ЧАСТЬ II
ТАИНСТВА И МОЛИТВА, КАК ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ПРИБЛИЖЕНИЯ К БОГУ
Глава I
НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ И МОЛИТВЫ
Благочестивые размышления проясняют нашу мысль и озаряют ее светом божественным, а нашу волю направляют к небесной Любви. Ничто так не очищает наш ум от невежества, а нашу волю от ненужных привязанностей. Это святая вода, под струями ко торой начинают вновь зеленеть ростки наших добрых желаний, душа очищается от своего несовершенства, а сердце от своих страстей.
Особенно советую тебе размышлять о жизни и страданиях Господа Иисуса Христа. Чем чаще ты будешь думать о Нем, тем более душа твоя будет Им наполняться и ты будешь учиться подражать Ему. Он - свет мира (Ин8.12), в Нем, через Него и для Него мы должны быть освящены и просвещены. Он древо жизни, к которому мы стремимся и под сенью которого находим успокоение (Песи 2.3), Он колодец Иакова (Ин 4. 6), вода которого омывает все наши грехи. Дети научаются говорить, слушая речи своей матери и пытаясь лепетать в ответ на ее слова. И мы, находясь мыслью своей вблизи Спасителя и внимательно изучая Его слова, поступки и чувства, научаемся с помощью Его благодати говорить, действовать и жить, как Он.
Поверь мне, Филотея, только эта дверь (Ин 14.6) ведет нас к Богу Отцу; так же, как зеркало не обладало бы способностью отражения, если бы не было укреплено на свинце, так и Божество не было бы доступно нам здесь на земле, если бы не было соединено с освященным человечеством Спасителя. Поэтому Его жизнь, страдания и смерть наиболее необходимый, близкий и жизненный предмет для наших размышлений. Не напрасно Спаситель назван «Хлебом, сошедшим с небес» (Ин 6.41-51), подобно тому, как хлеб мы употребляем за каждою трапезой, так и мысль о Спасителе должна присутствовать при всех наших делах и размышлениях. Больше всего нужно размыш лять об этом, восстав от сна, когда ум наш еще свеж после ночного отдыха.
Если для тебя это возможно, проводи этот час в храме, где никто не будет отвлекать или тревожить. Начинай каждый раз с того, чтобы почувствовать свое предстоящие перед Богом. Прочти со вниманием «Отче наш», «Богородице» и «Верую». Молитва Господня, архангельское приветствие и апостольский символ лучше всего настроят душу даже в том случае, если ты не будешь иметь времени прочесть все установленные молитвы, заменяя их такой сосредоточенной внутренней молитвой.
Если по какой-либо серьезной причине не удалось посвятить утром хотя бы один час этим занятиям, отодвинь их на какой-нибудь более поздний, но не послеобеденный час. Замени эти размышления чтением какой-нибудь благочестивой книги и постарайся исправить свою ошибку на следующий день.
Главы II
КАК ПРИГОТОВИТЬ СЕБЯ К ЭТИМ ЗАНЯТИЯМ
Может быть ты не знаешь, Филотея, как приступить к этому делу. Немногие знают это в наше время. Я укажу тебе краткий и простой способ, который поможет тебе, прежде чем ты познакомишься с соответствующими книгами. Я обращу твое внимание, прежде всего, на два момента: 1. необходимость почувствовать себя перед лицом Божиим и 2. просить Божией помощи.
Для выполнения первой задачи я советую обратиться к следующим основным средствам:
Первое - подумай о вездесущии Божием. Бог везде, нет такого места или такой вещи в мире, где бы Он не присутствовал. Подобно тому, как птица, куда бы она ни полетела, везде находит воздух, так же точно, где бы мы ни были, куда бы ни пошли - везде Бог присутствует. Эта истина известна всем, но никто не задумывается об этом с достаточным вниманием. Слепой может не знать, что около него находится какой-нибудь князь, но он будет внимателен к своему поведению, если его об этом пре дупредить. Однако, может случиться и так, что, видя его, он скоро забудет об этом предупреждении и не будет относиться с должным уважением к тому, кто здесь присутствует. Увы, Филотея, мы часто не только не видим и не чувствуем вездесущего Бога, но забываем о тех предупреждениях, которые делает нам наша вера. Мы забываем об этом и ведем себя так, как если бы Бог был далеко от нас. Мы знаем, что Бог присутствует везде и во всем, но, забывая об этом, поступаем так, как если бы мы этого вовсе и не знали. Поэтому, прежде чем начать какое-либо дело, надо внимательно продумать слова песнопевца: «Взойду ли я на небо - Ты, Господи, там, спущусь ли в недра земли - и там я найду Тебя» (Пс 138.8). Иаков, увидев священную лестницу, воскликнул: «Страшно место сие. Господь на месте сем. Аз же ведех» (Быт 28.117-16). Он хочет сказать, что он не подумал об этом, хотя он хорошо знал, что Бог везде и во всем.
Приступая к молитве, надо сказать себе: «Сердце мое! Бог действительно здесь».
