Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

НАРОД

См. катехизис.

Народ - его воля, Бердяев, 1917; см. Мк. 3, 20;

СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ

НАРОД

Тема Н. Божия, в к-рой синтетически сочетаются все стороны жизни Израиля, столь же центральна для ВЗ, как впоследствии для НЗ тема Церкви, нового Н. Божия и Тела Христова. Между той и другой темой эсхатология пророков служит соединяющим звеном: в рамках ВЗ-ного союза между Богом и Его Н. она заранее возвещает и описывает Н. НЗ-ного союза, ожидаемого в «конце времен».

А. НАРОД ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Для обозначения более или менее значительных ч-ских объединений в евр. языке имелось два слова: «ам» и «гой». И то и другое, в основном, в почти одинаковой степени заключало в себе два понятия: кровная связь и устойчивая общественная структура. Но постепенно они получили на языке ВЗ особые применения: 'ам (ед. число) стало обозначать по преимуществу Израиль, Н. Божий, тогда как гойим (множ. ч.) относилось уже только к чужим языч. Н. (уже в Числ 23.9); правда, были исключения. Равным обр. в греч. Библии Н.Б. обозначается словом λαός (иногда словом δήμος, когда подчеркивалась его политическая организация), тогда как слово 'έθνη (мн. число) применялось к Н. языческим: здесь также имеются исключения. Этот лингвистический факт показывает, что была потребность в отдельном слове для выражения особого характера Израиля, - Н. настолько отличного от других тайной своего призвания, что его национальный опыт приобрел религиозное значение и в нем начала открываться одна из существенных сторон спасительного замысла.

1. ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ НАРОДА БОЖИЯ

1. Из6рание, призвание, союз-завет. - Израиль, как все другие Н., принадлежит ч-ской истории; но от самого его возникновения откр. представляет его превосходящим исторический порядок вещей. Он существует оттого, что Бог его избрал (Втор 7.7; Ис 41.8) и призвал (Ис 48.12), притом не за его численность, силу или заслуги (Втор 7.7; 8.17; 9.4), а по любви (Втор 7.8; Ос 11.1). Отличив его т. обр. среди других, Бог искупил его и избавил во время Исхода (Втор 6.12; 7.8; 8.14...; 9.26). Составив из него независимую нацию, Он особым обр. его сотворил (ср Ис 43.15), образовал его как младенца в материнской утробе (Ис 44.2,24). Т. обр. появление у Израиля национального самосознания сопровождается живым сознанием его полной зависимости от Бога. Затем появляется Союз-Завет и этот основополагающий акт подчеркивает, что отныне для Израиля все будет располагаться в двух плоскостях: в плоскости истории и в плоскости веры. Священный договор, в к-ром двенадцать колен выступают в качестве одной из заключающих его сторон, скрепляется кровью жертвоприношения (Исх 24.8); так Ягве становится Богом Израиля, а Израиль - народом Ягве (ср Втор 29.12; Лев 26.12; Иер 7.23 и др.; Иез 11.20 и др.). Между Богом и определенной ч-ской общиной устанавливается т. обр. единственная в своем роде связь; всякий, кто через обрезание присоединяется к этой общине, становится также участником этой связи (ср Быт 17.10...).

2. Наименования и различные служения народа Божия. - Израиль - Н. святой, посвященный Ягве, выделенный для Него (Втор 7.6; 14.2), Его достояние (Исх 19.5; Иер 2.3), Его Наследие (Втор 9.26). Он - Его паства (Пс 79.2; 94.7), Его виноградник (Ис 5.1; Пс 79.9), Его сын (Исх 4.22; Ос 11.1), Его жена (Ос 2.4; Иер 2.2; Иез 16.8). Он - « царство священников» (Исх 19.6), где Бог царит над Своими подданными, посвященными на служение Ему. Это культовое назначение Союза-Завета показывает в то же время, в чем заключается служение Израиля в отношении других Н.: Свидетельствуя перед ними о едином Боге (Ис 44.8), он - Н. - посредник, через к-рый возобновится связь между Богом и ч-ством в целом, так, чтобы к Богу возносилась хвала всей земли (Ис 45.14 сл, 23 сл) и чтобы все народы участвовали в благословений Божием (Быт 12.3; Иер 4.2; Сир 44.21).

II. РЕЛИГИОЗНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

Итак, в силу С. - Завета Израиль осуществляет в истории ч-ства некий парадокс: будучи общиной определенно религ. характера, трансцендентной по самой своей природе, Н. Божий в то же время принадлежит к этому миру и включает все земные элементы, составляющие жизнь Н.-ов здесь на земле. Вследствие этого, его национальный опыт, в к-ром все другие Н. смогут узнать и свое собственное лицо, приобретает некое религ. вероучительное значение.

1. Племенная общность. - Израильский народ представляет себе свое внутреннее единство вытекающим из единства происхождения. Евр. патриархи - отцы племени: воспоминания об истории, предшествовавшей Исходу, кристаллизуются в рамках родословной, к-рая от Авраама через Исаака ведет к Иакову-Израилю, отцу двенадцати сыновей, давших свои имена двенадцати коленам. Правда, в течение веков это племя включило в себя немало чужеродных элементов: уже при выходе из Египта (Исх 12.38), в пустыне (Числ 11.4; Суд 4.11), после завоевания Ханаана (Ис Нав 9; Суд 3.1...)... Но в позднюю эпоху наблюдается большая забота о чистоте иудейской крови: браки с иноплеменниками ставятся под запрет для охраны «семени святого» (Езд 9.2) от языческих Н., у к-рых идолопоклонство в крови. Есть тенденция идеализировать прошлое, присоединяя к родословной праотцев нек-рых иноплеменников, с давних пор включенных в состав Израиля, напр., род Халева (1 Пар 2.18; ср Числ 32.12 и Быт 15.19). Дело в том, что избрание Израиля началось с его праотцев: на каждом этапе их родословной показано, что соседние Н. в лице своих отцов бывали отстранены от спасительного замысла (Быт 19.30; 21.8...; 25.1...; 36). Значит, чтобы быть причастным к Божиим обетованиям и С.-З., надо быть из племени Авраама, друга Божия (Ис 41.8; 51.2; ср 63.16; Иер 33.26; Пс 104.6; 2 Пар 20.7). В теории сохраняется нек-рый универсализм на мысленном горизонте, поскольку Авраам должен стать «отцом множества народов» (Быт 17.5 сл). Но иноплеменники, обращающиеся в иудейство, - прозелиты (Ис 56.8) - фактически должны совершенно ассимилироваться в избранном племени, чтобы получить участие в его религ. преимуществах, общей веры еще недостаточно для образования Н. Божия; его конкретную основу составляет определенная этническая ветвь, избранная Богом среди других.

2. Общность установлений. - Племя, происшедшее от праотцев, не аморфная масса, а организованное общество. Его основные ячейки - это семья и род (мишпах), где мы снова видим общность крови; они проходят через века и им удается даже пережить тот отрыв от почвы, к-рым является рассеяние (Езд 2; Неем 7). И именно ими определяется в области экономической собственность на стада, на землю, на право выгона скота; они же играют преобладающую роль в таких обычаях, как кровная месть (Числ 35.19), левират, т.е. обязанность жениться на вдове своего брата (Втор 25.5...), право выкупа (Рф 4.3). Именно через них каждый отдельный ч-к осознает свою общественную принадлежность, к-рая одновременно и охраняет его и налагает на него обязательства. Сами роды в свою очередь группируются в колена - основные политические единицы, и первой формой, к-рую принимает организованная нация, является конфедерация 12-ти колен, связанных между собою договором С.-Завета (Исх 24.4; Ис Нав 24). Впоследствии, когда израильское государство упрочилось, над ними установилась централизованная монархия, однако не упразднившая их (2 Цар 2.4; 5.3), так что после крушения монархического здания, когда нация оказалась в рассеянии, идеалом Иудеев, стремившихся к ее восстановлению, осталась конфедерация колен (ср Иез 48). Это развитие установлений определяется различными историческими факторами, но в первую очередь они зависят от одного определенного начала, превосходящего давление исторических обстоятельств: от 3акона, существенные основы к-рого заложены Моисеем и к-рый, развиваясь, обеспечивал в течение веков неизменное сохранение одного и того же духа в нравах и обычаях (ср Неем 8). Через него все израильские установления получали смысл и ценность соответственно замыслу Божию: он - провиденциальный «детоводитель» народа Союза-3. (Гал 3.24).

