К оглавлению
ПРЕДИСЛОВИЕ
АВТОРА
Настоящий мой труд является первым в
серии задуманных работ, которые должны охватить почти полностью курс моих
лекций по церковному праву.
Издавая этот мой труд, я имею в виду
главным образом моих слушательниц и слушателей. Но я надеюсь, что моя работа
возбудит интерес и в более широких кругах церковного общества, так как вопросы,
которые я в ней трактую, имеют прямое отношение к нашей современной жизни.
Цель и характер моей работы
определяется тем, что она возникла из моих чтений в Богословском Институте и на
Женских Богословских Курсах. Я не претендую на то, что моя работа представляет
из себя научное исследование. Каждый лектор в своих чтениях в учебном заведении
имеет прежде всего учебные задачи. Он должен дать общее содержание научной
дисциплины, которую он излагает. Тем не менее, учебные задачи могут быть только
тогда вполне достигнуты, когда в основе чтений лежат научные исследования.
Чтения не являются только изложением того, что достигнуто в этой области
другими, но и того, что научно переработано самим лектором. Поэтому они должны
быть результатом научной работы самого лектора, если не. во всех вопросах, что
фактически невозможно, то по крайней мере в главных. ,Поэтому я считал возможным
в ряде глав более или менее точно воспроизвести мои статьи по вопросам, имеющим
отношение к моей главной задаче.
Всякая научная работа требует объективности
от автора, но эта объективность не исключает личной установки автора и его
личных взглядов на трактуемые им вопросы. Без этой личной установки невозможно
овладеть изучаемым материалом. В связи с этим я чувствую потребность сказать
несколько слов. Чтение моей работы может поднять вопрос, какое имеет отношение
моя работа к церковному устройству и церковному управлению. Моя работа далеко выходит за пределы
этого определения. Поэтому либо я неправильно отношу мою работу к области
церковного права, либо общепринятое определение церковного права не вполне
точно.
Церковные правила появились рано. Уже
в апостольских писаниях мы находим ряд правил, регулирующих церковную жизнь. В
IV веке церковное сознание начинает сближать их
с правовыми нормами. Однако это сближение не стирает границы между канонами и
законами. Отождествление церковных правил с правовыми нормами произошло на
Западе в XII веке, в Болонской школе, где
возникает каноническое право как отдельная научная дисциплина. Отсюда правовое
понимание церковных правил постепенно распространяется на Восток и прочно
утверждается. Во второй половине XIX века на Западе происходит обратное движение.
Правовой характер церковных норм берется под сомнение с юридической точки
зрения. В конце того же века Рудольф Зом поставил вопрос о допустимости и
законности существования права в Церкви с .богословской точки зрения. Он не
отрицал правового характера церковных норм, но считал, что появление права в
церковной жизни знаменовало начало ее упадка и даже искажения.
Мне нет необходимости обсуждать здесь
эти вопросы. К тому же они касаются понимания церковных норм, а не самого
факта их существования. Последнее для меня наиболее существенно. Церковные
правила не были выявлением воли отдельных лиц или церковного народа, но
проистекали из природы Церкви. В момент своего возникновения Церковь не была
собранием кучки энтузиастов, ожидающих пришествия своего Господа. Церковь
установлена Христом и реализована Духом в день Пятидесятницы. Дух; через
которого она начала существовать и через которого продолжает- существовать,
является в ней организующим началом. Дух не противоположен традиции, и традиция
— духу, так как в Церкви традиция создается Духом. Апостол Павел был уже
человеком традиции, хотя он был, употребляя излюбленный в настоящее время
термин, одним из самых величайших харизматиков. Церковь и все, что она в себе
заключает, одновременно имеет институционный и харизматический характер. В
Церкви все установлено и все всегда устанавливается, так как Церковь есть место
действия Духа 1
Дух есть начало и принцип жизни и
действования в Церкви. Без Духа нет действования в Церкви, а, следовательно, нет
и жизни. Где нет Духа, там умирание и омертвение. Отымеши дух их, и исчезнут
и в персть свою возвратятся. Послеши ДухаТвоего, и созиждутся, и обновиши лице
земли. Жизнь предполагает строй и порядок. Бог не
есть Бог
неустройства, но мира (I Кор.14,33), а потому Дух не может быть
началом анархии. Церковь вступает в историю как упорядоченный организм, живущий
Духом и в Духе имеющий свое устройство. Церковные правила являются
свидетельством жизни Церкви, а жизнь Церкви оправдывает существование церковных
правил.
Сохраняя установившееся наименование,
мы бы могли сказать, что церковное право как наука представляет из себя особый
вид экклезиологии. Она изучает жизнь Церкви как живого и живущего организма. Как
всякий организм, Церковь имеет два начала: статическое — свое устройство и
динамическое — свои жизненные функции. Оба эти начала неотделимы друг от друга и
не могут быть изучаемы в отдельности, так как нет жизни без устройства и нет
устройства без жизни. Изучение жизни в Церкви имеет ие только описательный, но и
нормативный характер, так как оно должно показать не только, как мы живем в
Церкви, но и как мы должны в ней жить. В течение истории в жизнь Церкви
врывалась человеческая воля, желающая себя в ней утвердить. С константиновского
периода в церковное сознание проникает мысль, что начало организации церковной
жизни лежит в праве. Это было в известной степени недоверием к Духу. Большею
частью нормы человеческого характера были чужды Церкви и ее началам. Они могли
иметь свое относительное значение в истории Церкви. Мы должны осознать их
временный и преходящий характер, что мы можем сделать только в исторической
перспективе.
Когда мы говорим Церковь, мы
говорим история, так как Церковь начала свое существование в истории и
пребывает в ней. Поэтому настоящее в Церкви неотделимо от ее прошлого. Но
прошлое и настоящее в свою очередь неотделимы от предельного будущего, к
которому стремиться Церковь. В каждом моменте жизни Церкви-заключается вся
полнота времени. Церковь, пребывая в нашем эоне, ему уже не принадлежит.
Eschaton не только есть предельная цель жизни Церкви
на земле,. но оно уже осуществляется в Церкви.
Поэтому изучение жизни Церкви в
определенный момоент ее жизни включает в себя ее историю и ее предельное
будущее.
Заканчивая на этом мое краткое
предисловие, я бы хотел сделать еще одно замечание.
Я сознательно упустил то, что
называется научным аппаратом. Для обычного читателя этот аппарат только
затрудняет чтение, а специалисты сами легко его восстановят когда они в этом
почувствуют нужду.
5/18 июля 1951
года.
День преп. Сергия
Радонежского.
1 J.L. Leuba в своей во многих отношениях
замечательной книге L´institution et l´evenement (Институция и
событие)
(Neuchatel, 1950) недостаточно оттенил эту
особенность церковной жизни. Каждая institution живет Духом, через которого она
создается, и каждый evenement может иметь место только в Церкви.