовью Отца, когда оно направлено к обращению (1 Тим 1.20; 2 Тим 2.25). В наше эсхатологическое время единственное и истинное Н. - окончательное ожесточение (2 Фес 2.10 сл; Евр 10.26-29).

Эта близость окончательного суда, уже действующего, сообщает Н-ю ч-ка «плотского» значение знамения: она предвозвещает осуждение всего, что не может наследовать царства. Но для «духовного» суд является оправданием: тогда Н. становится умилостивлением во Христе (Рим 3. 25 сл; Гал 2.19; 2 Кор 5.14); добровольно принятое, оно дает умереть плоти, чтобы жить согласно Духу (Рим 8.13; Кол 3.5).

JCo

Cм.: Ад ВЗ II, НЗ I 0 - бедствие - бесплодие - болезнь ВЗ I 2 - Вавилон 2 - вода II 1,2 - воздаяние - война ВЗ III 2, НЗ III 2 - воля Божия ВЗ 0, II - воспитание - гнев Б - гонение I 4 б - гордыня 4 - грех I 2 - Египет 2 - земля ВЗ II 3 в - милосердие ВЗ I 2 б - молчание 1 - нечестивый ВЗ 3, НЗ 3 - огонь - ожесточение II 1 - ответственность 4 - печаль ВЗ 2 - плен I - покаяние ВЗ I 1, II 3 - посещение ВЗ 1, НЗ 2 - потоп - правда А II ВЗ - проказа 1 - проклятие - пророк ВЗ IV 1 - сбор винограда 2 - смерть ВЗ II 1,2 - соль 1 - страх Божий III - суд ВЗ I 2, II 1 - умилостивление 1


НАРОД

 


НАРОДЫ ЯЗЫЧЕСКИЕ

 


НАРУШЕНИЕ см.: грех III 2 в - клятва ВЗ 3 - насилие I - прелюбодеяние - союз / завет ВЗ III 1 - супруг ВЗ 1


НАСИЛИЕ / НАРУШЕНИЕ


НАСЛЕДСТВО, НАСЛЕДИЕ

 


НАСТАВЛЯТЬ см.: воспитание - мудрость - учить


НАСЫТИТЬ см.: Авраам I 3 - богатство I 3,4 - жатва I - плод - трапеза.


НАУКА см.: Бог НЗ II 2 - знать - мудрость


НАЧАТКИ (ПЕРВИНЫ)

I. НАЧАТКИ

1. Закон. - Н. (евр. биккурим, от корня бкр - родиться раньше) называют нек-рую часть, взимаемую с первых, «начальных» плодов земли (евр. ре'шит, греч. άπαρχή), считавшихся «лучшими» из всего урожая. У Израиля, как и у других народов (Египтян, Вавилонян, Греков, Римлян), эти первые плоды приносились в жертву божеству. Евр. закон постепенно уточнил обязательство и способы его выполнения, тогда как первоначально оно осуществлялось свободно и без определенных обрядов (Быт 4.3 сл). Можно было бы проследить этапы этого развития по текстам различных эпох: напр., Исх 22.28 - приношение «начатков от гумна и от точила», «самых первых плодов земли» (Исх 23.19; ср 34.26); подробное описание обряда во Втор 26. 2...; распространение закона на уже обработанные продукты, извлеченные из плодов (Числ 15.20; Иез 44.30; Лев 23.17,20; ср 4 Цар 4.42; Втор 18.4; ср Тов 1.6). В священническом законодательстве говорится также о двух более торжественных приношениях: первого снопа ячменя на Пасхальной неделе (Лев 23.10 сл) и Н. жатвы пшеницы на Пятидесятницу (Исх 34.22; Лев 23.17), называемую по этой причине «днем первых плодов» (Числ 28.26).

2. Разные стороны обряда

а) Богослужебный обряд, отождествляемый с жертвоприношением в Лев 2.12, имеет сложное значение. Это приношение было равнозначно выражению благодарности Богу - Владыке природы и источнику всякого плодородия. Исповедание веры, к-рое, согласно Втор 26.3, выражает смысл данного обряда, добавляет важное уточнение. Оно содержит прямую ссылку на исход из Египта и на овладение Ханаанской землей: «Вот, я принес начатки от земли, которую Ягве дал мне» (Втор 26.10 евр.). Приношение, совершаемое Евреем, является ответом на щедрость Божию, проявляющуюся в течение истории. Дар Божий вызывает дар со стороны ч-ка. Это принцип, имеющий универсальное значение.