3. Общность судьбы. - Параллельно с установлениями, на к-рые опирается народный строй, общую душу всем членам Н. дает общность судьбы: опыт кочевой жизни, порабощения и освобождения, странствования по пустыне и битв за обладание определенным отечеством, национального единства, дорогою ценою оплаченного, и расцвета царства, политического разделения, предвещающего гибель обеих половин государства, разгрома и рассеяния... И каждый из этих опытов имеет религ. значение; они составляют как - бы конкретный опыт путей Божиих. Их светлая сторона ясно показывает дары, посылаемые Богом Своему Н., и помогает предугадывать Его тайные намерения; а их темная сторона дает представление о гневе Божием, проявления к-рого служат назиданием в Его Судах. Т. обр., история становится откровением. Из своего многовекового опыта Н.Б. извлекает основные направления своего мышления, в к-рые затем укладывается и последующий опыт (ср 1 Макк 2.51...; 2 Макк 8.19); в своем прошлом он находит опорные точки, позволяющие ему представлять себе свое собственное будущее и выражать предмет своих надежд (ср Ис 63.8...).

4. Укорененность в определенном отечестве. - Из пустыни - своего первоначального местожительства - Н.Б. был приведен в Ханаан. Это та земля, где жили его праотцы и где находились их гробницы (Быт 23; 25,9 и т. д.); земля обетованная (Быт 12.7; 13.15), затем дарованная ему Богом в наследие (Исх 23.27...; Втор 9.1...; Иер 2.7; Пс 77.54 сл); земля, завоеванная в ходе ч-ских предприятий, выполнявших Божий замысел (Ис Нав 1.13...; 24.11...). Это уже не Ханаан, страна языческая, а земля Израиля, святая земля, где Сам Бог, присутствующий среди Своего Н., установил Свое местопребывание (3 Цар8.15). Иерусалим, жилище Ягве и политическая столица, представляет собою ощутимый знак единства одновременно и национального и религиозного (Пс 121). Оттого и рассеяние, следующее за национальной катастрофой, только усиливает привязанность Н.Б. к своей земле. Мистика Сиона появляется уже с момента указа Кира (Езд 1.2) и остается живой в последующие века (Езд 7). Даже живя среди иноземцев, Иудеи никогда не чувствуют себя окончательно оторванными от родной почвы, ибо там у них еще одно отечество, в к-ром находятся гробницы их отцов (Неем 2.3) и к к-рому они обращаются лицом для молитвы (Дан 6.11).

5. Общность языка. - Завоевав св. землю, Израиль сделал «язык ханаанский» (Ис 19.18) своим собственным языком. У всякого Н. язык является фактором единства, он способствует общности народного характера и служит опорой определенной культуры и мировоззрения; он - подлинное духовное отечество. У Израиля же само Божие откр. выражается на евр. языке, применяясь к категориям мышления, выкованным семитической культурой и пользуясь конкретностью и динамичностью этого языка. Из века в век оформляется настоящая национальная культура, в к-рой заметны весьма различные ч-ские привнесения (ханаанское, ассиро-вавилонское, иранское, даже греч.); но откр. непрестанно производит в них отсев, устраняя неусваиваемые элементы, придавая словам и понятиям новое содержание в связи с замыслом Божиим. Под конец, когда Иудеи заговорят по-арамейски или по-греч., евр. язык остается «святым языком», хотя применение таргумов и перевода LXX позволяет арам, и греч. языкам служить в свою очередь проводниками богооткровенного учения, не искажая его. Т. обр., над культурным развитием Израиля господствует Слово Божие, закрепленное в св. Писаниях; но, чтобы стать понятным, Слово Божие отлилось в евр. форме.

6. Общность культа. - В обществах древнего Востока культ был одной из основных сторон гражданской жизни. У Израиля в культе единого Бога заключается, в силу Союза-Завета, высшее назначение нации. В евр. языке имеются технические термины для обозначения народа, собранного для выполнения своего культового назначения. Он образует общину (седах), священное собрание (микра), собрание, общество (кагал), и из этих терминов, транспонированных на греч. яз., возникли слова συναγωγή и έххλησία. Ищущее своего идеала в той св. общине, к-рая, по описаниям Пятикнижия, существовала в пустыне, иудейство, конечно, еще не есть Церковь в полном значении этого слова, так как оно остается связанным с земным строем определенной нации; но черты Церкви в нем уже намечаются, поскольку особые свойства израильского Н. с наибольшей четкостью выявляются им в его качестве культовой общины (кагал - έххλησία).

III. ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДЕЛЫ ВЗ-НОГО СОЮЗА-ЗАВЕТА

Со времени заключения ВЗ-ного Союза уже намечена социальная структура спасительного замысла: ч-к не может быть спасен Богом, если он уклоняется от исторического пути; он не сможет найти Бога в одиночестве религиозной жизни, отрезанной от мира. Связь с Богом он должен устанавливать, разделяя жизнь и судьбу общины, избранной Богом с тем, чтобы она была Его народом. Этот Божий замысел получает у Израиля начало осуществления, так как члены народа С.-З. обладают уже в действительности жизнью по вере, опирающейся на национальные установления и историю так же, как на Слово Божие и на культовые собрания. Здесь сказывается, однако, несовершенный характер этого подготовительного и временного осуществления. Жизнь по вере была уже положительным реальным опытом союза с Богом и несла в себе обетование окончательного спасения. Но она еще продолжает быть связанной с условиями, к-рые с двух сторон ее ограничивают: ее перспективы не идут дальше земного порядка вещей, с одной стороны, и кругозора одной единственной нации - с другой. И все же самым этим сочетанием трансцендентной реальности («народ Божий») с реальностью национальной и земной, в к-рой она находит видимую опору, нечто от ее глубинной тайны стало постижимым для людей: исходя из переживаний Израиля как народа здешнего мира, постепенно, под покровами прообразов, наметились различные стороны святого общества, в к-ром спасительный замысел свершится окончательно.

Б. ОБЕТОВАНИЕ О НОВОМ НАРОДЕ

Домостроительство, основанное на союзе ВЗ, было ограничено не только указанными выше пределами; оно не было в состоянии что-либо «довести до Совершенства» (Евр 7.19; 9.9; 10.1), осуществить на земле «народ святой», стать к-рым Израиль был призван. Это показали сами факты: грехи Израиля навлекли на него суровое наказание, к-рым было изгнание и рассеяние. 3амысел Божий от этого не потерял силу; поэтому пророки в своих эсхатологических прозрениях возвещают наступление нового домостроительства в «последние времена»; тогда Бог обретет тот совершенный Н., для к-рого прежний служил начертанием и семенем.

I. НАРОД НОВОГО ЗАВЕТА

1. Превосходство Нового Союза-Завета. - Как некогда Израиль, новый Н. должен родиться по Божию изволению. Но на этот раз Бог восторжествует над грехом, нарушившим Его первоначальный план: Он очистит Свой Н., переменит его сердце, вложит в него Свой Дух (Иез 36.26...); Он удалит грешников из Н., чтобы сохранить Остаток, смиренный и праведный (Ис 10.20 сл; Соф 3.13; Иов 3.5). С этим народом, Им сотворенным (Ис 65.18), Он заключит новый Союз-Завет (Иер 31.31...; Иез 37.26). Это будет «народ святой» (Ис 62.12), стадо Ягве (Иер 31.10), супруга Его (Ос 2.21). Описанная т. обр. внутренняя праведность составляет контраст к духовному состоянию Израиля, народа грешного; она напоминает состояние ч-ства, предшествовавшее грехопадению его первого отца (Быт 2).

2. Вселенскость нового народа. - В то же время границы замысла Божия расширяются, ибо к Израилю примкнут Н. языч. (Ис 2.2...); они вместе с ним будут участвовать в благословении, обещанном Аврааму (Иер 4.2; ср Быт 12.3), и в С.-З., посредником к-рого будет таинственный Отрок Ягве (Ис 42.6). Обособление Израиля Богом представляется т. обр. временным этапом в развитии Божьего плана; в конце времен вновь будет достигнута первоначальная вселенскость.

II. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРООБРАЗЫ НОВОГО НАРОДА

Чтобы конкретно начертать образ нового Н., пророкам достаточно обратиться к прошлому опыту Н. израильского: если устранить его несовершенства и теневые стороны, то этот опыт представится прообразом «последних времен».

