МИР / ВСЕЛЕННАЯ
См. катехизис.
Сотворение. Творение.
Как понимать призыв "любить мир".
как его спасти, Бердяев, 1911;
как противоположность Евангелию, Бердяев, 1931;
ВЗ
Понятие М. (вселенная) обычно обозначается в Библии выражением «небо
и земля» (Быт 1.1): евр. слово тебел относится исключительно к М.
земному (напр. Иер 51.15); в книгах греч. эпохи говорится о космосе (Прем
11.18; 2 Макк 7.9,23), причем в это слово вкладывается особое библ. содержание.
В греч. мышлении космос с его законами, красотой, непреходящим характером,
вечным круговоротом вещей, выражает идеал некоего замкнутого порядка, включающего
в себя не только ч-ка, но даже и богов: в этом потенциальном, а порою и
открыто высказанном, пантеизме боги мало чем отличаются от стихийных элементов,
составляющих М. Совсем иное - библ. понимание, в к-ром космологические
и космогонические представления составляют всего лишь второстепенный материал,
служащий для основного религиозного утверждения: будучи творением Божиим,
М. осмысливается в соответствии со спасительным замыслом Божиим, и в рамках
этого же замысла он получит свое конечное завершение.
I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ МИРА
В противоположность месопотамской, египетской, ханаанской и другим мифологиям,
библ. представление о происхождении М. отличается отсутствием легендарных
подробностей. Оно коренится не в мифе о неких событиях истории богов, совершившихся
до начала времени; библ. концепция кладет начало времени, вводя понятие сотворения (Быт 1.1), к-рое
показывает несоизмеримость Бога и М. В кн. Быт., к-рой вторят другие тексты
(Пс 8; 103; Притч 8.22-31; Иов 38 сл), говорится о творческих актах Бога
с единственной целью подчеркнуть следующие истины веры: различие между
М. и Единым Богом; зависимость М. от суверенного Бога, К-рый «сказал и
сделалось» (Пс 32.6-9) и к-рый Своим Провидением управляет законами природы
(Быт 8.22); включение вселенной в спасительный замысел, в центре к-рого стоит ч-к. Эта свящ. космология,
не ставя себе целью решение научных проблем или разработку философских
тезисов, определяет соотношения между М. и ч-ком, возникшим из М., чтобы
владычествовать над ним (Быт 1.28) и т. обр. связать его участь со своей
собственной.
II. ЗНАЧЕНИЕ МИРА
В силу сказанного, актуальное значение М. для ч-ского религиозного сознания
оказывается двояким.
1. Выйдя из рук Господа, М. продолжает быть свидетельством благости Божией.
В Своей премудрости Бог создал его как настоящее произведение искусства,
единое и гармоничное (Притч 8.22-31; Иов 28. 25 слл). Т. обр. Его всемогущество
и божественность становятся как бы очевидными (Прем 13. 3 слл), ибо Его
милость так изливается на все Его дела, что ч-к, созерцая вселенную, не в силах выразить
своего восхищения (Пс 8; 18.1-7; 103).
2. Но для ч-ка, ставшего на роковой путь греха, М. знаменует также гнев
Божий и является его орудием (Быт 3.17 сл): тот, кто создал
все для блага и счастья ч-ка, пользуется М. и для его наказания. Так возникают всевозможные бедствия, когда природа
восстает против ч-ка, начиная с потопа вплоть
до казней египетских и до проклятий, постигающих неверного Израиля (Втор 28.15-46).
3. Этим двояким путем мир вовлечен в активное участие в истории спасения
и через нее получает свой подлинный религиозный смысл. Каждая тварь, входящая
в его состав, имеет как бы двойное значение, к-рое подчеркивается в кн.
Прем.: та же вода, к-рая погубила Египтян, обеспечила
спасение Израиля (Прем 11.5-14). Хотя этот принцип и нельзя применять механически
- так как в земной жизни праведники и грешники разделяют одну и ту же участь,
однако верно и то, что между М. и ч-ком проявляется таинственная связь.
Итак, за пределами циклических явлений, образующих для нас его нынешний
облик, М. имеет свою историю, к-рая, начавшись до ч-ка, доходит до его
появления (Быт 1.1-2.4) и теперь развивается параллельно с историей ч-ка
с тем, чтобы завершиться в той же конечной точке.
