«Яков

Оглавление

Библия: издание подготовил Яков Кротов

Третья книга Ездры

Ранее

Если Авраам мог молитвой спасать грешников, почему невозможно спасение по молитвам святых и на Божьем суде?

Я сказал:

- Авраам первый молился о содомлянах;
Моисей — за отцов, согрешивших в пустыне;

Иисус после него — за Израиля во дни Ахана;
Самуил и Давид — за погубляемых,

Соломон — за тех, которые пришли на освящение;

Илия — за тех, которые приняли дождь,
И за мертвеца, чтобы он ожил;

Езекия — за народ во дни Сеннахирима,
И многие — за многих.

Итак, если тогда, когда усилилось растление
И умножилась неправда,

Праведные молились за неправедных,
То почему же не быть тому и ныне?

Можно спасти грешника только, пока он жив

Он отвечал мне
И сказал:

- Настоящий век не есть конец; славы в нем часто не бывает,
Потому молились за немощных.

День же суда будет концом времени сего
И началом времени будущего бессмертия,

Когда пройдет тление,
Прекратится невоздержание,

Пресечется неверие, а возрастет правда,
Воссияет истина.

Тогда никто не возможет спасти погибшего,
Ни погубить победившего.

Не лучше ли было удержать Адама от греха?

Я отвечал
И сказал:

- Вот мое слово первое
И последнее:

Лучше было не давать земли Адаму,
Или, когда уже дана,

Удержать его,
Чтобы не согрешил.

Что пользы людям — в настоящем веке жить в печали,
А по смерти ожидать наказания?

О, что сделал ты, Адам?
Когда ты согрешил,

То совершилось падение не тебя только одного,
Но и нас, которые от тебя происходим.

Что пользы нам, если нам обещано бессмертное время,
А мы делали смертные дела?

Нам предсказана вечная надежда,
А мы, непотребные, сделались суетными.

Нам уготованы жилища здоровья и покоя,
А мы жили худо;

Уготована слава Всевышнего, чтобы покрыть тех, которые жили кротко,
А мы ходили по путям злым.

Показан будет рай, плод которого пребывает нетленным
И в котором покой и врачевство;

Но мы не войдем в него,
Потому что обращались в местах неплодных.

Светлее звезд воссияют лица тех, которые имели воздержание,
А наши лица — чернее тьмы.

Мы не помышляли в жизни, когда делали беззаконие,
Что по смерти будем страдать.

Жизнь имеет смысл, если проживается на свой страх и риск

Он отвечал
И сказал:

Это — помышление о борьбе,
Которую должен вести на земле родившийся человек,

Чтобы, если будет побежден,
Потерпеть то, о чем ты сказал,

А если победит,
Получить то, о чем Я говорю.

Это та жизнь, о которой сказал Моисей, когда жил,
К народу, говоря:

«Избери себе жизнь,
чтобы жить».

Но они не поверили ему, ни пророкам после него,
Ни Мне, говорившему к ним,

Что не будет скорби о погибели их,
Как будет радость о тех, которым уготовано спасение.

Почему Бог прощает грешников, когда они живы, позволяя им убивать праведников?

Я отвечал
И сказал:

- Знаю, Господи, что Всевышний называется милосердым,
Потому что помилует тех, которые еще не пришли в мир,

И милует тех, которые провождают жизнь
В законе Его.

Он долготерпелив,
Ибо оказывает долготерпение к согрешившим, как к Своему творению.

Он щедр,
Ибо готов давать по надобности,

И многомилостив, ибо умножает милости Свои к живущим ныне
И к жившим и к тем, которые будут жить.

Ибо, если бы не умножал Он Своих милостей,
То не мог бы век продолжать жить с теми, которые обитают в нем.

Он подает дары;
Ибо если бы не даровал по благости Своей,

Да облегчатся совершившие нечестие от своих беззаконий,
То не могла бы оставаться в живых десятитысячная часть людей.

Он судия, и если бы не прощал тех, которые сотворены словом Его,
И не истребил множества преступлений,

Может быть, из бесчисленного множества
Остались бы только весьма немногие.

Эта жизнь сотворена для всех, а вечность для избранных

Он отвечал мне
И сказал:

- Этот век Всевышний сотворил для многих,
А будущий для немногих.

Скажу тебе, Ездра,
Подобие.

Как если спросишь землю,
Она скажет тебе,

Что дает очень много вещества, из которого делаются глиняные вещи,
А не много праха, из которого бывает золото,

Так и дела настоящего века.
Многие сотворены, но немногие спасутся.

Может ли Бог забыть о грешниках и думать о праведниках?

Я отвечал
И сказал:

- Душа! Пожри смысл
И поглоти мудрость.

Ибо ты обещала слушать,
И пожелала пророчествовать,

А тебе дано время только,
Чтобы жить.

О, Господи! Неужели Ты не позволишь рабу Твоему,
Чтобы мы молились пред Тобою

О даровании сердцу нашему семени
И разуму возделания,

Чтобы произошел плод, которым мог бы жить всякий растленный,
Кто будет носить имя человека?

Ты един,
И мы единое творение рук Твоих, как сказал Ты.

И как же ныне во чреве матернем образуется тело,
И Ты даешь члены,

Как сохраняется Твое творение в огне и воде,
И как девять месяцев терпит в себе

Твое же создание
Твою тварь, которая в нем сотворена?

И хранящее и хранимое,
И то и другое сохраняются,

И чрево матери в свое время отдает то сохраненное,
Что в нем произросло.

Ты повелел из самих членов, то есть из сосцов,
Давать молоко, плод сосцов,

Да питается созданное до некоторого времени,
А после передашь его Твоему милосердию.

Ты воспитал его Твоею правдою,
Научил его Твоему закону, наставил его Твоим разумом,

И умертвишь его, как Твое творение,
И опять оживишь, как Твое дело.