Второе средство осознать присутствие Божие заключается в том, чтобы подумать о том, что Бог не только присутствует во всяком месте, где бы ты ни была, но что Он особенно присутствует в твоем сердце, в глубине твоей души, оживляя и одухотворяя ее Своим присутствием, что Он есть сердце твоего сердца и душа твоей души. Подобно тому как душа наполняет все наше существо, но ближе всего находится к нашему сердцу, так и Бог, присутствуя во всех вещах, ближе всего к нашей душе. Поэтому Давид называет Бога «Боже сердца моего» (Пс 72.26) и апостол Павел говорит: «В Боге мы живем, движемся и существуем» (Деян 17.28). Имея это в виду, вы будете с особенным вниманием относиться к своему сердцу, в котором Бог присутствует особенно близко и непосредственно.
Третье средство заключается в том, чтобы подумать о том, что наш Спаситель в Своем «человечестве» видит каждого человека мира, а особенно христиан, которые являются Его детьми, и особенное внимание обращает на тех, кто занят молитвой.
Это не простое воображение, а подлинная правда. Он созерцает нас в то время, когда мы Его не видим.
Четвертое средство заключается в том, чтобы представлять себе Спасителя таким, каким Он был на земле, так, как мы представляем обычно себе наших друзей, говоря о них: «Я ясно представляю себе, что тот или другой думает или делает».
Когда мы находимся перед святым алтарем, мы непосредственно предстоим Спасителю, Который скрыт в Святых Дарах, как бы за занавесом. Всеми этими средствами мы всегда должны пользоваться, чтобы не утратить присутствия Божьего.
Глава III
ПРИЗЫВАНИЕ, КАК ВТОРОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОДГОТОВКИ
Если душа твоя сознательно предстоит пред Богом, она испытывает чувство крайнего благоговения, сознавая свое недостоинство и прося Его помощи. Вспомни слова псалмопевца: «Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене» (Пс 50.13). «Просвети Лице Твое на раба Твоего (Пс 30. 17, 118.135) и научи мя оправданием Твоим» (Пс 118. 181). «Вразуми мя и испытаю закон Твой и сохраню его всем сердцем моим» (Пс 118.34). «Раб Твой аз еемь, вразуми мя, и увсм сведения Твоя» (Пс 118-125).
Глава IV
КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТЕМ
ИЛИ ДРУГИМ ПРЕДМЕТОМ РАЗМЫШЛЕНИЯ (как 3-й элемент подготовки)
Если ты размышляешь о страданиях и смерти Спасителя, представь себе яснее те места, где это происходило так, как об этом повествуют евангелисты. Молитвенно призови тех, кто присутствовал на Голгофе; Матерь Божию, апостола Иоанна, Магдалину, сотника Лонгина, они сообщат тебе те чувства, которые они тогда испытывали.
Когда мы размышляем о предметах более отвлеченных, как например: о величии Божием, о преходящести видимого мира, о совершенстве добродетелей, такая конкретизация невозможна; однако и здесь мы можем опереться на конкретные образы, аналогичные примеры. Это необходимо для того, чтобы мысль наша не разбегалась по сторонам; так мы сажаем птичку в клетку, чтобы лучше рассмотреть ее, или привязываем сокола, чтобы он сидел наверху неподвижно. Быть может, скажут, что достаточно только веры и чисто духовного представления о ее тайнах. Но для начинающих это слишком тонко и высоко. Я советую тебе, Филотея, оставайся внизу, в долине, пока Сам Бог не подымет тебя выше.
Глава V
ДРУГАЯ СТОРОНА РАЗМЫШЛЕНИЯ
Цель размышления о предметах духовных не ученость, не рассуждение, но лишь укрепление в добродетели и любви к Богу.
Укрепив свои мысли и чувства и направив их на определенный предмет, ты будешь рассматривать его насколько для тебя это доступно, поступая как пчелы, которые не покидают цветка пока не соберут весь мед, какой они только могут в нем найти. Только делай это спокойно и неторопливо.
Глава VI
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Каждое размышление возбуждает нашу волю, вызывая в ней определенные желания и стремления: любовь к Богу и ближнему, желание подражать Спасителю, страх оскорбить Бога, ненависть ко греху, уверенность в милосердии Божием, и многие другие.
Эти общие чувства и стремления необходимо свести к определенным частным конкретным решениям, касающимся твоей жизни, твоего исправления. Например: первое слово Господа на кресте, несомненно, вызовет у тебя желание простить врагам и любить их. Но и этого будет недостаточно, если ты не примешь определенного решения, например: «Я не буду больше смущаться колкостями своей соседки или служанки или презрением со стороны таких-то лиц. Я буду стараться расположить их к лучшим чувствам и т.д.». Таким образом, Фшютея, тебе легче будет исправить твои ошибки.
Глава VII
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
Благодари Бога за все свои чувства и решения, к которым ты пришла. Проси благословения на все твои действия и решения и силы на их исполнение.
