Пожар, голод и чума (глава 11). - Бог защищает брак Моисея с иностранкой (глава 12).
Победа израильтян над царем Арадой. - Нашествие змей и спасение от них. - Путь в Гай. - Победа над царём Сигоном (глава 21). - История пророка Валаама (главы 22-24). - Наказание идолопоклонников (глава 25).
Подготовка к вторжению в Ханаан: перепись тех, между кем предстоит делить земли (глава 26). - Моисей делает Иисуса Навина своим преемником (глава 27).
Жертвоприношения по праздникам. - Женские обеты (главы 28-30).
Победа над мадианитянами (глава 31). - Выделение земель Галаада коленам Гада и Рувима (глава 32). - Описание пути из Египта до Ханаана (глава 33).
Комментарий Ефрема Сирина.
Посвященный Числ. том в серии "Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков". 2005.
10. ЧИСЛА. В евр. традиции книга имеет неск. названий, в частн., Бемид-бар (В пустыне) и Вайедаббер (И сказал; по первым словам книги). Греч. название 'Ari?mo?, Числа, связано с обилием в книге цифровых данных. Текст сложился на основе традиций Я, Э и С. Содержит 36 глав.
а) Хронологич. рамки и место действия. Числ начинается со 2-го месяца 2-го года после исхода из Египта (1:1). Далее следует странствие Израиля по пустыне, поход на северо-восток, неудачная попытка проникнуть в Ханаан через Негев, пребывание в оазисе Кадес, возвращение к заливу Элат, вторжение в Заиорданье через земли Моава. Исторически эти события соответствуют кон. 13 в. до н.э.
б) Композиция и содержание. Из всех книг П. Числ отличается наименее стройной композицией и сложнейшим переплетеньем разнородных источников. В ней перемежаются перечни имен и генеалогии с эпическими сказаниями и пророчествами. Числ состоит из 3-х осн. разделов: 1) перепись народа и Пасха у Синая (1:1-10:10); 2) странствие от Синая до Моава; время ропота и искушений (10:11-21:35); 3) Израиль в Заиорданье (22-36).
В целом книга представляет собой историю искушений народа Божьего в пустыне, искушений голодом, властолюбием и расчетом на силу оружия. Израильтяне не раз жалели о сытой жизни в «доме рабства», к-рый они покинули (из егип. источников известно, что рабочие на стройках хорошо обеспечивались продовольствием). Мариам и Аарон, а затем левиты Корей, Дафан и Авирон пытались оспаривать богоданную власть Моисея (12;16-17). Невзирая на запрет пророка, израильское войско попыталось прорваться в Ханаан с юга и было разбито (14:40-45). Эти три главных греха повлекли за собой возмездие. Даже сам вождь и пророк проявил в пустыне колебание, за что ему было сказано, что он не войдет в землю обетованную, а умрет на границе ее (20:12). Та же судьба была уготована всем прочим. Обещанное совершится только в жизни нового поколения (14:20 сл.).
Три искушения Христа Спасителя в пустыне (Мф 4:1-11; Лк 4:1-13) противостоят рассказу Числ. Как истинный Новый Израиль, Мессия победил сатану, искушавшего Его голодом, властью и силой.
Эпизод с языч. прорицателем Валаамом, к-рый должен был навести проклятие на Израиль, а вместо этого произнес благословение (22-24), утверждает ту истину, что воля Творца совершается вопреки замыслам противящихся Ему людей.
О переписи народа в Числ см. ст. Цифровые данные Библии.