III. КОНЕЧНАЯ СУДЬБА МИРА
Будучи носителем ч-ства, имеющего в нем свои телесные корни (Быт 2.7;
3.19), М. в действительности еще не завершен: дело ч-ка совершенствовать
его своим трудом, овладевая им (1.28) и налагая на него свой отпечаток.
Но какова будет ценность очеловечения М., ибо поскольку ч-к грешен, он
вовлекает и его в свой грех? Вот почему эсхатология пророков сосредоточивается
не столько на этом становлении мира под управлением ч-ка, сколько на конечном
завершении, по необходимости антиномичном, к к-рому он движется.
1. В последний Суд, ожидающий ч-ство, будут вовлечены и все элементы
мира, как если бы порядок вещей, созданный вначале, нарушился внезапным
возвратом к хаосу (Иер 4.23-26). Так объясняются образы распадающейся земли
(Ис 24.19 сл) или затемняющихся небесных светил (Ис 13.10; Иоил 2.10; 4.15):
древняя вселенная будет вовлечена в тот же катаклизм, в к-ром погибнет
виновное ч-ство...
2. Но, как помимо суда над людьми готовится и их спасение исключительно
благодатью Божией, так и для мира готовится глубокое обновление, о к-ром
в текстах говорится как о новом творении: Бог сотворит «новое небо и новую
землю» (Ис 65.17; 66.22); и этот обновленный мир рисуется посредством тех
же образов, к-рые служили для описания первоначального Рая.
3. Мир нынешний и мир грядущий. - Продолжая эти таинственные предвестия,
иудейство времени НЗ представляло себе конец истории ч-ства как переход
от нынешнего мира (или века) к миру (или веку) грядущему. М. нынешний есть
тот, в к-ром мы находимся с тех пор, как по зависти Диавола (или по греху
ч-ка) в него вошла смерть (Прем 2.24). М. грядущий
же явится, когда Бог придет установить Свое царство. Тогда реальности нынешнего М., очищенные,
как и сам ч-к, получат снова свое первоначальное совершенство: по образу
реальностей небесных они будут подлинно преображены.
НЗ
В НЗ широко использовано греч. слово космос. Но здесь его значение
создалось в результате развития этого понятия в ВЗ, перешедшего и в греч.
перевод.
I. ДВОЙСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР МИРА
1. М., о к-ром идет речь, остается в основе своей превосходным творением,
созданным Богом вначале (Деян 17.24) действием Его Слова (Ин 1.3,10; ср
Евр 1.2; Кол 1.16). Этот М. продолжает свидетельствовать о Боге (Деян 14.17;
Рим 1.19 сл). Однако было бы неправильным ценить его сверх меры, так как
ч-к далеко превосходит его по своей истинной ценности: какая польза ч-ку,
если он приобретет весь М., а душе своей повредит (Мф 16.26)?
2. Но есть и нечто еще более важное: в своей теперешнем состоянии М.,
неразрывно связанный с грешным ч-ством, фактически находится во власти
Сатаны. грех вошел в него
в начале истории и через грех в него вошла смерть (Рим 5.12). Тем самым
он стал виновным перед Божиим судом (3.19), так как соучаствует в тайне
зла, действующей в земных условиях. Прежде всего мы видим в нем людей,
к-рые свою мятежную волю противопоставляют Богу и Христу Его (Ин 3.18 сл;
7.7; 15.18 сл; 17.9,14...). За ними вырисовывается их невидимый возглавитель:
Сатана, князь М. сего (12.31; 14.30; 16.11), бог нынешнего века (2 Кор
4.4). Адам, волею своего Творца поставленный главою М., предал
в руки Сатаны и свою личность, и свое владение; с того времени М. лежит
во власти Лукавого (1 Ин 5.19), к-рый передает в нем могущество и славу,
кому хочет (Лк 4.6).
