Премудрость прославит себя
И среди народа своего будет восхвалена.
В церкви Всевышнего она откроет уста свои,
И пред воинством Его будет прославлять себя:
"Я вышла из уст Всевышнего
И, подобно облаку, покрыла землю;
Я поставила скинию на высоте,
И престол мой - в столпе облачном;
Я одна обошла круг небесный
И ходила во глубине бездны;
В волнах моря и по всей земле
И во всяком народе и племени
имела я владение:
Между всеми ими
я искала успокоения,
И в чьем наследии водвориться мне.
Тогда Создатель всех повелел мне,
И Произведший меня указал мне покойное жилище и сказал:
"Поселись в Иакове
И прими наследие в Израиле".
Прежде века от начала Он произвел меня,
И я не скончаюсь вовеки.
Я служила пред Ним во святой скинии
И так утвердилась в Сионе.
Он дал мне также покой в возлюбленном городе,
И в Иерусалиме - власть моя.
И укоренилась я в прославленном народе,
В наследственном уделе Господа.
Я возвысилась, как кедр на Ливане
И как кипарис на горах Ермонских;
Я возвысилась, как пальма в Енгадди
И как розовые кусты в Иерихоне;
Я, как красивая маслина в долине
И как платан, возвысилась.
Как корица и аспалаф, я издала ароматный запах
И, как отличная смирна, распространила благоухание,
Как халвани, оникс и стакти
И как благоухание ладана в скинии.
Я распростерла свои ветви, как теревинф,
И ветви мои - ветви славы и благодати.
Я - как виноградная лоза, произращающая благодать,
И цветы мои - плод славы и богатства.
Приступите ко мне, желающие меня,
И насыщайтесь плодами моими;
Ибо воспоминание обо мне слаще меда
И обладание мною приятнее медового сота.
Ядущие меня еще будут алкать,
И пьющие меня еще будут жаждать.
Слушающий меня не постыдится,
И трудящиеся со мною не погрешат.
Все это - книга завета Бога Всевышнего,
закон, который заповедал Моисей
как наследие сонмам Иаковлевым.
Он насыщает мудростью,
Как Фисон и как Тигр во дни новин;
Он наполняет разумом, как Евфрат
И как Иордан во дни жатвы;
Он разливает учение, как свет
И как Гион во время собирания винограда.
Первый человек не достиг полного познания ее;
Не исследует ее также и последний;
Ибо мысли ее полнее моря,
И намерения ее глубже великой бездны.
И я, как канал из реки
И как водопровод, вышла в рай.
Я сказала: полью мой сад
И напою мои гряды.
И вот, канал мой сделался рекою,
И река моя сделалась морем.
И буду я сиять учением, как утренним светом,
И далеко проявлю его;
И буду я изливать учение, как пророчество,
И оставлю его в роды вечные".
Видите, что я трудился не для себя одного,
Но для всех, ищущих премудрости.
Тремя я украсилась
И стала прекрасною пред Господом и людьми:
Это - единомыслие между братьями
И любовь между ближними,
И жена и муж,
Согласно живущие между собою.
И три рода людей возненавидела душа моя,
И очень отвратительна для меня жизнь их:
Надменного нищего, лживого богача
И старика-прелюбодея, ослабевающего в рассудке.
Чего не собрал ты в юности, -
Как же можешь приобрести в старости твоей?
Как прилично сединам судить,
И старцам - уметь давать совет!
Как прекрасна мудрость старцев
И как приличны людям почтенным рассудительность и совет!
Венец старцев - многосторонняя опытность,
И хвала их - страх Господень.
Девять помышлений похвалил я в сердце,
А десятое выскажу языком:
Это человек, радующийся о детях
И при жизни видящий падение врагов.
Блажен, кто живет с женою разумною,
Кто не погрешает языком и не служит недостойному себя.
Блажен, кто приобрел мудрость
И передает ее в уши слушающих.
Как велик тот, кто нашел премудрость!
Но он не выше того, кто боится Господа.
