Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Оглавление

Тексты для размышлений Великим постом 

Из моей книги «Размышления Великим постом».

Ранее

19 день. Пятница 3 недели

Из Триоди Постной:

Что Тебе пострадавшему принесем,
всех Владыце, мы окаяннии:
Нас бо ради крест претерпел еси, Христе,
Поем безмерныя милости Твоея благодать.

Чтение из Пророков: Исайи, 13, 2-13.

Гибель Вавилона и торжество Израиля

Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов.

Поднимите знамя на открытой горе,
возвысьте голос;

махните им рукою,
чтобы шли в ворота властелинов.

Я дал повеление избранным Моим
и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем.

Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа,
мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе:
Господь Саваоф обозревает боевое войско.

Идут из отдаленной страны,
от края неба,

Господь и орудия гнева Его,
чтобы сокрушить всю землю.

Рыдайте, ибо день Господа близок,
идет как разрушительная сила от Всемогущего.

Оттого руки у всех опустились,
и сердце у каждого человека растаяло.

Ужаснулись, судороги и боли схватили их;
мучатся, как рождающая,

с изумлением смотрят друг на друга,
лица у них разгорелись.

Вот, приходит день Господа лютый,
с гневом и пылающею яростью,

чтобы сделать землю пустынею
и истребить с нее грешников ее.

Звезды небесные и светила
не дают от себя света;

солнце меркнет при восходе своем,
и луна не сияет светом своим.

Я накажу мир за зло,
и нечестивых - за беззакония их,

и положу конец высокоумию гордых,
и уничижу надменность притеснителей;

сделаю то, что люди будут дороже чистого золота,
и мужи - дороже золота Офирского.

Для сего потрясу небо,
и земля сдвинется с места своего

от ярости Господа Саваофа,
в день пылающего гнева Его.

Чтение из Закона: Бытия, 8, 4-22.

И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских.

Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды.

Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему.

Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла.

И сказал [Господь] Бог Ною:

 — выйди из ковчега ты и жена твоя, и сыновья твои, и жены сынов твоих с тобою; выведи с собою всех животных, которые с тобою, от всякой плоти, из птиц, и скотов, и всех гадов, пресмыкающихся по земле: пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются на земле.

И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; все звери, и [весь скот, и] все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого -- зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Чтение из Премудрости: Притчей, 10, 31-32 и 11, 1-12.

Уста праведника источают мудрость,
а язык зловредный отсечется.

Уста праведного знают благоприятное,
а уста нечестивых - развращенное.

Неверные весы - мерзость пред Господом,
но правильный вес угоден Ему.

Придет гордость, придет и посрамление;
но со смиренными - мудрость.

[Праведник, умирая, оставляет сожаление;
но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.]

Непорочность прямодушных будет руководить их,
а лукавство коварных погубит их.

Не поможет богатство в день гнева,
правда же спасет от смерти.

Правда непорочного уравнивает путь его,
а нечестивый падет от нечестия своего.

Правда прямодушных спасет их,
а беззаконники будут уловлены беззаконием своим.

Со смертью человека нечестивого исчезает надежда,
и ожидание беззаконных погибает.

Праведник спасается от беды,
а вместо него попадает в нее нечестивый.

Устами лицемер губит ближнего своего,
но праведники прозорливостью спасаются.

При благоденствии праведников веселится город,
и при погибели нечестивых бывает торжество.

Благословением праведных возвышается город,
а устами нечестивых разрушается.

Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему;
но разумный человек молчит.

Чтение из Евангелий: Луки, 1-2.

Принимать от Бога Духа: Елисавета, Мария, Симеон

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в Храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, - тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.

Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему:

 — Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;

и будет тебе радость и веселие,
и многие о рождении его возрадуются,

ибо он будет велик пред Господом;
не будет пить вина и сикера,

и Духа Святаго исполнится
еще от чрева матери своей;

и многих из сынов Израилевых
обратит к Господу Богу их;

и предъидет пред Ним в духе и силе Илии,
чтобы возвратить сердца отцов детям,

и непокоривым образ мыслей праведников,
дабы представить Господу народ приготовленный.

И сказал Захария Ангелу:

 — По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.

Ангел сказал ему в ответ:

 — Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в Храме.

Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в Храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.

А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:

 — Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

Ангел, войдя к Ней, сказал:

 — Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел:

 — Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего,
и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

и будет царствовать над домом Иакова во веки,
и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу:

 — Как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ:

Дух Святый найдет на Тебя,
и сила Всевышнего осенит Тебя;

посему и рождаемое Святое
наречется Сыном Божиим.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала:

 — Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему.

