БРЮССЕЛЬ- 1994
Издательство «Жизнь с Богом»
Avenue de la Couronne, 206
В -1050 Bruxelles
Второе издание
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
Мы рады второму переизданию «Руководства к благочестивой жизни», написанного католическим епископом святым Франциском Сальским я, переведенного на русский язык русским православным епископом святым Феофаном Затворником.
Замечательный случай, когда православный святой свидетельствует о едином источнике духовной жизни католической и православной Церквей.
ВВЕДЕНИЕ
Христиане, живущие в миру, часто ощущают потребность в духовных советах, приспособленных к их образу жизни. Подобные советы разбросаны в раз личных писаниях св. отцов, письмах святителей и проповедях, но книги, в которой они были бы собраны и систематизированы, у нас, к сожалению, нет.
Такая книга существует в Западной Церкви, написана она в XVII в. епископом Женевским Франциском де Саль, переведена на русский язык и издана в Москве в 1819 г. Сейчас это издание стало библиографической редкостью, да и старомодный язык его не вполне доступен современному читателю; следовательно, назрела потребность в новом переводе.
Святитель Феофан в «Письмах о духовной жизни» так отзывается о труде Женевского епископа: «Франциск Сальский оставил книгу в руководство благочес тивой жизни очень основательную, приспособленную к живущим в обществе». Довольно известный в наше время Московский священник о. Константин Всехсвятский тоже рекомендовал это «Руководство» с некоторыми сокращениями, которых мы и придерживаемся.
Общая направленность наставлений св. Франциска Сальского заключается в том, чтобы сосредоточить все внимание стремящегося к благочестию христианина на внутреннем устроении, т.е. на приведение себя в равновесие путем постоянного труда над очищением сердца и принуждением себя совершать все свои дела в присутствии Божием. В книге много примеров из биографий людей, внешне проводивших светский образ жизни, и, несмотря на это, достигших святости. Подобные примеры мы можем найти и среди русских святых - так рассказ св. Франциска о св. Елизавете Венгерской, благочестие которой не колебалось среди пышности и суеты, ее окружавшей, находит себе аналогию в жизни преп. Евфросинии - в миру княгини Евдокии, жены князя Дмитрия Донского.
Св. Франциск Сальский не только красноречиво и убедительно доказывает, но и примером всей своей жизни показывает, что осуществление такого идеала деятельной христианской жизни возможно и для человека, обремененного многими обязанностями.
Все это ободряет живущих в миру, напоминая им, что «достигнуть бесстрастия может не всякий, а спастись может всякий».
«Руководство» написано ясным образным языком, понятным широкому кругу читателей. Много в книге истинно поэтических, вдохновенных страниц. Часто автор дает, для подтверждения или разъяснения своей мысли, неожиданные примеры из жизни природы или из биографий известных людей, и сама эта неожиданность заставляет читателя остановиться, внимательнее вдуматься в поясняемую мысль.
Разумеется, не все конкретные советы св. Франциска применимы к условиям нашей жизни, но в каждом из них мы можем найти полезный материал для размышления.
Советы и наставления, обращенные к «Филотее», иллюстрируемые примерами, чередуются в книге то с обращениями к Господу, то со словами псалмов и молитв, что придает всей книге вид живой, непринужденной беседы и позволяет нам доверчиво прислушиваться к словам несколько веков тому назад почившего епископа, как к словам доброго друга и наставника, обращенным лично к нам.
В наш век, когда наука во всех областях продвигается гигантскими шагами вперед, когда искусственные спутники кружатся над нашими головами, когда хирургия решается на самые смелые операции, голос мудрого наставника XVII века может показаться не которым читателям недостаточно авторитетным.
Чтобы удовлетворить их запросы, мы решили добавить к поучениям Женевского епископа два свидетельства верующих мирян нашего времени: размышления «О молитве» доктора А. Карреля и статью Жана Ладрисра «Как научная деятельность включается в христианскую жизнь».
Скажем несколько слов о каждом из них. Доктор Алексей Каррель (1873-1944) - француз, блестяще окончивший медицинский факультет и ставший про фессором анатомии в Лионском Университете. В молодости он потерял веру, а в 1903 г., в качестве врача сопровождая поезд с больными в Лурд, удостоверился в действительности чуда, происшедшего на его глазах с одной из тяжелобольных, находившихся в этом поезде. С этого времени начинается его сближение с католической Церковью, к которой он впоследствии присоединился. В 1904 г. Каррель был назначен директором лаборатории экспериментальной хирургии Рокфеллеровского Института медицинских исследований. Там он сделал целый ряд открытий в области жизни клеток и лечения тканей путем прививок.
В 1912 г. он получил Нобелевскую премию. Во время войны 1914-1918 гг. он заведовал в Компьене госпиталем, основанным Рокфеллером, где, благодаря применению прививок и открытого им антисептического состава, он спас тысячи раненых. После войны он вернулся в Америку, а в 1935 г. издал свой большой труд; «Человек - это неизвестное». Каррель привлек к сотрудничеству полковника Линдберга по изысканиям, предпринятым на острове св. Гильды, и основал в 1941 году Институт антропологических исследований. Он умер в Париже в 1944 году.
Жан Ладриер - философ и математик. Родился в городе Нивель (в Бельгии), в 1921 г. Изучал философию и математику в Лувенском и Парижском Университе тах. В 1952 г. начал читать лекции в Лувенском Университете главным образом но философии наук. Занимается переводом и изданием на французском языке трудов философов и ученых - Ясперса, Генцена, Шредингсра. Печатает статьи в различных философских и научных журналах. Статья, печатаемая нами ниже, появилась впервые в журнале «Лумен витс» в 1960 г.
Краткие биографические сведения о Франциске Сальском
Франциск де Буази родился 21 августа 1567 г. в родовом поместье - в Сальском замке около Торенса, в Савойе. Он был старшим из 13-ти детей. Учился он сначала в колледже в Рош, потом в Аннеси и в Париже. Отец Франциска мечтал о высоких постах для своего богато одаренного сына и отправил его в 1588 г. продолжать образование в Падуанский Университет. Франциск изучил там богословие и право. В 1593 г. он был рукоположен во священники. Его епископ, монсиньор де Грание, дал молодому священнику трудную миссию: проповедовать в области Шаблс, где распространился кальвинизм. Несколько раз кальвинисты покушались на жизнь о. Франциска, но Провидение хранило его. В этот период (1594-1598) он опубликовал трактаты о Церкви, получившие большую известность.
В 1599 г. Франциск был назначен помощником епископа Женевского, а в 1602 г. унаследовал его кафедру. В 1610 г. он основал вместе со св. Иоанной Шантальской и с группой ее духовных дочерей новый монашеский орден «Визитасион Сант Мари» в память от посещения Божией Матерью св. Елизаветы. Несмотря на свою обширную деятельность на посту епископа Женевского, св. Франциск остался для потомства главным образом духовным руководителем, чем и объясняется его огромная переписка и составление двух трудов, увековечивших его имя: «Руководство к духовной жизни» (печатаемое здесь) и «Трактат о Божественной любви», написанный для душ, уже обладающих опытом духовной жизни. Франциск Сальский умер 28 декабря 1622 г. в Лионе. Он был провозглашен блаженным в 1661 г. и причислен к лику святых в 1665 г.