Страх Господень все превосходит,
И имеющий его с кем может быть сравнен?
Можно перенести всякую рану, только не рану сердечную,
И всякую злость, только не злость женскую,
Всякое нападение, только не нападение от ненавидящих,
И всякое мщение, только не мщение врагов;
Нет головы ядовитее головы змеиной,
И нет ярости сильнее ярости врага.
Соглашусь лучше жить со львом и драконом,
Нежели жить со злою женою.
Злость жены изменяет взгляд ее
И делает лице ее мрачным, как у медведя.
Сядет муж ее среди друзей своих
И, услышав о ней, горько вздохнет.
Всякая злость мала в сравнении со злостью жены;
Жребий грешника да падет на нее.
Что восхождение по песку для ног старика,
То сварливая жена для тихого мужа.
Не засматривайся на красоту женскую
И не похотствуй на жену.
Досада, стыд и большой срам,
Когда жена будет преобладать над своим мужем.
Сердце унылое и лице печальное
И рана сердечная - злая жена.
Опущенные руки и расслабленные колени -
Жена, которая не счастливит своего мужа.
От жены начало греха,
И чрез нее все мы умираем.
Не давай воде выхода,
Ни злой жене - власти;
Если она не ходит под рукою твоею,
То отсеки ее от плоти твоей.
Счастлив муж доброй жены,
И число дней его - сугубое.
Жена добродетельная радует своего мужа
И лета его исполнит миром;
Добрая жена - счастливая доля:
Она дается в удел боящимся Господа;
С нею у богатого и бедного - сердце довольное
И лице во всякое время веселое.
Трех страшится сердце мое,
А при четвертом я молюсь:
Городского злословия, возмущения черни
И оболгания на смерть, -
все это ужасно.
Болезнь сердца и печаль -
жена, ревнивая к другой жене,
И бич языка ее, ко всем приражающийся.
Движущееся туда и сюда воловье ярмо - злая жена;
Берущий ее - то же, что хватающий скорпиона.
Большая досада - жена, преданная пьянству,
И она не скроет своего срама.
Наклонность женщины к блуду
Узнается по поднятию глаз и век ее.
Над бесстыдною дочерью поставь крепкую стражу,
Чтобы она, улучив послабление, не злоупотребила собою.
Берегись бесстыдного глаза,
И не удивляйся, если он согрешит против тебя:
Как томимый жаждою путник открывает уста
И пьет всякую близкую воду,
Так она сядет напротив всякого шатра
И пред стрелою откроет колчан.
Любезность жены усладит ее мужа,
И благоразумие ее утучнит кости его.
Кроткая жена - дар Господа,
И нет цены благовоспитанной душе.
Благодать на благодать - жена стыдливая,
И нет достойной меры для воздержной души.
Что солнце, восходящее на высотах Господних,
То красота доброй жены в убранстве дома ее;
Что светильник, сияющий на святом свещнике,
То красота лица ее в зрелом возрасте;
Что золотые столбы на серебряном основании,
То прекрасные ноги ее на твердых пятах.
От двух скорбело сердце мое,
А при третьем возбуждалось во мне негодование:
Если воин терпит от бедности,
И разумные мужи бывают в пренебрежении;
И если кто обращается от праведности ко греху,
Господь уготовит того на меч.
Купец едва может избежать погрешности,
А корчемник не спасется от греха.
Многие погрешали ради маловажных вещей,
И ищущий богатства отвращает глаза.
Посреди скреплений камней вбивается гвоздь:
Так посреди продажи и купли вторгается грех.
Если кто не удерживается тщательно в страхе Господнем,
То скоро разорится дом его.
При трясении решета остается сор:
Так нечистота человека - при рассуждении его.
Глиняные сосуды испытываются в печи,
А испытание человека - в разговоре его.
Уход за деревом открывается в плоде его:
Так в слове - помышления сердца человеческого.
Прежде беседы не хвали человека,
Ибо она есть испытание людей.
Если ты усердно будешь искать правды,
То найдешь ее и облечешься ею, как подиром славы.