Молись за церковь и ее пастырей, за родных и друзей, читай «Отче наш» и «Богородице Дево», самые необходимые молитвы, обязательные для всех верных.
Тот, кто гуляет в саду, где растет множество прекрасных цветов, всегда желает взять с собой хоть несколько цветочков, чтобы не расставаться с ними и вдыхать их аромат в течение целого дня.
Так и душа, после всех своих молитвенных размышлений , стремится выбрать из них два или три, по своему вкусу, те, которые наиболее близки ей, чтобы духовно дышать ими и помнить о них в течение целого дня. Бот, что я называю собрать маленький букет бла гочестия.
Глава VIII
НЕОБХОДИМЫЕ ДОБАВЛЕНИЯ
Особенно необходимо, чтобы ты осуществила в жизни самым тщательным образом те решения, которые были тобою приняты в результате размышления. Вот в чем плоды размышления, без которых они не только бесполезны, но и вредны. Размышления, ко торые не находят осуществления в жизни, только расслабляют душу; нам кажется, что мы таковы, как мы подумали и решили. Но если решения не приводятся в исполнение, они становятся пустыми и опасными. Поэтому надо во что бы то ни стало осуществлять их в жизни и искать случаев больших или меньших для их осуществления. Например, я решил кротостью действовать на тех, кто меня оскорбляет, я начинаю в тот же день искать случая встретиться с ними и ласково их приветствовать, а если я не имею возможности встретиться с ними, то во всяком случае отзываться о них хорошо и молиться за них.
Глава IX
НЕКОТОРЫЕ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Когда ты окончила молитву и размышления, старайся не рассеиваться, сохрани тишину в сердце, хотя бы в течение некоторого времени. Представь себе, что ты несешь в руках сосуд с драгоценной жидкостью. Ты будешь идти не спеша, не оглядываясь по сторонам, чтобы не расплескать ни одной капли, даже если ты встретишь кого-нибудь и должна будешь поговорить с ним, ты будешь особенно бережно хранить в сердце те плоды благочестия, которые ты собрала. Надо научиться спокойно переходить от молитвы и размышления к обычным трудам и обязанностям. Переход этот должен совершаться в духе смирения и благочестия, так как и то и другое есть исполнение воли Божией.
Если ты почувствуешь, что у тебя нет никакого вкуса к размышлениям, что ты не можешь себя настроить и сердце остается сухим и холодным, сознай свое недостоинство, проси помощи у Бога и у святых, но не отступай, повторяя слова Иакова: «Я не отпущу Тебя, пока Ты не дашь мне Своего благословения» (Быт 32. 26), или слова женщины хананеянки: «И псы едят крохи, которые падают со стола господ своих» (Мф 15.7). Начни читать книгу, которая поможет оживить твои чувства.
Повергнись ниц, целуй Распятие, если ты находишься в одиночестве. Если сердце не согреется и после этого, не смущайся и продолжай, хотя бы внешне, сохранять поведение и дела благочестия. Сколько раз придворные входят в покои своего повелителя, желая поговорить с ним, и как часто он не удостаивает их общения и они удовлетворяются тем, что находятся в его присутствии и выполняют свой долг перед ним и тем самым свидетельствуют о своей верности.
Если Богу угодно поддержать нас и дать нам святое вдохновение и внутреннее утешение, - это будет для нас великой радостью, но если Ему не угодно и Он как бы не замечает нас, мы не должны удаляться от Него, мы должны остаться и сохранить мир и терпение в уверенности, что Он даст нам утешение в следующий раз. И если этого не случится, Филотея, удовлетворимся сознанием, что то, что мы находимся подле Него, само по себе для нас должно быть утешением.
Глава X
УТРЕННЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ
Утром благодари Бога за то, что Он сохранил тебя в предшествующую ночь. Проси прощения, если согрешила в чем-либо. Подумай о том, как вернее использовать этот день для подготовки к вечности. Подумай о том, какие дела и обстоятельства ожидают тебя в течение этого дня, как использовать их для того, чтобы лучше служить Богу. Какие искушения являются наиболее вероятными для тебя при данных обстоятельствах, например, искушение гнева или гордости или других видов нарушения заповедей. Приго товься к тому, чтобы наилучшим образом использовать все средства, которые помогают тебе служить Богу и возрастать в благочестии. Старайся избегать, бороться и побеждать все то, что противоречит делу спасения и славе Божией. Недостаточно принять решение, необходимо подготовить средства, которые дадут возможность его выполнить. Так. например, если мне предстоит в течение дня иметь дело с человеком гневным и вспыльчивым, я буду стараться не только не допускать у себя ответного чувства, но попыта юсь предупредить вспышки его гнева кротостью или прийти к нему в сопровождении таких лиц, присутствие которых его сдерживает. Если я намерен посетить больного, то заранее подумаю о той пользе и утешениях, которые я мог бы ему принести, и выберу под ходящее время для его посещения, и т.п. Смиряйся перед Богом, сознавая, что без Его помощи ты не в силах ни сделать добро, ни удержаться от зла. Проси Бога. чтобы Он научил тебя и помог служить Ему. Призывай Матерь Божию, своего ангела и святых. Все это надо сделать живо и быстро, прежде чем ты выйдешь из комнаты, тогда все дела твоего дня будут осенены благословением Божиим. Никогда не забы вай сделать это, Филотея, прошу тебя.
