«Яков

Оглавление

Библия: издание подготовил Яков Кротов

Третья книга Ездры

Ранее

Почему евреям хуже, чем их угнетателям?

В тридцатом году по разорении города
Был я в Вавилоне,

И смущался, лежа на постели моей,
И помышления всходили на сердце мое,

Ибо я видел опустошение Сиона
И богатство живущих в Вавилоне.

И возмутился дух мой,
И я начал со страхом говорить ко Всевышнему, и сказал:

- Владыко
Господи!

Ты сказал от начала, когда един основал землю,
И повелел персти,

И дал Адаму тело смертное,
Которое было также создание рук Твоих,

И вдохнул в него дух жизни,
И он сделался живым пред Тобою,

И ввел его в рай, который насадила десница Твоя,
Прежде нежели земля произрастила плоды;

Ты повелел ему хранить заповедь Твою,
Но он нарушил ее,

И Ты осудил его на смерть,
И род его и происшедшие от него поколения

И племена, народы
И отрасли их, которым нет числа.

Каждый народ стал ходить по своему хотению,
Делал пред Тобою дела неразумные и презирал заповеди Твои.

По времени, Ты навел потоп на обитателей земли
И истребил их,

И исполнилось на каждом из них, — как на Адаме смерть,
Так на сих потоп.

Одного из них Ты оставил — Ноя с семейством его,
И от него произошли все праведные.

Когда начали размножаться обитающие на земле,
И умножились сыны и народы и поколения многие,

И опять начали предаваться нечестию,
Более нежели прежние,

Когда начали делать пред Тобою беззаконие:
Ты избрал Себе из них мужа, которому имя Авраам,

И возлюбил его
И открыл ему одному волю Твою,

И положил ему завет вечный,
И сказал ему, что никогда не оставишь семени его.

И дал ему Исаака,
И Исааку дал Иакова и Исава;

Ты избрал Себе Иакова,
Исава же отринул. И умножился Иаков чрезвычайно.

Когда Ты вывел из Египта семя его
И привел к горе Синайской,

Тогда преклонил небеса,
Уставил землю,

Поколебал вселенную,
Привел в трепет бездны и весь мир в смятение.

И прошла слава Твоя в четырех явлениях:
В огне, землетрясении, бурном ветре и морозе,

Чтобы дать закон семени Иакова
И радение роду Израиля,

Но не отнял у них сердца лукавого,
Чтобы закон Твой принес в них плод.

С сердцем лукавым первый Адам
Преступил заповедь,

И побежден был;
Так и все, от него происшедшие.

Осталась немощь и закон
В сердце народа с корнем зла,

И отступило доброе,
И осталось злое.

Прошли времена
И окончились лета, —

И Ты воздвиг Себе раба,
Именем Давида;

Повелел ему построить город имени Твоему
И в нем приносить Тебе фимиам и жертвы.

Много лет это исполнялось,
И потом согрешили населяющие город,

Во всем поступая так, как поступил Адам и все его потомки;
Ибо и у них было сердце лукавое.

И Ты предал город Твой
В руки врагов Твоих.

Неужели лучше живут обитатели Вавилона
И за это владеют Сионом?

Когда я пришел сюда, видел нечестия, которым нет числа,
И в этом тридцатом году пленения видит душа моя многих грешников, —

И изныло сердце мое, ибо я видел, как Ты поддерживаешь сих грешников
И щадишь нечестивцев,

А народ Твой погубил,
Врагов же Твоих сохранил и не явил о том никакого знамения.

Не понимаю, как этот путь мог измениться.
Неужели Вавилон поступает лучше, нежели Сион?

Или иной народ познал Тебя, кроме Израиля?
Или какие племена веровали заветам Твоим, как Иаков?

Ни воздаяние им не равномерно,
Ни труд их не принес плода,

Ибо я прошел среди народов, и видел, что они живут в изобилии,
Хотя и не вспоминают о заповедях Твоих.

Итак взвесь на весах и наши беззакония
И дела живущих на земле,

И нигде не найдется имя Твое,
Как только у Израиля.

Когда не грешили пред Тобою живущие на земле?
Или какой народ так сохранил заповеди Твои?

Между сими хотя по именам найдешь хранящих заповеди Твои,
А у других народов не найдешь.

Тогда отвечал мне посланный ко мне Ангел,
Которому имя Уриил, и сказал:

Люди не могут понять Бога

- Сердце твое слишком далеко зашло в этом веке,
Что ты помышляешь постигнуть путь Всевышнего.