Если Ты погубишь созданного с таким попечением,
То повелению Твоему легко устроить,

Чтобы и сохранялось то,
Что было создано.

И ныне, Господи, я скажу:
О всяком человеке Ты больше знаешь;

Но скажу о народе Твоем,
О котором болезную,

О наследии Твоем,
О котором проливаю слезы,

Об Израиле, о котором скорблю,
Об Иакове, о котором сокрушаюсь.

Начну молиться пред Тобою за себя и за них,
Ибо вижу грехопадения нас, обитающих на земле.

Но я слышал,
Что скоро придет Судия.

Посему услышь мой голос, вонми словам моим,
И я буду говорить пред Тобою.

*  *  *

[Начало слов Ездры, прежде нежели он был взят.]

Я сказал:

- Господи,
Живущий вечно,

Которого очи обращены на выспреннее
И небесное,

Которого престол неоценим
И слава непостижима,

Которому с трепетом предстоят
Воинства Ангелов, служащих в ветре и огне,

Которого слово истинно
И глаголы непреложны,

Повеление сильно
И правление страшно,

Которого взор иссушает бездны, гнев расплавляет горы
И истина пребывает воеки!

Услышь молитву раба Твоего,
И вонми молению создания Твоего.

Доколе живу, буду говорить,
И доколе разумею, буду отвечать.

Не взирай на грехи народа Твоего,
Но на тех, которые Тебе в истине служат;

Не обращай внимания на нечестивые дела язычников,
Но на тех, которые заветы Твои сохранили среди бедствий;

Не помышляй о тех, которые пред Тобою лживо поступали,
Но помяни тех, которые, по воле Твоей, познали страх;

Не погубляй тех, которые жили по-скотски,
Но воззри на тех, которые ясно учили закону Твоему;

Не прогневайся на тех, которые признаны худшими зверей;
Но возлюби тех, которые всегда надеются на правду Твою и славу.

Ибо мы и отцы наши такими болезнями страдаем;
А Ты, ради нас — грешных, назовешься милосердым.

Если Ты пожелаешь помиловать нас, то назовешься милосердым,
Потому что мы не имеем дел правды.

Праведники же, у которых много дел приобретено,
По собственным делам получат воздаяние.

Что есть человек, чтобы Ты гневался на него,
И род растленный, чтобы Ты столько огорчался им?

Поистине, нет никого из рожденных, кто не поступил бы нечестиво,
И из исповедающих Тебя нет никого, кто не согрешил бы.

В том-то и возвестится правда Твоя
И благость Твоя, Господи,

Когда помилуешь тех,
Которые не имеют существа добрых дел.

Бог и забывает грешников, помнит лишь праведников, поэтому грешники после смерти и страдают

Он отвечал мне
И сказал:

Справедливо ты сказал нечто,
И по словам твоим так и будет.

Ибо истинно не помышляю Я о делах тех созданий,
Которые согрешили,

Прежде смерти, прежде суда,
Прежде погибели;

Но услаждаюсь подвигами праведных,
И воспоминаю, как они странствовали,

Как спасались
И старались заслужить награду.

Как сказал Я,
Так и есть.

Как земледелец сеет на земле многие семена
И садит многие растения,

Но не все посеянное сохранится со временем,
И не все посаженное укоренится,

Так и те, которые посеяны в веке сем,
Не все спасутся.

Не следует ли пощадить грешников, ведь они созданы по образу Божию?

Я отвечал
И сказал:

Если я обрел благодать,
То буду говорить.

Как семя земледельца,
Если не взойдет,

Или не примет вовремя дождя Твоего,
Или повредится от множества дождя, погибает:

Так и человек, созданный руками Твоими, —
И Ты называешься его первообразом,

Потому что Ты подобен ему, для которого создал вёе
И которого Ты уподобил семени земледельца.

Не гневайся на нас,
Но пощади народ Твой

И помилуй наследие Твое, —
А Ты милосерд к созданию Твоему.

Грешники свободно отвергли Бога, поэтому их не спасти

Он отвечал мне
И сказал:

- Настоящее настоящим
И будущее будущим.

Многого недостает тебе,
Чтобы ты мог возлюбить создание Мое более Меня,

Хотя Я часто приближался к тебе самому,
А к неправедным никогда.

Но и в том дивен ты пред Всевышним,
Что смирил себя, как прилично тебе,

И не судил о себе так,
Чтобы много славиться между праведными.

Многие и горестные бедствия постигнут тех, которые населяют век,
В последнее время, потому что они ходили в великой гордыне.

А ты заботься о себе,
И подобным тебе ищи славы;

Ибо вам открыт рай,
Насаждено древо жизни,

Предназначено будущее время,
Готово изобилие,

Построен город,
Приготовлен покой,

Совершенная благость
И совершенная премудрость.

Корень зла запечатан от вас,
Немощь и тля сокрыты от вас,

И растление бежит в ад
В забвение.

Прошли болезни,
И в конце показалось сокровище бессмертия.

Не старайся более испытывать
О множестве погибающих.

Ибо они, получив свободу,
Презрели Всевышнего,

Пренебрегли закон Его
И оставили пути Его,

А еще и праведных Его попрали,
И говорили в сердце своем «нет Бога»,

Хотя и знали,
Что они смертны.

Как вас ожидает то, о чем сказано прежде,
Так и их — жажда и мучение, которые приготовлены.

Бог не хотел погубить человека, но сами сотворенные
Обесславили имя Того, Кто сотворил их,

И были неблагодарными к Тому, Кто предуготовил им жизнь.
Посему суд Мой ныне приближается, —

О чем Я не всем открыл, а только тебе
И немногим, тебе подобным.

Когда конец света лишит грешников свободы?

