См.: человек в изобразительном искусстве.
Книга «Введение в жизнь». - Афоризмы: Жизнь.
Человек без свойств. - Свойства без человека.
Труд. - Искусство. - Любовь. - Личность. - Лицо, голова.
Тело.
Зрение, умение видеть, созерцание. - Слух - Зубы. - Нога. - Гендер. - Секс.
Жизнь как путь, разворачивание человека в пространстве.
Жизнь как разворачивание человека во времени: её этапы (ступени, периоды).
Тысяча слов о жизни или Настоящее.
Человечность. Наука, прогресс, права человека. И слово!
Большая пятёрка: ипостаси личности у Толстого в рассказе 1855 года.
Человек на языке ненависти: нелюдь.
Изменения в человеке: от действующего субъекта к объекту воздействия.
Человек: как его обругать или как ему польстить?
Человек как птица.
Достоинство человека — в бескрайности человечности. О тупике конформизма.
Ср. Этология. Человечество. Анатомия. Человечность.
"Человек в квадрате": рисунок Леонардо и его подобия.
Дуглас М. Чистота и опасность. 1966.
происхождение, взгляд Меня; рождение
В целом - см. личность; ср. Адам (тут подборка иллюстраций: Адам и Ева); Достоинство; Честь; Слава; Смерть. Счастье. Возраст. Красота. Психология. Иерархия.Авторитет; авторство. Национальность. Коллективизм.
Ум. Глупость. Иррациональное. Идея. Лень. Гипноз.
Здоровье. Медицина и ее отношение к человеку.
Город как образ тела.
Восприятие пространства: правое и левое; твёрдое и мягкое; одиночество.
Восприятие времени: память - возраст: детство - старость - старчество - календарь
Дух: Любовь. - Мистика. - Религиозность. - Духовность. - Религия. - Время. - Достоинство. - Душа. - Духовная жизнь. - Обращение к Богу. - Воля. Сон.
Мозг: Любовь. - Информация. - Логика -Пространство. - История человечества. - Философия. - Наука. - Идеологии. - Добро. - Этика. - Истина. - Рационализм. - Гуманизм. - Глупость. - Знание. - Порядок. - Познание. - Самопознание. - Сомнения. - Печаль. - Честность.
Глаза: Слезы. - Иконопись. - Фотография. - Видеть, видение.
Уши: Музыка. - Призвание - Слух.
Губы, уста - Пища.
Язык: Любовь. - Cлово. - Язык.- Речь - Молчание - Символ - Литература.- Журналистика. - Пророки. - Предание. - Тотемизм. - Психоанализ.
Тело в целом. Скелет. Рука. Одежда. Топоров о древнем азиатском определении человека как двуногого.
Половые органы: Любовь. - Пол. - Секс - Женщина.
- Моногамия. - Гомосексуализм.
Двойничество, удвоение, раздвоение, отслаивание.
Аверинцев С. К дефиниции человека.
Человечность (гуманность): попытка юридического определения, Пустогаров.
Баммес Г. Изображение фигуры человека. Пособие для художников, преподавателей и учащихся. М.: Сварог и К., 1999. 344 с.
Характеристики
поведения:
Свобода. - Жизнь. - Смерть. - Смех. - Радость. - Бессмертие. - Благодарность - Искусство - Любовь. - Добро. - Зло. - Игра. - Жертва - Общение. - Власть. - Страх. - Достоинство. - Долги. - - Обряды (ритуалы, культ). - Страдание. - Скука. - Терпение. Патриотизм. - Аскетизм. - Ответственность. - Стыд. - Эмиграция. - Служение. - Разочарование. - Надежда. - Одиночество. - Ненасилие.
Грех. Агрессивность. Насилие. Милитаризм. Ложь.
Дела, в которых проявляется агрессивность: Аборты. Алкоголизм. Анонимность. Антизападничество. Антисемитизм. Антиклерикализм. Большевизм. Буржуазность. Война. Враги. Гедонизм. Геноцид. Гнев. Грех. Жадность. Зависть. Изнасилование. Индивидуализм. Инквизиция. Инфантилизм. Коллективизм. Лицемерие. Мещанство. Ненависть - Провокация. Пуританизм. Расизм. Ревность. Революция. Ресентимент. Скандал. Смертная казнь. Самоубийство. Сатанизмофобия. Снобизм. Месть. Прозелитизм. Гордость. Национализм. Феминизм и антифеминизм. Рабство. Тоталитаризм. Терроризм. Тюрьма. Убийство. Уныние. Фанатизм. Фашизм. Фундаментализм. Цензура. Патриотизм. Идеализм.Терпимость. - Прощение. - Покаяние. - Послушание - Простота - Смирение. - Дружба. - Искупление. - Юмор - Этика. - Совесть. - Право. - Реституция. Отчаяние.
Общежитие: общество; общение; семья (брак); народ - церковь; праздники; экономика;
Категории общежития: благотворительность; политика; власть. государство; номенклатура; армия; деньги; - Этика. собственность; труд.
оценочные термины: богатство;
Концепции общежития: cоциализм; права человека; миротворчество; суд; масонство; диссиденство; дружба; монашество; диаспора; Моногамия. Полигамия. пацифизм;
антропоцентризм; Маргинальность. Апатия.
Древнерусский трактат 17 в. "О человеческом естестве".
"В мир каждый человек приходит полный сил для самых невероятных переживаний. Законы его не связывают. А потом жизнь все время заставляет его выбирать из двух возможностей, и он все время чувствует: одной недостает, все время недостает - невыдуманной третьей возможности. Вот он и делает все, что угодно, ни разу не сделав то, что хотел. А в результате становится бездарью". Музиль, 1921.
Человек – одна десятитысячная человека
Человек осмыслял себя по тому, что видел вокруг, или наоборот?
Череп - скорлупа ИЕ (черепок, черепаха отсюда же). В латинском "тэста" - черепаха "тэстудо". Видимо, из того же ряда "голова"/желвак/желвь - черепаха, от "голый", "лысый" - может быть, вершина горы. От латинского французское "тэт", "голова". Голгофа - та же метафора, "гулголет" - череп. Лат. Кальвария - "лысый".
Челюсть - чело (в старом польском челюсть - лицо). "Челюсть печи". Жерло/жрать
Лоб - у литовцев "луба" доска в потоле, у греков "лофос" холм". В польском леб, лба - голова.
Ухо - тот же корень, что в "аудио" и в "явь" - явить/сообщить. Литовский "аусис", ИЕ "оус".
Нос - ИЕ. Ноздри отсюда же. Древнеисландское "нес" - "мыс". Норвежское "нос" - "морда".
Губа - нечто выступающее. У чехов "рот" и "морда". Латынь "ментум", "подбородок".
Нёбо - небо внутри нас.
Борода - режущее, колючее. Тот же корень в "борьбе".
Скула - скала. Изначально "щель", а потом то, в чём щель. Видимо, от того же корня и щека - мыс (как и борода), выступающее нечто.
Горло - от этого корня и жерло. ИЕ "гирати" - "глотать.
Плечо - и у греков платус, широкий; литовское "плечю" - "расстилать". Тот же корень у платья, платана, платка, плато.
Грудь - латинское "грандис", отсюда и "гранд". Первоначальное значение — «возвышенность».
Сосок - латинское "суго". Звукоподражание.
Пальцы - палки
Ладонь, длань, долина. Первоначальное значение слова «ток», «пол гумна», т.е. «ровное место на току или гумне». В письменных памятниках древнерусского языка встречается слово «долонь». Впоследствии путем перестановки слогов образовалось слово «лодонь».
Бедро Индоевропейское — bed- (выпуклость, вздутие). Возможно, общеславянское bedro имело первоначально значение, как и русское диалектное «бодец», «бодень» — «орудие для удара тычком», тогда бедренная кость получила свое название благодаря внешнему сходству с орудием или сама использовалась в качестве него.
Ляжка - лягать, лягушка. Исчезнувшее "ляга" - "нога".
Живот - Жить. Общеславянский глагол индоевропейской природы (giti)
Нога - Слово «нога» — славянское по происхождению и имеет тот же общеславянский корень, что и слово «ноготь». Успенский: "Наше «нога» родственно слову «но́готь», литовскому «нага» — «копыто». В древности обычным названием нижней конечности человека было исчезнувшее затем общеиндоевропейское слово, звучавшее как-то вроде «пех» (латинское «pes», греческое «pous» дают о нем некоторое представление, как и наши «пеший», «пешком», «пехота»). Слово же «нога», означавшее «копыто», тогда употребляли примерно так же, как мы сейчас употребляем слова «морда» или «рыло», говоря о лице, «лапа» — о руке, — с оттенком грубовато-фамильярной шутки. А потом основное слово отмерло, забылось, и «нога» стало единственным обозначением своего предмета.
Это не исключительный случай в истории языков, напротив того, так бывает нередко. Например, французское «тэт» — «голова» восходит не к латинскому «ка́пут» — «голова», а к заменявшему его в римском просторечье слову «тэста» — «черепушка». Так римляне именовали голову сначала лишь в шутку (говорим же мы иногда: «у него котелок не варит» — о глуповатом человеке), а затем уже и всерьез.".
Желудок - жолудь.
Печень. Успенский: " Когда захотите кого-либо удивить, скажите ему, что «печать», «печаль» и «печень» — три слова одного корня. Как обстоит с первыми двумя, мы с вами уже знаем. Что же до «печени», то в представлении наших далеких предков она являлась «внутренностью, потрохой для запеканья». Слово «печёнка» в какой-то степени напоминает по строению наше сегодняшнее «поджарка», «жаренка».
Почка - название одного из жизненно важных органов образовано суффиксальным способом от исчезнувшего пока, восходящего к глаголу pekti (печь). Родственно "вспять". Задняя часть.
Печень - тот же корень, что "печь". Жизнь жжётся, а мы в ответ зажигаем либо тухнем.
В современном украинском возобладал латинизм (полонизм) - "турбота", от того же корня, что "турбина" - взбалтывать. Тут образ такой же, как в "гевал геволим", "суете сует" - вращение. В старину говорили "коловращение".
Тут подвид описания себя через сравнение себя с предметом. Я - песок в пустыне по жарким солнцем. Я - пылинка на дороге.
Яйца - яйца.
Семя - семя.
Антропология - молодая наука. В сущности, она появилась в ХХ в. в результате того, что появилось представление о человеке как личности, интересной более человечества и общества, могущей быть предметом самостоятельного изучения при помощи всех тех методов, которые накопила наука, изучая людей в целом. Соответственно, можно выделить А. философскую, богословскую и т.п. Психология целиком входит и в состав А. Отдельно см.: антропогенез (происхождение человека). См.: генетика.
В целом, можно рекомендовать прежде всего - для психологической А. учебник Мацумото, 2000. Для богословско-философской - Бердяев "О назначении человека", 1931.
Библейская антропология: Мень, 1985. Английская литература 2009 года.
См.: тело.
Ferraro G.; Andreatta S. Cultural Anthropology: An Applied Perspective. 8 ed. Belmont: Wadsworth, 2010. 484 pp.
Kottak C. Cultural anthropology: Appreciating cultural diversity. McGraw-Hill, 2011. 14th ed. 514 pp.
Эванс-Причард Э. История антропологической мысли. М.: Восточная литература, 2003. 360 с.
Тегако Л., Кметинский Е. Антропология. Учебное пособие. 2 изд. М.: Новое знание, 2008. 402 с.
Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб.: Евразия, 1998. 352 с. 84 тысячи слов. Замечательная книга конца 1940-х гг.
Алексеев В.П. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989. 449 с.
Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
Личность, этнос, культура. Современная психологическая антропология. М.: Смысл, 2001. 560 с. Под ред. А.Белика.
Гаврюшин Н. Древнерусский трактат "О человечестем естестве" // Естественнонаучные представления Древней Руси. М.: Наука, 1988, с. 220-228.
Могильнер М. Homo Imperii. История физической антропологии в России (конец XIX - начало ХХ в.). М.: Новое литературное обозрение, 2008. 255 с.
Рэдклифф-Браун, А. Метод в социальной антропологии. М.: Кучково поле, 2001. 416 с.
Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии. В 2 тт. СПб.: Изд-во С.-Петербургского унта, 2006. Т. 1. 493 с. Т. 2. 2007. 517 с.
Геллнер о Малиновском и Витгенштейне.
Русский антропологический журнал.
Алексеев В.П. Историческая антропология. М.: Высшая школа, 1979. 217 с. Учебник,
Герасимова М.М., Рудь Н.М., Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М.: Наука, 1987. 252 с.
Онлайн превосходный питерский журнал anthropologie.kunstkamera.ru.
Боас Ф. Ум первобытного человека. М.; Л.: Государственное издательство, 1926. 151 с.
A.B. Данилов. Антропологические воззрения священномученика Иринея Лионского. 2018.