НОВОЕ РОЖДЕНИЕ
См. катехизис.
В Евангелии: языковая двойственность рождения предвечного;
радость рождения, Ио. 16.
Рождение - от Духа Св., "второе" - Ио. 1, 13; 3, 5; Макарий
Великий; "О дне рождения" трактат
Цензорина, 3 в. С. Фромм: многие люди не родились до самой смерти.
Скобцова М. Рождение и творение / Путь.—1931.— № 30 (октябрь).— С. 35—47.
Символика Нового Рождения - тема довольно общая в религиях ч-ства. Так напр., обычаи,
столь распространенные среди первобытных народов, превращающие ребенка
во взрослого, несведущего в посвященного, нередко включают обряды, вновь
проводящие «новорожденного» через этапы его самого раннего детства. Равным
обр., поставление на царство может представляться как Н.Р. (Пс 2.7; 109.3
в перев. LXX). Но в иудео-хр-ском откр. эта символика выражает реальности
единственного в своем роде порядка. «Рожденное от плоти есть плоть, и рожденное
от Духа есть дух» (Ин 3.6). Естественному Р. ч-ка НЗ противопоставляет
Р. сверхприродное, к-рое своим началом имеет или Слово, или Дух Божий, и осуществляется верою и крещением.
1. Подготовительный период. - В ВЗ никогда не говорится
о Н.Р. применительно к ч-ку: в силу своего естественного Р. Израильтянин
полноправно принадлежал к народу Божию; следовательно, ему не надо было
рождаться заново. Однако корни этой темы находятся глубоко в ВЗ.
Образование Израиля как народа
Божия часто изображается как настоящее деторождение. Израиль - «первенец»
Божий (Исх 4.22; Прем 18.13). Бог родил его, когда вывел его из Египта
(Втор 32.6,18 сл), и жизнь в пустыне была как бы его ранним детством (Втор
1.31; 32.10; Ос 11.1-5) Иудейское предание еще теснее связывает это Р.
Израиля с дарованием закона: «Почему называют Синай Домом матери моей? Потому
что там Израильтяне стали детьми новорожденными» (Мидраш на Песн 8.2).
В новом Союзе-Завете, возвещенном пророками, Бог уже не только
даст народу Свой Закон, но и начертает его на сердце каждого ч-ка, в самой
глубине его существа (Иер 31.31-34; Втор 30.10-14). В других текстах говорится,
что для обновления сердца ч-ского должен прийти Дух (Иез 36.26 сл). Н-м
Р-м и источником неслыханной радости является также и то Р., к-рое «раскрывает
утробу» Иерусалима и дарует ему множество детей (Ис 66. 7-14).
В первом веке нашей эры иудейству уже была знакома тема Н.Р. Когда какой-нибудь
язычник обращался и получал крещение прозелитов, все его прежние связи считались порванными.
Чтобы обозначить этот разрыв, о нем говорили, что он как новорожденный
младенец. В этом была всего только метафора, понимавшаяся главным обр.
в юридическом смысле; но она стала реальностью в НЗ.
2. Слова Иисуса Христа. - В синоптических Евангелиях Христос
не говорит о Н.Р. Однако, исходя из Иер 31 и Втор 30, Он сравнивает Слово
Божие с семенем, посеянным в сердце ч-ское, чтобы стать в нем началом новой
нравственной жизни (Мф 13.18-23 п). В других местах Он учит о необходимости
«стать как дети», чтобы войти в Царство Небесное (Мф 18.3): ч-к должен,
как дитя, согласиться на то, чтобы все получать от Бога. Эта истина досказана
в IV Еванг.: «Кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия» (Ин
3.3,5).
3. Преломление темы нового рождения в апостольских писаниях
а) Божественное начало. - Всякое Р. происходит из зародыша жизни,
определяющего природу рождаемого существа. Значит, чтобы снова родиться
сверхприродным обр., ч-к должен принять в себя жизненное начало, пришедшее
«свыше», от Бога. Апостольское предание отожествило это начало или со Словом,
или с Духом Божиим.
Слово. - Согласно Иак 1.18,21, Бог «родил нас словом истины», к-рое нужно
принять, чтобы быть спасенным. В иудео-хр-ской перспективе Слово здесь еще тождественно с Законом Моисеевым (1.22-25),
и трудно установить, относится ли Р., о к-ром идет речь, к образованию
Богом народа святого или к Н.Р. хр-нина. Согласно 1 Петр 1.22-25, Бог возродил
нас Своим Словом (евангельской проповедью), к-рое Он вложил в нас как «семя»
жизни и к-рому мы должны повиноваться. «Как новорожденные младенцы», мы
желаем словесного молока, дабы от него возрасти во спасение (1 Петр 2.2).
Также у Ин : наше Н.Р. происходит от «семени» Божия, пребывающего в нас
(1 Ин 3.9), Христа, Слова Божия (2.14; 5.18), к-рое нужно «принять» верою
(Ин 1.1,12 сл).
Дух. - В Ин 3.3 слл, как и в Тит 3.5, уже не Слово, а Дух указывается
как начало нашего Н.Р., в связи с водой крещения. По ап. Павлу, «детьми
Божиими» нас делает Дух (Рим 8.15 сл; Гал 4.6). Р. через Слово, принимаемое
благодаря вере, или через Духа, даруемого нам посредством крещения
- таковы две друг друга дополняющие стороны единой реальности, ибо Слово
и Дух нераздельны: Дух дает действенность Слову. Как и творение (Быт 1.2
сл; Пс 32.6), дело нашего возрождения невозможно представить без совместного
действия Слова и Духа.
б) Новая жизнь. - В НЗ «новое рождение» уже не метафора, а глубокая
реальность. Заново сотворенный Словом и Духом, ч-к стал новым существом
(Тит 3.5), нравственное поведение к-рого в корне преобразовано. Он оставил
зло (1 Петр 2.1; Иак 1.21), не следует больше своим страстям (1 Петр 1.14),
но повинуется Слову, предписывающему ему любовь к братьям (1.22 сл); он больше не может грешить против
требований братской любви (1 Ин 3.9 сл). Отныне он живет под водительством
Духа (Рим 8.14), будучи привит к жизни Христа
(6.5).
в) Эсхатологические плоды. - Став сыном, он может уповать на наследование
Царства (Ин 3.5; 1 Петр 1.3 слл; Рим 8.17; Гал 4.7). Семя, в нем заложенное,
есть семя нетленное, ибо оно - Слово, «пребывающее вовек» (1 Петр 1.23
слл). Чтобы взойти на небо, надо было сначала сойти с него (Ин 3.13): этот
принцип, относящийся в первую очередь к Сыну Ч-скому, имеет и всеобщее
значение; поэтому только тот сможет взойти на небо, кто принял в себя это
начало «нисходящее свыше» (Ин 3.3; Иак 1.17): Духа Божия (Ин 3.5), залог
нашего славного воскресения (Рим 8.10-23).
МЕВ
Cр. благодать V - дитя
III - жизнь IV - крещение
IV - новый - сын(ы) Божий НЗ II - царство НЗ II 3
|