Я отвечал
И сказал:

Вот ныне, Господи,
Ты показал мне множество знамений,

Которые Ты начнешь творить при кончине,
Но не показал, в какое время.

Важно не то, сколько осталось греху, а то, что пока есть время для праведности

Он отвечал мне
И сказал:

- Измеряя
Измеряй время в себе самом,

И когда увидишь, что прошла некоторая часть знамений,
Прежде указанных,

Тогда уразумеешь, что это и есть то время,
В которое начнет Всевышний посещать век, Им созданный.

Когда обнаружится в веке колебание мест,
Смятение народов,

Тогда уразумеешь,
Что об этом говорил Всевышний

От дней, бывших прежде тебя,
От начала.

Как все, сотворенное в веке, имеет начало,
Равно и конец, и окончание бывает явно:

Так и времена Всевышнего имеют начала, открывающиеся чудесами и силами,
И окончания, являемые действиями и знамениями.

Всякий, кто спасется
И возможет делами своими и верою, которою веруете,

Избежать от преждесказанных бед,
Останется и увидит спасение Мое

На земле Моей
И в пределах Моих, которые Я освятил Себе от века.

Тогда пожалеют отступившие ныне от путей Моих,
И отвергшие их с презрением пребудут в муках.

Те, которые не познали Меня,
Получая при жизни благодеяния,

И возгнушались законом Моим,
Не уразумели его, но презрели,

Когда еще имели свободу
И когда еще отверсто было им место для покаяния,

Те познают Меня по смерти
В мучении.

Ты не любопытствуй более,
Как нечестивые будут мучиться,

Но исследуй,
Как спасутся праведные,

Которым принадлежит век
И ради которых век, и когда.

Хорошо ли, что больше людей погибнет, чем спасётся?

Я отвечал
И сказал:

- Я прежде говорил, и теперь говорю,
И после буду говорить,

Что больше тех, которые погибнут,
Нежели тех, которые спасутся,

Как волна
Больше капли.

Бог делает всё, что может, спасая хотя бы немногих

Он отвечал мне
И сказал:

- Какова нива,
Таковы и семена;

Каковы цветы,
Таковы и краски;

Каков делатель,
Таково и дело;

Каков земледелец,
Таково и возделывание;

Ибо то было время века.
Когда Я уготовлял век, прежде нежели он был,

Для обитания тех, которые живут ныне в нем,
Никто Мне не противоречил.

А ныне, когда век сей был создан,
Нравы сотворенных повредились

При неоскудевающей жатве,
При неисследимом законе.

И рассмотрел Я век, и вот, оказалась опасность
От замыслов, которые появились в нем.

Я увидел и пощадил его,
И сохранил для Себя

Одну ягоду из виноградной кисти
И одно насаждение из множества.

Пусть погибнет множество,
Которое напрасно родилось,

И сохранится ягода Моя и насаждение Мое,
Которое Я вырастил с большим трудом.

А ты, когда по прошествии семи дней иных,
Не постясь однако в них,

Выйдешь на цветущее поле, где нет построенного дома,
И станешь питаться только от полевых цветов

И не вкушать мяса, ни пить вина,
А только цветы,

Молись ко Всевышнему непрестанно,
И Я приду и буду говорить с тобою.

Мать

И пошел я, как Он сказал мне,
На поле, которое называется Ардаф,

И сел там в цветах и вкушал от полевых трав,
И была мне пища от них в насыщение.

После семи дней лежал я на траве,
И сердце мое опять смущалось, как прежде.

И отверзлись уста мои,
И я начал говорить пред Всевышним и сказал:

- О, Господи! Являя Себя нам,
Ты явился отцам нашим

В пустыне непроходимой
И бесплодной, когда они вышли из Египта,

И сказал:

- Слушай Меня, Израиль,
И внимай словам Моим, семя Иакова.

Вот, Я сею в вас закон Мой, и принесет в вас плод,
И вы будете славиться в нем вечно».

Но отцы наши, приняв закон,
Не исполнили его и постановлений Твоих не сохранили,

И хотя плод закона Твоего не погиб
И не мог погибнуть, потому что был Твой,

Но принявшие закон погибли,
Не сохранив того, что в нем было посеяно.

Обыкновенно бывает, что если земля приняла семя,
Или море корабль,

Или какой-либо сосуд пищу
Или питье,

И если будет повреждено то, в чем посеяно,
Или то, в чем помещено,

В таком случае погибает вместе
И самое посеянное,

Или помещенное,
Или принятое,

И принятого
Уже не остается пред нами.

Но с нами не так.
Мы, принявшие закон, согрешая, погибли,

Равно и сердце наше,
Которое приняло его;

Но закон не погиб,
И остается в своей силе.

Когда я говорил это в сердце моем,
Я воззрел глазами моими,

И увидел на правой стороне женщину;
И вот, она плакала

И рыдала с великим воплем,
И сильно болела душею;

Одежда ее была разодрана,
А на голове ее пепел.

Тогда оставил я размышления, которыми был занят,
И, обратившись к ней, сказал ей:

- О чем плачешь ты,
И о чем так скорбишь душою?

Она сказала:

- Оставь меня, господин мой, да плачу о себе
И усугублю скорбь,

Ибо я весьма огорчена душою
И весьма унижена.

Я спросил ее:

- Что потерпела ты?
Скажи мне.

И она отвечала мне:

- Я была неплодна, раба твоя,
И не рождала, имея мужа, тридцать лет.

Каждый час, каждый день в эти тридцать лет
Я молила Всевышнего непрестанно,

И услышал меня Бог, рабу твою,
После тридцати лет,

Увидел смирение мое,
Внял скорби моей

И дал мне сына, и я сильно обрадовалась ему, и муж мой,
И все сограждане мои, и мы много прославляли Всевышнего.

Я вскормила его с великим трудом, и когда он возрос
И пошел взять себе жену, я устроила день пиршества.