Апостольское послание папы Павла VI о св. Франциске Сальском
По случаю юбилейных торжеств, которые должны были ознаменовать в 1967 г. 400-летие со дня рожде ния Франциска Сальского, папа Павел VI отправил апостольское послание духовенству Франции, Швейцарии и Пиемонта. Начинается оно словами: «Жемчужина Савойи и Швейцарии».
В этом послании представлен духовный и пастырский облик св. Франциска, влияние которого распространилось далеко за границы его родины и эпохи. Оно сказалось и на св. Викентии де Поль, и на кардинале де Берюль, на св. Иоанне Эд, на о. Олье и на великом итальянском святом Дон Боско, назвавшем основанный им орден салезианским в память св. Франциска.
Желая показать актуальность наставлений св. Франциска, Павел VI утверждает, что никто из последних учителей Церкви не предвосхитил решения II Ватиканского Собора, как он. В св. Франциске богатые природные дарования сочетались с дарами благодати в гармоничный синтез. Характерными чертами св. Франциска Павел VI считает проницательность ума, кротость, спокойную ревность, силу характера и вес превышающую любовь к Богу и к душам.
Упомянув об основании Женевским епископом нового монашеского ордена Визитандинок, Павел VI подчеркивает роль святости во всякой подлинной цер ковной реформе. Одна из больших заслуг св. Франциска в том, что он напомнил всем христианам - будь они монахи, священники или миряне - что они призваны к святости.
Актуальность св. Франциска заключается и в том, что он сумел выразить традиционное учение на современном ему языке.
В области экуменизма он сумел сочетать любовь к ближнему с любовью к истине. Избегая всякой полемики, он боролся с заблуждениями, любя заблуждающихся. В этом смысле, говорит папа, св. Франциск - предтеча II Ватиканского Собора и подлинного диалога с инославными. Он был постоянен в любви, в молитве и в учительской деятельности, постепенно направлял умы к познанию истины.
Во Франциске Сальском надо тоже почтить талантливого писателя, увлекающего, поучающего и трогающего читателей. Папа называет его покровителем католических писателей и журналистов, как автора первого периодического издания, отличавшегося своей бескорыстностью, своей любовью ко Христу и к истине. Можно сказать, что он уже следовал тем директивам, которые II Ватиканский Собор дал по этим вопросам.
МОЛИТВЕННОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ
Господи Иисусе Христе, Спаситель мой! Преклоняясь перед Твоим величием, я пишу этот труд во славу имени Твоего. Оживи слови мои Твоим благословением для того, чтобы души, для которых пишу, получили из этого труди то святое вдохновение, которого я им желаю, и молились за меня Твоему милосердию, чтобы, указывая другим путь к благочестию в этом мире, я не был осужден в другом, но вечно вместе с ними воспевал, как песнь торжества, от всего сердца слова, которые я произношу во свидетельство верно сти Тебе среди случайностей этой временной жизни: Слава Иисусу Христу!
Да, Господи Иисусе, живи и царствуй в наших сердцах во веки веков. Аминь.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогой читатель, прошу тебя, прежде чем ты начнешь читать эту книгу, прочти предисловие. Это даст удовлетворение и мне и тебе.
Цветочница Гликерия умела так хорошо подбирать и располагать цветы в букетах, что она могла делать самые разнообразные букеты из тех же самых цветов. Художник Позиас задался целью воспроизвести на полотне все разнообразие сочетаний цветов Гликерии и ему это не удалось.
Таково же разнообразие действий Духа Божия в распространении учения о благочестии через слово и перо Своих служителей. Учение одно и то же, но многообразны способы его понимания и изложения.
В этом руководстве я не должен, не хочу и не могу написать что-нибудь такое, что никогда не было написано моими предшественниками по тем же вопросам. Мой букет будет составлен из тех же цветов, читатель, но он подобран по иному, соответственно вкусам и опыту того, кто его составлял.
Основное отличие заключается в том, что почти все руководства к благочестивой жизни составлены для людей, отрешившихся от мира, или предлагают советы, выполнение которых требует такой отрешенности.
Моя задача обратиться к тем людям, которые живут в городах, в семьях и которые по условиям своей жизни должны вести внешне такую же жизнь, какой живут другие, часто даже не думая о возможности благочестивой жизни, которую они считают для себя неосуществимой, заранее полагая, что христианское благочестие несовместимо с заботами этой временной жизни. Я хочу показать им, что подобно тому, как к жемчугам, находящимся в глубине моря, бьют фонтаны чистой пресной воды, подобно тому, как не которые виды бабочек пролетают через огонь, не опалив своих крылышек, - так сильная и твердая душа может жить в миру, не увлекаясь мирским духом, сохранить чистый источник благочестия среди мутных вод житейского моря и безопасно пролететь среди земных огней, не опалив священных крыльев благочестивых стремлений. Это, действительно, не легко, и я бы хотел, чтобы и другие подумали об этом с большим рвением, чем это делалось до сих пор. А я со своими слабыми силами сделаю попытку помочь тому, кто от всего сердца возьмется за этот благородный труд.
Когда я начал писать этот труд, я не думал его опубликовывать. Одна благочестивая душа, которая получила от Бога благодать стремления к благочестивой жизни, обратилась ко мне за советом и указаниями. Руководя ею в течение некоторого времени, я оставил ей эти записки для памяти, чтобы она могла обращаться к ним по мере надобности. Одно авторитетное лицо посоветовало мне их опубликовать. Желая сделать достоянием многих то, что было первоначально написано для одного лица, я заменяю теперь собственное имя собирательным именем, подходящим для всех, кто стремится к благочестивой жизни, я обращаюсь в своих записках к Филотее. Это имя означает - любящая Бога, имея в виду всякую душу, которая стремится к любви Божией.
Руководство состоит из пяти частей.
В I-й части я стремлюсь превратить простое желание Филотеи в твердую решимость и подвести ее через исповедь и Таинство Причащения к любви к Спасителю.
В II-й части рассказываю о таинствах и молитве, как главных средствах приближения к Богу.
В JII-й части говорю об упражнении в основных до бродетелях.
В IV-й - о борьбе с искушениями и врагами нашего спасения.
В V-й части указываю, как следует соразмерять и поддерживать свои силы для того, чтобы верней идти по пути спасения.
В наш век найдутся люди, которые скажут, что только монахам или духовным лицам нужно давать специальные указания по вопросам благочестия и что епископ не имеет права тратить на это так много времени. Однако, дорогой читатель, многие замечательные епископы и Отцы Церкви, которые были не менее заняты общими церковными делами, не оставляли своей заботы и об отдельных душах, подражая апостолам, которые снимая жатву по всему миру, не пренебрегали и отдельными колосьями, если они требовали особого внимания с их стороны. Кто не знает Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, святую Феклу и др. духовных детей апостола Павла; или Марка у апостола Петра. Л апостол Иоанн разве не посвятил одно из соборных своих посланий благочестивой Электре?
Труд по возделыванию отдельной души тяжел, но он приносит большое удовлетворение жнецам и виноградарям, оживляет сердце и услаждает трудящегося. Мать не устанет нести на руках свое дитя, когда ей нужно спасти его от опасности. И тигрица, когда находит одного из своих детенышей брошенным на дороге охотниками, которые увели весь выводок, взва ливает его на себя как бы тяжел он ни был; естественная любовь облегчает тяжесть ноши. Что же сказать о человеческом сердце? Вот почему апостолы и мужи апостольские называли учеников своих детьми.
