Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Оглавление

Тексты для размышлений Великим постом 

Из моей книги «Размышления Великим постом».

Ранее

15 день. Понедельник 3 недели

Начинается приготовление к воскресенью крестопоклонному. Неделя "посвящается размышлению о Кресте и о значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее "с согласия", если не добровольно" (о.А.).

Из Триоди Постной:

Милостив, милостив, милостив буди ми, Господи,
Суди суд мой мне, праведный Судие,
Малое мое воздыхание за милость велию прием, Христе,
И не презри мене.

или

Приидите вси в кимвалех псаломских,
Честное воздержание целующе, возгласим:
В нем бо мысленно змия злоначальнаго расторгнем,
Тем же со дерзновением возопиим Христу:
Подаждь, Спасе, неосужденно всесвятый Твой крест видети,
И поклонитися, во псалмех и пениих праздновати светло.

Чтение из Пророков: Исайи, 8, 13-22 и 9, 1-7.

Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш,
и Он - трепет ваш!

И будет Он освящением и камнем преткновения,
и скалою соблазна для обоих домов Израиля,
петлею и сетью для жителей Иерусалима.

И многие из них преткнутся
и упадут, и разобьются,

и запутаются в сети,
и будут уловлены.

Завяжи свидетельство,
и запечатай откровение при учениках Моих".

Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте:

Не должен ли народ обращаться к своему Богу?
спрашивают ли мертвых о живых?

Обращайтесь к закону и откровению.
Если они не говорят, как это слово, то нет в них света.

И будут они бродить по земле,
жестоко угнетенные и голодные;

и во время голода будут злиться,
хулить царя своего и Бога своего.

И взглянут вверх,
и посмотрят на землю;

и вот - горе и мрак, густая тьма,
и будут повержены во тьму.

Но не всегда будет мрак там,
где теперь он сгустел.

Прежнее время умалило землю Завулонову
и землю Неффалимову;

но последующее возвеличит приморский путь,
Заиорданскую страну, Галилею языческую.

Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий;
на живущих в стране тени смертной свет воссияет.

Ты умножишь народ,
увеличишь радость его.

Он будет веселиться пред Тобою,
как веселятся во время жатвы,
как радуются при разделе добычи.

Ибо ярмо, тяготившее его,
и жезл, поражавший его,

и трость притеснителя его Ты сокрушишь,
как в день Мадиама.

Ибо всякая обувь воина во время брани
и одежда, обагренная кровью,

будут отданы на сожжение,
в пищу огню.

Ибо младенец родился нам -
Сын дан нам;

владычество на раменах Его,
и нарекут имя Ему:

Чудный, Советник, Бог крепкий,
Отец вечности, Князь мира.

Умножению владычества Его и мира нет предела
на престоле Давида и в царстве его,

чтобы Ему утвердить его
и укрепить его судом и правдою

отныне и до века.
Ревность Господа Саваофа соделает это.

 

Чтение из Закона: Бытия, 6, 9-22.

Праведность Ноя

Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.

Грех людей

Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.

Бог говорит Ною сделать ковчег

И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал.

Чтение из Премудрости: Притчей, 8, 1-21.

Монолог премудрости

Не премудрость ли взывает?
и не разум ли возвышает голос свой?

Она становится на возвышенных местах,
при дороге, на распутиях;

она взывает у ворот при входе в город,
при входе в двери:

"к вам, люди, взываю я,
и к сынам человеческим голос мой!

Научитесь, неразумные, благоразумию,
и глупые - разуму.

Слушайте, потому что я буду говорить важное,
и изречение уст моих - правда;

ибо истину произнесет язык мой,
и нечестие - мерзость для уст моих;

все слова уст моих справедливы;
нет в них коварства и лукавства;

все они ясны для разумного
и справедливы для приобретших знание.

Примите учение мое, а не серебро;
лучше знание, нежели отборное золото;

потому что мудрость лучше жемчуга,
и ничто из желаемого не сравнится с нею.

Я, премудрость, обитаю с разумом
и ищу рассудительного знания.

Страх Господень - ненавидеть зло;
гордость и высокомерие и злой путь
и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда;
я разум, у меня сила.

Мною цари царствуют
и повелители узаконяют правду;

мною начальствуют начальники
и вельможи и все судьи земли.

Любящих меня я люблю,
и ищущие меня найдут меня;

богатство и слава у меня,
сокровище непогибающее и правда;

плоды мои лучше золота, и золота самого чистого,
и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

Я хожу по пути правды,
по стезям правосудия,

чтобы доставить любящим меня существенное благо,
и сокровищницы их я наполняю.

[Когда я возвещу то, что бывает ежедневно,
то не забуду исчислить то, что от века.]

Чтение из Евангелий: Марка, 9-10.

Преображение: ученики видят Иисуса как царя Царства Божия и слышат голос Божий, называющий Иисуса возлюбленным Сыном

И сказал им:

—  Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем и беседовали с Иисусом.

При сем Петр сказал Иисусу:

— Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии.

Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе.

И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий:

— Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте.

И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса.

Ученики не могут понять смысла воскресения. Иисус объясняет смысл страданий, унижения, насильственной гибели.

Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит «воскреснуть из мертвых». И спросили Его:

—  Как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?

Он сказал им в ответ:

—  Правда, Илия должен придти прежде и устроить все; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену. Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

Ученики не могут исцелить человека. Иисус объясняет необходимость молитвы

Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

Он спросил книжников:

— О чём спорите с ними?

Один из народа сказал в ответ:

— Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

Отвечая ему, Иисус сказал:

— О, род неверный! Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

И спросил Иисус отца его:

— Как давно это сделалось с ним?

Он сказал:

—  С детства. И многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его. Но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

Иисус сказал ему:

—  Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

И тотчас отец отрока воскликнул со слезами:

— Верую, Господи! помоги моему неверию.

Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему:

—  Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине:

— Почему мы не могли изгнать его?

И сказал им:

— Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

Ученики спорят о том, кто главнее. Иисус объясняет, что главный тот, кто всем служит

Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет. Но они не разумели сих слов, а спросить Его боялись.

Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их:

— О чем дорогою вы рассуждали между собою?

Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше.

И, сев, призвал двенадцать и сказал им:

—  Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.

И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им:

—  Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня.

Ученики возмущены человеком, который не ходит с Иисусом, но Его именем изгоняет бесов. Иисус объясняет, что мир с людьми важнее самолюбия

При сем Иоанн сказал:

— Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.

Иисус сказал:

—  Не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас. И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море. И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает. Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится. Соль — добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы её поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.

Ученики не понимают, как можно любить вечно, как можно запретить развод. Иисус объясняет, что любовь делает любящих одним существом.

Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.

Подошли фарисеи и спросили, искушая Его:

—  Позволительно ли разводиться мужу с женою?

Он сказал им в ответ:

— Что заповедал вам Моисей?

Они сказали:

— Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.

Иисус сказал им в ответ:

—  По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

В доме ученики Его опять спросили Его о том же.

Он сказал им:

— Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Ученики не понимают, зачем Иисус благословляет детей. Иисус объясняет, что в Царстве Божием и взрослые как дети.

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им:

— Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Ученики не понимают, зачем отказываться от собственности. Иисус объясняет, что это нужно в знак полного доверия Богу

Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его:

— Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус сказал ему:

—  Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

Он же сказал Ему в ответ:

— Учитель! все это сохранил я от юности моей.

Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему:

— Одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим:

— Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

Ученики ужаснулись от слов Его.

Но Иисус опять говорит им в ответ:

—  Дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою:

— Кто же может спастись?

Иисус, воззрев на них, говорит:

— Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

И начал Петр говорить Ему:

— Вот, мы оставили все и последовали за Тобою.

Иисус сказал в ответ:

— Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Ученики не понимают, зачем Иисус идёт на смерть. Иисус объясняет, что Его смерть пример самопожертвования ради других

Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе.

Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним:

—  Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали:

— Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

Он сказал им:

— Что хотите, чтобы Я сделал вам?

Они сказали Ему:

— Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

Но Иисус сказал им:

—  Не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

Они отвечали:

— Можем.

Иисус же сказал им:

—  Чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано.

И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

Иисус же, подозвав их, сказал им:

—  Вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Переход от 6 к 7 действию

Иисуса впервые называют сыном Давида: слепой узнаёт в Нём царя Иерусалима, Иудеи и всего Израиля

Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с ученикам и Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить:

— Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать:

— Сын Давидов! помилуй меня.

Иисус остановился и велел его позвать.

Зовут слепого и говорят ему:

—  Не бойся, вставай, зовет тебя.

Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

Отвечая ему, Иисус спросил:

—  Чего ты хочешь от Меня?

Слепой сказал Ему:

— Учитель! чтобы мне прозреть.

Иисус сказал ему:

—  Иди, вера твоя спасла тебя.

И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 3 Иоанна.

Третье послание Иоанна

Старец -- возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине.

Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине.

Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Они засвидетельствовали перед церковью о твоей любви. Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога, ибо они ради имени Его пошли, не взяв ничего от язычников. Итак мы должны принимать таковых, чтобы сделаться споспешниками истине.

Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви.

Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.

О Димитрии засвидетельствовано всеми и самою истиною; свидетельствуем также и мы, и вы знаете, что свидетельство наше истинно.

Многое имел я писать; но не хочу писать к тебе чернилами и тростью, а надеюсь скоро увидеть тебя и поговорить устами к устам.

Мир тебе. Приветствуют тебя друзья; приветствуй друзей поименно. Аминь.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.