Но когда сын мой вошел в брачный чертог свой,
Он упал и умер.

И опрокинули все мы светильники,
И все сограждане мои поднялись утешать меня,

И я почила
До ночи другого дня.

Когда же все перестали утешать меня,
Чтобы оставить меня в покое,

Я, встав ночью, побежала
И пришла, как видишь, на это поле.

И думаю уже не возвращаться в город,
Но оставаться здесь,

Ни есть,
Ни пить,

Но непрестанно плакать
И поститься, доколе не умру.

Оставив размышления,
Которыми занимался,

Я с гневом отвечал ей
И сказал:

- О, безумнейшая из всех жен!
Не видишь ли скорби нашей и приключившегося нам, —

Что Сион, мать наша, печалится безмерно,
Крайне унижена, и плачет горько?

И теперь, когда все мы скорбим и печалимся,
Потому что все опечалены,

Будешь ли ты печалиться
Об одном сыне твоем?

Спроси землю,
И она скажет тебе,

Что ей-то должно оплакивать падение
Столь многих рождающихся на ней;

Ибо все рожденные из нее от начала
И другие, которые имеют произойти,

Едва не все погибают,
И толикое множество их предаются истреблению.

Итак кто должен более печалиться, как не та, которая потеряла толикое множество,
А не ты, скорбящая об одном?

Если ты скажешь мне:
«Плач мой не подобен плачу земли,

Ибо я лишилась плода чрева моего,
Который я носила с печалью и родила с болезнью;

А земля — по свойству земли;
На ней настоящее множество как отходит, так и приходит»:

И я скажу тебе, что как ты с трудом родила,
Так и земля дает плод свой человеку, который от начала возделывает ее.

Посему воздержись теперь от скорби твоей
И мужественно переноси случившуюся тебе потерю.

Ибо если ты признаешь праведным определение Божие,
То в свое время получишь сына,

И между женами будешь прославлена.
Итак возвратись в город к мужу твоему.

Но она сказала:

- Не сделаю так, не возвращусь в город,
Но здесь умру.

Продолжая говорить с нею,
Я сказал:

- Не делай этого,
Но послушай совета моего.

Ибо сколько бед Сиону?
Утешься ради скорби Иерусалима.

Ибо ты видишь, что святилище наше опустошено,
Алтарь наш ниспровергнут,

Храм наш разрушен,
Псалтирь наш уничижен,

Песни умолкли,
Радость наша исчезла,

Свет светильника нашего угас,
Ковчег завета нашего расхищен,

Святое наше осквернено,
И имя, которое наречено на нас, едва не поругано,

Дети наши потерпели позор,
Священники наши избиты,

Левиты наши отведены в плен,
Девицы наши осквернены,

Жены наши потерпели насилие,
Праведники наши увлечены,

Отроки наши погибли,
Юноши наши в рабстве, крепкие наши изнемогли;

И что всего тяжелее, знамя Сиона лишено славы своей,
Потому что предано в руки ненавидящих нас.

Посему оставь великую печаль твою,
И отложи множество скорбей,

Чтобы помиловал тебя Крепкий,
И Всевышний даровал тебе успокоение и облегчение трудов.

При сих словах моих к ней внезапно просияло лицо и взор ее,
И вот, вид сделался блистающим,

Так что я, устрашенный ею,
Помышлял, что бы это было.

И вот, она внезапно испустила столь громкий и столь страшный звук голоса,
Что от сего звука жены поколебалась земля.

И я видел,
И вот, жена более не являлась мне,

Но созидался город,
И место его обозначалось на обширных основаниях,

И я устрашенный громко воскликнул
И сказал:

- Где Ангел Уриил, который вначале приходил ко мне?
Ибо он привел меня в такое исступление ума,

В котором цель моего стремления исчезла
И молитва моя Обратилась в поношение.

Когда я говорил это,
Он пришел ко мне; и увидел меня,

И вот, я лежал, как мертвый
И в бессознательном состоянии;

Он взял меня за правую руку, укрепил меня
И, поставив на ноги, сказал мне:

- Что с тобою? Отчего смущены разум твой и чувства сердца твоего?
Отчего смущаешься?

- Оттого, - отвечал я ему, -
Что ты оставил меня,

И я, поступая по словам твоим, вышел на поле,
И вот увидел и еще вижу то, о чем не могу рассказать.

А он сказал мне:

- Стой мужественно,
И я объясню тебе.

- Говори мне, господин мой, -
- Сказал я, -

Только не оставляй меня,
Чтобы я не умер напрасно;

Ибо я видел, чего не знал,
И слышал, чего не знаю.

Чувство ли мое обманывает меня,
Или душа моя грезит во сне?

Посему прошу тебя объяснить мне, рабу твоему,
Это исступление ума моего.

Отвечая мне,
Сказал он:

- Внимай мне, и я научу тебя,
И изъясню тебе то, что устрашило тебя:

Ибо Всевышний откроет тебе многие тайны.
Он видит правый путь твой,

Что ты непрестанно скорбишь о народе твоем
И сильно печалишься о Сионе.

Таково значение видения, которое пред сим явилось тебе:
Жена, которую ты видел плачущею и старался утешать,

Которая потом сделалась невидима,
Но явился тебе город созидаемый,

И которая тебе рассказала о смерти сына своего,
Вот что значит:

Жена, которую ты видел,
Это Сион.

А что сказала тебе та, которую ты видел, как город только что созидаемый,
Что она тридцать лет была неплодна,

Этим указывается на то, что в продолжение тридцати лет в Сионе
Еще не была приносима жертва.

По истечении тридцати лет неплодная родила сына:
Это было тогда, когда Соломон создал город и принес жертвы.

А что она сказала тебе, что с трудом воспитала его,
Это было обитание в Иерусалиме.