Я не потому пишу о благочестивой жизни, дорогой читатель, что считаю себя благочестивым, но потому, что стремлюсь им стать, а, как известно, лучший способ научить кого-нибудь - это учиться самому. Бла женный Августин пишет в письме к Флорентине, что лучше всего обучает тот, кто любит учиться.
Александр Македонской поручил художнику Апеллесу нарисовать портрет прекрасной Кампаспеи, которую он любил. Апеллес, рисуя Кампаспсю, так долго всматривался в се черты, что он сам полюбил ее также, как Александр. Александр сжалился над другом я из любви к нему уступил Апеллесу любимую невесту. Плиний говорит, что в этом проявилось величие его души. Богу угодно, чтобы я, будучи епископом, не только внушал людям общие добродетели, но и самую основную из них - благочестие. Выполняя этот долг, я надеюсь возжечь ее и в своем сердце. Когда прекрасная Ревекка напоила верблюдов Исаака, она была избрана его невестой и получила от него в подарок золотые серьги и браслеты (Быт 24.20-22). Точно также Бог обещал мне в своем безграничном милосердии, что если я приведу своих овец к спаси тельным водам благочестия, Он сделает мою душу своей невестой и даст ей в подарок золотые слова своей святой любви. Бог даст мне силы выполнять то, что составляет сущность истинного благочестия и молиться о том, чтобы оно стало достоянием всех детей Его Церкви - Церкви, которой я хочу подчинить все: всю свою деятельность, свои литературные труды, свои слова, свою волю, и свою мысль.
ЧАСТЬ I
МЫСЛИ И ЗАНЯТИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ТОГО. ЧТОБЫ ВЕСТИ ДУШУ ОТ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЖЕЛАНИЯ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ К ТВЕРДОМУ РЕШЕНИЮ ЕЕ ОСУЩЕСТВИТЬ
Глава I ОПИСАНИЕ ИСТИННОГО БЛАГОЧЕСТИЯ
Ты стремишься к благочестию, дорогая Филотея, потому что, будучи христианкой, ты знаешь, что эта добродетель особенно приятна Богу. Но для того, чтобы идти по пути этой добродетели, необходимо с самого начала уяснить себе, что есть истинное благочестие, так как существует множество ложных, суетных и суеверных представлений о благочестии.
Художники часто, рисуя женские портреты, делают их похожими на тех женщин, которых они любят. Точно так же многие представляют себе благочестие сообразно с собственными страстями и фантазиями. Тот, кто ценит особенно пост, считает, что соблюдение постов делает человека благочестивым, хотя бы сердце его и оставалось нечистым. Другой считает себя благочестивым потому, что читает длинные молитвы, хотя после этого он ссорится с домашними и с соседями. Третий охотно раздает нищим милостыню, но в нем нет кротости и он не умеет прощать врагам. Все эти люди обычно считаются благочестивыми, но они не таковы в действительности.
Жена Давида Мелхола, спасая его от врагов, нарядила статую в одежду Давида и положила ее в кровать, чтобы подумали, что муж болен и лежит в постели (1 Цар 19.11-16). Так некоторые прикрываются внешними делами, которые имеют отношение к благочестию, чтобы люди думали, что они духовны и благочестивы; в действительности - это только статуя или призрак благочестия.
Истинное и живое благочестие предполагает любовь к Богу, оно и есть в сущности ничто иное, как любовь к Богу.
Душа человека получает от Бога способность делать добро. Благочестие есть высшее проявление этой способности. Страусы никогда не летают, куры летают, но очень невысоко, тяжело и редко. Орлы, голуби, ласточки, летают постоянно, быстро и высоко. Грешники не стремятся лететь к Богу, все их пути на земле и для земли. Люди, которые делают добрые дела, но еще не достигли благочестия, своими добрыми делами приближаются к Богу, но редко, медленно и тяжело; люди благочестивые поднимаются к Богу часто, быстро и высоко.
Любовь дает нам возможность практически и постоянно исполнять заповеди Божий, именно она помогает делать это быстрой усердно. Тот, кто не следит за тем, чтобы выполнять все заповеди Божий, не является ни добрым, ни благочестивым, потому что для того, чтобы быть добрым, надо делать дела любви, а для того, чтобы быть благочестивым, надо иметь большую живость и готовность к этим делам. И так как благочестие в значительной степени является совершенной любовью, оно не только делает нас активными и усердными в исполнении всех Божиих заповедей (Пс 118.32), оно побуждает нас быстро неполной готовностью делать такие добрые дела, какие мы только можем, даже тогда, когда они не обязательны для нас, а только желательны, т.е. выполнять не толь ко повеления, но и советы.
Подобно тому как человек, который только что оправился после болезни, делает только те шаги, которые ему необходимы, да и то медленно и с трудом, так и грешник, который еще не достиг благочестия, пытается исполнять то, что предписано Богом, но медленно и с усилием. И подобно тому, как совершенно здоровый человек способен не только ходить, но и бегать и прыгать, так и благочестивый не только выполняет предписания, но в состоянии руководствоваться также и советами и высшим вдохновением. Любовь и благочестие отличаются друг от друга только как огонь от пламени. Любовь-это духовный огонь, когда она разгорается, как пламя оно становится благочестием. Благочестие ничего не добавляет к любви, кроме того, что оно делает ее живой, действенной и постоянной не только в исполнении заповедей, но и советов и внушений небесных.
Глава II ОСОБЕННОСТИ И КРАСОТА БЛАГОЧЕСТИЯ
Когда израильтяне были на пути в землю обетованную, многие отговаривали их идти туда, говоря, что воздух там нездоровый и там нельзя долго жить, что местные жители поедают людей (Числ 13.33-34) и т.п. Точно так же, дорогая Филотея, мирские люди запугивают тех, кто хочет идти по пути благочестия. Они говорят, что у людей благочестивых всегда сердитые, печальные и скорбные лица, что благочестие создает характеры меланхолические и невыносимые. И подобно тому, как Иисус Навин и Халев протестовали, утверждая, что земля обетованная хороша и прекрасна и что обладание ею принесет радость и блаженство (Числ 14.7-8), точно так же Святой Дух устами всех святых и Самого Господа (Мф 11.28-30) свидетельствует о том, что благочестивая жизнь есть жизнь прекрасная и счастливая.
Мир видит, что благочестивые люди постятся, молятся, терпят оскорбления, ухаживают за больными, помогают бедным, бодрствуют, сдерживают свой гнев, подавляют свои страсти, лишают себя чувственных удовольствий и совершают другие дела подобного рода, которые кажутся тяжелыми и суровыми, но мир не видит внутреннего благочестия сердца, кото рое все эти дела обращает в приятные, легкие и желанные.
Посмотри на пчел: они находят на тмине горький сок, а превращают его в мед, такова их особенность. О, мирские люди! Много горечи есть в борьбе с самим собою, но вся эта горечь обращается в сладость и утешение. Огонь, пламя, колеса и мечи казались мученикам цветами и ароматами, потому что они были благочестивы. И если благочестие может усладить жестокие муки и самую смерть, то оно может тем более украсить дела добродетели.