1. Новое племя. - Израиль войдет в новый Н. в качестве племени Авраамова (Ис 41.8). Но Н. языч. также примкнут к Н. Бога Авраамова (Пс 46. 10), как бы с тем, чтобы стать в свою очередь духовным потомством этого праотца. Сиону, символической матери святого Н., все будут говорить «мать» (греч. Пс 86). Следовательно, весь род ч-ский обретет опять свое первоначальное единство, когда соберутся уцелевшие из Н-ов, рассеянных со времени Вавилонского столпотворения (Ис66.18слл; ср Быт 10-11; Зах 14.17).

2. Новые установления. - Чтобы заранее описать новый Н. как организованную общину, обращаются также к установлениям, его прообразующим: закон, начертанный в сердцах (Иер 31.33; Иез 36.27); объединение двенадцати колен (Иез 48) и прекращение вражды между Израилем и Иудой (Иез 37.15...); царство Отрасли Давида (Ис 9; 11; Иер 23.5; Иез 34.23; Зах 9.9) и т.д. Здесь также вселенскость начинает ломать рамки прежних установлений. Царь, Сын Давидов, царствует над всеми народами (ср Пс 2; 71); особенно подчеркивается, что все они признают своим Царем единого Бога (Зах 14.16; Пс 95.10) и Он учит их Своим путям, дабы принести им свет (Ис 2.2...; 42.1,4). Так, не утрачивая своей индивидуальности, они органически включаются в Н. Божий.

3. Спасительные события. - Исторический опыт Израиля помогает также представить себе спасительные события: новый исход, к-рый, подобно первому, будет искуплением и избавлением (Иер 31.11; Ис 43.16...; 44.23); новый переход через пустыню, при к-ром повторяются прежние чудеса (Ос 2.16; Иер 31.2; Ис 40.3; 43.14; 48.21; 49.10), возвращение в землю обетованную (Ос 2.17; Иер 31.12; Иез 37.21), торжество царя над окружающими врагами для вступления в мирное царствование (Ис 9)... Кругозор снова расширяется: участие в обещанном восстановлении получит не только Самария, но даже и Содом (Иез 16.53...), образ грешного города; всеобщий мир, т. обр. восстановленный в конце истории спасения (Ис 2), вернет род ч-ский в то состояние, к-рого он не знал уже со времени Каинова греха (ср Быт 4.8).

4. Новая святая земля. - Естественным обр. святая земля будет местом собирания нового Израиля (Иез 34.14; Иер 31.10...). Но тогда она будет наделена дивным плодородием, к-рое оставит далеко позади самые восторженные описания Второзакония (Иез 47.12; Иоил 4.18). Это будет буквально вновь обретенный рай (Иез 36.35; Ис 51.3). Иерусалим, ее столица, станет средоточием всего мира (Ис 2). Так, в «заново сотворенной» вселенной (65.17), Бог создаст единство всех отечеств, чтобы обеспечить Своим избранным райские счастье и мир (Ос 2.20; Ис 65.17-25).

5. Собирание всех языков. - Не напрасно Бог сделал язык Ханаана святым языком; в последние времена, когда Египет обратится, он на святом языке призовет Ягве (Ис 19.18...). Но эсхатология пророков идет еще дальше: Бог очистит уста всех народов, чтобы каждый из них мог хвалить Его на своем собственном языке (Соф 3.9). Так, в богопочитании ( культ), ставшем снова единодушным, совершится собирание Н. и языков (Ис 66.18); этим прекратится раздробленность рода ч-ского, что и будет знаком восстановления духовного единства, как при начале Божиего замысла (Быт 11.1).

6. Новое богослужение. - Эсхатологический культ описывается, разумеется, чертами израильского богослужения (ср Иез 40 - 48). Но замечательно, что при этом все время утверждается его универсальность. Общим служением единому Богу ч-ство приобретет опять свое единство (Ис 2.2...; 56.6 сл; 66.20 сл). Его конечное собирание выразится в паломничествах, при к-рых Н. Божий будет объединяться для праздника Кущей (Зах 14.16) и в культовых трапезах, к-рыми он вступит в общение с Богом (Ис 25.6). Хотя соответствующее слово и не встречается в текстах, мысль обращается к новому «собранию святых», на подобие существовавшего в пустыне кагала (= έххλησία), в к-ром прочие Н. присоединятся к остатку Израиля.