Глава XI
ВЕЧЕРНЕЕ БЛАГОСЛОВЕНИЕ И ИСПЫТАНИЕ СОВЕСТИ
Выбери небольшой отрезок времени вечером, может быть перед ужином, благодари Бога за прошедший день, благодари за то, что Он сохранил тебя невредимой. Вспомни свои дела, занятия и встречи в течение дня. Если тебе удалось сделать что-нибудь доброе, благодари Бога. Если, напротив, ты сделала зло словом, делом или мыслию, проси прощения у Бога и постарайся исповедаться в своих грехах при первой возможности.
Поручи воле Божией себя, свое тело и душу, своих родных и друзей, церковь. Проси Матерь Божию, святых и ангела хранителя молиться о нас и с благословением Божиим иди отдыхать.
Никогда не забывай делать это ни утром, ни вечером, так как утренним молением ты открываешь окна твоей души Солнцу Правды, а вечерним ты закрываешь их для мрака преисподней.
Глава XII
О ДУХОВНОМ УЕДИНЕНИИ
В этой главе мы поговорим об одном из самых верных средств продвижения духовного.
В течение дня старайся как можно чаще думать о том, что ты предстоишь перед Богом, что Бог видит нас всегда, что Он следит за нами с несравненной любовью.
«О, Боже, почему я так редко обращаю свой взор к Тебе, тогда как Твой взор всегда обращен ко мне? Почему я так мало думаю о Тебе? Где же мы находимся с тобою, душа моя, когда мы удаляемся от Бога?»
Птицы имеют гнезда, куда они могут укрыться, олень укрывается в тени деревьев. И наше сердце, о Филотея, должно каждый день искать себе покой, поищем это место! Может быть это будет Голгофа, где страдал наш Спаситель, или другое место, которое связано с Его жизнью. Там мы найдем успокоение от всех внешних дел, там будет наша крепость, которая защитит нас от искушений. Блаженна та душа, которая с пылкой искренностью скажет Господу: «Ты мое прибежище (Пс 30.3), Ты моя защита, Ты для меня кров, защищающий меня от дождя, Ты прохладная тень в жаркий полдень» (Сир 34.16). Помни, Филотея, необходимо как можно чаще укрываться в уединении своего сердца, в то самое время, когда физически ты находишься среди разговоров и дел. Это духовное уединение не может быть нарушено множеством окружающих нас людей, потому что ведь они окружают только наше тело, но не наше сердце, и сердце должно оставаться уединенным перед лицом Единого Бога.
Так поступал царь Давид среди множества дел и обязанностей, и об этом он говорит в своих псалмах: «Господи, всегда я с Тобою (Пс 72.23). Всегда я вижу перед собой моего Бога (Пс 15.8) и поднимаю взор мой к Те бе, Боже, живущий на небесах (Пс 122.1). Взор мой всегда обращен к Богу (Пс 24.15). Ив самом деле, не часто наши разговоры настолько серьезны, чтобы нельзя было сердцем удалиться в уединение.
Отец и мать св. Екатерины Сиенской старались о том, чтобы у нее не было места и времени для молитвы и размышлений. Господь помог ей создать маленький храм в своей душе, в котором она среди множества временных дел находила святое уединение сердца. Когда мир осаждал ее, она не чувствовала никакого беспокойства, она укрывалась в своем внутреннем убежище, где находила утешение в общении со своим небесным Женихом. Своим духовным детям она советовала устроить такое же убежище в своем сердце и оставаться в нем.
Итак, пусть ум твой иногда войдет внутрь твоего сердца, и отдалившись от людей, душа будет больше общаться с Богом, как говорил Давид: «Я уподобился пеликану в пустыне и стал как филин на развалинах кровли» (Пс 101.7-8).
Глава XIII
КРАТКИЕ МОЛИТВЫ И ДОБРЫЕ МЫСЛИ
Уединяется в Боге тот, кто стремится к Нему. Стремление к Богу и духовное уединение способствуют друг другу.
Устремляйся к Богу как можно чаще, Филотея: призывай Его на помощь, мысленно повергай себя к подножию креста, пусть твой внутренний взор будет обращен к Его любви и милосердию. Пусть любовь Божия будет тебе знаменем, которое ты водрузила в своем сердце, пусть она будет для тебя подобна цветнику прекрасных цветов, аромат которых ты вдыхаешь полной грудью. Поверь, Филотея, что все эти чувства не будут мешать тебе в твоих делах и занятиях, напротив, они будут придавать тебе силу и бодрость во всем, и ты будешь подобна путнику, который остановился на минуту, чтобы еще смелее и увереннее продолжать свой путь. Какими словами ты будешь выражать те чувства, которые тебя охватывают, не имеет большого значения. Слова, которые особенно способны удовлетворить сердце, мы находим в псалмах Давида, в «Песне Песней» и во многих песнопениях духовных.
