ВЕРНОСТЬ
- и любовь, Гильдебранд, 1971;
Христу как минимум, являющийся максимумом 18.9.1990;
В. (евр емет), главнейшее отличительное свойство Бога (Исх 34.7), часто
связывается с Его отеческой добротой (евр хесед) к народу Союза-Завета.
Оба эти взаимодополняющие свойства указывают на то, что 3авет есть и безвозмездный
дар и союз, крепость к-рого испытана веками (Пс 118.90). На эти два расположения,
к к-рым сводятся пути Господни (Пс 24.10), ч-к должен отвечать соблюдением Завета.
Искренность сыновнего благоговения, к-рое он должен испытывать к Богу, доказывается
верностью в соблюдении предписаний Завета.
На протяжении истории спасения В. Божия остается непоколебимой, в противоположность
постоянной неверности ч-ка, пока Христос, верный Свидетель истины (Ин 18.37; Откр
3.14), не даст людям благодати от Своей полноты (Ин 11.14,16) и не сделает их
способными заслужить венец жизни подражанием Его верности до смерти (Откр 2.10).
B3
1. Верность Божия. - Бог - «твердыня» Израиля (Втор 32.4); это наименование
символизирует Его непоколебимую В., истинность Его слов, непреложность
Его обетовании. Слова Его пребывают вечно
(Ис 40.8), обетования будут исполнены (Тов 14.4); Бог не лжет и не отрекается
(Числ 23.19); Его замысел исполняется (Ис 25.1) силою слова, исходящего
из уст Его, к-рое не возвращается, не совершив того, для чего Он послал
его (Ис 55.11); Бог не изменяется (Мал 3.6). Поэтому Он хочет обручить
Себе избранную Им невесту союзом совершенной В. (Ос 2.20), без к-рой нельзя
познать Бога (Ос 4.1).
Итак, недостаточно хвалить Божию В., к-рая превыше небес (Пс 35.6), или провозглашать
ее, дабы этим призвать ее (Пс 142.1), или напоминать Богу его обетования (Пс 88.2-9,25-40).
Нужно молиться Богу Верному, чтобы получить от Него В. (3 Цар 8.56 слл) и перестать
отвечать на Его В. нечестием (Неем 9.33). И действительно, только Бог может обратить
Свой неверный народ и дать ему счастье, прорастив из земли В., - плод ее (Пс 84.5,11
слл).
2. Верность человека. - Бог требует от Своего народа В. Союзу-Завету, к-рый
Он свободно возобновляет (Ис Нов 24.14); особенно верными должны быть священники
(1 Цар 2.35). Тогда как Авраам и Моисей (Неем 9.8; Сир 45.4) - примеры В-и, Израиль
в своей совокупности подражает неверности поколения, скитавшегося в пустыне (Пс
77.8 слл, 3.6 сл; 105.6). А там, где нет В-и Богу, исчезает и В. к людям; нельзя
ни на кого положиться (Иер 9.2-8). Эта испорченность свойственна не только Израилю,
ибо ко всем применимо изречение: «Правдивого ч-ка кто находит?» (Притч 20.6).
Итак, Израиль, избранный Богом быть свидетелем Его, не был верным рабом; он
остался слеп и глух (Ис 42.18 слл). Но Бог избрал иного Отрока, на К-рого Он положил
Дух Свой (Ис42.1 слл) и К-рому Он даровал способность слышать и говорить; этот
Избранник верно проповедует правду, и испытания не могут сделать Его неверным Его посланничеству
(Ис 50.4-7), ибо сила Его - Бог Его (Ис 49.5).
НЗ
1. Верность Иисуса. - Предвозвещенный т. обр. Отрок Верный есть Христос
Иисус, Сын и Слово Божие, верный и истинный, пришедший исполнить Писания и дело
Своего Отца (Мк 10.45; Лк 24.44; Ин 19.28,30; Откр 19.11 слл). Им исполняются
все обетования Божий (2 Кор 1.20); в Нем спасение и слава избранных (2 Тим 2.10);
к общению с ним люди призываются Отцом; Им верующие укрепляются и становятся верными
своему призванию до конца (1 Кор 1.8 сл). Итак, В. Бога (1 Фес 5.23 сл), дары
К-рого непреложны (Рим 11.29), проявляется в Нем во всей своей полноте и укрепляет
верного (2 Фес 3.3 слл).
Мы должны подражать В-и Христовой, оставаясь стойкими до смерти, и полагаться
на Его В., чтобы жить и царствовать с Ним (2 Тим 2.11 сл). Более того,
даже если мы не верны, Он верен; ибо если Он может отречься от нас, то
Он не может отречься от Самого Себя (2 Тим 2.13); сегодня, как вчера и
во веки, Он пребывает Тот же (Евр 13.8): Первосвященник милостивый и верный
(2.17), К-рый дарует доступ с дерзновением к престолу благодати (4.14 слл)
тем, кто, опираясь на В. Божиего обетования, сохраняет неуклонную веру
и надежду (10.23).
2. Верные Христа. - Название «верные» достаточно для обозначения учеников
Христовых, верующих в Него (Деян 10.45; 2 Кор 6.15; Еф 1.1). Оно бесспорно заключает
в себе природные добродетели преданности и чистосердечия, к-рые должны быть у
хр-н (Флп 4.8); оно означает и религиозную В., одну из главных заповедей, соблюдения
к-рой требует Христос (Мф 23.23), характеризующую тех, кто движим Духом Святым
(Гал 5.22), в особенности апостолов, домостроителей тайн Божиих (1 Кор 4.1 сл;
Лк 12.42). Она проявляется и в повседневном быту (Лк 16.10 слл) и т. обр. преобладает
в общественной жизни.
В НЗ эта В. одушевлена любовью; вместе с тем она - доказательство подлинной любви.
Иисус на этом настаивает: «Пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете,
пребудете в любви Моей, как Я заповеди Отца Моего соблюл и пребываю в Его любви»
(Ин 15.9 сл; ср 14.15,21,23 сл). Иоанн, оставаясь верным учению Христа, внушает
это своим «детям», призывая их «ходить в истине», т.е. в В. заповеди взаимной
любви (2 Ин 4 сл); но тут же добавляет: «Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали
по заповедям Его» (2 Ин 6).
Именно этой В. обеспечена награда участия в радости Господней (Мф 25.21,23;
Ин 15.11). Но эта В. требует борьбы против Искусителя, Лукавого, в бодрствовании
и молитве (Мф 6.13; 26.41; 1 Петр 5.8 сл). В последние времена испытание этой
В. будет страшным: святые должны будут тогда обладать терпением (Откр 13.10; 14.12)
силою благодати, исходящей от Крови Агнца (Откр 7.14; 12.11).
См.: Авраам III - аминь - благочестие ВЗ - брак ВЗ II 3, НЗ I - добродетели
и пороки 1 - доверие 3 - долготерпение - заблуждение - Союз-Завет - испытание
ВЗ I 2 - истина - любовь - Мария IV 2 - надежда - обетование - остаток ВЗ 3.4,
НЗ - послушание II 3 - правда - пример - Провидение 2 - пустыня ВЗ I 2.3, НЗ I
1 - разочарование III - прелюбодеяние - скала 1 - свидетельство - Отрок Божий
- супруг ВЗ 2 - следовать 1
|