III. ЭСХАТОЛОГИЧЕСКИЙ НАРОД И ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЗРАИЛЬ

Итак, Н. нового С.-З. заранее обрисовывается на основе израильского исторического опыта, парообразующее значение к-рого т. обр. становится ясным. Однако данные этого опыта оказываются превзойденными в двух направлениях: национальные рамки оставлены позади, и новый Н. становится открытым всему ч-ству; ч-ство и даже вселенная приобретают опять свое первоначальное совершенство, потерянное вследствие ч-ского греха.

Но в этом символическом изображении остается местами нек-рая неясность, за к-рую ответственен отчасти опыт Израиля. В восстановлении ч-ского единства вокруг ВЗ-ного Н., его Царя и его святого города сохраняются порою некоторая узость (ср Ис 52.1), националистические отзвуки (Ис 60.12), даже известная воинственность (Пс 2; 71), заключающая в себе тенденцию проявиться в эсхатологической 6рани (Иез 38-39). В особенности же, если счастье, обещаемое новому Н., и предполагает упразднение всякого нравственного и физического зла ( страдания: Ис 65.19; даже смерти: Ис 25.8), то кругозор чаще всего остается земным, прикованным к земным радостям. Даже «народу святых Всевышнего» (Дан 7.22,27), устремленному к преодолению этих ограничений и приобретающему трансцендентный облик, приписывается господство, напоминающее господство сильных мира сего (Дан 7.27; ср 14).

Для рассеяния этой неясности нужно было, чтобы эсхатологический Н. со Христом и с Его Церковью вступил в свою очередь в поле ч-ского опыта.

В. НАРОД НОВОГО СОЮЗА-ЗАВЕТА

В греч. языке НЗ мы снова встречаем, и с еще большей ясностью, чем в переводе LXX, дифференциацию слов λαός - Н. Божий и 'έθνη - Н. языческие. Но для определения спасительной общины, связанной с Богом НЗ-том, на первое место выдвигается тема «культового собрания» - έххλησία. При этом Церковь Христа, вступить в к-рую призывается народ ВЗ, а вслед за ним и другие народы, остается сама подлинно Н., со всем разнообразием звучания, присущего этому выражению, ибо заступая место своих прообразов, эсхатологическая реальность не упраздняет их смысла, а исполняет его.

I. НОВЫЙ НАРОД

Итак, через новый С.-3., скрепленный в крови Иисуса, Бог создал новый Н., для к-рого во всей полноте осуществляется слово Писания: «Я буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (2 Кор 6.16; ср Лев 26.12; Евр8.10;ср Иер 31.33; Откр 21.3). Это Н., грехи к-рого искупил Иисус (Евр 2.17), Н., к-рый Он освятил Своею кровью (13.12), Н., к к-рому присоединяются верою (Гал 3.7; Рим 4.3...). Оттого и названия Израиля теперь переносятся на него: он Божий «народ особенный» (Тит 2.14; ср Втор 7.6), род избранный, народ святой, «люди, взятые в удел» (1 Петр 2.9; ср Исх19.5 и Ис 43.20 сл), стадо Господне (Деян 20.28; 1 Петр 5.2; Ин 10.16) и Его невеста (Еф 5.25; Откр 19.7; 21.2). ВЗ-ный Н. на опыте познал пути Божий в событиях своей истории; поэтому и опыт спасения, дарованный новому Н., вливается в категории мышления, напоминающие события, прообразующие его: этот Н. должен войти в Божий покой, прообразом к-рого была земля обетованная (Евр 4.9); он должен выйти из Вавилона - города зла (Откр 18.4), чтобы собраться в Иерусалиме - месте обитания Божия (21.3).

Но на этот раз уровень земной жизни, на к-ром находятся языч. Н., оставлен позади. Трансцендентность Н. Божия - совершенна: будучи «царским священством» (1 Петр 2.9), он не от мира сего (Ин 18.36); его отечество на небесах (Евр 11.13...), там его члены имеют гражданство (град) (Флп 3. 20), так как они - дети Вышнего Иерусалима (Гал 4.26), того самого, к-рый при конце времен сойдет с неба на землю (Откр 21.1 слл). Однако этот Н. еще пребывает на земле. Через него духовное и эсхатологическое выражается в земном и историческом. После парадокса Израиля перед нами парадокс Церкви: в своем земном состоянии она остается видимым Н., призванным развиваться во времени.