Сахар делает более приятным вкус незрелых плодов и смягчает остроту перезревших. Благочестие - это как бы духовный сахар. Оно облегчает горечь страданий и подает утешение. Оно уничтожает печаль бедных и тщеславие богатых, отчаяние презираемого и высокомерие того, кто пользуется почетом, грусть того, кто находится в одиночестве, и рассеянность того, кто находится в обществе, оно дает тепло в холодную зиму и освежающую росу в жаркое лето, оно помогает сердцу человека почти одинаково принимать скорби и удовольствия, и делает равно полезными честь и бесчестие.
Посмотри на лестницу Иакова (Быт 28.12) (она изображает собою благочестивую жизнь). С двух сторон она ограждена перилами, это молитва и Таинства, накоторые она опирается, ступеньки - это различные степени любви, по которым душа восходит от одной добродетели к другой; то через действие спускается для помощи ближнему, то через созерцание поднимается до единения с Богом в любви.
Посмотри, прошу тебя, на тех, кто находится на лестнице. Это люди с сердцами ангелов или ангелы в человеческом теле. Они все кажутся юными, так как они полны духовной бодрости и силы. У них есть крылья для того, чтобы летать, и они возносятся к Богу в молитве, но у них также есть ноги, чтобы идти к людям и беседовать с ними. Лица их радостны и прекрасны, их голова, руки и ноги открыты, потому что их мысли, действия и привязанности имеют только одну цель - угодить Богу. Остальная часть их тела покрыта легким и прекрасным платьем, потому что они связаны с миром и мирскими вещами, но чисто и искренно, касаясь их слегка, поскольку заставляют обстоятельства, таковы благочестивые люди. Поверь мне, дорогая Филотея, благочестие - это самое нежное, сладостное из всего того, что есть на свете. Оно - царица добродетелей, потому что оно есть совершенство любви. Если любовь, росток, то благочестие - цветок, если любовь сверкающий драгоценный камень, то благочестие есть самое его сверкание. Если любовь имеет аромат, то этот аромат есть благочес тие, аромат, который утешает людей и радует ангелов.
Глава III
БЛАГОЧЕСТИЕ ВОЗМОЖНО ВО ВСЯКОМ ПОЛОЖЕНИИ И ПРИ ВСЯКИХ ЗАНЯТИЯХ
Когда Бог создал растения, Он повелел им приносить плод «по роду своему» (Быт 1.11). Точно так же Бог хочет от христиан, которые являются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответствовать силам, занятиям и обязанностям каждого человека. Подумай, Филотея, что было бы, если бы епископ удалился в пустыню, а ремесленник проводил целые дни в церкви, как монах, а монах принимал бы разного рода людей, как епископ. Не было ли бы такое благочестие неправильным, смешным и невыносимым? Тем не менее, подобные ошибки часто встречаются, и мир, который не умеет или не хочет различать, сетует на благочестие, которое якобы вносит в жизнь беспорядок. Ошибка и заблуждение считать, что благочестию не место в казармах для солдат, в мастерской ремесленника', при дворе князя, в жизни семьи. Верно, Филотея, что благочестие чисто созерцательное, монашеское там не у места. Но есть множество других видов благочестия, подходящих для тех, кто хочет спасаться в миру. Авраам, Исаак и Иаков, Давид, Иов, Товия, Сарра, Ревекка и Юдифь - вот образцы благочестия Ветхого Завета. В Новом Завете св. Иосиф, св. Лидия, св. Креспин были чрезвычайно благочестивы в своих мастерских, свв. Моника, Акилла и Прискилла в своих семьях; Корнилий, св. Севастиан, св. Морис - в войсках; св. Константин, св. Елена, св. Людовик, блаж. Эдуард-на троне.
Уединение способствует совершенствованию, однако были и такие, которые не могли достигнуть совершенства в уединении и достигали его, находясь среди людей, в толпе, которая, казалось бы, совсем не способствует совершенствованию. Лот, говорит Григорий, оставался чистым среди развратного города, и впал в грех, находясь в уединении. Где бы мы ни находились, мы можем стремиться к совершенной жизни.
Глава IV
НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ДЛЯ НАЧАЛА И ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ПУТИ БЛАГОЧЕСТИЯ
Когда юный Товия был послан в Раги Мидийские, он сказал: «Я совсем не знаю дороги туда». «Пойди и найди человека, который сумеет показать тебе дорогу» (Тов 5.2-4), ответил отец. То же говорю и я тебе, моя Филотея. Хочешь идти по пути благочестия, поищи человека, который покажет тебе дорогу.
Нет другой дороги, кроме послушания. Это многократно испытано подвижниками с давнего времени.
Св. Тереза, увидев великое покаяние Екатерины Кардонской, захотела подражать ей. Но ее духовник сказал: «Бог ждет от тебя не подвигов покаяния, но подвига послушания». Многие добрые души, для того чтобы идти по пути благочестия, подчинили свою волю воле служителей Божиих.
«Верный друг, - говорит Священное Писание, - сильная поддержка; тот, кто его нашел, нашел сокровище, боящиеся Бога его находят» (Сир 6.14-16). Он является сокровищем мудрости для нас в наших смущениях, горестях и падениях, он облегчает наши сердца в болезнях духовных, он сохраняет нас от зла. Кто может найти такого друга? «Боящиеся Бога» {Сир 6. 16), отвечает мудрец, т.е. смиренные, которые ищут продвижения духовного. Так как ты стремишься, Филотея, отправиться в духовное путешествие с хорошим руководителем, проси Бога, чтобы Он послал его, и не сомневайся, что это исполнится. Бог даст тебе того, кого ты просишь, хотя бы Он должен был послать тебе ангела, как некогда юному Товии. И действительно, если ты его найдешь, не смотри на него, как на простого человека, а как на ангела, доверяясь не ему и не его человеческому знанию, а Богу, который будет помогать тебе через этого человека. Открой ему свое сердце, и тогда то, что есть у тебя доброго, будет проверено, а то, что есть дурного, исправлено, твое доверие и уважение к нему пусть будет святым, духовным и искренним. Авила сказал: выбери одного из тысячи, а я говорю из десяти тысяч, потому что слиш ком мало таких людей, которые на это способны. Такой человек должен соединять в себе любовь, знание и мудрость. Опасно довериться, если один из этих трех элементов отсутствует. Когда ты найдешь такого руководителя, благодаря Богу, не ищи другого, но с полным доверием и смирением отправляйся в путешествие, которое непременно будет счастливым.
Глава V НАДО НАЧИНАТЬ С ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ
«Цветы показались на земле, настает время обре-зыванья (деревьев)» (Песн 2.12), говорит жених в Пес не песней. Цветы нашего сердца, о Филотея, это на ши добрые желания. Как только они появятся, надо вооружиться ножом, надо отрезать все ненужные и омертвелые ростки нашей души. Когда девушка чу жестранка выходила замуж за израильтянина, она снимала с себя рабскую одежду и украшала свои воло сы (Втор 21.12-13). Так и душа, которая хочет стать Христовой невестой, должна «совлечь с себя ветхого человека и облечься в нового» (Еф 4.22-24), оставив все то, что отклоняет ее от любви Божией.
Очищенная душа - начало нашего здоровья. У апостола Павла это очищение произошло мгновенно, как и у многих других: святой Екатерины Генуэзской, святой Магдалины, св. Пелагии и др. Такое очищение является исключительным и чудесным даром благодати, подобно воскресению мертвых, и мы не должны на это рассчитывать.