б) Обряд имел и другую сторону: посвящение Богу первых плодов освящает весь урожай, ибо часть как бы замещает целое (Рим 11.16). Т. обр., через это символическое действие, совокупность земных благ переходит из области мирской в область священную. Теперь это - освященные плоды для святого народа! Представление, что освященная часть оказывает освящающее действие на всю массу, встречается в Библии и в других местах, где речь идет о более высоких реальностях. Так, Израиль (Иер 2.3), хр-не (Иак 1.18) и, в частности, первые обращенные (Рим 16.5; 1 Кор 16.15) или девственники (Откр 14.4) сравниваются с Н-ми, взятыми из всей массы и посвящаемыми Богу или Христу. В спасительном замысле такие посвященные избранники деятельно участвуют в освящении мира. Согласно 1 Кор 15.20,23, Христос воскресает как «начаток», чтобы все усопшие последовали за Ним в славу. Возможно, что Павел, в Кол 1.15 слл, вдохновляется местом в Притч 8.22, где божественная Премудрость называется «началом» Божия дела или всемогущества. Как в порядке творения, так и в порядке искупления, Христос реализует два аспекта, содержащиеся в понятии Н.: первоочередность и влияние. Этот образ развивается в Рим 8.23, где «Н. Духа» обозначает предвосхищение и залог конечного спасения хр-н.

3. Десятина. - В ВЗ с Н. часто связывается десятина (евр. ма'азер от корня «десять» или, может быть, первоначально «возлияние»). Древнейшее законодательство не упоминает этого обычая (Исх 20-23), хотя он уже существовал с давних времен (Ам 4.4; ср Быт 28.22). По-видимому, десятина сначала совпадала с Н. (Втор 12.6,11,17; 14.22); с другой стороны, в нек-рых позднейших текстах (Иез 44.30; Числ 18.12...) значение принесения Н. как жертвоприношения стушевывается: они становятся священным налогом в пользу духовенства (Мал 3.10; ср 45.20; Неем 10.36...). Под конец десятина четко отличается от Н. и заключается в обязанности вносить десятую часть от плодов земных и от стада.

II. ПЕРВЕНЦЫ

Принесение первенцев из числа животных (бекорим) и людей, т.е. «всего, что разверзает ложесна», представляет собою частный случай применения закона о Н. «Книга Завета» предписывает « давать» Ягве первенца как ч-ского, так и от крупного и мелкого скота (Исх 22.28 сл). Богослужебный кодекс указывает на причину этого: «Все разверзающее ложесна - Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец» (Исх 34.19). Но, как и в случае первых плодов, к основному принципу абсолютной суверенности Божией добавляется побуждение исторического характера: дар приносится Господу, Освободителю Своего народа, и он увековечивает память о той ночи, когда Ягве «умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота» (Исх 13.15).

Если Закон имеет в виду одновременно и ч-ских первенцев и первенцев из скота, то осуществляется он в том и в другом случае по-разному. Всякого первенца от животных приносили в жертву (Исх 13. 15; ср Втор 15.20; Числ 18.17) или выкупали (Исх 13. 13; 34.20; Лев 27.27). Что же касается первого ребенка, то ч-к «дает» его, т.е., согласно толкованию Исх 13.2, «посвящает» его Господу. Каким обр.? Предполагали, что обрезанием. Варварский обычай умерщвления детей, установленный при раскопках в Гезере и в Таанаке, привел нек-рых авторов к допущению возможности существования подобных жертвоприношений также и у Израиля. Предполагается, что первоначально их считали законными. Несомненно, что под финикийским влиянием эти обычаи проникли в народ (3 Цар 16.34) в эпоху религиозного синкретизма. Ахаз «сына своего провел чрез огонь» (4 Цар 16.3); Манассия следует его примеру (4 Цар 21.6); Мих 6.7 содержит намек на этот жестокий обычай. Но израильский обрядовый кодекс прямо осуждает это извращение (Втор 12.31; 18.10 слл; Иер 7.31; 19.5; 32.35; Лев 18.21; 20.2 слл). Конечно, Господь имеет право на Н. жизни (Быт 22.2), но Он отвергает жертвоприношение сынов ч-ских: первенцев следует не умерщвлять, а выкупать. Повествование о жертвоприношении Исаака иллюстрирует закон о выкупе-замещении, предписанном в Исх 13.13; 34.20. Позже этот выкуп заменяется посвящением Богу левитов, к-рые заступают место первенцев (Числ 3.11 слл; 8.16). Придет день, когда Иисус, начаток от ч-ства, принесет Себя Отцу Своему руками Девы Марии (Лк 2.22 слл); тогда Он сообщит предписаниям ветхого закона всю полноту их значения.

