СОВЕРШЕНСТВО
Совершенство - и вечность, Бердяев, 1931;
Ср. катехизис.
Призвание.
Человек.
В Евангелии предлагается подражать C-у Самого Бога: «Итак будьте совершенны,
как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5.48). Это удивительное предписание
занимает в НЗ то место, к-рое занимало в ВЗ предписание кн. Левит: «Будьте
святы, потому что Я свят» (Лев 11.45; 19.2). В переходе от одного к другому
явственна перемена точки зрения.
ВЗ
1. Святость Божия и совершенство. - В ВЗ говорится больше о святости,
чем о С. Бог свят, т.е. Он совершенно иной, чем существа этого мира. Он
велик, силен и страшен (Втор 10.17; Пс 75), но Он также и безгранично благ
и верен (Исх 34; Пс 135), Он утверждает в ходе истории «справедливость,
суд и правду»... (Пс 98). Его не именуют «совершенным»: на евр. языке это
слово относится только к Его созданиям. Но говорят о С. Его дел (Втор 32.4),
Его Закона (Пс 18.8) и Его путей (2 Цар 22.31).
2. Требование совершенства. - Когда Бог Святый избирает себе народ,
этот народ, в свою очередь, становится святым, т.е. отделенным от мира
и посвященным Богу. В то же время перед ним встает требование С.: посвященное
должно быть непорочным и не иметь недостатков.
Прежде всего необходима физическая целостность. Она требуется от жертвенных
животных: «Животного слепого, или поврежденного или уродливого... таких
не приносите Господу» (Лев 22.22). Тот же закон относится и к священникам
(Лев 21. 17-23) и в некоторой степени ко всему народу: правила, касающиеся
чистого и нечистого, уточняют эти требования (Лев 11-15).
Когда речь идет о людях, то к физической целостности должна прибавиться
и целостность нравственная. Израиль знает, что Ягве надо служить с «сердцем,
вполне преданным Господу Богу» (3 Цар 8.61; см Втор 6.5; 10.12) и что в
это служение входят подчинение Его заповедям и борьба со злом: «Истреби
зло из среды себя» (Втор 17.7,12). Пророки ревностно боролись против отклонений
от религиозной сознательности (Ам 4.4...; Ис 1.10-17; 29.13): нужно искать
подлинную справедливость, отвергая насилие и себялюбие, живя с верой в
Бога, уважая право и творя добрые дела (Ис 58). Повеление Бога Аврааму:
«Ходи передо Мной и будь непорочен» (Быт 17.1, повторяемое и во Втор 18.13)
проявляло т. обр. все больше богатство своего содержания.
3. Проведение совершенства в жизнь. - Набожные евреи, размышляя
над примерами своих предков (Прем 10; Сир 44-49), искали С. в исполнении
3акона: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в Законе Господнем» (Пс 118).
Но именно эта приверженность к идеалу обостряла некоторые проблемы. Иов
- образец С. «Ч-к этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от
зла» (Иов 1.1); почему же горе не пощадило его? Этот мучительный вопрос
поддерживал души в состоянии некоей готовности и ожидания.
НЗ
1. Совершенство в исполнении закона. - Евангелие отдает должное
C-у праведников ВЗ, ожидавших грядущего с открытой душой. Таким С. обладали
родители Иоанна Крестителя, «праведные перед Богом, поступая по всем заповедям
и уставам Господним беспорочно» (Лк 1.6), а также Симеон и Анна (2.25-38).
Но если проведение в жизнь закона самодовольно замыкалось само в себе,
то это было всего лишь ложное С.; оно вызвало решительный протест со стороны
Иисуса (напр. Л к 18.9-14; Ин 5.44), позже и со стороны Павла (см Рим 10.3
сл; Гал 3.10).
2. Иисус и совершенство. - исполнение закона должно осуществляться совсем
другим образом. Открыв людям во всей полноте, что Бог Святый есть Бог любви, Иисус
дает новое направление требованию С., без к-рого нельзя приблизиться к Богу. Дело
больше не в сохранении целостности, но в получении и распространении даров Божиих,
любви Божией.
Иисус не следует примеру «праведников», к-рые избегают грешников: он
«пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9.12 сл).
Он - «непорочный Агнец» (1 Петр 1.19), преображенный в предписаниях кн.
Левит, К-рый берет на Себя наши грехи и во отпущение их проливает Свою
кровь. Т. обр. Он становится нашим «совершенным Первосвященником» (Евр
5.9 сл; 7.26 сл), К-рый может и нас соделать совершенными (Евр 10.14).
3. Совершенство в смирении. - Тот, кто хочет принять спасение,
принесенное Иисусом, должен признаться в грехах своих (1 Ин 1.8), не вменять
себе в заслугу какие-либо свои личные преимущества и доверяться только
благодати Божией (Флп 3.7-11; 2 Кор 12.9). Без смирения и самоотвержения
нельзя следовать за Иисусом (Лк 9.23 п; 22.26 сл). Не все призваны к одному
и тому же виду действенного отречения (см Мф 19.11 сл; Деян 5.4), но тот,
кто избрал путь С., должен идти по нему самоотверженно. Вспомним слово,
обращенное Иисусом к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди
продай имение твое и раздай нищим... и следуй за Мной» (Мф 19.21; см Деян
4.36 сл).
4. Совершенство любви. - С., к к-рому призваны дети Божий, есть
С. любви (Кол 3.14; Рим 13.8-10). В тексте от Луки (6.36), параллельном
тексту Мф. (5.48), вместо слова «совершенный» стоит «милосердый»; но у
Мф тоже говорится о любви ко всем людям без различия, о любви, простираемой
даже на врага и на преследователя. Хр-не должны не только избегать зла
(Мф 5.29 сл; 1 Петр 1.14 слл), но, чтобы уподобляться своему Отцу (Мф 5.45;
Еф 5.1 сл), должны в то же время заботиться о грешниках (см Рим 5.8), любить
их и, чего бы это им ни стоило, «побеждать зло добром» (Рим 12.21; 1 Петр
3.9).
5. Совершенство и совершенствование. - Такое всепобеждающее великодушие
никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Идея совершенствования
отныне связана с идеалом С. Ученики Христовы должны всегда идти вперед
и возрастать в познании и любви (Флп 1.9), даже если они относятся к категории
тех, кого называли совершенными (греч τέλειοι
- 1 Кор 2.6), совершеннолетними (1 Кор 14.20 см Флп 3.12,15) христианами.
6. Совершенство и Второе Пришествие. - Такие христиане непрестанно
готовятся к Пришествию своего Господа в надежде, что Бог поможет им оказаться
в этот день безупречными (1 Фес 3.12 сл). Они стремятся ответить желанию
Христа, чтобы Церковь предстала Ему «славною... святою и непорочною» (Еф
5.27). Забывая уже достигнутое, они простираются вперед (см Флп 3.13),
«доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного,
в меру полного возраста Христова» (Еф 4.13).
AV
см.: возрастание 3 - время
ВЗ III 1 - добродетели и пороки - исполнить - полнота
- правда 0 - святой
- чистый
|