ТЕНЬ
См. катехизис.
Двойничество.
ТЕНЬ/СЕНЬ
Так же как и слово ночь или облако, Т. имеет двойное символическое значение, смотря
по тому, означает ли это слово отсутствие или присутствие света. Ч-к хочет полного света, но ищет и Т.; Бог - это свет
и палящий огонь, но Он также и прохладная Т., и «Он благоволит обитать
во мгле» (3 Цар 8.12). Это двойственное значение слова Т. своеобразно используется
в Библии.
I. ВОЗВЕЩЕНИЕ СМЕРТИ
1. Убегающая тень. - Ч-ку, сознающему, что он, как тварь, обречен
на исчезновение, нарастающая или убывающая Т. напоминает его участь. «Горе
нам! День уже склоняется, простираются вечерние тени» (Иер 6.4), так и
жизнь ч-ская, ступени к-рой неумолимо прибавляются на солнечных часах времени
(4 Цар 20.9 слл). Ч-к «убегает как тень и не останавливается» (Иов 14.2;
см 8.9); дни его, как Т., склоняются к ночи (Пс 101.12; 143.4), идут безнадежно к смерти (1 Пар
29.15; Прем 5.9). В течение своей суетной жизни (Екк 6.12) «человек ходит
подобно призраку» (Пс 38.7); но в этом необратимом развитии, чувствуя свою
собственную изменчивость, он хранит веру в «Отца светов, у К-рого нет изменения
и ни тени перемены» (Иак 1. 17).
2. Мрак и тень смерти. - Переводчики LXX, опираясь на сомнительную
этимологию, но с глубоким реализмом обычно передавали евр. выражение «густая
тень» выражением «тень смертная»; в той же форме мы встречаем это выражение
и у Евангелистов (Ис 9.2; Мф 4.16; Л к 1.79). И действительно, Т. не только
изменчивое и убегающее явление, но и пустота, ничто, та мрачная тьма, к-рой
жаждет Иов в своем горе (Иов 3.1-6). В шеоле нет надежды - это страна смерти, земля тьмы и тени смертной, где свет есть тьма (10.21).
Уже в этой жизни вследствие испытаний ч-к лишается света живых: «на веждах
моих тень смерти» (16.16).
3. Владыка тени. - Перед лицом угрожающей тени смертной наше прибежище
только Бог. Он обращает в тень смертную ложный свет, ожидаемый грешниками
(Иер 13.16; см Пс 43.20), но может также «вывести на свет тень смертную»
(Иов 12.22) и «вывести из тьмы... и расторгнуть узы людей» (Пс 106.10,14).
Вот почему псалмопевец, исполненный упования (доверие), восклицает: «Если
я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною»
(Пс 22.4). Эта надежда стала реальностью с того времени, когда во Христе
исполнилось пророчество Исайи: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий,
и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4.16; Ис 9.1).
II. ОБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИСУТСТВИЕ
Как облако было угрожающим мраком для одних, а для других светом и защитой,
так и грозная Т. может оказаться защитой; и за этой защитой ч-к открывает
некое присутствие.
1. Земная тень. - Т. очень ценится в повседневной жизни, в особенности
на Востоке, ибо она охраняет от жгучего солнца. Все творения ищут Т. -
лотос, страшный бегемот (Иов 40.22), деревья, птицы, звери и люди (Иез
31.6). Тенистое дерево - символ охраняющей силы, как Даниил объясняет Навуходоносору: «Дерево, к-рое
ты видел, это ты, царь» (Дан 4.17 слл); Т. царя укрывает и защищает (Суд
9.15); праведный князь - «как тень от высокой скалы в земле жаждущей» (Ис
32.2). Однако, в силу своей двойственной сущности, тень может обмануть
эту надежду, напр., Т. от растения над головой Ионы (Ион 4.5 слл), Т. от
царя Израиля (Плач 4.20); и тем более Т. Египта (Ис 30.2) или же «тень
от кедров ливанских», к-рые могут быть вырваны в одно мгновение и сброшены
долу вместе с теми, кто доверился их обманчивой Т. (Иез 31; Дан 4).
2. Тень Божия. - Один Бог дает надежную Т. вместо неверной
зыбкой теневой защиты. Следует оставить приятную Т. священных деревьев
(Ос 4.13) и найти у Господа тенистый приют (Пс 120.5; Ис 25.4 слл). Упование
верующего жить «под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоиться»
(Пс 90.1), быть как истинный служитель в Т. руки Господней или Его крыл
(Пс 16.8; 56.2; 62.8; Ис 49.2; 51.16).
За этими метафорами мы находим несколько воспоминаний об Исходе. В переводе
LXX это принято во внимание: глагол «шакан» (покрывать, покоиться,
оставаться) переведен: σхιάζειν, έπισхιάζειν
(покрывать своею тенью, осенять). В то время облако осеняло скинию (Исх 40.35), определяя т. обр. продолжительность
остановок в пути (Числ 9.18,22); это облако осеняло даже Израильтян (10.34),
охраняя их чудесным образом, как говорится в кн. Премудрости (19.7). Такая
защита снова явится в последние времена. Слава Ягве будет покоиться на
очищенном Сионе, подобно «шатру для осенения днем от зноя и для убежища
и защиты от непогоды и дождя» (Ис 4.5 сл). И когда Израиль будет шествовать,
осиянный этой божественной славой, «леса будут осенять его» (Вар 5.7 слл;
см 1.12).
Во время освящения храма облако наполнило святое святых и Соломон воскликнул:
«Ягве сказал, что Он благоволит обитать во мгле» (3 Цар 8.12). К мысли
о защите здесь прибавляется мысль о непосредственном Присутствии Божием; таков же смысл выражения: Иерусалим,
подобно возлюбленной из Песни Песней, может сидеть в тени возлюбленного
(Песн 2.3). В лице Девы Марии эти чаяния осуществились, когда «сила Всевышнего осенила
Ее» (Лк 1.35) и Она зачала Того, на К-ром во время Преображения покоилось
облако (9.34 п).
3. Тень Израиля. - Избранный народ в свою очередь становится
источником божественного покровительства. Некогда, будучи выше всех других
царств, виноградная лоза Израиля покрывала своей тенью горы (Пс 79.11).
Израиль сражен судом Божиим, но снова станет под конец «величественным
кедром и будут обитать под ним всякие птицы» (Иез 17.23; см Дан 4.9); это
явный образ Царства Божия, открытого для всех народов (Мф 13.32 п). Также,
когда Петр исцеляет больных своею Т. (Деян 5.15), он открывает спасительное
присутствие Бога в Его Церкви.
XLD
Ср.: ад ВЗ I 1 - дерево 2 - ночь
- облако - прообраз - свет
и тьма - смерть
|