СН

Ср.: дар ВЗ 2 - надежда НЗ III - новый I - плод II - Пятидесятница I 1 - трапеза II - хлеб II 2


НАХОДИТЬ см.: искать


НЕБО

 


НЕБЫТИЕ ср.: идолы II 2 - ложь 111 - пепел - разочарование I 1 - смерть ВЗ I 2,4 - сотворение B3 II 3


НЕВЕРИЕ


НЕВЕРНОСТЬ см. верность - прелюбодеяние - супруг ВЗ 1


НЕВЕСТА см. супруга


НЕВИННЫЙ см. белый - дитя - чистый ВЗ II, НЗ


НЕДЕЛЯ см.: седмица


НЕИЗБЕЖНОСТЬ ср. освобождение I - предопределять


НЕНАВИСТЬ

 


НЕПОСЛУШАНИЕ ср. грех I 1 - неверие - послушание II - слушать 1


НЕПОВРЕЖДЕННОСТЬ ср. правда 0; А I - право - простой


НИНЕВИЯ ср. Вавилон 2,3 - град ВЗ 2 - покаяние НЗ II


НИСХОДИТЬ ср. ад - Вознесение I, II 1- небо


НИЩЕТА ср. бедные - голод - милосердие


НЕЧЕСТИВЫЙ

Для определения духовного состояния, противоположного благочестию, в Библии, как в евр., так и в греч. текстах, применяются разнообразные выражения. Это состояние, помимо пренебрежительного отношения к Богу и к Его Закону, характеризуется враждебностью и заносчивостью. Павел возвещает появление в последние времена того, кто явится «ч-ком беззакония в абсолютном смысле, - превозносящегося выше всего и выдающего себя за Бога» (2 Фес 2.3 сл,8); он прибавляет, что « тайна беззакония уже в действии» в мире (2.7). Она, поистине, в действии с начала истории, с тех пор, как Адам пренебрег заповедью Божией (Быт 3.5,22).

ВЗ

1. Нечестивые перед лицом Бога. - Нечестие - всеобщее явление в греховном ч-стве: Н. поколения времен потопа (Быт 6.11; ср Иов 22.15 слл), строителей Вавилонской башни (Быт 11.4), жителей Содома (Прем 10.16)... Оно проявляется особенно в языч. народах, врагах Израиля - от гонителя фараона (ср Прем 10.20; 11.9) до идолопоклонников Ханаанской земли (12.9), от Сеннахирима богохульника (Ис 37.17t до горделивого Вавилона (13.11; 14.4) и гонителя Антиоха Епифана (2 Макк 7.34). Однако и сам народ Божий не избавлен от него: таковы Н., возроптавшие в пустыне (Пс 105. 13-33), а также неверные обитатели земли обетованной (105.34-40); таков Н. грешный народ, против к-рого Бог посылает язычников для его наказания (Ис 10.6; ср 1.4). Несмотря на всенародное обращение, псалмопевцы и мудрые изобличают еще после пленения нечестие среди верного народа, а в эпоху маккавейского кризиса именно Н. Иудеи являются пособниками угнетателей (см 1 Макк 2.23; 3.15; 6.21 и т.д.).

