Книга Якова Кротова. В моей книге несколько тысяч глав (эссе, исторические очерки, публицистика), более 4 миллионов слов. Это своего рода «якопедия», из которой можно извлечь несколько десятков «обычных» книг. Их темы: история, человек, свобода, вера.

Оглавление

Тексты для размышлений Великим постом 

Из моей книги «Размышления Великим постом»

Ранее

31 день. Среда 5 недели

Из Триоди Постной:

Гугниваго яко же древле слуха отверзл еси,
Отверзи души моея ушеса нравом оглушенна,
И внушити Твое спасительное слово, Иисусе,
Сподоби мя, едине Человеколюбче.

Чтение из Пророков: Исайи, 41, 4-14.

Кто сделал и совершил это?
Тот, Кто от начала вызывает роды;

Я - Господь первый,
и в последних - Я тот же.

Увидели острова и ужаснулись,
концы земли затрепетали.

Они сблизились
и сошлись;

каждый помогает своему товарищу
и говорит своему брату: "крепись!"

Кузнец ободряет плавильщика,
разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне,

говоря о спайке: "хороша";
и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо.

А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал,
семя Авраама, друга Моего, -

ты, которого Я взял от концов земли
и призвал от краев ее,

и сказал тебе: "ты Мой раб,
Я избрал тебя и не отвергну тебя":

не бойся, ибо Я с тобою;
не смущайся, ибо Я Бог твой;

Я укреплю тебя, и помогу тебе,
и поддержу тебя десницею правды Моей.

Вот, в стыде и посрамлении останутся все,
раздраженные против тебя;

будут как ничто и погибнут
препирающиеся с тобою.

Будешь искать их,
и не найдешь их, враждующих против тебя;

борющиеся с тобою будут как ничто,
совершенно ничто;

ибо Я Господь, Бог твой;
держу тебя за правую руку твою,

говорю тебе: "не бойся,
Я помогаю тебе".

Не бойся, червь Иаков,
малолюдный Израиль, -

Я помогаю тебе, говорит Господь
и Искупитель твой, Святый Израилев.

Вот, Я сделал тебя острым молотилом,
новым, зубчатым;

ты будешь молотить и растирать горы,
и холмы сделаешь, как мякину.

Ты будешь веять их, и ветер разнесет их,
и вихрь развеет их;

а ты возрадуешься о Господе,
будешь хвалиться Святым Израилевым.

 

Чтение из Закона: Бытия, 17, 1-9.

Бог заключает завет с Авраамом

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему:

— Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.

И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:

— Я -- вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

И сказал Бог Аврааму:

— Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.

Чтение из Премудрости: Притчей, 15, 20-33 и 16, 1-9.

Мудрый сын радует отца,
а глупый человек пренебрегает мать свою.

Глупость - радость для малоумного,
а человек разумный идет прямою дорогою.

Без совета предприятия расстроятся,
а при множестве советников они состоятся.

Радость человеку в ответе уст его,
и как хорошо слово вовремя!

Путь жизни мудрого вверх,
чтобы уклониться от преисподней внизу.

Дом надменных разорит Господь,
а межу вдовы укрепит.

Мерзость пред Господом - помышления злых,
слова же непорочных угодны Ему.

Корыстолюбивый расстроит дом свой,
а ненавидящий подарки будет жить.

Сердце праведного обдумывает ответ,
а уста нечестивых изрыгают зло.

Далек Господь от нечестивых,
а молитву праведников слышит.

Светлый взгляд радует сердце,
добрая весть утучняет кости.

Ухо, внимательное к учению жизни,
пребывает между мудрыми.

Отвергающий наставление не радеет о своей душе;
а кто внимает обличению, тот приобретает разум.

Страх Господень научает мудрости,
и славе предшествует смирение.

Человеку принадлежат предположения сердца,
но от Господа ответ языка.

Все пути человека чисты в его глазах,
но Господь взвешивает души.

Предай Господу дела твои,
и предприятия твои совершатся.

Все сделал Господь ради Себя;
и даже нечестивого блюдет на день бедствия.

Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем;
можно поручиться, что он не останется ненаказанным.

Милосердием и правдою очищается грех,
и страх Господень отводит от зла.

Когда Господу угодны пути человека,
Он и врагов его примиряет с ним.

Лучше немногое с правдою,
нежели множество прибытков с неправдою.

Сердце человека обдумывает свой путь,
но Господь управляет шествием его.

Чтение из Евангелий: Иоанна, 4-5.

Урожай веры

Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, -- хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, -- то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды.

Иисус говорит ей:

 — Дай Мне пить.

(Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи).

Женщина самарянская говорит Ему:

 — Как ты, будучи иудей, просишь пить у меня, самарянки?

(Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются).

Иисус сказал ей в ответ:

 — Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

Женщина говорит Ему:

 — Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

Иисус сказал ей в ответ:

 — Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Женщина говорит Ему:

 — Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей:

 — Пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

Женщина сказала в ответ:

 — У меня нет мужа.

Иисус говорит ей:

 — Правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему:

 — Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей:

 — Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему:

 — Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей:

 — Это Я, Который говорю с тобою.

В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал "чего Ты требуешь?" или: "о чем говоришь с нею?"

Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

 — Пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря:

Равви! ешь.

Но Он сказал им:

 — У Меня есть пища, которой вы не знаете.

Посему ученики говорили между собою:

 — Разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им:

 — Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: "Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос".

Второе чудо в Кане

По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве. Когда пришел Он в Галилею, то галилеяне приняли Его, видев все, что Он сделал в Иерусалиме в праздник, -- ибо и они ходили на праздник. Итак Иисус опять пришел в Кану Галилейскую, где претворил воду в вино. В Капернауме был некоторый царедворец, у которого сын был болен. Он, услышав, что Иисус пришел из Иудеи в Галилею, пришел к Нему и просил Его придти и исцелить сына его, который был при смерти.

Иисус сказал ему:

 — Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес.

Царедворец говорит Ему:

 — Господи! приди, пока не умер сын мой.

Иисус говорит ему:

 — Пойди, сын твой здоров.

Он поверил слову, которое сказал ему Иисус, и пошел.

На дороге встретили его слуги его и сказали:

 — Сын твой здоров.

Он спросил у них:

 — В котором часу стало ему легче?

Ему сказали:

 — Вчера в седьмом часу горячка оставила его.

Из этого отец узнал, что это был тот час, в который Иисус сказал ему: "Сын твой здоров".

И уверовал сам и весь дом его.

Это второе чудо сотворил Иисус, возвратившись из Иудеи в Галилею.

Чтение из Деяний, Посланий или Откровения: 2 Фессалоникийцам. 

Первое послание фессалоникийцам апостола Павла

Павел и Силуан и Тимофей -- Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете.

Ибо праведно пред Богом -- оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.

Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь.

И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

Но верен Господь , Который утвердит вас и сохранит от лукавого. Мы уверены о вас в Господе , что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, -- не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Далее

См.: История человечества - Человек - Вера - Христос - Свобода - На первую страницу (указатели).

Внимание: если кликнуть на картинку
в самом верху страницы со словами
«Яков Кротов. Опыты»,
то вы окажетесь в основном оглавлении,
которое одновременно является
именным и хронологическим
указателем.