Я отвечал:
- Так, господин мой.

Он же сказал мне:

- Три пути послан я показать тебе
И три подобия предложить тебе.

Если ты одно из них объяснишь мне,
То и я покажу тебе путь, который желаешь ты видеть,

И научу тебя,
Откуда произошло сердце лукавое.

Тогда я сказал:
- Говори, господин мой.

Он же сказал мне:
- Иди и взвесь тяжесть огня,

Или измерь мне дуновение ветра,
Или возврати мне день, который уже прошел.

- Какой человек, - отвечал я, - может сделать то,
Чего ты требуешь от меня?

А он сказал мне:

- Если бы я спросил тебя, сколько обиталищ в сердце морском,
Или сколько источников в самом основании бездны,

Или сколько жил над твердью,
Или какие пределы у рая,

Ты, может быть, сказал бы мне: «в бездну я не сходил, и в ад также,
И на небо никогда не восходил».

Теперь же я спросил тебя только об огне, ветре
И дне, который ты пережил,

И о том, без чего ты быть не можешь,
И на это ты не отвечал мне.

И сказал мне:

- Ты и того, что твое и с тобою от юности, не можешь познать;
Как же сосуд твой мог бы вместить в себе путь Всевышнего

И в этом уже заметно растленном веке
Понять растление, которое очевидно в глазах моих?

На это сказал я:

- Лучше было бы нам вовсе не быть, нежели жить в нечестиях
И страдать, не зная, почему.

Он же в ответ сказал мне:

- Вот, я отправился в полевой лес,
И застал дерева держащими совет.

Они говорили:

- Придите, и пойдем
И объявим войну морю,

Чтобы оно отступило перед нами,
И мы там возрастим для себя другие леса».

Подобным образом и волны морские имели совещание:
- Придите, - говорили они, —

- Поднимемся и завоюем леса полевые,
Чтобы и там приобрести для себя другое место.

Но замысел леса оказался тщетным,
Ибо пришел огонь и сжег его.

Подобным образом кончился и замысел волн морских,
Ибо стал песок, и воспрепятствовал им.

Если бы ты был судьею их, кого бы ты стал оправдывать
Или кого обвинять?

- Подлинно, - отвечал я, -
Замыслы их были суетны,

Ибо земля дана лесу,
Дано место и морю, чтобы носить свои волны.

Он же в ответ сказал мне:

- Справедливо рассудил ты;
Почему же ты не судил таким же образом себя самого?

Ибо как земля дана лесу,
А море волнам его,

Так обитающие на земле
Могут разуметь только то, что на земле;

А обитающие на небесах
Могут разуметь, что на высоте небес.

Но евреи это народ Божий, разве их страдания не бросают тень на Бога?

И отвечал я,
И сказал:

- Молю Тебя, Господи,
Да дастся мне смысл разумения.

Не хотел я вопрошать Тебя о высшем,
А о том, что ежедневно бывает у нас:

Почему Израиль предан на поругание язычникам?
Почему народ, который Ты возлюбил, отдан нечестивым племенам,

И закон отцов наших доведен до ничтожества,
И писанных постановлений нигде нет?

Переходим из века сего, как саранча,
Жизнь наша проходит в страхе и ужасе,

И мы сделались недостойными милосердия.
Но что сделает Он с именем Своим, которое наречено на нас?

Ещё рано искоренять зло

Вот о чем я вопрошал.
Он же отвечал мне:

- Чем больше будешь испытывать,
Тем больше будешь удивляться;

Потому что быстро спешит век сей к своему исходу,
И не может вместить того, что обещано праведным в будущие времена,

Потому что век сей исполнен неправдою
И немощами.

А о том, о чем ты спрашивал меня,
Скажу тебе:

Посеяно зло,
А еще не пришло время искоренения его.

Посему, доколе посеянное не исторгнется,
И место, на котором насеяно зло, не упразднится, —

Не придет место, на котором всеяно добро.
Ибо зерно злого семени посеяно в сердце Адама изначала,

И сколько нечестия народило оно доселе
И будет рождать до тех пор, пока не настанет молотьба!

Рассуди с собою, сколько зерно злого семени
Народило плодов нечестия!

Когда будут пожаты бесчисленные колосья его,
Какое огромное понадобится для сего гумно!

А сколько ждать?