А что сын ее, как она сказала тебе, входя в чертог свой, упал и умер,
Это было падение Иерусалима.

И вот, ты видел подобие ее,
И как она скорбела о сыне,

Старался утешать ее в случившемся:
То надлежало открыть тебе о сем.

Ныне же Всевышний, видя, что ты скорбишь душею
И всем сердцем болезнуешь о нем,

Показал тебе светлость славы его
И красоту его.

Для сего-то я повелел тебе жить в поле, нде нет дома.
Я знал, что Всевышний покажет тебе это;

Для того и повелел, чтобы ты пришел на поле,
Где не положено основания здания.

Ибо не могло дело человеческого созидания существовать там,
Где начинал показываться город Всевышнего.

Итак не бойся,
И да не страшится сердце твое,

Но войди и посмотри на светлость и великолепие созидания,
Сколько могут видеть глаза твои.

После того услышишь,
Сколько могут слышать уши твои.

Ты блаженнее многих
И призван к Всевышнему, как немногие.

На завтрашнюю ночь оставайся здесь,
И Всевышний покажет тебе видение величайших дел,

Которые Он сотворит для обитателей земли
В последние дни.

Орёл

И спал я в ту ночь
И в следующую, как он повелел мне.

И видел я сон, и вот, gоднялся с моря орел,
У которого было двенадцать крыльев пернатых и три головы.

И видел я: вот, он распростирал крылья свои над всею землею,
И все ветры небесные дули на него и собирались облака.

И видел я, что из перьев его выходили другие малые перья
И из тех выходили еще меньшие и короткие.

Головы его покоились,
И средняя голова была больше других голов, но также покоилась с ними.

И видел я: вот орел летал на крыльях своих
И царствовал над землею и над всеми обитателями ее.

И видел я, что все поднебесное было покорно ему,
И никто не сопротивлялся ему,
Ни одна из тварей, существующих на земле.

И вот, орел стал на когти свои
И испустил голос к перьям своим и сказал:

Не бодрствуйте все вместе;
Спите каждое на своем месте,

И бодрствуйте поочередно,
А головы пусть сохраняются на последнее время.

Видел я, что голос его исходил не из голов его,
Но из средины тела его.

Я сосчитал малые перья его;
Их было восемь.

И вот, с правой стороны поднялось одно перо
И воцарилось над всею землею,

И когда воцарилось, пришел конец его,
И не видно стало места его;

Потом поднялось другое перо и царствовало;
Это владычествовало долгое время.

Когда оно царствовало и приблизился конец его,
Чтобы оно так же исчезло, как и первое,

И вот, слышен был голос,
Говорящий ему:

- Слушай ты,
Которое столько времени обладало землею!

Вот что я возвещаю тебе,
Прежде нежели начнешь исчезать:

Никто после тебя не будет владычествовать
Столько времени, как ты, и даже половины того.

И поднялось третье перо и владычествовало,
Как и прежние, но исчезло и оно.

Так было и со всеми другими: они владычествовали
И потом исчезали навсегда.

Я видел, что по времени с правой стороны поднимались следующие перья,
Чтобы и им иметь начальство,

И некоторые из них начальствовали,
Но тотчас исчезали;

Иные же из них поднимались,
Но не получали начальства.

После сего не являлись более двенадцать перьев,
Ни два малых пера;

И не осталось в теле орла ничего,
Кроме двух голов покоящихся и шести малых перьев.

Я видел, и вот, из шести малых перьев отделились два
И остались под головою, которая была с правой стороны,
А четыре оставались на своем месте.

Потом подкрыльные перья покушались подняться и начальствовать;
И вот, одно поднялось, но тотчас исчезло;
А следующие исчезали еще скорее, нежели прежние.

И видел я:

Вот, два остававшиеся пера
Покушались также царствовать.

Когда они покушались, одна из покоящихся голов, которая была средняя,
Пробудилась, и она была более других двух голов.

И видел я,
Что две другие головы соединились с нею.

И эта голова, обратившись с теми, которые были соединены с нею,
Пожрала два подкрыльных пера, которые покушались царствовать.

Эта голова устрашила всю землю
И владычествовала над обитателями земли с великим угнетением,

И удерживала власть на земном шаре
Более всех крыльев, которые были.

После того я видел,

Что и средняя голова внезапно исчезла,
как и крылья;

Оставались две головы, которые подобным образом
Царствовали на земле и над ее обитателями.

И вот, голова с правой стороны пожрала ту,
Которая была с левой.

И слышал я голос,
Говорящий мне:

- Смотри перед собою,
И размышляй о том, что видишь.

И видел я:

Вот, как бы лев, выбежавший из леса
И рыкающий,

Испустил человеческий голос к орлу
И сказал:

- Слушай, что я буду говорить тебе
И что скажет тебе Всевышний:

Не ты ли
Оставшийся из числа четырех животных,

Которых Я поставил царствовать в веке Моем,
Чтобы через них пришел конец времен тех?

И четвертое из них пришло,
Победило всех прежде бывших животных

И держало век в большом трепете
И всю вселенную в лютом угнетении,

И с тягостнейшим утеснением подвластных,
И столь долгое время обитало на земле с коварством.

Ты судил землю не по правде;
Ты утеснял кротких,

Обижал миролюбивых,
Любил лжецов,

Разорял жилища тех, которые приносили пользу,
И разрушал стены тех, которые не делали тебе вреда.

И взошла ко Всевышнему обида твоя,
И гордыня твоя — к Крепкому.

И воззрел Всевышний на времена гордыни,
И вот, они кончились, и исполнилась мера злодейств ее.

Поэтому исчезни ты, орел, с страшными крыльями твоими,
С гнусными перьями твоими,

Со злыми головами твоими, с жестокими когтями твоими
И со всем негодным телом твоим,

Чтобы отдохнула вся земля
И освободилась от твоего насилия,

И надеялась на суд
И милосердие своего Создателя.