И отошел от Нее Ангел.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

И сказала Мария:

величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

что призрел Он на смирение Рабы Своей,
ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

что сотворил Мне величие Сильный,
и свято имя Его;

и милость Его в роды родов
к боящимся Его;

явил силу мышцы Своей;
рассеял надменных помышлениями сердца их;

низложил сильных с престолов,
и вознес смиренных;

алчущих исполнил благ,
и богатящихся отпустил ни с чем;

воспринял Израиля, отрока Своего,
воспомянув милость,

как говорил отцам нашим,
к Аврааму и семени его до века.

Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.

На это мать его сказала:

 — Нет, а назвать его Иоанном.

И сказали ей:

 — Никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем.

И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.

Он потребовал дощечку и написал:

 — Иоанн имя ему.

И все удивились.

И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: "Что будет младенец сей?" И рука Господня была с ним.

И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря:

благословен Господь Бог Израилев,
что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,

и воздвиг рог спасения нам
в дому Давида, отрока Своего,

как возвестил устами бывших от века
святых пророков Своих,

что спасет нас от врагов наших
и от руки всех ненавидящих нас;

сотворит милость с отцами нашими
и помянет святой завет Свой,

клятву, которою клялся Он Аврааму,
отцу нашему, дать нам,

небоязненно,
по избавлении от руки врагов наших,

служить Ему в святости и правде пред Ним,
во все дни жизни нашей.

И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего,
ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему,

дать уразуметь народу Его спасение
в прощении грехов их,

по благоутробному милосердию Бога нашего,
которым посетил нас Восток свыше,

просветить сидящих во тьме и тени смертной,
направить ноги наши на путь мира.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел:

 — Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:

Слава в вышних Богу,
и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу:

 — Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.

И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в Храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:

Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром,

ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,

свет к просвещению язычников
и славу народа Твоего Израиля.

Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.

И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его:

Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле
и в предмет пререканий, -

и Тебе Самой оружие пройдет душу, -
да откроются помышления многих сердец.

Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от Храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.

Говорить "нет" своим: Иисус говорит "нет" Иосифу

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.

Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его^ но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.

Через три дня нашли Его в Храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились.

И Матерь Его сказала Ему:

 — Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.

Он сказал им:

 — Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?

Но они не поняли сказанных Им слов.

И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.

Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: Римлянам, 11-16. 

Означает ли это, что Бог оттолкнул прочь Свой народ? Ни в коем случае! Я же израильтянин, потомок Авраама, из племени Вениамина.

Бог не оттолкнул прочь Свой народ, зная о нём всё изначально. Неужели не знаете, что в Писании говорится об Илии, как он обращается к Богу с жалобами на Израиль: "Господи! Они убили Твоих пророков, разрушили Твои жертвенники. Я в одиночестве, и меня хотят убить".  Но что сказано ему в ответ? "Я оставил для Себя семь тысяч человек, которые не поклонились Ваалу". Так и в наше время есть остаток, избранный благодатью. Благодатью, а значит - не по делам, иначе благодать не была бы благодатью.

Итак, Израиль не достиг того, к чему стремился. Достигли этого избранные, а остальные словно окаменели, как написано: "Бог дал им такое дыхание, от которого не вздымается грудь, такие глаза, которые не видят, такие уши, которые не слышат". Давид говорит: "Пусть будет их стол капканом, ловушкой и западнёй", чтобы их постигли позор и воздаяние. "Помрачи их глаза, чтобы они не видели, согни их спину, да будут они скрючены навсегда".

Неужели они споткнулись, чтобы пасть? Ни в коем случае! Они упали, чтобы спаслись язычники, став усерднее. Если падение их обогатило мир и поражение их обогатило язычников, то тем более их подъём.

Я обращаюсь к вам, язычники! Я апостол язычникам и служение своё славлю. Не заставлю ли я мой народ ревновать к вам и не спасу ли кого-нибудь из них?

Если потеря их привела к примирению Бога с живущими под небесами, то возвращение их вернёт к жизни умерших! ё

Если посвятить Богу закваску, будет свят хлеб. Если посвятить Богу саженец маслины, у которого одни корни, будет свята каждая веточка дерева, которое вырастет. Если же несколько веток отломились, а тебя, дикую маслину, привили на их место и ты питаешься от корня садовой маслины, её соками, то не считай себя лучше отломившихся ветвей, а если считаешь себя лучше... Не ты несёшь корень,а корень тебя!

Скажешь: "Ветки обломали, чтобы привить меня"? Хорошо... Они были отломаны из-за их неверия, ты держишься верой. Не считай себя умнее их, а бойся: если Бог не пожалел ветвей, родных дереву, не пощадит и тебя, если что.