- Как же и когда это будет? - спросил я его, -
Почему наши лета малы и несчастны?

Пока зло не подойдёт к критической отметке

- Не спеши подниматься, - отвечал он, -
Выше Всевышнего;

Ибо напрасно спешишь быть выше Его:
Слишком далеко заходишь.

Не о том же ли вопрошали души праведных в затворах своих,
Говоря:

«Доколе таким образом будем мы надеяться?
И когда плод нашего возмездия?»

На это отвечал мне
Иеремиил Архангел:

- Когда исполнится число семян в вас,
Ибо Всевышний на весах взвесил век сей,

И мерою измерил времена,
И числом исчислил часы,

И не подвинет и не ускорит до тех пор,
Доколе не исполнится определенная мера».

Но разве мы не подошли к этой отметке?

Я же в ответ на это
Сказал ему:

- О, Владыко Господи!
А мы все преисполнены нечестием.

И, может быть, из-за нас не наполняются житницы праведных,
И ради грехов живущих на земле.

Не надо торопить естественный ход вещей

На это он
Отвечал мне:

- Пойди,
Спроси беременную женщину,

Могут ли, по исполнении девятимесячного срока,
Ложесна ее удержать в себе плод?

Я сказал:
- Не могут.

Тогда он сказал мне:

- Подобны ложеснам
И обиталища душ в преисподней.

Как рождающая спешит родить, чтобы освободиться от болезней рождения,
Так и эти спешат отдать вверенное им сначала

Будет показано тебе то,
Что ты желаешь видеть.

Но уже прошло больше половины срока?

- Если я обрел благодать пред очами твоими, -
Отвечал я,

И если это возможно
И я способен к тому,

Покажи мне: имеющее придти
Более ли того, что прошло,

Или сбывшееся более того,
Что будет?

Что прошло, я это знаю,
А что придет, не ведаю.

Да, конец близок

Он сказал мне:

- Стань на правую сторону,
И я объясню тебе значение подобием.

И я стал,
И увидел:

Вот горящая печь проходит передо мною;
И когда пламя прошло, я увидел: остался дым.

После сего прошло предо мною облако, наполненное водою,
И пролился из него сильный дождь;

Но как скоро стремительность дождя остановилась,
Остались капли.

Тогда он сказал мне:

- Размышляй себе: как дождь более капель,
А огонь больше дыма,

Так мера прошедшего превысила,
А остались капли и дым.

И чего нам ждать? Я доживу?

Тогда я умолял его
И сказал:

- Думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?
И что будет в эти дни?

Описание катастроф перед концом

На это отвечал он
И сказал:

- О знамениях, о которых ты спрашиваешь меня,
Я отчасти могу сказать тебе,

А о жизни твоей я не послан говорить с тобою,
Да и не знаю.

О знамениях:

- Вот, настанут дни, в которые многие из живущих на земле,
Обладающие ведением, будут восхищены,

И путь истины сокроется,
И вселенная оскудеет верою,

И умножится неправда, которую теперь ты видишь
И о которой издавна слышал.

И будет, что страна, которую ты теперь видишь господствующею,
Подвергнется опустошению.

А если Всевышний даст тебе дожить,
То увидишь,

Что после третьей трубы внезапно воссияет среди ночи солнце
И луна трижды в день;

И с дерева будет капать кровь,
Камень даст голос свой, и народы поколеблются.

Тогда будет царствовать тот,
Которого живущие на земле не ожидают,

И птицы перелетят на другие места.
Море Содомское извергнет рыб,

Будет издавать ночью голос, неведомый для многих;
Однако же все услышат голос его.

Будет смятение во многих местах,
Часто будет посылаем с неба огонь;

Дикие звери переменят места свои,
И нечистые женщины будут рождать чудовищ.

Сладкие воды сделаются солеными,
И все друзья ополчатся друг против друга;

Тогда сокроется ум,
И разум удалится в свое хранилище.

Многие будут искать его,
Но не найдут,

И умножится на земле неправда
И невоздержание.

Одна область будет спрашивать другую,
Соседнюю:

«Не проходила ли по тебе правда,
Делающая праведным?»

И та скажет:
«Нет».

Люди в то время будут надеяться,
И не достигнут желаемого,

Будут трудиться,
И не управятся пути их.

Об этих знамениях мне дозволено сказать тебе,
И если снова помолишься и поплачешь, как теперь,

И попостишься семь дней,
То услышишь еще больше того.

Но почему Божьи избранники страдают больше других?

И я пришел в себя,
И тело мое сильно дрожало,

И душа моя изнемогла,
Как будто исчезала.

Но пришедший ко мне Ангел поддержал меня
И укрепил меня, и поставил на ноги.

И было, во вторую ночь пришел ко мне Салафиил,
Вождь народа, и спросил меня:

- Где ты был,
И отчего лице твое так печально?

Разве не знаешь, что тебе вверен Израиль
В стране преселения его?

Итак встань
И вкуси хлеба,

И не оставляй нас, как пастырь своего стада,
В руках лукавых волков.

Тогда сказал я ему:

Отойди от меня,
И не приближайся ко мне.

И он, услышав это,
Удалился от меня.

А я семь дней постился, стеная и плача,
Как повелел мне Ангел Уриил.

И после семи дней помышления сердца моего
Опять были для меня крайне тягостны.

Но душа моя прияла дух разумения,
И я снова начал говорить пред Всевышним и сказал:

О, Владыко
Господи!

Ты из всех лесов на земле и из всех дерев на ней
Избрал только одну виноградную лозу;

Ты из всего круга земного избрал Себе одну пещеру,
И из всех цветов во вселенной Ты избрал Себе одну лилию;

Ты из всех пучин морских наполнил для Себя один источник,
А из всех построенных городов освятил для Себя один Сион.

Из всех сотворенных птиц Ты наименовал Себе одну голубицу,
И из всех сотворенных скотов Ты избрал Себе одну овцу;

Из всех многочисленных народов Ты приобрел Себе один народ,
И возлюбил его, дал ему закон совершенный.

Но ныне, Господи, отчего же Ты предал одного многим,
И на одном корне Ты насадил другие отрасли

И рассеял Твой единственный народ
Между многими народами?

И попрали его противники обетованиям Твоим
И заветам Твоим не веровавшие.

И если уже Ты сильно возненавидел народ Твой,
То пусть бы он Твоими руками наказывался.

Когда я произносил слова сии, послан был ко мне Ангел,
Который приходил ко мне прежде ночью, и сказал мне:

- Послушай меня, и я научу тебя;
Внимай мне, и я скажу тебе еще более.

Говори, - сказал я, - господин мой.
И он сказал мне:

- Ты слишком далеко зашел пытливостью ума твоего об Израиле;
Неужели ты больше любишь его, нежели Тот, Который сотворил его?

- Нет, господин мой, -отвечал я, - но говорил от великой скорби.
Внутренность моя мучает меня всякий час,

Когда я стараюсь постигнуть путь Всевышнего
И исследовать хотя часть суда Его.

Он отвечал:
- Не можешь.

- Почему же, господин мой?
- Спросил я.

Лучше бы я не родился,
И утроба матерняя сделалась для меня гробом,

Нежели видеть угнетение Иакова
И изнурение рода Израильского.

Человек не может понять, как сложно Богу спасти любимый народ

И он сказал мне:

- Исчисли мне, что еще не пришло,
И собери мне рассеянные капли,
И оживи иссохшие цветы;

Открой заключенные хранилища
И выведи мне заключенные в них ветры,

И покажи мне образ голоса:
И тогда я покажу тебе то, что ты усиливаешься видеть.

- Владыко Господи!
- Отвечал я,

- Кто может знать это, разве только тот,
Кто не живет с человеками?

А я безумен, и как могу говорить о том,
О чем Ты спросил меня?

Тогда Он сказал мне:

- Как ты не можешь сделать ничего из сказанного,
Так не можешь познать судеб Моих,

Ни предела любви,
Которую обещал Я народу.

- Но вот, Господи, Ты близок к тем,
Которые к концу близятся,

И что будут делать те, которые прежде меня были,
Или мы, или которые после нас будут?

Он сказал мне:
- Венцу уподоблю я суд Мой;

Как нет запоздания последних,
Так и ускорения первых.

Может ли Бог ускорить расправу со злодеями?

Отвечал я
И сказал:

- Не мог ли бы Ты соединить
Воедино

Как тех, которые сотворены были прежде,
Так и тех, которые существуют и которые будут,

Дабы скорее объявить им
Суд Твой?

Наступление конца так же нельзя ускорить, как нельзя сократить срок беременности

Он отвечал мне:

- Не может ускорить творение Творца своего,
Ни век сей не может вместить в себе всех вместе, которые должны быть сотворены.