2. Нечестивые и праведники. - В писаниях Мудр, ч-ский род представляется разделенным на две категории: праведным и мудрым противопоставляются Н. и безумцы. Между ними царит несогласие и братоубийственная борьба, предвозвещающие уже драму двух градов. Начавшись с Каина и Авеля (Быт4.8...), эта трагедия постоянно актуализируется. Н. дает волю своим инстинктам: лукавству, жестокости (насилие), чувственности, гордыне (Пс 35.2-5; Прем 2.6-10); он пренебрегает Богом (Пс 9.25 сл; 13.1); он ожесточается против праведных и бедных (9.27-32; 16.9-12; Прем 2.10-20)... Это только кажущийся успех, к-рый иногда бывает продолжительным, что вызывает среди верующих настоящий страх (Пс 93.1-6; Иов 21.7-13); гонимые просят у Бога во имя справедливости гибели этих Н. (Пс 9.33-39; 30.18 сл, 108.6...) и заранее предвкушают наслаждение отмщения (58-11), что уже не соответствует духу НЗ.

3. Воздаяние нечестивым. - Верные Союза-Завета хорошо знают, что Н. идут к гибели (см Пс 1.4 слл; 33.22; 36.9 сл,12-17,20). Но это уверенное утверждение воздаяния еще в земной жизни наталкивается на соблазнительные факты: бывает, что Н. преуспевают (Иер 12.1 сл; Иов 21.7-16; Пс 72.2-12), как будто не существует Божия наказания (Екк 7.15; 8.10-14). Однако эсхатология пророков утверждает, что в последние времена Царь-Мессия погубит Н. (Ис 11.4; Пс 71.3) и что Бог их уничтожит в день Суда (ср Ис 24.1-13; 25.1 сл); но в ожидании этого последнего дня она не уточняет, как Н. должны искупать свои преступления.

Все же этот вопрос должен быть разрешен для каждого индивидуально, и пришлось долго ждать его разъяснения в Библии. Наконец, во времена Маккавеев уже осознается, что все Н. должны будут лично предстать на суд Божий (2 Макк 7.34 сл) и что для них не будет воскресения к жизни (7.14; ср Дан 12.2). Т. обр. автор кн. Прем, уже давал картину их конечного наказания после смерти (Прем 3.10 слл; 4.3-6; 5.7-14). Это торжественное заявление - источник спасительного размышления, ибо Бог не хочет смерти Н., но его обращения и жизни (Иез 33.11; ср 18.20-27 и 33.8-19). Подобная перспектива милосердия встречается и в НЗ.

НЗ

1. Подлинное нечестие. - В греч. терминологии НЗ это расположение, осужденное в ВЗ, означается более точно: это нечестие (άσέβεια), несправедливость (άδιхία), беззаконие (άνομία). Однако прения Иисуса с фарисеями скоро выявляют существование двух противоположных концепций этого пренебрежения Богом. С точки зрения фарисеев основой благочестия является исполнение предписаний Закона и преданий, им сопутствующих; незнание в этой области есть уже нечестие (ср Ин 7.49); поэтому Иисус неправ, когда ест с грешниками (Мф 9.11 п), дружески относится к ним (11.19 п). гостит у них (Лк 19.7). Но Иисус хорошо знает, что каждый ч-к грешник и что никто не может сказать про себя, что он благочестив и праведен; Евангелие, к-рое Он возвещает, дает именно грешникам возможность покаяния и спасения (Лк 5.32). Т. обр., пробным камнем подлинного благочестия является отношение к Евангелию.

2. Нечестивые призываются ко спасению. - Та же проблема ставится и после того, как Христос совершил Свою жертву, умирая «от руки беззаконных» (Деян 2.23). Он умер как «Праведник за неправедных» (1 Петр 3.18), хотя Он восхотел быть «к злодеям причтен» (Мк 15.28 п). Он умер за Н. (Рим 5.6), чтобы они были оправданы верой в Него (4.5). Таковы праведники НЗ: Н., оправданные благодатью. Приняв Евангелие как призыв к спасению, они отвергли нечестие (Тит 2.12), чтобы обратиться ко Христу. Отныне настоящие Н -это те, кто отказывается от этой благой вести или ее искажает: лжеучители, смущающие верных (2 Тим 2.16; Иуд 4.18; 2 Петр 2.1 слл; 3.3 сл) и заслуживающие имя Антихристов (1 Ин 2.22); безразличные, к-рые умышленно живут в неведении (2 Петр 3.5; см Мф 24.37; Лк 17.26-30); особенно это относится к языческим властям, к-рые противопоставят Господу Беззаконника по преимуществу (2 Фес 2.3,8). Таков контекст, в к-ром ныне раскрывается тайна нечестия.