Гляди и на доброту, и на суровость Бога. К споткнувшимся Он суров, к тебе Бог добр, если ты будешь добр, иначе и ты будешь отсечён. Они же, если покинут неверие, будут привиты обратно, Бог это сможет. Ведь если ты был срезан с дикой оливы и вопреки природе привит к хорошей, насколько легче эти приживутся на своей родной оливе.

Братья, я хочу открыть вам тайну, чтобы вы не считали себя умнее других: паралич, охвативший часть Израиля, пройдёт, когда все язычники придут к Богу. Тогда весь Израиль будет спасён, как написано: "Придёт с горы Сион Избавитель и снимет нечестие с Иакова. Вот от Меня завет: я уничтожу их грехи".

Из-за вас они враги благовестию, но из-за предков они любимые избранники Божьи, потому что Божьи дары и призывы не отменяются.

Раньше вы были непослушны Богу. Теперь непослушны они, и благодаря этому милость Божия дана вам. Теперь они непослушны, потому что Бог помиловал вас, но и они будут помилованы. Бог всех проводит через непослушание, чтобы всех помиловать.

Не сосчитать щедрость и мудрость Божьи, не понять суждений Его, не разглядеть Его путей.

Чей ум познал Господа? Кто был Ему советником? Кто дал Ему что-нибудь, что может потребовать назад?

Всё из Него, через Него, всё в Нём.

Ему слава во веки. Аминь.

Как поддерживать мир с людьми

Братья, я прошу вас: Бог отзывчив - покажите Богу, что ваши тела это живая, святая, достойная Бога жертва. Тогда ваше поклонение Богу не будет телесным. Не подстраивайтесь под суету, а преображайтесь, возрождайте свой ум, чтобы понимать волю Божию добрую, достойную вас и совершенную.

Благодатью, данной мне Богом, каждому из вас говорю: не переоценивайте себя, цените себя по тому, сколько веры каждому из вас уделил Бог. Тело состоит из многих членов, но действуют эти члены по-разному. Так мы одно тело в Христе, а друг для друга разные его члены. Благодать даёт каждому из нас разные дары: пророчествовать о том, что подсказывает вера, служителю - служить, учителю - учить, наставнику - наставлять, дающему милостыню не смущаться, начальнику - не лениться, помогающий - не хмуриться.

Любовь - непритворная.

От зла - отшатнуться, к добру - прижаться.

Любите друг друга как родные, не экономя на любви.

Соревнуйтесь в уважении друг ко другу.

Служите Богу, не откладывая на будущее то, что можете сделать сейчас, не давайте духу остыть, находя радость в надежде, в бедах сохраняя стойкость и держась за молитву.

Делитесь с нуждающимися святыми.

Не отказывайте в приюте приезжим.

Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте.

Радуйтесь с теми, кто радуется, плачьте с теми, кто плачет.

Думайте о других.

Не надо думать о себе как о том, кто выше других, дружите с отверженными, не думайте быть выше самих себя.

Никому не воздавайте злом за зло.

Всем людям делайте добро, со всеми людьми будьте в мире, насколько это зависит от вас.

Любимые мои, не мстите за себя, предоставьте гневаться Богу, как написано: "Моя мест, я отплачу", говорит Господь.

"Если твой враг голоден, давай ему есть, если захочет пить, дай ему воды". Так ты устыдишь его.

Не давай злу победить себя, но побеждай зло добром.

Каждый подчиняйся тем, у кого власть. Нет власти не от Бога. Бог поставил тех, кто властвует сейчас. Поэтому тот, кто сопротивляется власти, противостоит воле Божией. Все непокорные добиваются себе обвинительный приговор.

Власти страшны не для доброго дела, а для зла. Не хочешь бояться власти? Делай добро, власть похвалит тебя, потому что служит Богу, ради твоего добра. Если же будешь делать зло, бойся: не просто так носитель власти носит меч. Он слуга Божий, через него гнев Божий обращается против делающего зло. Но не только из-за гнева Божьего надо повиноваться, но и по совести.

Вы платите налоги, потому что те, у кого власть, служат Богу своими действиями.

Отдайте каждому, что каждому должны: кому налог - тому налог, кому повиновение - тому повиновение, кого надо бояться - тому страх, кого должны уважать - тому уважение.

Не оставайтесь ни у кого в долгу, не считая долга любви. Кто любит другого, тот исполнил Закон.

Не распутничай, не убивай, не воруй, не желай чужого, и все другие заповеди заключены в одном слове: "Люби ближнего твоего как самого себя".

Любовь не делает ближнему зла, поэтому любовь - полнота Закона.

Вы знаете, что подошёл срок, что уже время нам проснуться и встать. Сейчас ближе к нам спасение, чем когда мы поверили. Ночь прошла, наступает День, - давайте оставим мрачные дела.

Наденем на себя броню света.

Будем жить так, как подобает жить при свете дня. Никаких гулянок и пьянства, разврата и распутства, ссор и склок.

Наденьте на себя Господа Иисуса Христа.

Не превращайте разумную заботу о быте в безумие.

Слабые верой

Человека, слабого верой, принимайте, не пытаясь его переубедить.

Слабый - это человек, который ест одни овощи, хотя мы веруем, что можно есть всё. Кто ест всё, пусть не унижает того, что не всё ест. Кто не ест всё, пусть не выносит обвинительный приговор тому, кто ест всё. Бог ведь принял каждого! Кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Его Господь решит, стоит слуга или упал, и если упал, то Господь его подымет Своей силой.

Один считает, что некоторые дни отличаются от других, для другого каждый день [праздник]. Пусть каждый поступает, как считает нужным его разум. Кто считает праздниками только некоторые дни, тот считает так ради Господа. Кто считает возможным есть всё, тот ведь благодарит Бога [за эту еду] - и кто считает необходимым есть не всё, делает так ради Господа и благодарит Бога.

Все мы живём не для себя, все мы умираем не для себя. Если живём - для Господа живём, если умираем - для Господа умираем. Живы мы или мертвы, мы принадлежим Господу. Христос и умер, и ожил, чтобы стать Господом и мёртвым, и живым.

Зачем же ты выносишь обвинительный приговор своему собрату [по вере], [который всё ест]? А ты - зачем унижаешь своего собрата, [который не всё ест]? Все будем стоять на суде у Бога, ведь написано: "Клянусь Моей жизнь, - говорит Господь, - все встанут на колени передо Мной, все громкими голосами прославят Бога".

Каждый из нас ответит Богу за себя, так перестанем судить друг друга. Лучше рассудим, как не дать собрату повод споткнуться или пойти по ложному пути. Благодаря Господу Иисусу я знаю и уверен, что нет ничего, что было бы нечисто само по себе. Если человек считает что-то нечистым, это нечисто для него. Если же из-за еды расстроен твой собрат [по вере], ты идёшь не путём любви. Пусть твои суждения о еде не побуждают тебя желать смерти тем, за кого умер Христос, и не побуждай других ругать тебя из-за того, что ты считаешь правильным.

Царство Божие не еда и напитки, оно - правда, мир и радость в Духе Святом. Кто ими служит Христу, тот и Богу нравится, и людям любезен. Вот и давайте стремиться к тому, чтобы мирно выстраивать отношения между собой.

Не разрушай дела Божия из-за еды. Всё чисто, но плохо, если человек ест всё, хотя другой из-за этого спотыкается [на пути правды]. Хорошо, если ты не съешь мяса, не выпьешь вина, из-за которых твой собрат [по вере] спотыкается. Ты веруешь, что всё чисто? Вот и веруй в себе и перед Богом. Ты уверен в своём выборе, что Бог его не осудит, - это твоё счастье. Вот кто сомневается и всё-таки ест всё подряд, тот на суде Божием будет признан виновным, потому что поступал не по вере. Всё, что не по вере, это грех.

Сильные верой

Мы, сильные [верой], обязаны нести слабости обессилевших, а не заботиться лишь о себе. Каждый из нас пусть учитывает, что служит другому ко благу и обустройству его жизни. Ведь и Христос не о Себе заботился. Написано же: "Я принял на Себя оскорбления, которые предназначались Тебе".

Всё, что написано выше, написано, чтобы вы стали мудрее, чтобы мы имели надежду, которую несут в себе ободряющие и утешающие слова Писаний. Бог бодрости и утешения пусть даст вам общий ум во Христе Иисусе, чтобы вы одной душой и одним голосом славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Как Христос впустил вас в славу Божию, так вы впускайте друг друга [в свои сердца]. Ведь Иисус Христос стал слугой обрезанных, чтобы истинно исполнилось обещанное Богом их предкам. Он стал слугой и для язычников, чтобы они за эту милость прославили Бога, как написано: "Поэтому буду славить Тебя, Господи, среди язычников, и буду воспевать имени Твоему".

Написано также: "Торжествуйте, язычники, с народом Его". И ещё: "Все народы, славьте Господа! Восхваляйте его, все люди!" Исайя говорит: "Явится побег Иессея, станет править народами, на Него они будут надеяться".