Человеку свойственно, если он что-нибудь особенно любит, в мыслях и речах своих всегда возвращаться к предмету своей любви. Те, кто любит Бога, никогда не перестают думать о Нем, стремиться к Нему, тосковать о Нем и, поскольку это возможно, запечат левают в своем сердце святое имя Иисуса. Весь мир, вся тварь говорит им лишь о славе Божией. Нет ни одного творения, которое не возвещало бы им о славе Творца. Как говорит Блаженный Августин: «во всем мире нет ничего, что не говорило бы им немым, но внятным сердцу языком о величии Божием. Все вещи вызывают у них хорошие мысли, которые усиливают у них стремление к Богу».
Вот несколько примеров:
Святой Григорий, епископ Назианзинский, рассказывает о себе следующее: однажды он прогуливался на берегу моря. Он наблюдал, как морские волны, набегая на берег, оставляли там раковины, стебельки трав, маленьких рыбок и т.п. отбросы, которые море как бы выплевывало на сушу. Следующие волны, набегая на берег, как бы слизывали все это и уносили обратно в морс. В то же время окружающие скалы стояли спокойно и непоколебимо, сколько бы ни ударяли в них морские волны. Наблюдая все это, св. Григорий рассуждал так: «Слабые люди подобны ракушкам и стебелькам травы, их внутреннее состояние целиком зависит от приливов и отливов, т.е. от огорчений или утешений, которые ими встречаются в жизни, они зависят от изменения ветра, волн и судьбы. Сильные и смелые остаются непоколебимыми, какие бы бури они ни встречали в жизни, они не смутятся и «от шума вод многих». Псалмопевец Давид говорит: «Господи, спаси меня. Воды морские поднялись и приближаются к моему сердцу. Господи, избави меня от глубоких вод, я погружен в глубину моря и погибаю в пучине» (Пс 68.2-15-3).
Ансельм, епископ Кентерберийский, сделал следующее наблюдение: когда заяц, спасаясь от преследующих его собак, подбежал к нему и спрятался у ног его лошади, ища спасения от смертельной опасности, собаки как бы не решились напасть на него, видя его под такой зашитой. Все стоявшие вокруг засмеялись от изумления. Но Ансельм сказал: «Вы смеетесь, но бедному животному не до смеха. Враги нашего спасения всю жизнь преследуют нашу душу, на всех перекрестках встречают они ее различными видами греха, они ждут того момента, когда они загонят ее в узкое ущелье смерти, чтобы поглотить ее. В страхе ищет она помощи и прибежища, а враги, видя се в таком положении, только смеются и насмехаются над ней».
Многие удивлялись, что Константин Великий состоял в переписке со святым Антонием, который был простым монахом. «Не удивляйтесь, сказал святой, что человек пишет письма человеку. Удивляйтесь, что Предвечный Бог дал смертным людям писанный закон и говорил с ними уста к устам в Лице Своего Сына».
Святой Франциск, увидав одинокую овечку в стаде козлов, сказал своему спутнику: «Посмотри на эту кроткую овечку среди козлов. Таким же кротким и смиренным был наш Господь среди фарисеев».
Франциск Боржиа, отправляясь на охоту, наблюдал, как сокол спокойно садится на руку охотника и дает завязать себе глаза, в то время как люди оказываются столь строптивыми в отношении к повелениям Божиим. Святой Василий Великий говорил, что роза, растущая среди шипов, должна напоминать людям о следующем: «Самое приятное в этом мире, о, смертные, смешано с печалью, ничто не чисто, за весельем следует сожаление, за свадьбою вдовство, за славою бесчестие, за наслаждением разочарование, болезни. Прекрасен цветок роза, но он напоминает мне о моих грехах, вследствие которых земля начала произращать шипы». Одна благочестивая душа увидала, как на ясной поверхности воды отражалось звездное небо в тихую ночь. «О, Боже, - воскликнула она, - все эти прекрасные звезды окажутся у меня под ногами, когда я приду в Твои блаженные чертоги». И так же, как звезды небесные отражаются в зеленых во доемах, так души людей на небе отражаются в чистых источниках Божественной любви. И другой благочестивый человек, взглянув на быстротекущую реку, сказал: «Так и душа не найдет себе покоя, пока не сольется с морем любви Божией».
Святая Франциска, склонившись для молитвы в лесу подле ручейка, сказала: «Чистые и тихие струйки этого ручья напоминают о струях благодати Божией». Один святой, увидев цветущее дерево, сказал: «Почему в прекрасном саду Церкви только на моем дереве нет цветов?» Другой, увидев, как птичка собрала под крылья своих птенцов, вздохнул: «Господи, сохрани меня под сенью крыл Твоих» (Пс 16.8). Третий, взглянув на цветы, повернувшиеся навстречу солнцу, воскликнул: «Господи, когда же обращу душу мою к Те бе»? Увидев анютины глазки, которые так красивы, но лишены аромата, сказал: «Так и у меня много красивых слов, но дела мои не имеют в себе аромата духовного».