3. Гнев Божий на нечестивых. - Однако, еще больше чем в ВЗ, наказание за такое нечестие теперь уже несомненно. Гнев Божий постоянно открывается на всякое нечестие и неправду людей (Рим 1.18; ср 2.8); это тем более явно в перспективе последних времен и последнего Суда. Тогда Господь убьет Беззаконника явлением Своего пришествия (2 Фес 2.8), и все участвовавшие в тайне нечестия будут посрамлены и наказаны (Иуд 15; 2 Петр 2.7). Если наказание медлит, то это потому, что Бог проявляет долготерпение, дабы дать Н-м возможность обратиться (2 Петр 3.9).

A Da & Р G

Ср.: Антихрист - безумие - благочестие - богатство II - богохульство - гонение I 1 - гордость 3 - грех - заблуждение ВЗ - лицемер 2 - ложь II 2 а - ненависть


НОВОЕ РОЖДЕНИЕ


НОВЫЙ


НОЙ

Образ Н., каково бы ни было его далекое происхождение, являет собой, в разных планах Св. Писания, пример праведного мужа, избегшего кары и обретшего спасение. Среди несчастья, губящего мир, он служит прообразом нового ч-ства и тем самым предвещает Христа.

1. Предания кн. Бытия. - Народное евр. толкование связывает имя Н. (Hoax) с глаголом нахам (утешать). Возможно, что это намек на виноградаря Н. (Быт 9.20), чье вино утешает людей в их тяжком труде (Быт 5.29). На самом же деле, утешение Н. исходит от слов Бога, обещавшего после потопа не проклинать больше землю (8.21). Несмотря на Божие благоволение, ч-к еще может пасть, подобно опьяневшему Н., отцу порочного Хама (9.20-25). В лице Хама осуждается Ханаан; непристойные религиозные культы этой страны, связанные с опьянением, противопоставляются бодрствованию, примером к-рого был Н.

Во время потопа Н. являет себя праведником в полном смысле слова. Благодаря своей праведности, он избегает гибели с осужденным миром и примиряет с Богом землю и ее обитателей. Священническое предание усмотрело в этом примирении союз всемирного значения (Быт 9), простирающийся на всех потомков Н. (ср Быт 9.1; 10.32).

2. Пророки и Мудрецы по разному оттеняют назидательную ценность образа Н. С одной стороны, пример Н. свидетельствует о строго-личной ответственности перед судом (Иез 14.14), а с другой - его союз с Богом остается залогом милосердного долготерпения (Ис 54.9 сл). За временными судами Божиими всегда сохраняется некий Остаток, пощаженный ради исполнения замысла о спасении. Н. - образ, предвозвещающий этот Остаток (Сир 44.17), к-рый составляет праведный народ и к-рый в конце концов предстанет в едином лице Мессии. Праведник спасет мир, как некогда Н. во время потопа, когда «надежда мира укрылась на утлом челне... и оставила миру начаток нового поколения» (Прем 14.6; ср 10.4 сл).

3. В Новом Завете Н., согласно Евангелию, являет пример бодрствования. В отличие от своих беспечных современников он жил в постоянном ожидании Божия суда (Мф 24.37 слл). Это еще яснее сказано в Посл, к Евр., где Н. представлен свидетелем веры перед лицом неверия, праведником, к-рый поверил единому слову Божию (Евр 11.7). В 1 и 2 Петр, мы видим Н. в новом освещении: он не только праведник, но проповедник правды Божией, возвещающий людям близость суда (2 Петр 2.5; ср 3.5). Этот суд тяготеет лишь над миром греха; Н. же выходит из него как прообраз ч-ка, спасенного во Христе, ибо его спасение предвосхищает спасение водами крещения (1 Петр 3.20 сл).