Очищение, как и обычное выздоровление от болезней физических или душевных, наступает постепенно, понемногу. Ангелы на лестнице Иакова имеют крылья, однако они не летают, но подымаются и опускаются по ступенькам. Душа, которая подымается из мрака греховной жизни к жизни благочестивой, подобна заре, которая, загораясь на востоке, не рассеивает сразу ночной сумрак, но делает это постепенно. Известно, что выздоровление бывает более прочным, когда протекает постепенно. Как физические болезни, так и болезни души, как говорит пословица, «приходят пудами, а уходят золотниками». В этом деле, о Филотея, надо быть мужественной и терпеливой. Какую жалкую картину представляют собой души, которые, сознавая свое несовершенство, и начав идти по пути к благочестию, очень скоро начинают смущаться, беспокоиться и даже поддаются искушению бросить все и вернуться назад. Но не меньшую опасность представляют и те случаи, когда душа считает себя уже с первого дня очищенной, совершенной и пытается летать, не отрастив крыльев. Какой опасности она подвергает себя! «Напрасно вы рано встаете» (Пс 126.2), говорит пророк. Очищение нашей души может окончиться только вместе с нашей жизнью. Поэтому не будем смущаться своим несовершенством. Наше совершенство заключается в борьбе с этим несовершенством, а для того, чтобы суметь бороться с ним, надо его увидеть; для того, чтобы его победить, надо встретиться с ним в борьбе. Победа не в том, чтобы его не чувствовать, но в том, чтобы ему не сочувствовать, чтобы его отвергнуть. Мы только тогда почувствуем смирение, когда будем терпеть поражения в этих духовных битвах. Однако, мы не будем побеждены до тех пор, пока не потеряем жизнь или мужество. Убить душу может только смертный грех. Наша задача сводится к тому, чтобы не потерять мужества. «Избави меня, Господи, от малодушия и отчаяния» (Пс 54.3), говорит Давид. Эта духовная война отличается тем, что мы не можем быть побежденными до тех пор, пока сохраним волю к борьбе.
Глава VI
ОБ ОЧИЩЕНИИ ОТ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ (Первая ступень очищения)
Средством очищения от греха является Таинство покаяния. Подготовь свою совесть к исповеди. Просмотри все свои грехи с самого начала твоей сознатель ной жизни и до настоящего часа, и если ты не доверяешь своей памяти, запиши то, что тебе удалось припомнить. Проверив, таким образом, свою совесть, ста райся с негодованием и возмущением отвергнуть грехи, которые лишают нас благодати и отлучают от вечной любви Божией. Ты понимаешь, Филотея, я говорю здесь об исповеди, которая касается всей жизни в целом, и которая чрезвычайно полезна в начале, поэтому я особенно советую тебе внимательно к ней отнестись. Часто бывает, что обычная исповедь людей, живущих мирской жизнью, страдает множеством недостатков, часто к ней очень плохо готовятся, часто человек приходит на исповедь, не имея воли отвер нуться от греха, или избегать случаев, благоприят ствующих греху, не имея намерения исправить свою жизнь, отказаться от своей прошлой жизни, осознать долготерпение Божие; полная исповедь успокаивает наше сердце, возбуждает добрые намерения, дает возможность нашему духовному отцу лучше понять наше состояние и открывает возможность еще боль шего доверия при последующей исповеди.
Глава VII
О ВТОРОМ ОЧИЩЕНИИ - ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ КО ГРЕХУ
Все Израильтяне оставили землю Египетскую, но не все оставили свои прежние вкусы и привязанности, вот почему некоторые из них, находясь в пустыне, со жалели о мясе и овощах, которые они ели в Египте (Числ 11.4-5). Так же точно и кающиеся часто дают обещание не повторять греха, но сохраняют тяготение к греху, их сердце по временам вновь обращается назад, подобно тому, как это делала жена Лота, удаляясь от Содома (Быт 19.26). Они напоминают больных, которым врач запретил есть дыню, так как она может причинить им смертельный вред, однако они не теряют желания взять ее в руки, понюхать и считают счастливыми тех, кто может ее есть. Слабыми и трусливыми оказываются грешники, которые сожалеют об оставленном грехе; они вспоминают о нем с удовольствием и считают, что те, кто не отказался от него, получают удовлетворение. Например, человек, который стремился к мести, изменил свое намерение после исповеди, но спустя некоторое время мы заста ем его среди друзей, которым он рассказывает подробности своей ссоры, говоря о том, как бы он отомстил своему обидчику, если бы не боялся Бога, и как тяжел Божий закон о прощении. Ах, если бы только можно было отмстить! Разве вы не видите, что хотя этот человек и вышел из Египта, он не потерял вкуса к его яствам. А вот женщина, которая отвергла незаконную любовь, но все же хочет, чтобы ее окружали и за ней ухаживали. Увы! В какой опасности находятся эти люди! О Филотея, для того, чтобы идти по пути благочестивой жизни, надо не только оставить грехи, но и вырвать из своего сердца привязанность ко всему тому, что ведет ко греху. Эти несчастные привязанно сти могут стать постоянными, и за ними всегда скрывается опасность новых падений. Они так отягощают душу, что она становится неспособной делать добрые дела часто, быстро и усердно, что составляет сущность истинного благочестия. Души, которые вышли из состояния греха, но имеют еще к нему тяготение и привязанность, походят, на мой взгляд, на слабых девушек, которые в действительности ничем не больны, но все действия которых болезненны: они едят, но не насыщаются, спят, но не отдыхают, смеются, но не радуются и скорее тащатся, чем идут по дороге жизни. Всякое доброе дело приносит таким душам такое утомление, что их добрые дела становятся редкими и непродуктивными.
Глава VIII
СРЕДСТВА КО ВТОРОМУ ОЧИЩЕНИЮ
Первым моментом, который может способствовать этому второму очищению, является живое и ясное представление о великом зле, какое приносит с собою грех. Подлинное покаяние, соединенное с таинствами, очищает нас не только от действия греха, но и от привязанности к нему. Если мы не имеем приязни к кому-нибудь, мы стараемся избегать его общества, но если мы испытываем ненависть, то мы не только отвращаемся от того лица, которое мы ненавидим, нам неприятен даже его портрет, вещи, которые ему принадлежат, мы избегаем даже встречи с его родственниками или друзьями. Также если покаяние в грехе поверхностно, человек старается лишь избегать его повторения, если же оно глубоко и сильно, он возненавидит не только самый грех, но все чувства, поступки и обстоятельства, которые с ним связаны. Поэто му, Филотея, необходимо сделать покаяние настолько глубоким, чтобы оно распространялось на все, что имеет отношение ко греху. Мария Магдалина после своего обращения не только потеряла вкус ко греху. но и к удовольствиям, которые с ним связаны. Давид не только возненавидел самый грех, но и все пути и дороги, которые ведут к нему (Пс 118.104-128). Вот в чем состоит возвращение юности души, о котором говорит пророк, сравнивая се с обновлением орла (Пс 102.5).
Для того, чтобы подойти к этому состоянию, необходимо стремиться к тому, чтобы при содействии Божией благодати искоренить из своего сердца всякую привязанность ко греху.
Для того чтобы облегчить себе этот труд, необходимо серьезно подумать о следующих вопросах.