Птицы слетаются к подобным себе,
И истина обращается к тем, которые упражняются в ней.
Как лев подстерегает добычу,
Так и грехи - делающих неправду.
Беседа благочестивого - всегда мудрость,
А безумный изменяется, как луна.
Среди неразумных не трать времени,
А проводи его постоянно среди благоразумных.
Беседа глупых отвратительна,
И смех их - в забаве грехом.
Пустословие много клянущихся поднимет дыбом волосы,
А спор их заткнет уши.
Ссора надменных - кровопролитие,
И брань их несносна для слуха.
Открывающий тайны потерял доверие
И не найдет друга по душе своей.
Люби друга и будь верен ему;
А если откроешь тайны его, не гонись больше за ним:
Ибо как человек убивает своего врага,
Так ты убил дружбу ближнего;
И как ты выпустил бы из рук своих птицу,
Так ты упустил друга и не поймаешь его;
Не гонись за ним, ибо он далеко ушел
И убежал, как серна из сети.
Рану можно перевязать,
И после ссоры возможно примирение;
Но кто открыл тайны,
Тот потерял надежду на примирение.
Кто мигает глазом, тот строит козни,
И никто не удержит его от того;
Пред глазами твоими он будет говорить сладко
И будет удивляться словам твоим,
А после извратит уста свои
И в словах твоих откроет соблазн;
Многое я ненавижу, но не столько, как его;
И Господь возненавидит его.
Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову,
И коварный удар разделит раны.
Кто роет яму, сам упадет в нее,
И кто ставит сеть, сам будет уловлен ею.
Кто делает зло, на того обратится оно,
И он не узнает, откуда оно пришло к нему;
Посмеяние и поношение от гордых
И мщение, как лев, подстерегут его.
Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых,
И скорбь измождит их прежде смерти их.
Злоба и гнев - тоже мерзости,
И муж грешный будет обладаем ими.
Мстительный получит отмщение от Господа,
Который не забудет грехов его.
Прости ближнему твоему обиду,
И тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои.
Человек питает гнев к человеку,
А у Господа просит прощения;
К подобному себе человеку не имеет милосердия,
И молится о грехах своих;
Сам, будучи плотию, питает злобу:
Кто очистит грехи его?
Помни последнее и перестань враждовать;
Помни истление и смерть и соблюдай заповеди;
Помни заповеди и не злобствуй на ближнего;
Помни завет Всевышнего и презирай невежество.
Удерживайся от ссоры - и ты уменьшишь грехи;
Ибо раздражительный человек возжжет ссору;
Человек- грешник смутит друзей
И поселит раздор между живущими в мире.
Каково вещество огня,
Так он и возгорится;
И какова сила человека,
Таков будет и гнев его,
И по мере богатства
Усилится ярость его.
Жаркий спор возжигает огонь,
А жаркая ссора проливает кровь.
Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет:
То и другое выходит из уст твоих.
Наушник и двоязычный да будут прокляты,
Ибо они погубили многих, живших в тишине;
Язык третий многих поколебал
И изгонял их от народа к народу,
И разорял укрепленные города
И ниспровергал домы вельмож;
Язык третий изгнал доблестных жен
И лишил их трудов их;
Внимающий ему не найдет покоя
И не будет жить в тишине.
Удар бича делает рубцы,
А удар языка сокрушит кости;
Многие пали от острия меча,
Но не столько, сколько павших от языка;
Счастлив, кто укрылся от него,
Кто не испытал ярости его,
Кто не влачил ярма его
И не связан был узами его;
Ибо ярмо его - ярмо железное,
И узы его - узы медные,
Смерть лютая - смерть его,
И
самый ад лучше его.
Не овладеет он благочестивыми,
И не сгорят они в пламени его;
Оставляющие Господа впадут в него;
В них возгорится он и не угаснет:
Он будет послан на них, как лев,
И, как барс, будет истреблять их.