II. ИЗРАИЛЬ И ЯЗЫЧНИКИ В НОВОМ НАРОДЕ

Естественно, что Израиль первым призывается войти в состав нового Н.; таково его призвание со времени первого С-3. Иисус был послан в качестве пророка, подобного Моисею (Деян 3.23), чтобы «спасти народ Свой» (Мф 1.21), принести ему свет (Мф 4.15 сл), искупление (Лк 1.68), познание спасения (Лк 1.77), радость (Лк 2.10), славу (Лк 2.32). Он - Вождь, К-рый призван править им (Мф 2.6) и наконец умереть за него (Ин 11.50). Но вокруг Иисуса и затем вокруг возвещения Евангелия вновь происходит трагедия «народа жестоковыйного», разительные примеры к-рой уже были даны в ВЗ (Мф 13.15; 15.8; Деян 13.45; 28.26; Рим 10.21; 11.1 сл).

Тогда замысел спасения достигает полностью своей цели. Действительно, смертью Христа, доводящей до предела грех народа ВЗ (Мф 23.32-36; ср Деян 7.51 сл), прекращается само это первое домостроительство. Ею разрушаются преграды, выделявшие Израиль из других Н. (Еф 2.14...): Христос умирает «не за (Свой) народ только, но для того, чтобы и рассеянных детей Божиих собрать воедино» (Ин 11.52). От первого Н. Божия сохраняется Остаток, к-рый обратится и перейдет в новый Н.; но Бог решил и «из язычников взять народ, посвященный имени Его» (Деян 15.14); тех, кто не был Его Н., Ему угодно теперь сделать таковым (Рим 9.25 сл; 1 Петр 2.10), «чтобы получили они удел вместе с освященными» (Деян 26.18).

Этим сочетанием Израиля и языч. Н. осуществляется, следовательно, эсхатологическое воссоединение «нового человечества» (Еф 2.15), избранного рода (1 Петр 2.9), в духовном отношении являющегося еще потомством Авраама (Рим 4.11 сл), но на деле охватывающего весь род ч-ский, после того как Христос, новый Адам, в Себе Самом возглавил все потомство первого Адама (1 Кор 15.45; Рим 5.12...). Святой Н. отныне составляется из людей «всякого колена и языка и народа и племени» (Откр 5.9; 7.9; 11.9; 13.7; 14.6) и ветхий Израиль включается в их число. Таков вечный лик Церкви, созерцаемый на небе тайнозрителем Откр. Такова и ее земная реальность, ибо, не будучи уже ни эллинской, ни иудейской (Гал 3.28), она составляет третий род (tertium genus), как говорили христиане первых веков.

III. НОВЫЙ НАРОД НА ПУТИ К СВОЕМУ СВЕРШЕНИЮ

Церковь, т. обр., остается «народом», укорененным в истории. Как и у сынов Израилевых, у ее членов имеется общность происхождения, общность установлений и судьбы, общность отечества, к к-рому они направляются (Евр 11.16), общность языка, обеспеченная Словом Божиим, общность поклонения Богу, что и есть высшее назначение самой έххλησία (cp 1 Петр 2.9; Откр 5.10). Земная судьба этого обособленного народа представляет еще черты, разительно напоминающие судьбу Израиля: те же нарушения верности его грешными членами (ср Евр 3.7...), те же гонения, исходящие от земных властей, в к-рых воплощается сатанинский зверь (Откр 13.1-7; ср Дан 7), та же необходимость покинуть Вавилон, чтобы избегнуть угрожающей ему гибели (Откр 18.4...; ср Ис 48.20). Т. обр., свящ. история и Писания ВЗ остаются насыщенными смыслом для нового Н. до тех пор, пока он находится в пути к своему небесному свершению.

PG

См.: брат - власть ВЗ II - возрастание 26 - Еврей - единство II - земля ВЗ II - избрание - Израиль ВЗ 1 - испытание ВЗ I - народы - новое рождение 1 - отцы и Отец I, II - пастырь и стадо ВЗ - посещение ВЗ 1 - раскол ВЗ 2 - рассеяние 1 - род - родина - свидетельство ВЗ III - святой ВЗ III 2 - священство НЗ II - Слово Божие ВЗ I 2 - созидать I - союз / завет ВЗ I 1 - Церковь

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова