Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Оглавление

Тексты для размышлений Великим постом 

Из моей книги «Размышления Великим постом».

Ранее

16 день. Вторник третьей недели

Из Триоди Постной:

 

Господи, крестом убивый льстиваго,
От прелести его избави мя, согрешающаго и прельщаема,
И постом очистив мя, даждь ми Твоя хотения совершити,
Яко да вижду, Владыко, радуяся, честныя страсти Твоя.

Чтение из Пророков: Исайи, 9, 9-21 и 10, 1-4.

Наказание Самарии

Слово посылает Господь на Иакова,
и оно нисходит на Израиля,

чтобы знал весь народ,
Ефрем и жители Самарии,

которые с гордостью
и надменным сердцем говорят:

кирпичи пали - построим из тесаного камня;
сикоморы вырублены - заменим их кедрами.

И воздвигнет Господь против него врагов Рецина,
и неприятелей его вооружит:

Сириян с востока, а Филистимлян с запада;
и будут они пожирать Израиля полным ртом.

При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

Но народ не обращается к Биющему его,
и к Господу Саваофу не прибегает.

И отсечет Господь у Израиля голову и хвост,
пальму и трость, в один день:

старец и знатный, - это голова;
а пророк-лжеучитель есть хвост.

И вожди сего народа введут его в заблуждение,
и водимые ими погибнут.

Поэтому о юношах его не порадуется Господь,
и сирот его и вдов его не помилует:

ибо все они - лицемеры и злодеи,
и уста всех говорят нечестиво.

При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

Ибо беззаконие, как огонь, разгорелось,
пожирает терновник и колючий кустарник

и пылает в чащах леса,
и поднимаются столбы дыма.

Ярость Господа Саваофа опалит землю,
и народ сделается как бы пищею огня;

не пощадит человек брата своего.
И будут резать по правую сторону, и останутся голодны;

и будут есть по левую, и не будут сыты;
каждый будет пожирать плоть мышцы своей:

Манассия - Ефрема, и Ефрем - Манассию,
оба вместе - Иуду.

При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

Горе тем, которые постановляют несправедливые законы
и пишут жестокие решения,

чтобы устранить бедных от правосудия
и похитить права у малосильных из народа Моего,

чтобы вдов сделать добычею своею
и ограбить сирот.

И что вы будете делать в день посещения,
когда придет гибель издалека?

К кому прибегнете за помощью?
И где оставите богатство ваше?

Без Меня согнутся между узниками
и падут между убитыми.

При всем этом не отвратится гнев Его,
и рука Его еще простерта.

Чтение из Закона: Бытия, 7, 1-5.

Бог говорит Ною войти в ковчег

И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем; и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли, ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли.

Ной сделал все, что Господь [Бог] повелел ему.

Чтение из Премудрости: Притчей, 8, 32-36 и 9, 1-11.

Итак, дети, послушайте меня;
и блаженны те, которые хранят пути мои!

Послушайте наставления и будьте мудры,
и не отступайте от него.

Блажен человек, который слушает меня,
бодрствуя каждый день у ворот моих
и стоя на страже у дверей моих!

потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь,
и получит благодать от Господа;

а согрешающий против меня наносит вред душе своей:
все ненавидящие меня любят смерть".

Премудрость построила себе дом,
вытесала семь столбов его,

заколола жертву, растворила вино свое
и приготовила у себя трапезу;

послала слуг своих провозгласить
с возвышенностей городских:

"кто неразумен, обратись сюда!"
И скудоумному она сказала:

"идите, ешьте хлеб мой
и пейте вино, мною растворенное;

оставьте неразумие, и живите,
и ходите путем разума".

Поучающий кощунника наживет себе бесславие,
и обличающий нечестивого - пятно себе.

Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя;
обличай мудрого, и он возлюбит тебя;

дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее;
научи правдивого, и он приумножит знание.

Начало мудрости - страх Господень,
и познание Святаго - разум;

потому что чрез меня умножатся дни твои,
и прибавится тебе лет жизни.

Чтение из Евангелий: Марка, 11-12.

7 действие. Иисус открывает Себя как Царя и погибает

Иисус въезжает в Иерусалим как новый царь Давид

Когда приблизились к Иерусалиму, к Виффагии и Вифании, к горе Елеонской, Иисус посылает двух из учеников Своих и говорит им:

— Пойдите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? — отвечайте, что он надобен Господу; и тотчас пошлет его сюда.

Они пошли, и нашли молодого осла, привязанного у ворот на улице, и отвязали его. И некоторые из стоявших там говорили им: «Что делаете? Зачем отвязываете осленка?» Они отвечали им, как повелел Иисус; и те отпустили их. И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; Иисус сел на него. Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.

И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали:

Осанна!

благословен
Грядущий во имя Господне!

благословенно
грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида!

осанна в вышних!

И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью.

Иисус обличает тех, кто верует, но не приносит плодов, необходимых Богу

На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

И сказал ей Иисус:

— Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!

И слышали то ученики Его.

Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.

И учил их, говоря:

— Не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.

Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его.

Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня.

И, вспомнив, Петр говорит Ему:

— Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла.

Иисус, отвечая, говорит им:

— Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, — будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших.

Иисус обличает религиозных вождей за то, что они присвоили себе Царство Божие

Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники, и книжники, и старейшины иговорили Ему:

—  Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?

Иисус сказал им в ответ:

—  Спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю. Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? Отвечайте Мне.

Они рассуждали между собою: «Если скажем: с небес, — то Он скажет: почему же вы не поверили ему?» А сказать «от человеков» боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

И сказали в ответ Иисусу:

— Не знаем.

Тогда Иисус сказал им в ответ:

— И Я не скажу вам, какою властью это делаю.

И начал говорить им притчами:

—  Некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился. И послал в свое время к виноградарям слугу принять от виноградарей плодов из виноградника. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника. Что же сделает хозяин виноградника? — Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших.

И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Иисус обличает тех, кто не отдаёт Божие Богу

И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

Они же, придя, говорят Ему:

— Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?

Но Он, зная их лицемерие, сказал им:

—  Что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

Они принесли.

Тогда говорит им:

—  Чье это изображение и надпись?

Они сказали Ему:

—  Кесаревы.

Иисус сказал им в ответ:

— Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.

И дивились Ему.

Иисус обличает тех, кто не верует в воскресение

Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:

— Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

Иисус сказал им в ответ:

—  Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

Иисус объясняет, что к Царству близки те, кто ставит любовь к Богу и к людям выше жертвоприношений

Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его:

— Какая первая из всех заповедей?

Иисус отвечал ему:

— Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, — вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

Книжник сказал Ему:

—  Хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему:

—  Недалеко ты от Царствия Божия.

После того никто уже не смел спрашивать Его.

Иисус объясняет, что даже царство Давида ниже Царства Христа

Продолжая учить в храме, Иисус говорил:

—  Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым:

«сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,

доколе положу врагов Твоих
в подножие ног Твоих».

—  Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему?

И множество народа слушало Его с услаждением.

Иисус объясняет, почему богатство и власть опаснее для души, чем бедность и беспомощность

И говорил им в учении Своем:

—  Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им:

— Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Иуды.

Послание апостолы Иуды

Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: милость вам и мир и любовь да умножатся.

Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание -- подвизаться за веру, однажды преданную святым. Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа. Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь , избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, -- так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: "да запретит тебе Господь ". А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих -- сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники". Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.