См. апокрифы Ветхого Завета - Нового Завета.
Эпп и Коллинз об А., обзорные статьи 1988 г.
Отреченное чтение в России XVII-XVIII веков. М.: Индрик, 2002. 584 с. Отв. ред. А.Топорков, А.Турилов.
Апокрифы Древней Руси. Сост. М.Рождественской. СПб.: Амфора, 2002. 239 с.
Памятники отреченной русской литературы / Собраны и изданы Н. Тихонравовым.
Лавров П.А. Апокрифические тексты. СПб., 1899.
АПОКРИФЫ (от греч. сокрытый), книги, претендовавшие на значение священных, но отвергнутые Церковью и не включенные в *канон. Термин А. в языческом мире означал писания, содержащие тайные доктрины или сведения о мистериях. В церк. словоупотреблении этот термин появился в связи с тем, что еретики часто прятали свои книги или выдавали их за тайное Откровение, данное только посвященным. В протестантизме А. называются *неканонические книги ВЗ.
Первые ветхозав. А. появились на рубеже 3 и 2 вв. до н.э. и продолжали появляться вплоть до начала 2 в. Новозав. А. создавались с кон. 1 в. н.э. Не прекратилось их писание и после установления канона. Ниже будет дан перечень только тех А., к-рые хронологически не выходят за пределы христ. древности.
По своему жанру ветхозав. А. относятся к *апокалиптич. лит-ре, к *мудрецов писаниям, *заветам (завещаниям), *мидрашам и агадам, а новозав. включают апокрифич. Евангелия, Деяния, Послания, заветы и наставления, к-рые приписываются Иисусу Христу и апостолам.
О переписке апостола Павла с философом Сенекой // Православное Обозрение. 1883. Т. 1. С. 115-141.