Этот М. тьмы управляется духами зла (Еф 6.12); это М. обманчивый, «вещественные
начала» к-рого тяготеют над ч-ком и порабощают его даже и в ВЗ-ном домостроительстве
(Гал 4.3,9; Кол 2.8,15). Дух этого М., неспособный вкусить от тайн и даров
Божиих (1 Кор 2.12), противится Духу Божию, так же, как действующий в мире
дух Антихриста (1 Ин 4.3). мудрость этого М., опирающаяся
на хитросплетения оторванной от Бога ч-ской мысли, изобличается Богом как
безумие (1 Кор 1.20). мир (в смысле спокойствия), даруемый этим М. и заключающийся
в материальном благополучии и обманчивой безопасности, является всего лишь
подделкой под истинный мир, к-рый может быть дан только Христом (Ин 14.27):
в конечном итоге он оставляет одну печаль, ведущую к смерти (2 Кор 7.10).
Через все это раскрывается грех М. (Ин 1.29), нагромождение ненависти и неверия, накопленных
начиная с первых времен, камень преткновения для желающих войти в Царство
Божие: «Горе М. от соблазнов» (Мф 18.7)! Вот почему М. не может предложить
ч-ку никакой надежной ценности: его образ проходит (1 Кор 7.31), как проходят
и его похоти (1 Ин 2.16). Трагедия нашей судьбы происходит от того, что
по рождению мы принадлежим к этому М.
II. ХРИСТОС И МИР
Однако «Бог так возлюбил мир, что дал Сына (Своего) Единородного» (Ин
3.16). Таков парадокс, к-рым для М. начинается новая история, имеющая две,
друг друга дополняющие, стороны: одна из них - победа Иисуса над лукавым
М., подвластным Сатане, другая же - появление в Нем обновленного мира,
возвещенного обетованиями пророков.
1. Христос - победитель мира. - Первая сторона очень четко представлена
IV-м еванг.: «В мире Он был, и мир чрез Него возник, и мир Его не познал»
(Ин 1.10). Таков, в самом кратком изложении, земной путь Иисуса. Он не
от М. (8.23; 17.14), и царство Его не от М. сего (18.36); от Бога (Мф 28.18),
а не от князя М. сего, Он имеет Свою власть (Лк 4.5-8), ибо князь М. сего
над Ним никакой власти не имеет (Ин 14.30). Поэтому и ненавидит Его М.
(15.18), и тем более потому, что Он - свет М. (9.5), приносящий ему жизнь
(6.33) и пришедший для его спасения (12.47). Эта безумная ненависть как будто господствует в евангельской драме
и вызывает в конце концов осуждение Иисуса на смерть (ср 1 Кор 2.7 сл).
Но в этот самый момент положение меняется: наступает Суд над М. и низложение его Князя
(12.31), - победа над лукавым М. (16.33). Ибо приняв в некоем
высшем акте любви таинственную волю Отца (14.30), Иисус «оставил мир» (16.28),
чтобы возвратиться к Отцу, где Он отныне восседает во славе (17.1,5) и
откуда руководит историей (Откр 5.9).
2. Обновленный мир. - Этим же самым свершением Иисус осуществил
то, для чего Он пришел на землю: Своей смертью Он «взял грех мира» (Ин
1.29), дал плоть Свою «за жизнь мира» (6.51). И мир - творение Божие, подпавшее
под иго Сатаны, - был искуплен из этого рабства. Он был омыт кровью
Иисуса: «земля, море, звезды и М. - этим потоком омыты» (Гимн в честь Страстей
Господних). Он, К-рый создал все (Кол 1.16), через Свое воскресение стал
главою нового творения: Бог все покорил под ноги Его (Еф 1.20 слл), примиряя
в Нем все существа и восстанавливая единство вселенной, разделившейся в самой себе (Кол
1.20).
В этом обновленном М. свет и жизнь текут отныне в изобилии: они даруются всем, кто имеет
веру в Иисуса.
Однако нынешний мир еще не пришел к концу. Благодать искупления совершает свое дело в страждущей ( страдание) вселенной. Победа Христа станет полной только
в тот день, когда явится Его слава, когда Он все передаст Отцу
Своему (1 Кор 15.25-28). До тех пор вселенная остается в ожидании мук рождения
(Рим 8.19...): рождения нового, совершенного Ч-ка (Еф 4.13), рождения нового
мира, окончательно заступающего место ветхого (Откр 21.4 сл).
III. ХРИСТИАНИН И МИР
По отношению к М. хр-не находятся в том же сложном положении, в каком
был Христос во время Своей земной жизни. Они не от М. (Ин 15.19; 17.17),
а вместе с тем они в М. (17.11), и Христос просит Отца Своего не о том,
чтобы взять их из М., но лишь о том, чтобы соблюсти их от Лукавого (17.15).
Их отделение от лукавого М. нисколько не отменяет их положительных обязанностей
по отношению к М., к-рый должен быть искуплен (ср 1 Кор 5.10).
1. Отделенные от мира. - Сначала отделение: хр-нин должен блюсти
себя от скверны М. сего (Иак 1.27), он не должен любить М. (1 Ин 2.15),
потому что дружба с М. - вражда против Бога (Иак 4.4) и ведет к отступничеству
(2 Тим 4.10). Стараясь не сообразоваться с нынешним веком (Рим 12.2), он
должен отказаться от похотей, свойственных духу этого века (1 Ин 2.16).
Словом, М. для него будет распятым, а он будет распятым для М. (Гал 6.14):
он должен пользоваться М., как бы не пользуясь им (1 Кор 7.29 слл). Эта
глубокая отрешенность не исключает, разумеется, такого применения благ
этого М., к-рое соответствует требованиям братской любви (1 Ин 3.17): такова
святость, требующаяся от хр-нина.
2. Свидетели Христа перед лицом мира. - С другой стороны,
есть и положительное призвание хр-нина перед лицом М., плененного в настоящее время грехом. Как Христос пришел в
него свидетельствовать об истине (Ин 18.37), так хр-нин послан в М. (17.18)
нести Свидетельство, являющееся свидетельством Самого Христа (1
Ин 4.17). Хр-нская жизнь, прямо противоположная ставке на внешний успех,
к-рую и Христос отверг для Себя (Ин 7.3 сл; 14.22; ср Мф 4.5 слл), должна
открывать людям истинное лицо Божие (ср Ин 17.21.23). К ней добавляется
свидетельство Словом. Ибо проповедники Евангелия получили повеление возвещать
его всему М. (Мк 14.9; 16.15): в нем они сияют как очаги света (Флп 2.15).
Но М. восстает на них, как прежде на Иисуса (Ин 15.18), стараясь вернуть
себе тех, кто бежал от его растления (2 Петр 2.19 сл). В этой неизбежной
брани душой борьбы и победы является вера (1 Ин 5.4 сл): вера наша осудит М. (Евр 11.7; Ин 15.22).
Отнюдь не удивляясь тому, что М. ненавидит, не понимает (1 Ин 3.13; Мф
10.14 п) и даже гонит его (Ин 15.18 слл), хр-нин укрепляется Параклетом,
Духом Истины, ниспосланным для обличения М.: Дух удостоверяет в сердце
верующего, что М. грешит, отказываясь веровать во Христа, что дело Христово
- правое дело, так как Он у Отца, и что князь М. сего уже осужден (16.
8-11). Хотя М. не видит и не знает Его (14.17), этот Дух пребывает в верующем
и даст ему победу над Антихристами (1 Ин 4.4 слл).
И мало-помалу, благодаря свидетельству, те из людей, чья судьба не окончательно
связана с М., займут свое место в искупленной вселенной, имеющей своим
главою Христа.
3. В ожидании последнего Дня. - До тех пор, пока будет длиться
нынешний век, нельзя надеяться на исчезновение этого напряженного отношения
между М. и хр-нами. До дня окончательного отсева те, кто подвластны Царству,
и те, кто подвластны лукавому, останутся перемешанными, как пшеница и плевелы
в поле Божием, каковым является М. (Мф 13.38 слл). Но уже и теперь Суд начинает свершаться в тайне сердец (Ин 3.18-21); остается
только произнести его перед всеми, в день когда Бог будет судить М. (Рим
3.6), привлекая и Своих верных к участию в Своем деле Судии (1 Кор 6.2).
Тогда нынешний М. исчезнет окончательно, согласно предсказаниям пророков,
и возрожденное ч-ство снова обретет радость в обновленной вселенной (ср Откр 21).
CL & PG
Cм.: бедные НЗ II - время
НЗ I - гонение - грех VI 2 - заботы
- земля - Иисус Христос II 1 г - Иудей II - испытание
ВЗ 1 3, НЗ I - небо I - ненависть I 1, III 1,2 - победа НЗ - примирение
II 1 - род - светила
- сотворение - человек
|