LS

Ср.: вино I 1 - виноградник 1 - вода II 2 - голубь 3 - животные I 2, II 3 - Закон А 1, Б I 1 - избрание ВЗ I 3 а - остаток ВЗ 0 - союз-завет ВЗ II 3 - спасение ВЗ I 1 - Церковь II 1


НОЧЬ

Событие Пасхальной Н. есть средоточие символики Н. в Писании. Конечно, в нем есть и основной ч-ский опыт, присущий большинству религий: Н. является действительностью двойственной, страшной, как смерть, и необходимой, как время рождения миров. Когда исчезает дневной свет, тогда появляются «лесные звери» (Пс 103.20), «язва, ходящая в мраке» (90.6), «враги света» - прелюбодеи, воры или убийцы (Иов 24.13-17); поэтому надо молить сотворившего Н. (Быт 1.5), чтобы Он защитил людей от страха ночного (Пс 90.5). Ему надо молиться и когда наступает Н. (133.1), ибо Н., как и день, воздает Ему хвалу (18.3). С другой стороны, если Н. страшна, оттого что с ней умирает день, она должна в свою очередь уступить место новому дню: т. обр. верующий, полагающийся на своего Господа, подобен сторожу, ожидающему зарю (129.6). Эти символы - смертный мрак и надежда дня - обретают свое полное значение лишь укорененные в особом опыте: Н. есть именно то время, когда совершались главные моменты истории спасения.

ВЗ

1. Ночь избавления. - Согласно разным преданиям Исхода, Ягве исполнил задуманное Им намерение освободить народ Свой от рабства «в полночь» (Исх 11.4; 12.12,29); то была Н. знаменательная, вспоминаемая ежегодным ночным бдением, в память того, что Ягве Сам бодрствовал над Своим народом (12.42). То была Н., длившаяся все то время, пока столп облачный освещал путь бегущему народу (13.21 сл). Тут же проявляется двойственность Н.: для Египтян облако сгущалось, подобно тьме, спустившейся на них, в то время как у Евреев был свет (10.21 слл). «А для святых Твоих был величайший свет», по толкованию Прем. (18.1), где говорится о той единственной Н.: «Когда все окружало тихое безмолвие, и ночь в своем течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов всемогущее Слово Твое» (18.14,15). Можно сопоставить с этим ночным событием молитву псалмопевца, встающего в полночь, чтобы славословить Бога за Его праведные суды (Пс 118.62). Так или иначе Н. представляется как время испытания, но такого испытания, из к-рого может вывести лишь суд Божий.

2. День и ночь. - Израиль непрестанно мечтал о Дне, в к-рый Ягве снова освободит его от угнетения. Эта надежда была законной, но неверность Израиля препятствовала ее осуществлению. Поэтому пророки и говорили: «Горе желающим Дня Господня! Для чего вам этот День Господень? он - тьма, а не свет» (Ам 5.18), «день тьмы и мрака» (Соф 1.15; Иоил 2.2). Опять двойственность, но на этот раз присущая Дню Ягве: для одних это будет одна Н.; но это будет лучезарный свет для Остатка Израиля, к-рый в ожидании ходит ощупью во тьме Н. (Ис 8.22-9.1), но все еще надеется (см Ис 60.1). 3. В ночь испытания. - Мудрецы и псалмопевцы переместили в личную жизнь опыт суда Божия, к-рый осуществляется ночью и посредством Н. Если ты творишь справедливость, «тогда откроется, как заря, свет твой» (Ис 58.8; Пс 111.4). Иов проклинает день, когда он родился, и Н., когда он был зачат (3.3...), тогда как псалмопевец среди Н. на своем ложе призывает Господа: Н. принадлежит Ему (Пс 73.16), Он может освободить от нее ч-ка, как некогда во времена Исхода (62.7; 76.3; 118.55). «Душею моею я стремился к Тебе ночью, чтобы суды Твои совершались» (Ис 26.9; Пс 41.2). Продолжая эту мысль о спасении, как освобождении от ночного испытания, апокалипсисы ВЗ описывают Воскресение как пробуждение от сна смерти (Ис 26.19; Дан 12.2), возвращение к свету после погружения в полную Н. шеола.

НЗ

Псалмопевец говорил Богу: «Но и тьма не затмит от Тебя, и Н. светла, как день»... (Пс 138.12). Эти слова должны были осуществиться дивным обр., подобно новому творению, соделанному Тем, К-рый сказал: «из тьмы да воссияет свет!» (2 Кор 4.6): с Воскресением Христовым День воссиял из Н. навсегда.

1. Ночь и день Пасхи. - Доколе был день, Иисус творил дела, источающие свет (Ин 9.4). Когда пришел час Его, Он добровольно предал Себя испытаниям Н. (11.10), той Н., во мрак к-рой погрузился предатель Иуда (13.30), и в к-рую соблазнились Его ученики (Мф 26.31 п): Он пожелал пойти навстречу этому «часу и власти тьмы» (Лк 22.53). Первохр-ская литургия сохранила навсегда память об этом: Он установил Евхаристию «в ту ночь, в к-рую был предан» (1 Кор 11.23). И самый день Его смерти становится тьмой по всей земле (Мф 27.45 п; ср Деян 2.20 = Иоил 2.31).

Но на рассвете блеснула молния ангелов (Мф 28.3), возвещая торжество жизни и света над мраком Н. Эту зарю ученики уже видели, когда Иисус пришел к ним по бушующему морю «в четвертую стражу ночи» (Мф 14.25 п). Н. избавления была и когда Апостолы были чудесно освобождены из темницы ночью (Деян 5.19; 12.6 слл; 16.25 сл). Н. стала светом и для Павла, когда глаза его погрузились во мрак, дабы пробудиться в лучезарном свете веры (Деян 9.3,8,18).

2. «Мы - не сыны ночи, ни тьмы» (1 Фес 5.5). - Отныне жизнь верующего принимает смысл в свете невечернего Дня Пасхи. Этот день сияет в глубине его сердца; он «чадо Дня» (1 Фес S.5; ср Еф 5.8) с тех пор, как, восстав из мертвых, Христос осветил его (Еф 5.14). Он «избавлен от власти тьмы» (Кол 1.13), он уже не «помрачен в разуме» (Еф 4.18), и лицо его отражает славу Христа (2 Кор 3.18). Чтобы •бодрствовать, противостоя «мироправителям тьмы века сего» (Еф 6.12), он должен облечься во Христа и в Его оружия света, отвергнуть дела тьмы (Рим 13.12 слл; 1 Ин 2.8 сл). Для него уже нет Н., его Н. светла, как день.

3. День посреди ночи. - Так как хр-н был обращен «от тьмы в чудный свет» (Деян 26.18; 1 Петр 2.9), он не может быть застигнут врасплох Днем Господним, к-рый «придет как тать ночью» (1 Фес 5.2,4). Конечно, сейчас он еще «среди ночи», но эта Н. на исходе, а День близок (Рим 13.12). Если он не хочет «спотыкаться на горах мрака» (Иер 13.16) той Н., «когда никто не может делать» (Ин 9.4), он должен услышать призыв Христа стать «сыном света» (12.36). Вместе с Петром, осиянным светом в ту Н., когда Христос преобразился (Лк 9.29,32), он находит в Писаниях свет, подобный « светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда» (2 Петр 1.19) в его сердце. Иисус не открыл точного времени, когда придет этот день (Мк 13.35), но между «этим днем» и «этой ночью» будет тождество (Лк 17.31,34). Христос-Жених придет в полночь (Мф 25.6); как мудрые девы с зажженными светильниками, невеста говорит: «Я сплю, а сердце мое бодрствует» (Песн 5.2). Днем и ночью она старается думать о Нем, по примеру Шестикрылых (Откр 4.8) и избранных неба (7.15), к-рые и днем и ночью возносят хвалу Богу. Так и апостол день и Н. работает (1 Фес 2.9; 2 Фес 3.8), увещевает (Деян 20.31) и молится (1 Фес 3.10). Уже на земле служители Христовы т. обр. как бы предвосхищают тот нескончаемый день, «где ночи не будет» (Откр 21. 25; 22.5).

RF & XLD

Ср.: бодрствовать - День Господень НЗ III 1 - Пасха I 1,6 в; III 2 - свет и тьма - сон - тень 0, I


НРАВСТВЕННОСТЬ см.: воздаяние III 2 - добро и зло - Закон - плоть II - правда


НУЖДА см.: голод - желание


НУТРО, ВНУТРЕННОСТЬ см.: благоутробие - мать I 1, II 1 - милосердие

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем