Кто кому затыкает рот? Сопротивление злу ненасилием: состязание общественных мнений.
У истоков тоталитаризма: 1905 год, Ульянов о свободе от свободы.
Тоталитаризм как дозирование свободы слова.
Если что-то запрещено говорить, то это говорить надо!
Граница между групповой ответственностью и ответственностью личной. Граница между приказом и словом.
Свобода слова — это свобода и несвободных слов.
Свобода слова абсолютна. Паспорт — ничтожная бумажка. Государства — личинки единого человечества. Поэтому иррационально считать, что гражданин одной страны имеет право обращаться лишь к гражданам своей страны. Сократ пусть учит лишь афинян (но не коринфян), Господь Иисус пусть учит лишь галилеян, но не жителей Иерусалима и уж точно не американцев… Конечно, не всяким правом обязательно польщоваться. О, если бы я говорил всё, что хочу! Хо-хо! Можно мне советовать быть сдержаннее, да, но не пишите мне, что я «не имею права поучать» тех-то и тех-то…
Безансон: не надо запрещать даже отрицать Холокост, 1998;
как божественная ценность - Бердяев, 1915;
Cвобода печати в США, Токвиль.
Честертон в защиту С. изображения зла в кино.
Свобода выражения мысли - Рассел, 1922.
Орвелл, 1945, с. 276: "Враги свободы мысли всегда стремятся представить свою точку зрения как защиту дисциплины от индивидуализма. Проблема "правда-против-лжи", поелику возможно, отодвигается ими на задний план. Акценты бывают различными, но писателя, отказывающегося продавать свои убеждения, неизменно клеймят как жалкого эгоиста. То есть обвиняют либо в желании замкнуться в башне из слоновой кости, либо в духовном эксгибиционизме, либо в попытке помешать неизбежному ходу истории тем, что он цепляется за неправедные привилегии. Католики и коммунисты имеют одно общее — считают противную сторону неспособной быть одновременно честной и умной. И те и другие исходят из того, что истина уже открыта, и еретик, если он не безнадежный дурак, втайне истину; знает, но не признает из чисто эгоистических соображений".
*