Когда лев говорил к орлу эти слова, я увидел,
Что не являлась более голова, которая оставалась вместе с четырьмя крыльями,

Которые перешли к ней и поднимались, чтобы царствовать,
Но которых царство было слабо и исполнено возмущений.

И я видел,
И вот

Они исчезли,
И все тело орла сгорало,

И ужаснулась земля,
И я от тревоги, исступления ума и от великого страха

Пробудился
И сказал духу моему:

- Вот, ты причинил мне это тем,
Что испытываешь пути Всевышнего.

Вот, я еще трепещу сердцем
И весьма изнемог духом моим,

И нет во мне нисколько силы от великого страха,
Которым я поражен в эту ночь.

Итак ныне я помолюсь Всевышнему,
Чтобы Он укрепил меня до конца.

И сказал я:

- Владыко
Господи!

Если я обрел благодать пред очами Твоими,
Если Ты нашел меня праведным пред многими,

И если молитва моя
Подлинно взошла пред лице Твое,

Укрепи меня
И покажи мне, рабу Твоему,

Значение сего страшного видения,
Чтобы вполне успокоить душу мою:

Ибо Ты судил меня достойным,
Чтобы показать мне последние времена.

И Он сказал мне:
- Таково значение видения сего:

Орел, которого ты видел восходящим от моря,
Есть царство, показанное в видении Даниилу, брату твоему;

Но ему не было изъяснено то,
Что ныне Я изъясню тебе.

Вот, приходят дни,
Когда восстанет на земле царство

Более страшное,
Нежели все царства, бывшие прежде него.

В нем будут царствовать, один после другого,
Двенадцать царей.

Второй из них начнет царствовать и удержит власть
Более продолжительное время, нежели прочие двенадцать.

Таково значение двенадцати крыльев,
Виденных тобою.

А что ты слышал говоривший голос,
Исходящий не от голов орла, но из средины тела его,

Это означает, что после времени того царства
Произойдут немалые распри,

И царство подвергнется опасности падения;
Но оно не падет тогда

И восстановится
В первоначальное состояние свое.

А что ты видел восемь малых подкрыльных перьев,
Соединенных с крыльями,

Это означает,
Что восстанут в царстве восемь царей,

Которых времена будут легки
И годы скоротечны.

И два из них погибнут.
Когда будет приближаться среднее время.

Четыре сохранятся до того времени, когда будет близок конец его.
А два сохранятся до конца.

А что ты видел три головы покоящиеся,
Это означает,

Что в последние дни царства
Всевышний воздвигнет три царства

И покорит им многие другие,
И они будут владычествовать над землею и обитателями ее

С большим утеснением, нежели все прежде бывшие;
Поэтому они и названы головами орла,

Ибо они-то довершат беззакония его
И положат конец ему.

А что ты видел, что большая голова не являлась более,
Это означает, что

Один из царей умрет на постели своей, впрочем с мучением,
А двух остальных пожрет меч;

Меч одного пожрет того, который с ним,
Но и он в последствие времени умрет от меча.

А что ты видел, два подкрыльных пера
Перешли на голову, находящуюся с правой стороны,

Это те, которых Всевышний сохранил к концу царства,
То есть царство скудное и исполненное беспокойств.

Лев, которого ты видел поднявшимся из леса
И рыкающим,

Говорящим к орлу
И обличающим его в неправдах его

Всеми словами его,
Которые ты слышал,

Это — Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них
И нечестий их,

Который обличит их
И представит пред ними притеснения их.

Он поставит их на суд живых
И, обличив их, накажет их.

Он по милосердию избавит остаток народа Моего,
Тех, которые сохранились в пределах Моих,

И обрадует их, доколе не придет конец,
День суда, о котором Я сказал тебе вначале.

Таков сон, виденный тобою,
И таково значение его.

Ты один был достоин
Знать эту тайну Всевышнего.

Все это, виденное тобою, напиши в книге
И положи в сокровенном месте;

И научи этому мудрых из народа твоего,
Которых сердца признаешь способными

Принять
И хранить сии тайны.

А ты пребудь здесь еще семь дней,
Чтобы тебе показано было,

Что Всевышнему угодно будет показать тебе.
И отошел от меня.

*  *  *

Когда по истечении семи дней весь народ услышал,
Что я не возвратился в город,

Собрались все от малого до большого
И, придя ко мне, говорили мне:

- Чем согрешили мы против тебя?
И чем обидели тебя,

Что ты, оставив нас,
Сидишь на этом месте?

Ты один из всего народа остался нам,
Как гроздь от винограда,

Как светильник в темном месте
И как пристань и корабль, спасенный от бури.

Неужели мало бедствий,
Приключившихся нам?

Если ты оставишь нас, то лучше было бы для нас сгореть,
Когда горел Сион.

Ибо мы не лучше тех,
Которые умерли там.

И плакали они
С громким воплем.

Безоружный победитель

Отвечая им,
Я сказал:

- Надейся, Израиль,
И не скорби, дом Иакова;

Ибо помнит о вас Всевышний,
И Крепкий не забыл вас в напасти.

И я не оставил вас
И не ушел от вас,

Но пришел на это место,
Чтобы помолиться о разоренном Сионе

И просить милосердия
Уничиженной святыне вашей.

Теперь идите каждый в дом свой,
И я приду к вам после сих дней.

И пошел народ, как я сказал ему, в город,
А я оставался в поле

В продолжение семи дней,
Как повелено мне,

И питался в те дни только цветами полевыми,
И трава была мне пищею.

И было после семи дней,
Я видел ночью сон:

Вот, поднялся ветер с моря,
Чтобы возмутить все волны его.

