|
К оглавлению
Статья вторая
Пасхальная тайна в таинствах
Церкви
|
|
Вся литургическая жизнь Церкви вращается вокруг евхаристической Жертвы
и других таинств. В Церкви существует семь таинств: Крещение, Миропомазание (Конфирмация),
Евхаристия, Покаяние, Елеопомазание больных (Елеосвящение, Соборование), Священство,
Брак. В этой статье речь пойдет о том, что является общим для семи церковных таинств
с точки зрения вероучения. Общее для них с точки зрения богослужебной будет изложено
в главе II, а о том, что присуще каждому из них, речь пойдет во втором разделе.
|
1113 |
I. Таинства Христа
|
|
"Верные учению Священного Писания, апостольскому Преданию и единодушному
мнению Отцов Церкви", мы исповедуем, что "таинства Нового Закона все были установлены
Господом нашим Иисусом Христом".
|
1114 |
Слова и действия Иисуса в течение Его скрытой от мира жизни и общественного
служения уже были спасительными. Они предваряли силу Его Пасхальной тайны. Они
возвещали и подготавливали то, что Он дарует Церкви потом, когда все будет исполнено.
Тайны жизни Христа - это основы того, что теперь Христос раздает в таинствах через
служителей Своей Церкви, ибо "то, что было видимо в нашем Спасителе, перешло в
Его тайны".
|
1115 |
Будучи "Силами, исходящими" от Тела Христова, всегда живого и животворящего,
и действиями Духа Святого в Его Теле, которое есть Церковь, - таинства суть "дивные
дела Божий" в новом и вечном завете.
|
1116 |
II. Таинства Церкви
|
|
С помощью Духа, наставляющего "на всякую истину" (Ин 16,13), Церковь
как верная хранительница тайн Божиих мало-помалу познавала сокровище, полученное
от Христа и опреде ляла способ его "раздаяния", как сделала она это в отношении
канона Священного Писания и вероучения. Так, Церковь со временем признала, что
среди ее литургических обрядов есть семь, которые в подлинном смысле этого слова
являются таинствами, установленными Господом.
|
1117 |
Эти таинства являются "таинствами Церкви" в двойном смысле: они - таинства
"через Церковь" и "для Церкви". Они существуют "через Церковь", потому что она
сама есть таинство действия Христа, совершающегося в ней благодаря миссии Духа
Святого. Они существуют "для Церкви", будучи "таинствами, составляющими Церковь",
поскольку они являют и сообщают людям - особенно в Евхаристии - тайну общения
Бога, Который есть Любовь, Единого в Трех Лицах.
|
1118 |
Составляя со Христом-Главой "как бы одно мистическое лицо", Церковь
действует в таинствах как "священническая община" с "органической структурой":
через крещение и миропомазание священнический народ становится способным совершать
литургию; кроме того, некоторые верующие, "удостоенные таинства священства, поставлены
именем Христа пасти Церковь словом и благодатью Божией".
|
1119 |
Служение рукоположенного священства, или служебное священство, служит
общему священству верных. Оно гарантирует, что воистину Христос действует в таинствах
для Церкви силою Святого Духа. Миссия спасения, вверенная Отцом воплотившемуся
Сыну, затем вверена апостолам, а ими - их преемникам: они принимают Духа от Иисуса,
чтобы действовать Его именем и в Его лице (in persona Christi). Таким образом,
священник является таинственной связью, которая соединяет с тем, что говорили
и делали апостолы, а через них - с тем, что говорил и делал Христос, источник
и основа таинств.
|
1120 |
Три таинства - крещения, миропомазания и священства - даруют человеку,
кроме благодати, печать (именуемую также "характером") таинства, посредством которой
христианин участвует в священстве Христа и становится частью Церкви, соответственно
своему положению и исполняемым им функциям. Это сообразование Христу и Церкви,
творимое Святым Духом, неизгладимо, оно остается в христианине навсегда как предрасположение
к благодати, как обещание и гарантия Божественной защиты и как призвание к поклонению
Богу и служению Церкви. Таким образом, эти таинства никак не могут быть совершены
повторно.
|
1121 |
III. Таинства веры
|
|
Христос послал Своих Апостолов, чтобы "проповедовану быть во имя Его
покаянию и прощению грехов во всех народах" (Лк 24,47). "Итак, идите, научите
все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф 28,19). Миссия крестить
носит, стало быть, характер таинства и принадлежит к миссии евангелизации, потому
что таинство подготовлено словом Божиим и верой, а вера есть согласие с этим словом:
|
1122 |
Народ Божий собран прежде всего словом Бога Живого. (...)
Провозглашение Слова необходимо для совершения таинств, поскольку речь идет о
таинствах веры, которая рождается и питается словом.
|
|
"Цель таинств - освящать людей, возводить Тело Христово и, наконец,
поклоняться Господу; но как знамения они также имеют назидательное назначение.