Вот как можно, Филотея, из впечатлений окружающего видимого мира извлечь полезные для души мыс ли Несчастны те, кто в своем сознании отделяет созда нья от их Создателя и соединяет их со грехом. Счаст ливы те, кому весь сотворенный мир возвещает славу Божию.
Св. Григорий Назианзин говорит: «Я привык из все го извлекать пользу духовную, каждая встреча способна пробуждать мысли и стремления духовные».
Это духовное уединение и краткие молитвенные размышления об окружающем являются великими делами благочестия. Они могут заменить некоторые другие виды дел духовных, но если они отсутствуют, то нет таких средств, которые могли бы их заменить. Без них созерцательная жизнь окажется невозможной, а деятельная очень недостаточной. Без них отдых станет праздностью, а труд - суетой. Вот почему я прошу тебя полюбить их от всего сердца и никогда с ними не расставаться.
Глава XIV
О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ И О ТОМ, КАК НАДО НА НЕЙ ПРИСУТСТВОВАТЬ
Говоря о делах благочестия, я еще не касался самого главного, самого святого, того, что составляет святая святых христианской Церкви - о божественной Литургии. Таинство Литургии - сердце христианской веры, душа благочестия, невыразимая тайна, которая охватывает тайну любви Божией, через которую Бог реально соприкасается с нами, сообщая нам дары Своей милости и благодати. В этом единении душа сама становится фимиамом и поднимается к небу, она наполняется необыкновенными ароматами духовными, как говорится об этом в Песне Песней (Песн 3.6). Приложи все усилия к тому, чтобы присутствовать на Литургии, где Церковь совершает бескровную жертву за тебя и за всех. В ней участвуют сонмы ангелов. Церковь воинствующая соединяется с Церковью торжествующей.
Если ты не имеешь возможности быть в храме за Литургией, старайся присутствовать там духовно. Старайся внутренно пережить все то, что ты переживаешь, находясь в храме, и соединись, таким образом, со всеми христианами.
Со смирением и благоговением прими благословение, которое Господь передает через Своих служителей.
Глава XV
ДРУГИЕ ЦЕРКОВНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Кроме того, если есть возможность, следует по воскресеньям и в праздники присутствовать во время часов и вечерни в церкви. В церковных богослужениях заключена большая польза и утешение. Там, где это возможно, вступай в общины и общества, которые хотя и не обязательны, но рекомендуются для воспитания духовного. Всегда полезно объединяться с другими для выполнения добрых намерений. Бог прославляется при объединении братьев и ближних.
Мы должны быть полезны друг другу добрым примером, объединяя свои чувства и намерения к славе Божией и содействуя устроению друг друга.
Глава XVI
О ПОЧИТАНИИ И ПРИЗЫВАНИИ СВЯТЫХ
Наше общение с Богом может быть не только непосредственным. Бог часто обращается к людям через ангелов и святых, и мы также имеем их своими посредниками, они предстательствуют за нас перед Богом (Пс 137.1), и мы должны просить их святых молитв. Присоединим, моя Филотея, наши сердца к этим небесным духам и душам блаженных. Как птенцы соловья учатся петь у взрослых соловьев, так и мы лучше научимся молиться и славить Бога с помощью бесплотных духов и святых душ. «Я пел псалмы при виде ангелов» (Лк 2.19), - говорит Давид. Особенно почитай Пресвятую и Преславную Деву Марию. Будем призывать Ее при всяком деле, обращаться к Ее материнской любви, стараться подражать Ее добродетели.
Будь близка к ангелам, чтобы ощутить их невидимое присутствие в разные моменты своей жизни, обращайся к своему ангелу-хранителю и к ангелам-хранителям твоих близких, ищи их помощи в делах не только духовных, но и временных, чтобы они были участниками в твоих намерениях. Избери себе святых, которые тебе особенно близки, которым ты хотела бы подражать, к которым ты обращаешься с особенным доверием. С тем святым, имя которого ты носишь, особенно близко ты связана со дня твоего крещения.
Глава XVII
КАК ЧИТАТЬ И СЛУШАТЬ СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ
Будь верна слову Божиему. Относись к нему одинаково благоговейно - слышишь ли ты его во время богослужения в храме, во время проповеди, в домашнем чтении с твоими родными и духовными друзьями или читаешь наедине. Все слышанное или прочитанное тобой «сохраняй в сердце своем», подобно тому, как это делала Матерь Божия (Пс 137.1).
Помни, что Господь принимает слова наших молитв соответственно тому, как мы принимаем слова Священного Писания.
Читай духовные книги так, как если бы тот или иной святой написал письмо лично тебе, чтобы указать тебе путь жизни и вдохновить тебя на этот путь. Читай жития святых, в которых, как в зеркале, отражена христианская жизнь, и подумай о том, как соче тать их пример с обстоятельствами своей жизни.