Бог надежды да наполнит вас через веру радостью и миром, чтобы силой Духа Святого надежда переполняла вас.

Проповедь веры

Я уверен, собратья мои, что вы сами полны добра, всё знаете и сами можете учить друг друга. Я посмел написать вам, чтобы вновь напомнить о благодати, которой одарил меня Бог: проповедовать евангелие Божие язычникам, чтобы как священник приносит жертву, язычников сделать приношением Богу достойным и освящённым Духом Святым.

Я хвалюсь перед Богом Христом Иисусом, потому что я не смел говорить ничего, на что не подвиг бы меня Христос, покорив язычников словом и делом, силой знамений и чудес, силой Духа Божия. Евангелие Христа я проповедовал от Иерусалима и его окрестной до Иллирика. К тому же я считал своим долгом возвещать евангелие не там, где уже сказали о Христе. Если фундамент не мой, зачем я буду на нём строить, но по написанному: "Увидят то, о чём им не говорили, узнают то, о чём не слышали". Только это не давало мне прийти к вам. Но теперь в тех краях уже нечего делать, а прийти к вам я хочу много лет. По дороге в Испанию навещу и вас, надеюсь, что увижусь с вами и вы проводите меня туда после того, как мы с вами наговоримся, хотя бы отчасти.

Теперь же я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым, потому что Македония и Ахаия сочли за благо собрать кое-что в помощь нуждающимся святым Иерусалима. Они считают это благом как должники их: если те разделили с ним духовное, то то язычники должны послужить им материальным. Добравшись до Иерусалима и передав им этот плод, который надёжно опечатан, я через вашу страну отправлюсь в Испанию. Я знаю, что приду к вам с полнотой благословения Христа.

Прошу вас, собратья, через Господа нашего Иисуса Христа и через любовь Духа молиться вместе со мной и обо мне, чтобы не покоряющиеся [Богу] в Иудее не причинили мне вреда и чтобы моё служение святым в Иерусалиме увенчалось успехом. Тогда, если будет воля Божия, я приду к вам и с радостью отдохну с вами. Бог мира со всеми вами! Аминь.

Приветы и благословения

Представляю вам Фебу, сестру нашу, служителя церкви в Кенхреях. Примите её для Господа, как подобает святым. Если она будет в чём-то нуждаться, делом помогите ей, ведь она и помогите ей, ведь и она помогала многим, включая меня.

Привет от меня Приске и Акиле, вместе со мной работавших ради Христа Иисуса. Они жизнью своей рисковали за меня, и не я один им благодарен, но все церкви язычников, и их домашняя церковь.

Привет от меня моего дорогого Эпенет, который первым в Асии поверил в Христа.

Привет от меня Мариам, которая много сделала для вас.

Привет от меня Андронику и Юнии,  моим родственникам, которые были в тюрьме со мной, которые раньше меня уверовали в Христа и которые далеко не последние среди апостолов.

Привет от меня Амплиату, любимого мною в Господе.

Привет от меня Урбану, со мною трудившему для Христа, и Стахису, любимому мною.

Привет от меня Апеллесу, доказавшему свою верность Христу.

Привет от меня домочадцам Аристобула.

Привет от меня моему родственнику Геродиону.

Привет от меня тем из дома Наркисса, кто верует в Господа.

Привет от меня Трифене и Трифосе, трудящимся для Господа.

Привет от меня Персиде, которую я так люблю и которая много сделала для Господа.

Привет от меня Руфу, избраннику Господню, и его матери, которая и мне стала матерью.

Привет от меня Асинкриту, Флегонту, Гермесу, Патробасу, Гермасу и прочим собратьям, которые с ними.

Привет от меня Филологу и Юлии, Нерею и его сестре, Олимпасу и всем святым, которые с ними.

Приветствуйте друг друга святым поцелуем.

Приветствуют вас все церкви Христовы.

Прошу вас, собратья, берегитесь тех, кто вносит разделения и и соблазны, учит не тому, чему вы были научены. Избегайте их. Они служат не Господу нашему Христу, а своим низменным страстям. Красивыми словами и обещаниями они обманывают неопытные сердца. Ваша преданность всем известна, поэтому радуюсь о вас и желаю вам понимать, как делать добро, и не понимать, как делать зло.

Бог мира да превратит скорее сатану в пыль под ногами вашими.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Лукий, Ясон и Сосипатр, родственники мои.

Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший это письмое.

Приветствует вас Гай, мой гостеприимный хозяин, у которого собирается и наша церковь.

Приветствует вас Эраст, городской казночей, и брат Кварт.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.