И сказал я:

- Как же Ты сказал рабу Твоему,
Что Ты дал жизнь созданному творению вкупе,

И однако творение выдержало это;
Посему могли бы понести и ныне существующие вкупе.

Он сказал мне:

- Спроси женщину,
И скажи ей:

«Если ты рождаешь десять,
То почему рождаешь по временам?»,

И проси ее,
Чтобы она родила десять вдруг.

Я же сказал Ему:

- Невозможно это,
Но должно быть по времени.

Тогда Он сказал мне:

- И Я дал недрам земли способность
Посеянное на ней возращать по временам.

Как младенец не может производить того, что свойственно старцам,
Так Я устроил созданный Мною век.

И на какой сейчас стадии беременности творение?

Тогда я вопросил Его
И сказал:

- Когда Ты открыл мне путь,
То позволь мне сказать Тебе:

Мать наша, о которой Ты говорил мне, молода ли еще,
Или приближается к старости?

Люди мельчают, так что конец скоро

- Спроси об этом рождающую,
И она скажет тебе.

Скажи ей: «Почему рождаемые тобою ныне не подобны тем,
Которые рождены были прежде, но меньше их ростом?»

И она скажет тебе:

«Одни рождены мною в крепости молодой силы,
А другие рождены под старость, когда ложесна начали терять свою силу».

Рассуди же ты: вы теперь меньше станом,
Нежели те, которые были прежде вас;

И те, которые после вас родятся,
Будут еще меньше вас,

Так как творения, уже состаривающиеся,
И крепость юноши уже миновала.

Кто осуществляет замыслы Творца?

И сказал я:

- Если я приобрел благоволение пред очами Твоими,
Покажи рабу Твоему, через кого Ты посещаешь творение Твое?

Сам Творец осуществляет Свои замыслы

И сказал Он мне:

- От начала творения круга земного
И прежде нежели установлены были пределы века,

И прежде нежели подули ветры;
Прежде нежели услышаны были гласы громов,

Прежде нежели возблистали молнии,
Прежде нежели утвердились основания рая;

Прежде нежели показались прекрасные цветы,
Прежде нежели утвердились силы подвижные,

И прежде нежели собрались бесчисленные воинства Ангелов;
Прежде нежели поднялись высоты воздушные,

Прежде нежели определились меры твердей,
Прежде нежели возгорелись огни на Сионе;

Прежде нежели исследованы были лета,
И отделены те, которые грешат ныне,

И запечатлены те, которые хранили веру,
Как сокровище:

Тогда Я помыслил, и сотворено было все Мною одним,
А не чрез кого-либо иного;

От Меня также последует и конец,
А не от кого-либо иного.

Когда начнётся конец времени?

Тогда я отвечал:

- Какое разделение времен,
И когда будет конец первого и начало последнего?

Невозможно определить, где конец начала переходит в начало конца

- От Авраама даже до Исаака, когда родились от него Иаков и Исав,
Рука Иакова держала от начала пяту Исава.

Конец сего века — Исав,
А начало следующего — Иаков.

Рука человека — начало его,
А конец — пята его.

О другом, Ездра,
Не спрашивай Меня.

Какие события указывают на начало конца?

Я же в ответ сказал Ему:

- О, Владыко
Господи!

Если я обрел благодать пред очами Твоими,
Молю Тебя, покажи рабу Твоему

Конец знамений Твоих,
Которых часть показал Ты мне в прошедшую ночь.

Сперва будут катастрофы и войны, а затем зло будет истреблено

Он отвечал мне
И сказал:

- Встань на ноги твои,
И слушай голос, исполненный шума,

И будет как бы землетрясение,
Но место, на котором ты стоишь, не поколеблется.

Посему, когда будет говорить,
Ты не ужасайся;

Ибо о конце будет слово,
И основания земли разумеются.

А как речь идет о них самих, то земля вострепещет и поколеблется,
Ибо знает, что конец их должен измениться.

И было, когда я услышал голос,
Встал на ноги мои,

И слышал,
И вот голос говорящий,

И шум его, как шум вод многих,
И сказал:

- Вот, наступают дни, когда Я начну приближаться,
Чтобы посетить живущих на земле,

Когда начну Я взыскивать с тех,
Которые неправдою своею произвели неправедно великий вред,

И когда исполнится
Мера уничижения Сиона.

А когда назнаменается век, который начнет проходить,
То вот знамения, которые Я покажу:

Книги раскроются пред лицем тверди,
И все вместе увидят;

И однолетние младенцы заговорят своими голосами,
И беременные женщины будут рождать

Недозрелых младенцев
Через три и четыре месяца,

И они останутся живыми
И укрепятся;

Засеянные поля внезапно явятся как незасеянные,
И полные житницы окажутся пустыми;

Затем вострубит труба с шумом,
И когда услышат ее, все внезапно ужаснутся.

И будет в то время:

Вооружатся друзья против друзей, как враги,
И устрашится земля с живущими на ней,

И жилы источников остановятся
И три часа не будут течь.

Всякий, кто после всего этого, о чем Я предсказал тебе,
Останется в живых,

Сам спасется, и увидит спасение Мое
И конец вашего века.

И увидят люди избранные,
Которые не испытали смерти от рождения своего,

И изменится сердце живущих
И обратится в чувство иное.

Ибо зло истребится,
И исчезнет лукавство;

Процветет вера,
Побеждено будет растление,

Явится истина,
Которая столько времени оставалась без плода.

Когда Он говорил, я взглянул на того, пред которым стоял.
И он сказал мне:

- Я пришел показать тебе
Время грядущей ночи.

Итак, если ты опять помолишься
И опять семь дней попостишься,

То я покажу тебе больше в день, в который я услышал тебя.
Голос твой услышан у Всевышнего;

Увидел Крепкий правильное действие,
Увидел и чистоту, которую хранил ты От юности твоей.

Посему Он послал меня показать тебе вёе это
И сказать:

- Уповай
И не бойся;

Не спеши с первыми временами помышлять суетное,
Дабы не судить тебе с такою же поспешностью о временах последних.

Мир создан для блага евреев, почему же они страдают?

После сего я снова со слезами молился, и также постился семь дней,
Чтобы исполнить три седмицы, заповеданные мне.

В восьмую же ночь сердце мое пришло снова в возбуждение,
И я начал говорить пред Всевышним,

Ибо дух мой воспламенялся сильно,
И душа моя томилась.

И сказал я:

- Господи! Ты от начала творения говорил;
В первый день сказал:

«Да будет небо и земля»,
и слово Твое было совершившимся делом.

Тогда носился Дух,
И тьма облегала вокруг

И молчание:
Звука человеческого голоса еще не было.

Тогда повелел Ты из сокровищниц Твоих
Выйти обильному свету, чтобы явилось дело Твое.

Во второй день сотворил Ты
Дух тверди

И повелел ему отделить
И произвести разделение между водами,

Чтобы некоторая часть их поднялась вверх,
А прочая осталась внизу.

В третий день Ты повелел водам собраться на седьмой части земли,
А шесть частей осушил, чтобы они служили пред Тобою

К обсеменению
И обработанию.

Слово Твое исходило,
И тотчас являлось дело;

Вдруг явилось безмерное множество плодов
И многоразличные приятности для вкуса,

Цветы в виде своем неизменные,
С запахом, несказанно благоуханным:

Всё это совершено было
В третий день.

В четвертый день Ты повелел быть
Сиянию солнца,

Свету луны,
Расположению звезд

И повелел, чтобы они служили
Имеющему быть созданным человеку.

В пятый день Ты сказал седьмой части,
В которой была собрана вода,

Чтобы она произвела животных,
Летающих и рыб, что и сделалось.

Вода немая
И бездушная,

По мановению Божию, произвела животных,
Чтобы все роды возвещали дивные дела Твои.

Тогда Ты сохранил двух животных: одно называлось бегемотом,
А другое левиафаном.

И Ты отделил их друг от друга, потому что
Седьмая часть, где была собрана вода, не могла принять их вместе.

Бегемоту Ты дал одну часть из земли, осушенной в третий день,
Да обитает в ней, в которой тысячи гор.

Левиафану дал седьмую часть водяную, и сохранил его,
Чтобы он был пищею тем, кому Ты хочешь, и когда хочешь.

В шестой же день повелел Ты земле
Произвести пред Тобою скотов, зверей и пресмыкающихся;

А после них Ты сотворил Адама,
Которого поставил властелином над всеми Твоими тварями

И от которого происходим все мы
И народ, который Ты избрал.

Все это сказал я пред Тобою, Господи,
Потому что для нас создал Ты век сей.

О прочих же народах, происшедших от Адама,
Ты сказал, что они ничто, но подобны слюне,

И все множество их
Ты уподобил каплям, каплющим из сосуда.