Хотя люди, живущие в миру, не могут в точности подражать деяниям святых, подражать им до известной степени может каждый. Уединению отшельников можно подражать через уединение духовное, о котором мы говорили и будем еще говорить. Нищете - известной мерой отказа от житейских благ.
Есть святые, жития которых дают особенно близкий пример для нашей жизни и поведения. Есть и такие, которыми мы больше восхищаемся, чем можем пытаться подражать. Однако и они возбуждают в нас стремление и любовь к Богу.
Глава XVIII
КАК НАДО ПРИНИМАТЬ ВНУШЕНИЯ
Под внушениями мы понимаем все душевные движения, угрызения совести, озарения и познания (Пс 20.3), которые Бог посылает нам для того, чтобы нас направить, привлечь, возбудить к святым добродетелям, к небесной любви, к добрым решениям, короче, ко всему тому, что ведет нас к благам вечным.
Небесный Жених стучится в дверь (Песн 5.2) к невесте (Ис 40.2; Ос 2.14), Он хочет разбудить се, если она спит (Песн 5.2), признать ее, если она отсутствует (Песн 2.10-13), пригласить се в свой чудесный сад (Песн 2.1, 6.1), послушать ее нежные песни (Песн 2. 14).
Душа должна услышать призыв Божий и ответить на него.
Есть три ступени добродетели, как и три ступени гpexa, по которым можно спуститься: искушение, услаждение и согласие. Ступени добродетели, по которым можно подняться: внушение, противоположное искушению, вдохновение, противоположное услаждению грехом, и согласие с внушением, которое противоположно согласию с искушением.
Если внушение продолжается всю жизнь, но мы его не принимаем, мы только оскорбляем Бога, подобно Израильтянам, которых Бог призывал в течение сорока лет, не находя в них отклика. Они не слушали Божественного призыва и Бог сказал им: «Вы не войдете в покой мой» (Пс 84.11).
Если человек полюбит внушения Божий - это уже шаг на пути к согласию, и это приятно Богу, так как это уже располагает человека к согласию. Однако, только согласие является актом добродетели. Так как, если мы полюбили эти внушения, но не согласились с ними, это будет оскорбление, граничащее с неблагодарностью и презрением. Так было с женихом, который, наконец, услышал голос своей любимой, но она не открыла ему двери. Оскорбленный, он покинул ее навсегда (Песн 5.6). Решись, Филотея, принимать всем сердцем те внушения, которые Богу угодно послать тебе. Прими их как посланников Царя Небесного, который хочет заключить союз с тобой.
Соглашайся с ними, но пусть твое согласие будет полным, твердым и постоянным. Но, прежде чем согласиться, посоветуйся со своим руководителем. Бывают внушения истинные и ложные, которые часто подсовывает враг, чтобы обмануть доверчивую душу, чего никогда не случится, если ты будешь со смирением обращаться к руководителю.
После того как согласие дано, надо выполнить то, что из него следует. Иметь согласие в сердце и не стремиться выполнить обещанное в своей жизни - все равно, что насадить виноградник, не стремясь к тому, чтобы он принес плоды. Тебе помогут и здесь те утренние занятия и духовное уединение, о котором я уже говорил. Таким образом, мы подготовляемся не только вообще, но и в частности к тому, чтобы сделать что-то доброе.
Глава XIX
О СВЯТЫХ ТАИНСТВАХ
Спаситель дал Своей церкви таинства исповеди и покаяния, которые очищают нас от всех наших грехов.
Никогда не позволяй, Филотея, чтобы твое сердце долго хранило в себе заразу греха, так как у нас есть средство против нее легкое и решительное. Душа должна как можно скорее очиститься от совершенного греха, чтобы вновь предстать перед Богом.
Как же случается, что мы умираем духовной смертью, имея такое могущественное лекарство? Исповедуйся тщательно и смиренно каждые 8 дней, так как исповедь даст нам не только прощение грехов, но и силу избегать их в будущем, чтобы лучше их различать, и благодать для того, чтобы изгладить их последствия. Таким образом, исповедь одновременно заключает в себе добродетели: смирения, послушания, простоты и любви.
Пусть тебе всегда будут отвратительны твои грехи, как бы малы они ни были, имей твердую решимость исправлять их в будущем. Только ради исправления и дана нам исповедь.
Исповедуйся, избегая общих формул, как это делают многие, говоря: «Я не любила Бога, как должно, не любила своих ближних, как следовало любить, не молилась с таким усердием, как нужно и т.п.» Говоря так, ты не говоришь ничего, что раскрывало бы со стояние твоей совести, твоей души, так как все люди на земле могли бы сказать то же самое. Посмотри, в чем ты согрешила, в чем обвиняет тебя твоя совесть, и расскажи об этом совсем просто. Например: «Я знаю одного бедняка, которому я могла помочь и которого могла утешить, но я не сделала этого из неприязни к нему или по черствости сердца, или по небрежности». Если для тебя ясна причина твоего поступка, то не говори вообще: «Я недостаточно любила ближних». Не обвиняй себя в том, что ты недостаточно предана Богу, но расскажи конкретно о тех развлечениях, которые тебя чересчур занимали, о том, что ты не находила места, времени или настроения для молитвы - словом, скажи о том, что тебе мешало, но не прибегай к обобщениям, от которых на исповеди ни тепло и ни холодно.
