Почти весь западный мир философии рисует встречу двух Я и вторичное появление из них некоего нового Мы. При этом упускается то, что хорошо понимал Выготский: Я - это вторичное явление по отношению к Мы. О том же писал и великий Поршнев, первый для онтогенеза, второй для филогенеза.
Сначала существует стихия Мы. Мы существует до Я. Это первый этап, некоторым образом естественное и правильное существование субъекта в стихии коллектива. Важно сказать это в применении к феномену коммуникации: она естественнее и первичнее одиночества. Коммуникация не есть встреча, она – состояние до расставания.
Затем происходит расставание, выламывание субъекта из коллектива, появление его в Новое время, становление личности в подростковом и юношеском возрасте. Второй этап заканчивается формированием индивидуального Я. Коллектив в нем не пропадает, а интериоризован до бессознательности. А потом наступает третий этап, встреча, то есть появление нового Мы из двух или нескольких уже сформировавшихся Я. Понятно, что этот третий этап сложнее, чем кажется. Тут задействованы механизмы коммуникации в виде редукции от второго этапа к первому. Поэтому важная проблема этики и онтологии субъекта состоит в том, действительно ли состояние Мы на третьем этапе более достойно, чем состояние Я на втором этапе. В одном смысле это, конечно, установление нового уровня, но в другом смысле это отход на более низкий уровень. В этом и состоит, так сказать, диалектика коммуникации, со всем тем, что сейчас модно говорить: манипуляция, токсичные отношения, самодостаточность, искусство быть самим собой и тому подобное.