Они не только предполагают веру, но словами и действиями питают, укрепляют, выражают;
поэтому их называют таинствами веры".
|
1123 |
Вера Церкви предшествует вере христианина, которому предлагается приобщиться
к ней. Когда Церковь совершает таинства, она исповедует веру, воспринятую от апостолов.
Отсюда древняя поговорка: "Закон молитвы есть закон веры" (Lex orandi, lex credendi)
или "Закон веры устанавливается законом моления" (Legem credendi lex statuat supplicandi,
по Просперу Аквитанскому [V в.]). Закон молитвы есть закон веры: Церковь верует
так, как она молится. Литургия есть составной элемент святого и живого Предания.
|
1124 |
Поэтому никакой обряд совершения таинств не может быть изменен или
переделан по воле священника или общины. Даже высшая власть Церкви не может изменить
литургию по своей воле, но только подчиняясь вере и с религиозным благоговением
перед тайной литургии.
|
1125 |
Кроме того, поскольку таинства выражают и развивают общение веры в
Церкви, закон молитвы есть один из основных критериев диалога, стремящегося восстановить
единство христиан.
|
1126 |
IV. Таинство спасения
|
|
Достойно совершаемые в вере, таинства даруют благодать, которую знаменуют.
Они действенны, потому что в них действует сам Христос: это Он крестит, это Он
действует в Своих таинствах, чтобы сообщить благодать, знаменуемую таинством.
Отец всегда внимает молитве Церкви Сына Своего, которая в эпиклесисе каждого таинства
выражает веру в могущество Духа. Как огонь превращает в себя все, к чему прикасается,
так и Дух Святой преобразует в Жизнь Божественную то, что подчинено Его могуществу.
|
1127 |
Вот в чем смысл утверждения Церкви, таинства действуют самим фактом
своего совершения (ех ореге operato), то есть в силу спасительного дела Христа,
совершенного раз навсегда. Отсюда следует, что "таинство осуществляется не в силу
праведности человека, который совершает его или принимает, но по Всемогуществу
Божию". Когда таинство совершается согласно намерениям Церкви, могущество Христа
и Его Духа действует в нем и им, независимо от личной святости священнослужителя.
Однако плоды таинств зависят также от предрасположения того, кто получает их.
|
1128 |
Церковь утверждает, что таинства Нового Завета необходимы для спасения
верующих. "Благодать таинства" есть благодать Святого Духа, дарованная Христом
и присущая каждому таинству. Дух врачует и преображает тех, кто принимает Его,
целая их подобными Сыну Божию. Плод жизни таинств в том, что Дух усыновления обоживает
верующих, жизненно соединяя их с Единственным Сыном Божиим, Спасителем.
|
1129 |
V. Таинства вечной жизни
|
|
Церковь совершает тайну Христа "доколе Он придет" и "будет Бог все
во всем" (1 Кор 11,26; 15,28). Уже с апостольских времен литургия устремлена к
своему концу через стон Духа в Церкви: "Марана-фа!" (1 Кор 16,22). Так литургия
участвует в желании Христа: "Очень желал Я есть с вами сию Пасху (...), пока она
не совершится в Царствии Божием" (Лк 22,15-16). В таинствах Христа Церковь получает
уже задаток своего наследства, она участвует уже в жизни вечной, "ожидая блаженного
упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (Тит
2,13). "И Дух и невеста говорят: прииди! (...) Ей, гряди. Господе Иисусе!" (Откр
22,17.20). Св. Фома Аквинский так резюмирует разные измерения знамения таинств:
"Таинство есть знак, напоминающий о том, что предшествовало, то есть - Страсти
Христовы; оно делает явным то, что совершается в нас Страстями Христа, то есть
- благодать; оно прогнозирует - я хочу сказать, заранее предвещает - грядущую
Славу".
|
1130 |
КОРОТКО
|
|
Таинства есть действенные знамения благодати, установ ленные
Христом и вверенные Церкви, через которые нам цается божественная жизнь. Видимые
обряды, посредством которых совершается таинство, означают и осуществляют благодать,
присущую каждому таинству. Они приносят пло ды тем, кто их получает с долженствующим
предрасполо жением.
|
1131 |
Церковь совершает таинства как священническая община, чья
структура зиждется на общем священстве верных и на служе нии рукоположенного священства
(служебного священства).
|
1132 |
Дух Святой подгототавливает к таинствам словом Божиим и
верой, воспринимающей слово в благорасположенных сердцах. И тогда таинства укрепляют
и выражают веру.
|
1133 |
Плод сакраментальной жизни - одновременно личный и цер
ковный. С одной стороны, этот плод для каждого верующего жизнь для Бога во Иисусе
Христе; с другой стороны, для Церкви этот плод - возрастание в любви и в свидетельской
ее миссии. Церкви этот плод - возрастание в любви и в свидетельской ее миссии.
|
1134 |
Далее о богослужении
|
|
|