Я смотрел,
И вот,

Вышел крепкий муж
С воинством небесным,

И куда он ни обращал лице свое,
Чтобы взглянуть,

Все трепетало,
Что виднелось под ним;

И куда ни выходил голос из уст его,
Загорались все, которые слышали голос его,

Подобно тому, как тает воск,
Когда почувствует огонь.

И после этого видел я:
Вот,

Собралось множество людей, которым не было числа,
От четырех ветров небесных,

Чтобы преодолеть этого мужа,
Который поднялся с моря.

Видел я,
И вот,

Он изваял себе большую гору
И взлетел на нее.

Я старался увидеть ту страну или место,
Откуда изваяна была эта гора, но не мог.

После сего видел я,
Что

Все, которые собрались победить его,
Очень испугались и однако же осмелились воевать.

Он же, когда увидел устремление идущего множества,
Не поднял руки своей,

Ни копья не держал
И никакого оружия воинского;

Но только, как я видел, он испускал из уст своих
Как бы дуновение огня

И из губ своих как бы дыхание пламени
И с языка своего пускал искры и бури,

И все это смешалось вместе:
И дуновение огня и дыхание пламени и сильная буря.

И стремительно напал он на это множество,
Которое приготовилось сразиться,

И сжег всех, так что ничего не видно было
Из бесчисленного множества, кроме праха, и только был запах от дыма;

Увидел я это
И устрашился.

После сего я видел того мужа сходящим с горы
И призывающим к себе другое множество, мирное.

И многие приступали к нему,
Иные с лицами веселыми, аиные с печальными,

Иные были связаны,
Иных приносили, —

И я изнемог от великого страха,
Пробудился и сказал:

- Ты от начала показал рабу Твоему
Чудеса сии

М судил меня достойным,
Чтобы принять молитву мою;

Покажи же мне
И значение сна сего,

Потому что, как я понимаю
Разумом моим,

Горе тем, которые оставлены будут до тех дней,
А еще более горе тем, которые не оставлены.

Ибо те, которые не оставлены,
Были печальны.

Теперь я понимаю, что то, что отложено на последние дни,
Встретит их, но и тех, которые оставлены.

Поэтому они пришли в большие опасности
И большие затруднения, как показывают эти сны.

Но легче находящемуся в опасности потерпеть это,
Нежели перейти подобно облаку из мира сего
И не видеть того, что будет в последние времена.

Он отвечал мне
И сказал:

И значение видения Я скажу тебе,
И о чем ты говорил, открою тебе.

Так как ты говорил о тех, которые оставлены,
То вот объяснение:

Кто выдержит опасность в то время,
Тот сохранил себя,

А которые впадут в опасность,
Это те, которые имеют дела и веру во Всемогущего.

Итак знай, что те, которые оставлены,
Блаженнее умерших.

Вот объяснение видения:

Так как ты видел мужа, восходящего из средины моря,
Это тот, которого Всевышний хранит многие времена,

Который самим собою избавит творение Свое
И управит тех, которые оставлены.

А что ты видел исходивший из уст его
Как бы ветер, огонь и бурю,

И что он не держал ни копья
И никакого воинского оружия,

Но устремление его поразило множество,
Которое пришло, чтобы победить его,

То вот объяснение:
Вот, наступают дни,

Когда Всевышний начнет избавлять тех, которые на земле,
И приведет в изумление живущих на земле.

И будут предпринимать войны
Одни против других,

Город против города,
Одно место против другого,

Народ против народа,
Царство против царства.

Когда это будет и явятся знамения,
Которые Я показал тебе прежде,

Тогда откроется Сын Мой,
Которого ты видел, как мужа восходящего.

И когда все народы
Услышат глас Его,

Каждый оставит войну в своей собственной стране,
Которую они имеют между собою.

И соберется в одно собрание
Множество бесчисленное,

Как бы желая идти
И победить Его.

Он же станет на верху горы Сиона.
И Сион придет и покажется всем

Приготовленный и устроенный,
Как ты видел гору, изваянную без рук.

Сын же Мой обличит нечестия,
Изобретенные этими народами,

Которые своими злыми помышлениями
Приблизили бурю и мучения,

Которыми они начнут мучиться,
И которые подобны огню;

И Он истребит их без труда законом,
Который подобен огню.

А что ты видел, что Он собирал к себе другое,
Мирное общество:

Это десять колен,
Которые отведены были пленными из земли своей

Во дни царя Осии,
Которого отвел в плен Салманассар, царь Ассирийский,

И перевел их за реку,
И переведены были в землю иную.

Они же положили в совете своем,
Чтобы оставить множество язычников

И отправиться в дальнюю страну,
Где никогда не обитал род человеческий,

Чтобы там соблюдать законы свои,
Которых они не соблюдали в стране своей.

Тесными входами подошли они к реке Евфрату;
Ибо Всевышний сотворил тогда для них чудеса

И остановил жилы реки,
Доколе они проходили;

Ибо через эту страну шли они долго,
Полтора года;

Эта страна называется Арсареф.
Там жили они до последнего времени.

И ныне, когда они начнут приходить,
Всевышний снова остановит жилы реки,

Чтобы они могли пройти;
Поэтому ты видел множество мирное.

Но которые оставлены от народа твоего,
Это те, которые находятся внутри пределов Моих.

Ибо, когда начнет Он истреблять
Множество собравшихся вместе народов,

Он защитит народ Свой, который останется.
И тогда покажет им Множество чудес.

*  *  *

Я сказал:
- Владыко Господи!

Объясни мне это, для чего видел я мужа,
восходящего из средины моря?

И Он сказал мне:

- Как не можешь ты исследовать
И познать того, что во глубине моря,

Так никто не может на земле видеть Сына Моего,
Ни тех, которые с Ним, разве только во время дня Его.

Вот истолкование сна, который ты видел
И которым ты один здесь просвещен.

