ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
См. философия.
Тхих Ньят Хань (1917-2022), буддист.
Очерк Болльнова, 1942;
Э. как повтор Экклесиаста- Янси, 1999;
Косилова о религиозном Э., 2003.
- равнодушие к истине, Бердяев, 1947;
критика за поклонение смерти, Бердяев, 1947; Мунье о Э. и христианстве, 1953.
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ,
экзегеза, основанная на принципах философии экзистенциализма. Существует
неск. направлений этой философии, сложившейся в 20-30-х гг. нашего века: религиозное
(*Бердяев, Л.Шестов, *Бубер, Г.Марсель), атеистическое или близкое к атеизму
(М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр) и имеющее оттенок религ. агностицизма (*Ясперс).
Однако все они сходятся в отрицании *рационализма, завершенных метафизич. систем
и в убеждении, что реальность не может быть постигнута лишь холодным,
«объективным» разумом. В процесс познания, согласно экзистенциализму,
вовлечено все существо человека, его духовное Я, его экзистенция, к-рая не просто
осмысляет бытие, но и переживает ero. Пoкa экзистенция находится в плену безличного
«объективированного мира вещей», она отчуждена от подлинной реальности, терзается
страхом, отчаянием и заботой. Обретение внутренней свободы достигается в кризисе
осознания трагичности бытия и в интуитивном прорыве экзистенции к сфере «подлинного
существования». Для религ. экзистенциалистов этот прорыв почти тождественен
*Откровению. Для нерелигиозных — он означает освобождение человеческого Я от
всех уз.
Среди своих предшественников экзистенциалисты называют *Паскаля,
С.Кьеркегора (см. ст. Скандинавская библеистика) и *Достоевского.
Интерпретируя Библию, они нередко ссылаются на идеи англ. критика
и поэта Метью Арнольда (1822-88), считавшего библ. мысль всецело
иррациональной, в отличие от греческой, построенной на разуме (см.
его книгу «В чем сущность христианства и иудейства», М., 1908).
Трагичность человеч. судьбы, описанная в Кн. Иова и в нек-рых псалмах,
соответствует, по мнению экзистенциалистов, их пониманию человека
как духовного существа, порабощенного безличным мертвящим миром.
Наиболее последовательно принципы экзистенциализма в экзегезе проводил
*Бультман, толковавший Библию в свете учения Хайдеггера. Он считал,
что у ап. Павла, когда он говорит о состоянии души «до прихода веры»,
описано «отчужденное существование человека». Обретение же веры
в *сотериологии апостола означает, по Бультману, не что иное как
внутреннее озарение, освобождающее экзистенцию от «ложного бытия».
Чтобы вычленить это ядро из учения ап. Павла и всего НЗ, Бультман
предлагал герменевтич. метод *демифологизации. В результате библейское
учение, и сотериология в частн., превращались у Бультмана в субъективную
форму *мистицизма, лишенного важнейших евангельских основ и утратившего
конкретный новозав. христоцентризм. Сотериологич. тайна оказывалась
отторгнутой от *историзма Свящ. Писания, теряла из виду историч.
и космич. перспективу спасения. Эти пробелы радикального протестантского
Э.т.Б. в значит. степени восполняются в экзистенциализме Бердяева,
к-рый, провозглашая высокую ценность личности, дает религ. оценку
космологич. и историч. процессам.
l Б е р д я е в Н., Экзистенциальная диалектика божественного
и человеческого, Париж, 1952; Б о г о м о л о в А.С. (и др.),
Совр. буржуазная философия и религия, М., 1977; *Т р о ф и м о в
а М.К., Философия экзистенциализма и проблемы истории раннего
христианства, ВДИ, 1967, № 2; У г р и н о в и ч Д.М., Попытки
«экзистенциальной» интерпретации религии, ВФ, 1965, № 8; Философия,
религия, культура, М., 1982; В а r r е t W., Irrational
Mаn, Garden City (N.Y.), 1962; М а с q u а r r i е J., An
Existentialist Theology, Harmondsworth, 1973; прочая лит-ра
по экзистенциализму указана в ст. П.П.Гайденко (ФЭ, т.5, с.789);
см. также ст. Бультман.
|