Не ограничивайся сообщением о грехах, но расскажи о тех мотивах, которые руководили тобой при совершении того или иного поступка. Например, недостаточно сказать, что ты обманула то или иное лицо, но скажи, сделала ты это из тщеславия, для самооправдания, для удовольствия, из упрямства. Расскажи, давно ли ты имеешь склонность к данному греху; это имеет очень большое значение.
Таким образом, нужно говорить о фактах, мотивах и длительности наших грехов. Надо, чтобы духовный врач хорошо знал ту болезнь, от которой ты хочешь излечиться. Расскажи все то, что необходимо, чтобы понять качество твоего поступка. Например, что по служило причиной твоего гнева или почему ты оказала кому-нибудь поддержку в его порочных склонностях. Так, например, может быть я рассердилась на человека не за самые его дела или слова, которые я легко простила бы другому, но потому, что он сам мне неприятен. И если ты можешь дать еще более детальные разъяснения, это будет полезно, так как таким образом мы обнаруживаем в себе не только дурные поступки, но и дурные привычки, склонности, которые и являются корнем греха. Однако, надо не открывать, насколько возможно, тех, кто был твоим со участником.
Берегись большого количества грехов, которые часто нечувствительно проникают в наше сердце, старайся от них очиститься. Для этого прочти со вниманием главы VI, XXVII, XXVIII, XXIX, XXV, XXVI третьей части и главу VII четвертой части.
Старайся избрать себе духовника, не меняй духовников, от времени до времени рассказывай ему о своих настроениях, склонностях: например, тобой овладела тоска или печаль или, напротив, очень радостное состояние, ты желаешь приобрести имущество и т.п.
Глава XX
О ЧАСТОМ ПРИЧАЩЕНИИ
Спаситель дал нам величайшее таинство Евхаристии, которое реально заключает в себе Его Кровь и Плоть, чтобы «ядущий Его и пиющий Его Кровь имел жизнь вечную» (Мф 8.8). Поэтому тот, кто часто и благоговейно приступает к этому Таинству, укрепляет жизнь и здоровье своей души, и он становится почти недоступным для дурных чувств. И если люди в раю не знали смерти телесной, вкушая от плодов древа жизни, то святое Таинство Евхаристии таким же обратом предохраняет от смерти духовной.
Глава XXI
КАК ПРИСТУПАТЬ КО ПРИЧАЩЕНИЮ СВ. ТАЙН
Подготовиться к принятию Святых Тайн следует заранее. Накануне ложись спать пораньше, чтобы как можно раньше встать утром. Если проснешься ночью, повторяй какие-нибудь любимые слова молитв или псалмов, которые настроят душу даже во время сна. Утром рано просыпайся с большой радостью, думая о том, что тебя ожидает. После исповеди подходи к Св. Дарам, и прочитав слова «недостойна есмь» (Мф 8.8), не шевели больше ни головой, ни устами, хотя бы и для молитвы или вздоха. Прими Святые Дары с верой, надеждой и любовью.
Подобно тому, как пчела ранним утром собирает с цветов капли небесной росы и лучшие ароматы земли, превращает их в мед и приносит к себе в улей, так и священник берет с алтаря Тело и Кровь Сына Божьего, Который сошел на землю, как роса на руно, Сына Девы, Который как цветок вырос из земли человечества. Прими его, как только можешь, и воздай хвалу Царю нашего спасения. Прими с любовью то, что дарует Любовь. Старайся возрастать и укрепляться в любви Божией. Если светские люди спросят тебя, зачем ты так часто причащаешься, ответим: для того, чтобы очиститься от грехов, для того, чтобы получить опору в своей слабости, для того, чтобы найти утешение в своих скорбях, для того, чтобы научиться любить Бога. Скажи им, что часто причащаться следует двум категориям людей: совершенным, так как им нужно быть как можно ближе к источнику совершенства, и несовершенным, для того чтобы они могли совершенствоваться; сильным, для того чтобы не слабеть, а слабым для того, чтобы стать сильными; здоровым, чтобы не заболеть, больным, чтобы получить здоровье. Скажи, что ты несовершенна, слаба и больна, а здесь источник совершенства, здоровья и силы. Скажи, что часто причащаться должны и люди, мало занятые делами, потому что они имеют для этого возможность, и те, кто очень занят делами, так как они имеют в этом необходимость.
Тот, кто много и трудно работает, должен получать больше пищи. Скажи, что ты часто принимаешь святые Дары для того, чтобы научиться это делать. Человек плохо умеет делать то, что он делает редко.
Зайцы делаются белыми зимой, когда они окружены со всех сторон белым покровом снега, и ты, чем ближе будешь к Тому, Кто включает в Себе чистоту, красоту и добро, тем прекрасней, добрей и чище будешь становиться.