И ныне, Господи, вот, эти народы,
За ничто Тобою признанные,

Начали владычествовать над нами
И пожирать нас.

Мы же, народ Твой,
Который Ты назвал Твоим первенцем,

Единородным,
Возлюбленным Твоим, преданы в руки их.

Если для нас создан век сей,
То почему не получаем мы наследия с веком? И доколе это?

В рай не должны войти недостойные, отсюда испытания

Когда я окончил
Говорить эти слова,

Послан был ко мне Ангел,
Который посылаем был ко мне в прежние ночи, и сказал мне:

- Встань, Ездра, и слушай слова,
Которые я пришел говорить тебе.

Я сказал:

- Говори, господин мой.
И он сказал мне:

- Море расположено в пространном месте, чтобы быть глубоким и безмерным;
Но вход в него находится в тесном месте, так что подобен рекам.

Кто пожелал бы войти в море и видеть его, или господствовать над ним,
Тот, если не пройдет тесноты, как может дойти до широты?

Или иное подобие:

Город построен и расположен на равнине,
И наполнен всеми благами;

Но вход в него тесен и расположен на крутизне так,
Что по правую сторону огонь, а по левую глубокая вода.

Между ними,
То есть между огнем и водою,

Лежит лишь одна стезя, на которой может поместиться не более,
Как только ступень человека.

Если город этот будет дан в наследство человеку,
То как он получит свое наследство,

Если никогда не перейдет
Лежащей на пути опасности?

Я сказал:
- Так, Господи.

И Он сказал мне:

- Такова и доля Израиля.
Для них Я сотворил век;

Но когда Адам нарушил Мои постановления,
Определено быть тому, что сделано.

И сделались входы века сего тесными,
Болезненными, утомительными,

Также узкими, лукавыми, исполненными бедствий
И требующими великого труда.

А входы будущего века пространны, безопасны,
И приносят плод бессмертия.

Итак, если входящие, которые живут,
Не войдут в это тесное и бедственное,

Они не могут получить,
Что уготовано.

Зачем же смущаешься, когда ты тленен,
И что мятешься, когда смертен?

Зачем не принял ты в сердце твоем того, что будущее,
А принял то, что в настоящем?

Почему же праведники погибают?

Я отвечал
И сказал:

- Владыко Господи!
Вот, Ты определил законом Твоим,

Что праведники наследуют это,
А грешники погибнут.

Праведники потерпят тесноту,
Надеясь пространного,

А нечестиво жившие, хотя потерпели тесноту,
Не увидят пространного.

Но праведники воскреснут к вечному счастью, а грешники будут вечно мучаться

И Он сказал мне:

- Нет судии выше Бога,
Нет разумеющего более Всевышнего.

Погибают многие в этой жизни,
Потому что нерадят о предложенном им законе Божием.

Ибо строго повелел Бог приходящим,
Когда они пришли,

Что делая, они будут живы,
И что соблюдая, не будут наказаны.

А они не послушались и воспротивились Ему,
Утвердили в себе помышление суетное.

Увлеклись греховными обольщениями,
сказали о Всевышнем, что Его нет,

Не познали путей Его, презрели закон Его,
Отвергли обетования Его,

Не имели веры к обрядовым установлениям Его,
Не совершали дел Его.

И потому, Ездра, пустым пустое,
А полным полное.

Вот, придет время, когда придут знамения,
Которые Я предсказал тебе,

И явится невеста, и являясь покажется —
Скрываемая ныне землею.

И всякий, кто избавится от прежде исчисленных зол,
Сам увидит чудеса Мои.

Ибо откроется Сын Мой Иисус с теми, которые с Ним,
И оставшиеся будут наслаждаться четыреста лет.

А после этих лет умрет Сын Мой Христос
И все люди, имеющие дыхание.

И обратится век в древнее молчание на семь дней,
Подобно тому, как было прежде, так что не останется никого.

После же семи дней восстанет век усыпленный,
И умрет поврежденный.

И отдаст земля тех,
Которые в ней спят,

И прах тех, которые молчаливо в нем обитают,
А хранилища отдадут вверенные им души.

Тогда явится Всевышний
На престоле суда,

И пройдут беды,
И окончится долготерпение.

Суд будет один, истина утвердится,
Вера укрепится.

Затем последует дело,
Откроется воздаяние,

Восстанет правда,
Перестанет господствовать неправда.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем