Яков Кротов. История. Книга о том, как люди общаются и через общение создают себя для свободы, любви, познания, человечности

Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Именная бесконечность.

Читая Христа.

Библия: издание подготовил Яков Кротов.

Премудрость. Cтрах Божий. Терпение. Смирение. Искушения. Боящиеся Бога. Почитание родителей. Смирение. Милостыня.

Премудрость. Стыд созидающий и стыд разрушительный. Дружба. Учение. Праведность. Власть. Гордость. Грешники. Избегать богачей. Память о смерти.

Премудрость. Дети. Грешники. Прославление Творца. Смирение. Сдержанность в общении. Ложь. Мудрость. Покаяние. Глупцы и мудрецы. Лень. Невоспитанность. Глупость. Рассудительность. Дружба. Молитва о словах и мыслях. Клятвы. Ругань. Распутство

Премудрость. Грешники и праведники. Женщины. Испытания. Стремление к правде. Предательство. Злость, гнев, мстительность. Долги. Воспитание сына. Здоровье. Богатство. Пьянство. Праведность.

Наставление правителям. Обращение с рабами.

Надежды настоящие и ложные. Жертвы настоящие и ложные. Молитва Богу о защите от других народов. Слова ложные и подлинные. Брак. Дружба настоящая и ложная. Советники настоящие и ложные. Отношение к еде правильное и ложное. Уважение к врачам. Поминовение умерших. Самообразование.

Справедливость Божия. Назначение человека. Попрошайничество. Смерть. Потомство грешников. Доброе имя.

Мудрость для всех. Стыд. Добродетели.

Бог в истории.

Молитва Иисуса, сына Сирахова.

Дополнительные материалы

 

 

The Wisdom of Ben Sira: studies on tradition, redaction, and theology. Edited by Angelo Passaro and Giuseppe Bellia. Berlin: Walter de Gruyter, 2008. Vol. I. 429 pp.

Peursen, Wido van. The Peshitta of Ben Sira: Jewish and/or Christian? 2004.

Diggers at the well: proceedings of a Third International Symposium on the Hebrew of the Dead Sea Scrolls and Ben Sira ; [held in October 1999 at Ben-Gurion-University of the Negev] / ed. by T. Muraoka and J. F. Elwolde. - Leiden; Boston; Koln : Brill, 2000

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002)) 

К досье Меня

ИИСУСА, СЫНА СИРАХОВА, ПРЕМУДРОСТИ КНИГА, входит в раздел *учительных книг ВЗ, отнесена Церковью к числу *неканонических. Содержит цикл назидательных наставлений, написанных в поэтич. форме. Состоит из 51 гл. Латинское название книги — «Экклесиастикус» (не смешивать с *Екклесиастом).

Язык, автор и датировка книги. До кон. 19 в. переводы Сир делались с греч., поскольку еврейский оригинал, о к-ром знал еще блж.*Иероним, был утрачен. В 1896 англичанки Агнес Льюис и Маргарет Гибсон нашли в каирской *генизе кожаный свиток, к-рый был опознан *гебраистом Соломоном Шехтером как евр. текст Сир. Позднее фрагменты евр. текста книги были обнаружены в палестинской крепости Масада (1963).

Греч. перевод проливает свет на автора книги и его время. В предисловии переводчик называет себя внуком Иисуса Сирахова и датирует начало своего труда 38-м г. царя Евергета. Это прозвище носили два царя — Птолемей III (246-221) и Птолемей VII (145-116). Первый исключается, т.к. он не дожил до 38-го г. своего правления. Птолемей же VII вел счет своего царствования с 170, когда он стал соправителем Птолемея VI; следовательно, 38-й г. его правления и дата начала перевода Сир падает на 132 до н.э. Внук Иисуса Сирахова пишет, что сделал его для егип. иудеев, «которые, находясь на чужбине, желают учиться и приспособляют свои нравы к тому, чтобы жить по Закону». Сам Иисус, сын Сирахов, не мог писать позже 175, когда начались гонения Антиоха IV (см. ст. Второго Храма период). Он был современником первосвященника Симона II. Все это приводит к 90-80-м гг. 2 в. до н.э. как к дате написания Сир. О личности Иисуса (евр. Иешуа Бен-Сира) существуют лишь косвенные данные в самой книге. Он жил в Палестине, много путешествовал, обладал обширными по тем временам познаниями. Книга его говорит о придворных обычаях, медицине, торговле, богослужении. По словам внука Иисуса, его дед, «больше других предаваясь изучению Закона, Пророков и других отеческих книг и приобретя достаточный в них навык, решился и сам написать нечто, относящееся к образованию и мудрости, чтобы любители учения, вникая и в эту [книгу], еще больше преуспевали в жизни по Закону». Из этих слов явствует, что Иисус первый из ветхозав. писателей уже имел Библию почти в полном объеме (т.е., кроме Торы и Пророков, читал книги, позднее вошедшие в собрание Писаний). Из его «панегирика отцам» (44-50) явствует, что он не знал лишь Кн.Даниила.