Смотри, огради владение твое терновником,
Свяжи серебро твое и золото,
И для слов твоих сделай вес и меру,
И для уст твоих - дверь и запор.
Берегись, чтобы не споткнуться ими
И не пасть пред злоумышляющим.
Кто оказывает милость,
Тот дает взаем ближнему,
И кто поддерживает его своею рукою,
Тот соблюдает заповеди.
Давай взаймы ближнему во время нужды его
И сам в свое время возвращай ближнему.
Твердо держи слово и будь верен ему -
И ты во всякое время найдешь нужное для тебя.
Многие считали заем находкою
И причинили огорчение тем, которые помогли им.
Доколе не получит, он будет целовать руку его
И из-за денег ближнего смирит голос;
А в срок отдачи он будет протягивать время
И будет отвечать уныло и жаловаться на время.
Если он будет в состоянии, то едва половину принесет -
И это вменит ему в находку;
А если будет не в состоянии, то заимодавец лишился своих денег
И без причины приобрел себе врага в нем:
Он воздаст ему проклятиями и бранью
И вместо почтения воздаст бесчестием.
Многие по причине такого лукавства уклоняются от ссуды,
Опасаясь напрасно потерпеть утрату.
Но к бедному ты будь снисходителен
И милостынею ему не медли;
Ради заповеди помоги бедному
И в нужде его не отпускай его ни с чем.
Трать серебро для брата и друга
И не давай ему заржаветь под камнем на погибель;
Располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего,
И оно принесет тебе более пользы, нежели золото;
Заключи в кладовых твоих милостыню,
И она избавит тебя от всякого несчастья:
Лучше крепкого щита и твердого копья
Она защитит тебя против врага.
Добрый человек поручится за ближнего,
А потерявший стыд оставит его.
Не забывай благодеяний поручителя;
Ибо он дал душу свою за тебя.
Грешник расстроит состояние поручителя,
И неблагодарный в душе оставит своего избавителя.
Поручительство привело в разорение многих достаточных людей
И пошатнуло их, как волна морская;
Мужей могущественных изгнало из домов,
И они блуждали между чужими народами.
Грешник, принимающий на себя поручительство
И ищущий корысти, впадет в тяжбу.
Помогай ближнему по силе твоей
И берегись, чтобы тебе не впасть в то же.
Главная потребность для жизни - вода и хлеб,
И одежда и дом, прикрывающий наготу.
Лучше жизнь бедного под досчатым кровом,
Нежели роскошные пиршества в чужих домах.
Будь доволен малым,
Как и многим.
Худая жизнь - скитаться из дома в дом,
И где водворишься, не посмеешь и рта открыть;
Будешь подавать пищу и питье без благодарности,
Да и сверх того еще услышишь горькое:
"Пойди сюда, пришлец, приготовь стол
И, если есть что у тебя, накорми меня";
"Удались, пришлец, ради почетного лица:
Брат пришел ко мне в гости, дом нужен".
Тяжел для человека с чувством упрек за приют в доме
И порицание за одолжение.
Кто любит своего сына, тот пусть чаще наказывает его,
чтобы впоследствии утешаться им.
Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него
И среди знакомых будет хвалиться им.
Кто учит своего сына, тот возбуждает зависть во враге,
А пред друзьями будет радоваться о нем.
Умер отец его - и как будто не умирал,
Ибо оставил по себе подобного себе;
При жизни своей он смотрел на него и утешался,
И при смерти своей не опечалился;
Для врагов он оставил в нем мстителя,
А для друзей - воздающего благодарность.
Поблажающий сыну будет перевязывать раны его,
И при всяком крике его будет тревожиться сердце его.
Необъезженный конь бывает упрям,
А сын, оставленный на свою волю, делается дерзким.
Лелей дитя, и оно устрашит тебя;
Играй с ним, и оно опечалит тебя.
Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним
И после не скрежетать зубами своими.
Не давай ему воли в юности
И не потворствуй неразумию его.
Нагибай выю его в юности
И сокрушай ребра его, доколе оно молодо,
Дабы, сделавшись упорным,
Оно не вышло из повиновения тебе.