Глава IX
О ТВОРЕНИИ
Подумай, ведь некоторое число лет тому назад меня не было еще на свете. Где же мы с тобой тогда были, моя душа? Мир существовал уже так давно, а о нас с тобой и помину не было. Бог создал меня из ничего исключительно по Своему милосердию. Человек - единственное существо в видимом мире, которое спо собно соединиться с Богом и жить вечно. Глубоко смиряйся перед Богом, повторяй от всего сердца слова псалмопевца: «О Господи, я перед Тобой ничто, как Ты вспомнил обо мне, чтобы создать меня?» (Пс 38.6 и Пс 8.5) О, душа моя, ты была бы погружена в небытие еще и сейчас, если бы Бог не извлек тебя оттуда, О, Милосердный Создатель, Ты воздвиг меня из небытия. Как мне благодарить Тебя? Что могу я сделать для того, чтобы прославить имя Твое? Увы! Я не только не стремилась соединиться с Тобой и служить Тебе, я удалялась от Тебя постоянно моими грехами. О, душа моя, помни, что Господь твой Создатель, ты дело его рук (Пс 99.3). Ты не могла сама создать себя. Чем же я могу прославить Тебя, я-прах и пепел? (Сир 10.9) Я хочу посвятить тебе все мое сердце и всю мою жизнь.
Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! (Пс 102.1)
Глава X
О ЦЕЛИ, ДЛЯ КОТОРОЙ МЫ СОЗДАНЫ
Бог создал меня исключительно по Своему милосердию. Он дал мне разум для того, чтобы Его познавать, память, чтобы помнить Его, волю, чтобы Бога любить, воображение, чтобы представлять себе Его благодеяния, глаза, чтобы видеть чудеса Его творения, язык, чтобы прославлять Его, а также и другие способности.
Если мы поймем, для чего мы созданы и пришли в этот мир, мы должны отказаться от всего того, что не соответствует этой цели, как от ненужного. Подумай о страданиях людей мира, которые живут так, как если бы они были созданы только для того, чтобы строить дома, сажать деревья и собирать материальные блага.
«О чем я думала, когда не думала о Боге? Что вспоминала, забывая Бога? Что я любила, когда во мне не было любви к Богу? Я была полна суеты и служила миру, который создан для того, чтобы служить мне».
Отрекись от прежней жизни: от бесполезных и суетных мыслей, от ненужных воспоминаний, от легкомысленных и неверных содружеств. Обратись к Богу.
«Боже, Спаситель мой, с этих пор Ты будешь единственным предметом моих мыслей, я никогда не буду заниматься размышлениями, которые Тебе неугодны. Моя память во все дни моей жизни будет наполнена воспоминаниями о Твоих благодеяниях. С Тобою будут связаны все привязанности и утехи моего сердца». Подумай о том, что именно должна ты изменить в своей жизни. Благодаря Бога за то, что Он создал тебя для высокой цели. «Ты создал меня, Господи, для Себя, для участия в Твоей вечной славе. Каким образом могу я исполнить свой долг и быть се достойной? Я молюсь о том, чтобы мои желания и обеты были угодны Тебе и прошу благословения на то, чтобы душа моя в силах была их выполнить».
Глава XI
О БОЖИИХ БЛАГОДЕЯНИЯХ
Рассмотри те жизненные блага, которые Бог уделил тебе.
1. Физические: есть люди с искалеченным здоровьем, членами. Другие живут в пренебрежении и бесчестии или в крайней бедности. Ты обладаешь здоровьем, всем необходимым для жизни, друзьями и т.п.
2.Посмотри на блага душевные: есть люди, лишенные способностей, речи, душевнобольные, лишенные образования. Бог дал тебе все это.
3.Обрати внимание на блага духовные: Ты дитя церкви, о Филотея, ты имела возможность с юных лет познать Бога. Сколько вдохновения, внутренних озарений ты получила! Как часто были прощены тебе твои грехи! Сколько раз ты была избавлена от опасности! Какие условия были созданы за все прошедшие годы для твоего духовного развития! Сколько раз ты приступала к Таинствам!
Обрати внимание на милосердие Божие: как милостив был Бог к тебе. Сколько благодеяний дал тебе в жизни.
Обрати внимание на свою неблагодарность: «Я не ценила, Господи, Твоих милостей, злоупотребляла Твоими дарами и противопоставляла бездну моей неблагодарности бездне Твоего милосердия».
«Не будь неверным и неблагодарным и впредь, мое сердце. Как можешь ты, душа, оставаться равнодушной ко всем милостям Божиим?» (Пс 61.2) Направь все свое внимание, о Филотея, на то, чтобы узнавать и познавать Бога всеми теми путями, которые предлагает тебе Церковь.
Глава XII
О ГРЕХЕ
Подумай о том времени, когда ты начала грешить, и о том, как умножились твои грехи с того времени; как они умножались каждый день: грехи против Бога, ближнего и самого себя; грехи делом, словом, пожеланием и мыслию.
Подумай о своих дурных наклонностях, о том как часто ты им следовала и ты увидишь, что грехов у тебя больше, чем волос на голове, чем песка в море.
Рассмотри отдельно грех неблагодарности Богу, который является главным грехом, который распространяется на все остальные, делая их еще более тя желыми.
Сколько даров дал тебе Господь и как многие из них ты сделала бесполезными! Сколько раз приступала ты к Таинствам, но где плоды? Как ты к ним готовилась? Бог шел к тебе навстречу столько раз, чтобы спасти тебя, и ты столько раз отходила от Него, чтобы погибнуть.
«Как предстану я перед Тобою, Господи? Я полна непостоянства и неблагодарности. Ни один день моей жизни нс протек без греха, ни одной способности не осталось во мне, которую бы я не испортила, не осквернила, я пренебрегла благодеяниями моего Творца и кровию моего Спасителя».
Проси прощения, повергнись к ногам Господа, как блудный сын, как Мария Магдалина, как блудница. «Господи, будь милостив ко мне, грешной!»
Старайся изменить свою жизнь. Молись, чтобы Бог тебя укрепил.
Глава XIII
О СМЕРТИ
Неизвестен день нашей смерти. Душа моя, настанет день, когда ты расстанешься с телом. Когда это будет? Зимой или летом? В городе или в деревне? Днем или ночью? Неожиданно или после предварительной подготовки? После болезни или несчастного случая? Будешь ты иметь время исповедаться или нет? Будет ли при тебе духовный отец или нет? Мы ничего не знаем обо всем этом. Мы точно знаем только то, что непременно умрем и всегда раньше, чем мы предполагали.
Мир не будет больше существовать для нас, тогда все удовольствия, земные радости, суетные привязанности - все это станет подобным облаку или призра ку. Ты увидишь, что ты оставляла Бога из-за пустоты. Тогда, напротив, благочестие и добрые дела покажутся тебе такими приятными и желанными. «Зачем я не шла этим прекрасным путем?» -скажешь ты. Грехи, которые тебе казались маловажными, покажутся подобными горам, а твое благочестие - таким ничтожным. Подумай о печальном прощании души с миром: с богатством, удовольствиями, друзьями и соседями, с детьми, с мужем, с женой, со всеми творениями и, наконец, с телом, которое станет бледным и безжизненным, безобразным. Подумай, как поторопятся скорее убрать его и спрятать в землю, а потом нс думать о тебе, как ты сейчас не думаешь о других.