Композиция и содержание. Сир написана в традиции *мудрецов писаний; апокалиптические и мессианские мотивы в ней почти отсутствуют. В задачу автора «Премудрости» входило дать наставление для повседневной практич. жизни. В книге собраны краткие изречения, советы, гимны, размышления над жизнью, прославление героев свящ. истории. Несмотря на разнородность частей, книгу объединяет общий дух и замысел.

Книга содержит раздумья о Премудрости Божьей и о ее деяниях в роде человеческом (1:1-16:23), о творении и нравств. заповедях (16:24-23:37), афоризмы о семейной и обществ. жизни (24:1-33:17), о долге человека перед Богом (33:18-38:23), о профессиях и призваниях (33:24-42:14), о совершенстве природы (42:15-43:36), о праведниках ВЗ (44-50) и заканчивается молитвой и эпилогом (51).

Учение Сир. Богословие книги продолжает линию, идущую от богословия Притч. Мудрец не дерзает говорить о внутренней тайне Сущего. Бог запределен твари; Его Премудрость познается в природе и *Откровении. В описании Сир она почти ипостазируется. «Порою речь прямо как будто идет о некоей вполне конкретной личности (14:20-15:10;24). Тем не менее, и это обстоятельство еще не позволяет нам видеть в этом образе некое, отличное от Яхве, Божественное лицо. Как и в отношении Притч, образ этот находит свое естественное объяснение в традиционном обычае персонифицировать теофании. Однако Божественная Премудрость книги Сираха не есть уже только промыслительное действие Божие, умудряющее свыше и наставляющее человека: это есть персонификация всего действия Божия в истории» (прот.*Князев, ПМ, X, с.104). Стройные закономерности мироздания определяются Премудростью:

По определению Господа дела Его от начала,

и от сотворения их Он разделил части их.

Навек устроил Он дела Свои

и начала их — в роды их.

16:26-27

Вселенная исполнена Славы Творца (42:15-26). Премудрость Божья свидетельствует о себе в деяниях Господних. Сама она «вышла из уст Всевышнего» (24:3) и тождественна Его творческому Слову. В истории Домостроительства Премудрость проявляется как Закон, данный народу Божьему (24:8-9). Но если природа строго подчинена космич. уставам Премудрости, то человек имеет свободу выбора и, следовательно, несет ответственность за свои поступки. Перед ним начертаны два пути — путь добра и путь зла. Рисуя картину нравственного и социального зла в человечестве, мудрец связывает его и с первородным грехом (25:27), и с личным выбором, решением человека.

Он от начала сотворил человека

и оставил его в руке произволения его.

Если хочешь, соблюдешь заповеди,

и сохранишь благоугодную верность.

15:14-15

Именно вера в ответственность человека позволяет Иисусу быть суровым моралистом и бичевать человеч. пороки. Однако он верит в силу покаяния и учит прощать. «Мстительный получит отмщение от Господа», — говорит мудрец.

В качестве примеров автор приводит праведников ВЗ, обозревая при этом всю свящ. историю. Он верит, что Бог «услышит молитву рабов Своих» и что настанет время, когда «все живущие на земле» познают Господа (36:18-19).

Кн.Иисуса, сына Сирахова, пользовалась большим авторитетом в древней Церкви. Отголоски ее рассеяны в Послании Иакова и на нее часто ссылались отцы Церкви.

The Texts and Versions of the Book of Ben Sira: Transmission and Interpretation. Edited by Jean- Sébastien Rey and Jan Joosten. Leiden, Brill, 2011

П е р е в о д ы: Архим.А г а ф а н г е л (Соловьев), Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова в рус. пер. с кратким объяснениям, СПб., 18602;

П а к а ц к и й Г.А., Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, заключающая в себе наилучшие нравоучения, преложенные в стихи, СПб., 1825; прот.Р о ж д е с т в е н с к и й А.П., Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Введение, перевод и объяснение по евр. тексту и древним переводам, СПб., 1911;

l Б у л г а к о в С.Д., Нравств. учение, раскрываемое в Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Курск, 1906; Д о й е л ь Л., Завещанное временем, пер. с англ., М., 1980; К л а у з н е р И., Бен-Сира, ЕЭ, т.4, репр. М., 1991; прот. Р о ж д е с т в е н с к и й А.П., Вновь открытый еврейский текст Кн. Иисуса, сына Сирахова, и его значение для библ. науки, СПб., 1903; Р ы б и н с к и й В., Иисус, сын Сирахов, ПБЭ, т.6, с.596-602; прот.С м и р н о в - П л а т о н о в Г.П., О рус. переводе Кн. Иисуса, сына Сирахова, ПО, 1860, № 12; Я к и м о в И.С., О происхождении Кн. Премудрости Иисуса, сына Сирахова, ХЧ, 1887, № 9-10; иностр. библиогр. см. в АРОТ, v.1, p.314-15; JBC, v.1, p.123.

 

Кузнецова В.Н. Мудрость Иисуса сына Сираха. М.: Общедоступный православный университет, основанный протоиереем Александром Менем, 2017. 177 с.

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем

 

 

Иллюстрация: 1654 году, анонимный немецкий каллиграф, первая глава книги Бен Сираха, «аллес» в данном случае — «всякая», «всякая премудрость от Бога», «Alle Weiſsheit ist bey Gott».