Учи сына твоего и трудись над ним,
Чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его.
Лучше бедняк здоровый и крепкий силами,
Нежели богач с изможденным телом;
Здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота,
И крепкое тело лучше несметного богатства;
Нет богатства лучше телесного здоровья,
И нет радости выше радости сердечной;
Лучше смерть, нежели горестная жизнь
Или постоянно продолжающаяся болезнь.
Сласти, поднесенные к сомкнутым устам,
То же, что снеди, поставленные на могиле.
Какая польза идолу от жертвы?
Он ни есть, ни обонять не может:
Так преследуемый от Господа, смотря глазами и стеная,
Подобен евнуху, который обнимает девицу и вздыхает.
Не предавайся печали душею твоею
И не мучь себя своею мнительностью;
Веселье сердца - жизнь человека,
И радость мужа - долгоденствие;
Люби душу твою и утешай сердце твое
И удаляй от себя печаль,
Ибо печаль многих убила,
А пользы в ней нет.
Ревность и гнев сокращают дни,
А забота - прежде времени приводит старость.
Открытое и доброе сердце
Заботится и о снедях своих.
Бдительность над богатством изнуряет тело,
И забота о нем отгоняет сон.
Бдительная забота не дает дремать,
И тяжкая болезнь отнимает сон.
Потрудился богатый при умножении имуществ -
И в покое насыщается своими благами.
Потрудился бедный при недостатках в жизни -
И в покое остается скудным.
Любящий золото не будет прав,
И кто гоняется за тлением, наполнится им.
Многие ради золота подверглись падению,
И погибель их была пред лицем их;
Оно - дерево преткновения для приносящих ему жертвы,
И всякий несмысленный будет уловлен им.
Счастлив богач, который оказался безукоризненным
И который не гонялся за золотом.
Кто он? и мы прославим его;
Ибо он сделал чудо в народе своем.
Кто был искушаем золотом - и остался непорочным?
Да будет это в похвалу ему.
Кто мог погрешить - и не погрешил,
Сделать зло - и не сделал?
Прочно будет богатство его,
И о милостынях его будет возвещать собрание.
Когда ты сядешь за богатый стол,
Не раскрывай на него гортани твоей
И не говори: "много же на нем!"
Помни, что алчный глаз - злая вещь.
Что из сотворенного завистливее глаза?
Потому он плачет о всем, что видит.
Куда он посмотрит, не протягивай руки,
И не сталкивайся с ним в блюде.
Суди о ближнем по себе
И о всяком действии рассуждай.
Ешь, как человек, что тебе предложено,
И не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя;
Переставай есть первый из вежливости
И не будь алчен, чтобы не послужить соблазном;
И если ты сядешь посреди многих,
То не протягивай руки твоей прежде них.
Немногим довольствуется человек благовоспитанный,
И потому он не страдает одышкою на своем ложе.
Здоровый сон бывает при умеренности желудка:
Встал рано, и душа его с ним;
Страдание бессонницею и холера и резь в животе
Бывают у человека ненасытного.
Если ты обременил себя яствами,
То встань из-за стола и отдохни.
Послушай меня, сын мой, и не пренебреги мною,
И впоследствии ты поймешь слова мои.
Во всех делах твоих будь осмотрителен,
И никакая болезнь не приключится тебе.
Щедрого на хлебы будут благословлять уста,
И свидетельство о доброте его - верно;
Против скупого на хлеб будет роптать город,
И свидетельство о скупости его - справедливо.
Против вина не показывай себя храбрым,
Ибо многих погубило вино.
Печь испытывает крепость лезвия закалкою;
Так вино испытывает сердца гордых - пьянством.
Вино полезно для жизни человека,
Если будешь пить его умеренно.
Что за жизнь без вина?
Оно сотворено на веселие людям.
Отрада сердцу и утешение душе - вино,
Умеренно употребляемое вовремя;
Горесть для души - вино, когда пьют его много,
При раздражении и ссоре.