«Господи, упокой душу ее с миром», скажут люди. И это все. О смерть, как ты значительна, как неумолима!
Подумай о том, что выйдя из тела, душа пойдет направо или налево. Каким путем пойдет твоя душа? Тем, начало которого было положено в этой жизни.
Молись: «Господи, помоги мне в этот страшный день. Пусть лучше другие часы моей жизни будут печальны, но этот час сделай спокойным и счастливым».
Я не хочу привязываться к тебе, мир, потому, что я не знаю часа, когда должна буду тебя покинуть. Дорогие друзья мои, я хочу любить вас той святой любовью, которая пребывает в вечности, я не хочу такой дружбы, которая должна будет порваться исчезнуть.
Я хочу подготовиться к этому часу, позаботиться о том, чтобы переход в иной мир был радостным».
Глава XIV
О СУДЕ
Когда придет время, назначенное Богом для кончины мира, после многих ужасных предзнаменований, во время которых люди будут погибать от страха (Лк 21.26), огненное пламя превратит в пепел все лицо земли. После огненного потопа все люди воскреснут при трубе архангела. Но, увы! У одних будут тела славные, у других ужасные, отвратительные.
Судья явится окруженным ангелами и архангелами, на небесах явится крест, сияющий, как солнце. Этот Высший Судия поставит добрых по правую сторону, а злых по левую и они будут отделены друг от друга навеки.
Книги совести откроются и ничто не останется скрытым.
Какое смятение для одних и какое утешение для других!
Выслушай последний приговор злым: «Идите, проклятые, в огонь вечный, который приготовлен диаволу и слугам его» (Мф 25.41). Бог отринет злых от лица Своего. О, душа, какое ужасное проклятие на всю вечность. Вечный огонь! Вечность страданий как ты ужасна.
Выслушай приговор добрым: «Идите, говорит Судия, благословенные Отца Моего, примите Царство, которое уготовано вам от создания мира». О, Боже, какое благословение, этому Царству не будет конца!
Глава XV
ОБ АДЕ
Осужденные находятся в адской бездне, как в несчастном городе. Они терпят несказанные муки во всех своих членах и чувствах. Так как они свои чувства и члены употребляли для греха, все они испытывают страдания: глаза, которые бросали злые и лживые взгляды, будут видеть диаволов и ад; уши, которые любили слушать нечистые речи, будут вечно слышать рыдания и слезы и т.п.
Кроме всех этих мучений есть еще одно самое тяжелое : они никогда не увидят славы Божией. Для Авессалома более тяжелым лишением было то, что он не мог видеть лица своего любимого отца Давида, чем его изгнание (2 Цар 14.32).
Представьте себе вечность этих страданий, которая сама по себе делает ад невыносимым. Если боль в ухе или жар от лихорадки делает короткую ночь длинной и печальной, то какой страшной покажется вечная ночь мучений. Это будет вечное нескончаемое отчаяние.
Душа, приди в ужас от слов пр. Исайи (Ис 33.14): «Душа моя, хочешь ли ты жить вечно среди огня пожирающего?»
Разве ты хочешь оставить Бога твоего навсегда?
Глава XVI
О РАЕ
Представь себе прекрасную ясную ночь и подумай, как приятно видеть небо и множество звезд. Присое дини к этому красоту ясного дня и подумай, что вся
эта красота вместе ничто по сравнению с великолепием рая; как драгоценна, как желанна и любима эта страна!
Посмотри, как прекрасны, как многочисленны жи тели этой счастливой страны, миллионы миллионов ангелов, херувимов и серафимов, апостолы, мучени ки, исповедники, девы, святые жены - число их нео бозримо, каждый из них прекраснее целого мира.
Как счастливы они должны быть, находясь всегда перед лицом Божиим и ощущая Его присутствие. Они, подобно птицам, летают и поют всегда в этой божественной атмосфере, которая наполняет их непости жимою радостью. Каждая из них поет хвалу Создателю. Они вечно благословляют Творца и Спасителя, который, в Свою очередь, благословляет Своих святых: «Благословенны вы, мои дорогие создания, которые служите Мне и славите Меня вечно своею любовью».
Любуйся и славь небесное Отечество. Как ты прекрасен, Иерусалим, и как счастливы населяющие тебя!
Твое сердце имело так мало мужества и отворачивалось от пути, который ведет в это жилище славы. Ты спросишь себя: «Почему я так удалялась от этого высшего счастья? - Несчастная, для суетных и легких удовольствий ты столько раз оставляла вечные и бес конечные радости. Почему я ставила свои ничтожные желания выше этих вожделенных благ?» - Стремитесь к этому прекрасному жилищу.
Глава XVII
ВЫБОР
Представь себя среди поля в одиночестве со своим ангелом-хранителем, как Товия, когда он шел в Раги, и пусть он покажет тебе рай, открытый на небесах со всеми его небесными радостями, а внизу открытый ад со всеми его муками.
Представь себе, что ты находишься посредине, между адом и раем и должна сделать выбор. Подумай, что от выбора в этом мире зависит судьба в вечности.
Ты свободна в выборе, но Бог в своем неистощимом милосердии желает, чтобы ты выбрала рай. К тому же побуждает тебя и твои ангел-храпитель, ста раясь помочь тебе.
Иисус Христос смотрит на тебя с небесной высоты и говорит: «Иди ко Мне, душа, в вечный покой, навстречу бесконечным радостям Моей любви».
Матерь Божия взывает к тебе: «Дочь моя, не отвергни ни призыва Моего Сына, ни Моих воздыханий, иди скорее к вечному спасению».
Миллионы святых сердец желают, чтобы твое сердце присоединилось к их сонму и уверяют тебя, что дорога к небу не так тяжела, как думает о том мир. «Смелее», говорят они, «дорогая подруга, взгляни на путь благочестия, по которому мы шли и пришли к таким великим радостям, которых не знает мир».
Представь себе, что ты одна среди пустого поля, с правой стороны от тебя твой добрый ангел, а с левой - диавол на высоком троне с несколькими низшими духами вокруг него. Перед ними толпа людей, которые угождают ему то одним грехом, то другим. Посмотри на этих страшных придворных ужасного царя: одни из них полны ненависти, зависти, гнева, другие замышляют убийство, третьи гонятся за богатством и славой, многие испорчены своими грубыми вкусами и привязанностями. Посмотри, у них нет удержа, нет порядка, нет покоя, любовь их фальшива, они презирают друг друга. Тебе будет жаль эту несчастную страну, в которой властвует ужасный тиран.
Справа ты увидишь Иисуса Христа на Кресте, Который молится за этих несчастных, чтобы они избавились от страшного тирана, и зовет их к Себе.
Теперь взгляни на прекрасную страну благочестия. Ты увидишь дев, жен и мужей, которые чисты, как лилии. Вот вдовы, которые ведут смиренную жизнь, вот семьи, жизнь которых полна любви и взаимного уважения. Ты увидишь, как эти благочестивые души соединяют заботы о внешнем с заботами о внутрен нем, любовь к семье с любовью к небесному Жениху. Все они прислушиваются к словам Господа, которые глубоко западают в их сердца. Их радости прекрасны, спокойны и стройны, их любовь друг к другу свята и чиста. Их печали не нарушают их настроения. Взор Спасителя их утешает, и они все тянутся к Нему.
