К указателю по Новому Завету в целом. - Библия.
ПАПСКАЯ БИБЛЕЙСКАЯ КОМИССИЯ (Pontificia Commissio de Re Biblica), католич. церк. учреждение, призванное контролировать и направлять исследования в области Свящ.Писания. П.б.к. основана папой *Львом XIII в 1902. В нее входят кардиналы и консультанты-богословы. Первыми двумя консультантами были *Вигуру и Д.Флеминг. Возникшая в эпоху кризиса, связанного с идеями *модернизма католического в библеистике, комиссия в начале века занимала консерват. позицию. Свои решения она излагала в форме кратких категорических ответов на поставленные вопросы. Так, на вопросы о допустимости выводов *новой исагогики относительно происхождения *Пятикнижия, авторов Кн.Исайи и Псалтири были даны безоговорочно отрицат. ответы (декреты 1906, 1908, 1909, 1910). Однако в декрете об историч. характере Кн.Бытия (1905) проблема была освещена с учетом новых исследований. "При написании первой главы Кн.Бытия, — говорилось в декрете, — священный автор не имел намерения преподать научным способом окончательное устройство видимых вещей и полный порядок творения, но скорее хотел дать своему народу общедоступное знание, насколько допускал обычный язык того времени" (вопр.VII). Декрет, в частн., допускал комментарий слова "день" в Быт 1 как "нек-рый промежуток времени". Призывая опираться на святоотеч. комментарии, П.б.к. разрешала в тех случаях, когда у св. отцов нет единого мнения, следовать гипотезе, "к-рая кажется разумно доказуемой", однако делать это, "не нарушая постановлений Церкви и сохраняя веру в неприкосновенности" (вопр.VI). Присутствие в П.б.к. таких библеистов как *Лагранж, постепенно смягчило ее консерватизм и привело к переоценке отношения к новой исагогике (см.*Пий XII). Так, постановление об историчности Евангелий (1964), хотя и отвергает крайности *"истории форм" школы, допускает исследование *жанров литературных и *"жизненного контекста" НЗ, а также изучение *досиноптич. традиции.
Апостольское письмо «Sedula cura» в форме «Моту проприо», устанавливающее новые правила для Папской библейской комиссии, «Логос», 1971, №4; Определение Папской библейской комиссии о «парусии» в посланиях апостола Павла, ЦВ, 1915, №35; Levie J., La Bible, parole humaine et message de Dieu, P.-Louvain, 1958 (англ. пер.: The Bible, Word of God in words of men, L.,1961); NCE, v.11, p.551–554, v.16, p.357.
ПАПСКИЙ БИБЛЕЙСКИЙ ИНСТИТУТ (Pontificio Instituto Biblico), или БИБЛИКУМ, учебное и научно-богосл. учреждение, занимающееся исследованием Библии, *Древнего Востока, *археологии библейской и истории религии. Мысль о создании такой школы была впервые высказана *Львом XIII, но открыт был ин-т при его преемнике Пие Х в разгар кризиса, вызванного *модернизмом католич. в библеистике. С самого начала руководящее положение в ин-те занимали члены Общества Иисусова. Центр П.б.и. находится в Риме, а в 1927 был основан его филиал в Иерусалиме.
Институт начал функционировать в 1909. В него принимались тогда лишь духовные лица, имеющие докторскую степень. В первые годы существования ин-та работы его сотрудников и учащихся были сосредоточены на проблемах, не вызывающих богосл. споров (филология, история и *география Св.Земли). С 30-х гг. интенсивное развитие получили секции по культурам Древнего Востока. В 1930-49 ректором ин-та был кард.*Беа. Огромную роль для развития школы сыграла энциклика *Пия XII "Divino afflante Spiritu" (1943), к-рая позволила католикам применять в библ. исследованиях новейшие критич. методы. Выросла и численность студентов. Уже в 1960 их насчитывалось ок.200. С 1965 в П.б.и. стали принимать женщин. Сейчас школа носит международный характер. В ней обучаются студенты мн. стран, включая Польшу, Нигерию, Уганду, Филиппины, Индию, Шри Ланку и др. В связи с этим в П.б.и. с 1970 отменен лат. язык, бывший до тех пор официал. яз. института.
П.б.и. выпускает временник "Biblica" (с 1920), библиографич. обозрение "Verbum Domini" (с 1921), серии монографий по библеистике ("Analecta Biblica", "Scripta Pontificii Instituti"). Древневост. тематике посвящен временник "Orientalia". Труды профессоров и выпускников П.б.и. охватывают самые разнообразные области библеистики и востоковедения. Среди них — "Социология библейского юбилея" *Норта (1954), "Воскресение Христово в сотериологии ап.Павла" *Стенли (1963), "История ветхозаветного священства" Коди А. (1969), "Новый Завет и Палестинский Таргум Пятикнижия" Макнамары М. (1978) и др. Всего вышло ок. 200 монографий.
Swetnam J., Pontifical Biblical Institute, BTD, 1981, №4; NCE, v.11, p.554–555.