Излишнее употребление вина
Увеличивает ярость неразумного до преткновения,
Умаляя крепость его
И причиняя раны.
На пиру за вином не упрекай ближнего
И не унижай его во время его веселья;
Не говори ему оскорбительных слов
И не обременяй его требованиями.
Если поставили тебя старшим на пиру, не возносись;
Будь между другими как один из них:
Позаботься о них и потом садись.
И когда всё твое дело исполнишь, тогда займи твое место,
Чтобы порадоваться на них
И за хорошее распоряжение получить венок.
Разговор веди ты, старший, -
Ибо это прилично тебе, -
С основательным знанием,
И не возбраняй музыки.
Когда слушают, не размножай разговора
И безвременно не мудрствуй.
Что рубиновая печать в золотом украшении,
То благозвучие музыки в пиру за вином;
Что смарагдовая печать в золотой оправе,
То приятность песней за вкусным вином.
Говори, юноша, если нужно тебе,
Едва слова два, когда будешь спрошен,
Говори главное, многое в немногих словах.
Будь как знающий и, вместе, как умеющий молчать.
Среди вельмож не равняйся с ними,
И, когда говорит другой, ты много не говори.
Грому предшествует молния,
А стыдливого предваряет благорасположение.
Вставай вовремя и не будь последним;
Поспешай домой и не останавливайся.
Там забавляйся и делай, что тебе нравится;
Но не согрешай гордым словом.
И за это благословляй Сотворившего тебя
И Насыщающего тебя Своими благами.
Боящийся Господа примет наставление,
И с раннего утра обращающиеся к Нему
приобретут благоволение Его.
Ищущий закона насытится им,
А лицемер преткнется в нем.
Боящиеся Господа найдут суд
И, как свет, возжгут правосудие.
Человек грешный уклоняется от обличения
И находит извинение, согласно желанию своему.
Человек рассудительный не пренебрегает размышлением,
А безрассудный и гордый не содрогается от страха
и после того, как сделал что-либо без размышления.
Без рассуждения не делай ничего,
И когда сделаешь, не раскаивайся.
Не ходи по пути, где развалины,
Чтобы не споткнуться о камень;
Не полагайся и на ровный путь;
Остерегайся даже детей твоих.
Во всяком деле верь душе твоей:
А это есть соблюдение заповедей.
Верующий закону внимателен к заповедям,
И надеющийся на Господа не потерпит вреда.
Боящемуся Господа не приключится зла,
Но и в искушении Он избавит его.
Мудрый муж не возненавидит закона,
А притворно держащийся его - как корабль в бурю.
Разумный человек верит закону,
И закон для него верен, как ответ урима.
Приготовь слово - и будешь выслушан;
Собери наставления - и отвечай.
Колесо в колеснице - сердце глупого,
И как вертящаяся ось - мысль его.
Насмешливый друг то же, что ярый конь,
Который под всяким седоком ржет.
Почему один день лучше другого,
Тогда как каждый дневной свет в году исходит от солнца?
Они разделены премудростью Господа;
Он отличил времена и празднества:
Некоторые из них Он возвысил и освятил,
А прочие положил в числе обыкновенных дней.
И все люди из праха,
И Адам был создан из земли;
Но по всеведению Своему Господь положил различие между ними
И назначил им разные пути:
Одних из них благословил и возвысил,
Других освятил и приблизил к Себе,
А иных проклял и унизил
И сдвинул с места их.
Как глина у горшечника в руке его
И все судьбы ее в его произволе,
Так люди - в руке Сотворившего их,
И Он воздает им по суду Своему.
Как напротив зла - добро и напротив смерти - жизнь,
Так напротив благочестивого - грешник.
Так смотри и на все дела Всевышнего:
Их по два, одно напротив другого.
И я последний бодрственно потрудился,
Как подбиравший позади собирателей винограда,
И по благословению Господа успел
И наполнил точило, как собиратель винограда.
Поймите, что я трудился не для себя одного,
Но для всех ищущих наставления.