Ты уже отошла от сатаны и его ужасных приспешников, благодаря твоим добрым чувствам и стремлениям, но ты еще не присоединилась к счастливому и святому обществу святых, ты находишься все еще между тем и другим.
Матерь Божия, св. Иосиф, святой Людовик, святая Моника и сотни тысяч святых, которые жили в миру, зовут тебя и ободряют.
Распятый Господь зовет тебя по имени: «Приди ко Мне и Я увенчаю тебя» (Песн 4.8).
«О, мир, я никогда больше не пойду под твоим знаменем. Я навсегда оставлю твою суету. О, царство гордости, о, царь страданий, дух ада, я отрекаюсь от тебя, со всеми твоими суетными торжествами, я презираю все твои дела. Обратившись к Тебе, Иисус, Царь вечной славы и счастья, я отдаю Тебе всю свою душу и сердце, я избираю Тебя раз и навсегда Царем моей души, я покоряюсь Твоему святому закону и заповедям.
О, Прекрасная Дева, Царица Небесная, Тебя я избираю своим вождем, Тебе приношу свое поклонение. Ангел мой хранитель, введи меня в общество святых, не оставь меня до тех пор, пока я не приду в их среду, и не присоединю свой голос к их хору, поющему вечно: «слава Иисусу Христу».
Глава XVIII
ИСПОВЕДЬ ЗА ВСЮ ПРЕЖНЮЮ ЖИЗНЬ
Вот, дорогая Филотея, те размышления, которые необходимы для нашей цели. После них ты можешь смело идти со смирением к этой исповеди.
Яд скорпиона опасен при укусе. Но если тот же яд развести в соответствующем составе, он становится лекарством против укусов скорпиона. Грех, который является постыдным в момент его совершения, в процессе покаяния становится спасительным. Исповедь и покаяние так прекрасны, что они уничтожают безобразие греха. Симон прокаженный сказал, что Магдалина - грешница, но Господь сказал: «нет», так как Он оценил величие ее любви.
Если мы будем смиренны, Филотея. мы будем ненавидеть наши грехи, которые оскорбляют Бога, будем охотно обличать себя в этих грехах, так как через это прославляется Бог.
Мы чувствуем облегчение, когда расскажем врачу О том, что у нас болит. Когда ты приходишь на исповедь, представляй себе, что ты находишься на Голгофе, у подножия Креста, на котором распят Христос. Открой же свое сердце, чтобы очистились твои грехи, потому что насколько сердце будет освобождаться от грехов, настолько оно будет способным к принятию благодати. Говори все просто, искренно. Ограничься пока этим и успокой свою совесть. Затем выслушай предупреждение и указания духовного отца. Слушая его, слушай Самого Господа, который сказал: кто слушает вас, Меня слушает.
Глава XIX
НАДО ОЧИСТИТЬСЯ И ОТ ПРИВЯЗАННОСТИ К КАКИМ БЫ ТО НИ БЫЛО ГРЕХАМ
По мере того, как наступает утро, становится светлее, мы яснее видим в зеркале грязь и пятна на своем лице. Точно так же, по мере того, как внутренний свет Святого начинает освещать нашу совесть, мы видим более ясно и отчетливо наши грехи, а также все наши недостатки и наклонности, которые мешают нам достигнуть истинного благочестия. И тот же самый свет, который помогает нам увидеть наше несовершенство, побуждает нас к тому, чтобы очищаться и освобождаться от грехов. Быть вполне чистыми от грехов мы не можем или, во всяком случае, такое состояние не может длиться долго, но мы можем не иметь к ним никакой привязанности. Например, одно дело, если че ловек обманул кого-нибудь в шутку в каком-нибудь пустяке, другое, если он привык обманывать и это дос тавляет ему удовольствие.
Грех всегда неприятен Богу, как бы мал он ни был. Привязанность к любому греху всегда будет означать намеренное противодействие Божией воле. Возможно ли, чтобы добрая душа не только решила делать то, что неприятно Богу, но и делала бы это намеренно? Эти привязанности, Филотея, прямо противоположны благочестию. Они ослабляют дух, прекращают доступ божественным утешениям, открывают дверь искушениям. Если они и не убивают душу, то делают ее больной. Пчела, попав в паутину, не погибает, но если она надолго запутывается в ее сетях, она теряет способность вырабатывать мед. Так и душа может бесследно очиститься от многих грехов через покаяние, но если она имеет привязанность к какому-либо, хотя не значительному греху, она утрачивает способность к деятельной благочестивой жизни.
Небольшая ложь, пустословие, излишество в поступках, в словах, в привычках, в одежде, в развлечениях - это та духовная паутина, которая опутывает наше сознание, и мы должны стремиться из нее освободиться, как стремятся пчелы выползти из паутины физической, но если мы привязываемся к этим недос таткам своим, если мы даем им доступ в наше сердце, и даже пытаемся их сохранить и умножить, мы скоро заметим, как иссякает в нас мед духовной жизни и улей нашей души оказывается отравленным и опустелым.
Глава XX
НЕОБХОДИМО ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ К БЕСПОЛЕЗНЫМ И ОПАСНЫМ ВЕЩАМ
Игры, балы, празднества, спектакли не являются греховными сами по себе, но они становятся таковыми от злоупотребления, и привязанность к ним опасна для души. Если мы дадим вырасти в нашем сердце этим суетным привязанностям, оно станет мало способным к духовной жизни.
Древние назареи не только избегали опьянения, но боялись даже попробовать опьяняющие напитки, чтобы вкус их не стал для них привлекательным. Я не го ворю, что надо совершенно отказаться от пользования этими вещами, но надо быть чрезвычайно осторожным, так как всякая привязанность к ним разрушает благочестие. Олень, если съест слишком много диких ягод, прячется в кусты, так как он оказывается неспособным убежать от опасности. Сердце человека, наполненное бесполезными, поверхностными и опасными привычками и склонностями, не может неуклонно и беспрепятственно стремиться к Богу.
Вот почему, дорогая Филотея, необходимо освободиться от всех пристрастий, которые, хотя, как будто и не противоречат благочестию, но в действительности всегда опасны и разрушительны.
Глава XXI
НАДО ОЧИСТИТЬСЯ ОТ ДУРНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ
Есть у нас такие склонности, Филотея, которые являются естественными для каждого, они не могут считаться грехами в узком смысле слова, но они являются недостатками. Такова, например, склонность к грусти и сожалениям о прошлом. Одни от природы легкомысленны, другие суровы, третьи вспыльчивы, четвертые нетерпимы к мнениям других. Очень мало людей, которые бы не имели никаких недостатков. Человек может бороться с ними, исправлять их и даже совершенно от них освободиться, и я говорю тебе, Филотея, что это необходимо сделать. Люди нашли способ превращать горький миндаль в сладкий. Почему же нам не противопоставить своим дурным наклонностям противоположные им хорошие? Даже очень хороший от природы характер может быть испорчен дурными привычками. И нет такого дурного характера, который при содействии благодати Божией и при достаточном усилии не стал бы хорошим. Есть средства очиститься от опасных склонностей, недостатков и привязанностей ко греху, о них мы поговорим в дальнейшем. Дай тебе Бог усердия неотступно трудиться в этом направлении в течение всей твоей жизни!