Ты оставил дела твои
И упражнялся в законе Моем,

И взыскал его, ибо жизнь твою ты устроил в мудрости
И рассудительность назвал твоею матерью.

Поэтому Я показал тебе воздаяния у Всевышнего;
После трех дней Я покажу тебе другое

И открою тебе важное
И чудное.

*  *  *

Тогда я пошел
И вышел в поле,

Много славя
И благодаря Всевышнего

За чудеса, которые Он совершал по временам,
И что Он управляет настоящим и тем, что произойдет во времена, —

И там я сидел три дня.
И было после трех дней,

Я сидел под дубом,
И вот, голос вышел из куста против меня и сказал:

- Ездра,
Ездра!

Я сказал:
- Вот я, Господи.

И встал на ноги мои.
Тогда сказал Он мне:

- В кусте Я открылся и говорил Моисею,
Когда народ Мой был рабом в Египте;

И послал его
И вывел народ Мой из Египта,

И привел его к горе Синаю
И держал его у Себя много дней,

И открыл ему много чудес
И показал тайны времен и конец,

И заповедал ему, сказав:
«Эти слова объяви, а прочие скрой».

И ныне тебе говорю:
Знамения, которые Я показал тебе,

И сны, которые ты видел,
И толкования, которые слышал,

Положи в сердце твоем;
Потому что ты взят будешь от людей

И будешь обращаться с Сыном Моим и с подобными тебе,
Доколе не окончатся времена.

Ибо век потерял свою юность,
И времена приближаются к старости,

Так как век разделен на двенадцать частей,
И девять частей его и половина десятой части уже прошли,

И остается то,
Что после половины десятой части.

Итак ныне устрой дом твой
И вразуми народ твой,

Утешь уничиженных
И отрекись тления,

И отпусти от себя смертные помышления,
Отбрось тягости людские,

Сними с себя немощи естества
И отложи в сторону тягостные для тебя помыслы,

И готовься переселиться
От времен сих.

Ибо после больше будет бедствий,
Нежели сколько ты видел ныне.

Сколько будет слабеть век от старости,
Столько будет умножаться зло для живущих.

Еще дальше удалится истина,
И приблизится ложь;

Уже поспешает придти видение,
Которое ты видел.

*  *  *

Тогда отвечал я
И сказал:

Вот, я —
Пред Тобою, Господи;

Я пойду, как Ты повелел мне,
И вразумлю нынешний народ;

Но кто научит тех,
Которые потом родятся?

Ибо век во тьме лежит,
И живущие в нем — без света;

Потому что закон Твой сожжен,
И оттого никто не знает,

Что соделано Тобою
Или что должно им делать.

Но если я приобрел милость у Тебя,
Ниспошли на меня Духа Святого,

Чтобы я написал все,
Что было соделано в мире от начала,

Что было написано в законе Твоем,
Дабы люди могли найти стезю

И дабы те, которые захотят жить в последние времена,
Могли жить.

И Он в ответ
Сказал мне:

- Иди, собери народ и скажи ему,
Чтобы он не искал тебя в продолжение сорока дней.

Ты же приготовь себе
Побольше дощечек

И возьми с собою Сария, Даврия, Салемия, Ехана и Асиеля,
Этих пять, способных писать скоро.

И приди сюда,
И Я возжгу в сердце твоем светильник разума,

Который не угаснет, доколе не окончится то,
Что ты начнешь писать.

И когда ты совершишь это, то иное объяви,
А иное тайно передай мудрым.

Завтра в этот час
Ты начнешь писать.

Тогда я пошел, как Он повелел мне,
И собрал весь народ и сказал:

- Слушай, Израиль,
Слова сии:

Отцы наши были странниками в Египте,
И освобождены были оттуда,

И приняли закон жизни, которого не сохранили,
Который и вы после них нарушили.

И дана была вам земля в наследие
И земля Сион;

Но отцы ваши и вы делали беззаконие
И не держались тех путей, которые Всевышний заповедал вам.

И Он, как праведный судия,
Отнял у вас ныне, что даровал вам.

И ныне вы здесь
И братья ваши между вами.

Если вы будете управлять чувством вашим
И образуете сердце ваше,

То сохраните жизнь
И по смерти получите милость.

Ибо по смерти настанет суд,
Когда мы оживем;

И тогда имена праведных будут объявлены
И показаны дела нечестивых.

Никто не приходи ко мне ныне
И не ищи меня до сорока дней.

*  *  *

И взял я пять мужей,
Как Он заповедал мне,

И пошли мы в поле
И остались там.

И вот, на другой день
Голос воззвал ко мне:

- Ездра! Открой уста твои
И выпей то, чем Я напою тебя.

Я открыл уста мои,
И вот полная чаша подана была мне,

Которая была наполнена как бы водою,
Но цвет того был подобен огню.

И взял я и пил;
И когда я пил,

Сердце мое дышало разумом
И в груди моей возрастала мудрость,

Ибо дух мой подкреплялся памятью;
Уста мои были открыты и больше не закрывались.

Всевышний даровал разум пяти мужам,
И они ночью писали по порядку,

Что было говорено им
И чего они не знали.

Ночью они ели хлеб;
А я говорил днем и не молчал ночью.

Написаны же были в сорок дней
Девяносто четыре книги.

И когда исполнилось сорок дней,
Всевышний сказал:

Первые, которые ты написал,
Положи открыто,

Чтобы могли читать и достойные
И недостойные,

Но последние семьдесят сбереги,
Чтобы передать их мудрым из народа;

Потому что в них проводник разума,
Источник мудрости и река знания.

Так я и сделал.

 

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку в самом верху страницы со словами «Яков Кротов. Опыты», то вы окажетесь в основном оглавлении, которое служит одновременно именным и хронологическим указателем