ПРАЗДНИКИ
Фудель о П., 1959;
Мень о православных праздниках, 1970.
Словарь библейского богословия, 1970.
Тогоева О. Шабаш как праздник. 2007.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ПРАЗДНИКИ БИБЛЕЙСКИЕ.
К ним относятся П. ветхозав. Церкви, а также христ. П., связанные
с событиями и лицами свящ. истории.
1. П., упоминаемые в Библии. Ветхозав. П. имеют долгую и
сложную историю. Назначение их было двояким: с одной стороны,
освятить различные сферы человеч. жизни и труда — сев, сбор
урожая и пр., а с другой — поддерживать в народе память о спасительных
деяниях Божьих. Кроме того, П. призваны были периодически освобождать
человека от повседневного труда с тем, чтобы он мог уделять время
молитве и отдыху. П. был как бы красочным просветом в обыденности.
В дни П. совершались торжеств. богослужения, *паломничества, ритуальные
трапезы.
а) Суббота (евр. шабб?
т), седьмой день недели, "день покоя". П. имеет домоисеево
происхождение, на что указывают слова "п о м н и день субботний"
(Исх 20:8). Быт 2:3 связывает субботу с последним днем творения.
б) Новолуние впервые упоминается в Числ 10:10. Отмечалось жертвами
и общинной трапезой (1 Цар 20:5,24).
в) Пасха (евр. Пес?
х), один из самых больших ветхозав. П. Справлялся в 14-й
день весеннего месяца нисана. Своими корнями Пасха уходит в
домоисееву эпоху и была первоначально праздником скотоводов
(см.Исх 5:1). После Моисея Пасха стала связываться с событиями
исхода и к ней присоединился П. пресных хлебов, опресноков (ср.Лев
23:5-6). Пасха отмечалась культовой трапезой (евр. с№дер).
Обряды этой трапезы рассматривались как предвосхищение *"мессианского
пира" и стали *прообразом Евхаристии (см.БТ, сб.13).
г) Пятидесятница (евр. Шаву?
т) праздновалась через 7 недель после Пасхи. По своему происхождению
связана с началом жатвы пшеницы. Исторически осмыслена как память
о даровании Закона Божьего. Пятидесятница считалась настолько
важным П., что нередко ее называли просто хаг (праздник).
д) П. Кущей (евр. Сукк?
т), осенний праздник, совпадающий с началом сбора винограда.
Справлялся 7 дней, во время к-рых народ жил в специально сооруженных
шатрах и шалашах.
е) День Очищения, или Судный День (евр. Иом ха-киппурим),
восходит ко временам Моисея (Лев 16:29-34), но полное развитие
получил во *Второго Храма период. П. сопровождался постом. Духовный
смысл Дня Очищения связывали с покаянием и прощением, даруемым
Богом.
ж) Пурим, или День Мардохея, возник в эпоху Плена. Связывается
с событиями, описанными в Кн.Есфири.
з) Праздник Обновления Храма (евр. Ханук?
), или П. Огней справлялся в память об очищении святилища
от "мерзости запустения" (эпоха восстания Иуды Маккавея. 2 в.
до н.э.; см. ст. Маккавейские книги).
Кроме перечисленных, существовали и другие, второстеп. ветхозав.
праздники, а также праздники, возникшие в постхрист. *иудаизме.
2. Христианские П., связанные с библ. лицами и событиями. Раньше
других христ. П. были установлены День Господень, или День Воскресный
(Откр 1:10), и новозав. Пасха (Светлое Христово Воскресение).
Большая часть гл. годичных П., т. н. Двунадесятых, посвящена
событиям евангельской истории.
П. "непереходящие" справляются ежегодно в один и тот же день,
а "переходящие" меняют свою дату в связи с движением пасхального
богослужеб. цикла П. К "переходящим" П. относятся праздники
Входа Господня в Иерусалим, Пасхи, Вознесения и Пятидесятницы.
Они посвящены событиям новозав. истории от дней последнего пребывания
Иисуса Христа в Иерусалиме до сошествия Св.Духа на апостолов.
"Непереходящих" Двунадесятых П., относящихся к Евангелию, пять.
а) Рождество Христово (25 декабря) как отдельный
П. был установлен в 4 в. Приурочено к зимнему солнцевороту.
б) Богоявление, или Крещение Господне (6 января) — один из
ранних христ. П. До 4 в. был посвящен и Рождеству, и Крещению
Господню.
в) Сретение Господне (2 февраля), П., установленный в воспоминание
о принесении Младенца Христа в Иерусалимский Храм (Лк 2:22-38).
Был введен в 4 в. Иерусалимской Церковью, а с 5 в. стал общехристианским.
г) Благовещение (25 апреля), П., приуроченный к весеннему равноденствию
(по старому календарю) в воспоминание о явлении Ангела Деве Марии
(Лк 1:26-38). Установлен в 4 в.
д) Преображение Господне (6 августа), П., установленный в память
о событии, описанном в Мф 17:1-13; Мк 9:2-13; Лк 9:28-36. Существуют
правосл. П., посвященные ветхозав. праотцам, *патриархам, *пророкам
и праведникам, а также событиям жизни Девы Марии и апостолам
Христовым. Многие христ. П., подобно ветхозав., освящают различ.
этапы в трудовой деятельности человека.
l Г
р ю н ф е л ь д И., Шаббат, Иерусалим, 1990; *Г у л я е в М.С.,
Ветхозаветный П. Пасхи, ВЧ, 1846, ? 11; е г о ж е, П. Пятидесятницы
и Кущей, ВЧ, 1846, ? 13; Д о б р о н р а в о в Н. (еп.*Николай),
Ветхозав. П. Пятидесятницы, ЧОЛДП, 1894, кн. 5-6; Ж и г у л
ь с к и й К., П. и культура, М., 1985; [К а м е н е ц к и й
А.С.], П., ЕЭ, т.12; *К о б р и н М.П., День Очищения в ВЗ,
Холм, 1902; прот.М е н ь А., Таинство, слово и образ, Брюссель,
1980 (там же приведена лит-ра по христ. П.); О с с и е в А.,
Древне-еврейский обряд П. Пасхи и его символическое и прообразовательное
значение, Каз., 1909; П е р е ф е р к о в и ч Н.А., Пятидесятница
в Библии и Талмуде, Пг., 1916; *Р ы б и н с к и й В.П., Древнееврейская
Суббота, Труды КДА, 1891, ? 11-12, 1892, ?
2,3,4,6,9; *С к а б а л л а н о
в и ч М. (ред.), Христианские П., кн.1-6, К., 1916; *Т р о и
ц к и й И.Г., Библ. археология, СПб., 1913; иностр. библиогр.
см. в кн.: BTS, 1977, ? 187; A u e r b a c h E., Die
Feste im Alten Israel, "Vetus testamentum", 1958, ?
8; D a v i e s J.G. (ed.), A Dictionary of Liturgy and Worship,
N.Y., 1972; G u g e n h e i m E.,
Le Judaїsme dans la vie quotidienne, P., 1961; M i c h e l A.
(ed.), La P„que dans la conscience juїve, P., 1959; O n a s
c h K., Liturgie und Kunst der Ostkirche in Stichworten, Halle,
1981; D e V a u x R., Les institutions de l’Ancien Testament,
P., 1958-60 (англ. пер.: Ancient Israel; Its Life and Institutions,
N.Y., 1961).
|