К оглавлению
I
ТАИНСТВО ВСТУПЛЕНИЯ В ЦЕРКОВЬ
1. Прием в Церковь не совершается через простую декларацию желающего в нее
вступить. Церковь не есть общество людей, объединенных одной верою. Церковь
есть народ Божий, образованный Богом для Себя, с которым Бог заключил Завет
на Голгофе, собранный Богом в теле Христа. Основанная Христом на Тайной Вечери,
Церковь актуализировалась в день Пятидесятницы через сошествие Духа. Пребывая
в старом эоне, она принадлежит новому эону, залогом которого является Дух.
По своей природе она — эсхатологична, так как она уже есть на земле начало
«последних дней». И будет в последние дни [ en
tais eschatais emeras ], говорит Бог, излию от
Духа Моего на всякую плоть; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши...
(Деян.2, 17). Это древнее пророчество напомнил апостол Петр в своей первой
проповеди после Пятидесятницы. В тот же день на вопрос слушавших первую проповедь
апостола, что им делать, Петр, ответил: Покайтесь, и да крестится каждый
из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа
(2,38). Мессианское царство наступило, но войти в него можно лишь через отложение
прежних грехов, через дар духа. Надо умереть для прежней жизни и возродиться
духом для жизни нового эона. Истинно говорю тебе: если кто не родится от
воды и Духа, не может войти в царствие Божие (Ин.3,5). Вступление в Церковь
есть вступление «в тело Христово». Ибо все мы одним Духом крестились в
одно тело [ eis en
soma] (1 Кор. 12,13). Как новое рождение и
как рождение сверху (Ин.3,7)[1]
вступление в Церковь есть творческий акт, совершаемый Духом, а потому вступающий
в Церковь становится новой тварью во Христе. Духовно родившийся в «крещении
водою и Духом» вступает «в тело» и становится членом народа Божьего.
«Крещение водою и Духом», через которое совершается прием в Церковь, есть
таинство, то есть церковный акт, совершаемый Церковью, в котором крещаемому
преподаются дары Духа. С самого начала церковное сознание содержало мысль,
что без «крещения водою и Духом» нет принадлежности к Церкви. Он сказал
им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал:
Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего
по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышавши это, она крестились во имя Господа
Иисуса. И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они
стали говорить языками и пророчествовать (Деян. 19,3-6). Древняя Церковь
знала так называемое «крещение кровию (baptisma
sanguinis). Это было исключение из общего правила, вызванное
особо трагическими временами в жизни Церкви — во время гонения перед лицом
неминуемой смерти. Но это исключение обусловливалось содержанием учения о
крещении как аналогии смерти. Поэтому, если гонимый и пострадавший (martys), заявивший себя христианином в момент страдания, оставался
в живых, то крещение кровию соответственно восполнялось. Другими словами,
крещение кровию заменяло таинство крещения водою и Духом только во время гонения
и перед смертью: «Если он, — по словам Ипполита Римского, — потерпит насилие
и будет убит до крещения, он будет оправдан, будучи крещен в своей собственной
крови»[2].
Только кровь, пролитая во время мученичества во имя Христа, рассматривалась
как таинство крещения.
2. «Крещение водою и Духом» составляло в древней Церкви единый сакраментальный
акт. Позднее догматическое богословие разделило два момента этого акта на
два таинства: крещение и миропомазание. Тем не менее, за крайне редким исключениями
эти таинства в литургической жизни неотделимы и настолько связаны друг с другом,
что в литургическом последовании одно таинство непосредственно переходит в
другое. Католическая Церковь отделила таинство крещения от конфирмации, которая
совершается епископом над детьми в возрасте около 12 лет. Надо заметить, что
конфирмация только отчасти соответствует миропомазанию. Последнее частично
входит в католическое таинство крещения. При определении таинства миропомазания
современное православное догматическое учение находится под влиянием средневекового
католического учения о конфирмации.
Таким образом, исходя из современного догматического учения, вступление в
Церковь совершается через два благодатных момента: крещение и миропомазание.
Оба этих благодатных момента являются единственной дверью, через которую уверовавший
вступает в Церковь. При вступлении в нее он получает «печать» (sphragis)
своей принадлежности к избранному народу Божьему, печать Завета, заключенного
Христом в Своей крови. Сия чаша есть новый Завет в Моей крови (1 Кор.
11,25). Как запечатленный, он становится овцой в стаде Божьем. Церковь всякий
раз, совершая таинство «крещения водою и Духом», молится о том, чтобы крещаемый
принял почесть горняго звания и был причтен к перворожденным, написанным
на небеси.
3. Принадлежность к Церкви не есть некоторое статическое состояние. Она означает
жизнь в новом эоне, которому принадлежит сама Церковь. Жизнь в Церкви осуществляется
через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви.
К ней принадлежит только тот, кто, вступив в нее, участвует в Евхаристическом
собрании. Поэтому новокрещенный и запечатленный непосредственно вводится в
Евхаристическое собрание. Псевдо—Ареопагит называет Евхаристию «таинством
таинств», которое совершенно завершает вступление в Церковь:
«Ибо едва ли может быть совершено какое-либо из иерархических совершительных
священнодействий, доколе Божественная Евхаристия, во главе того, что совершается
по чину каждого [другого священнодействия] не священносовершит приведения
[ христианина], уже просвещенного, к единому и не утвердит совершенно, богопреданным
даром совершительных таин, общение его с Богом»[3].
Во всех самых древних описаниях приема в Церковь после «крещения водою и Духом»
идет сразу же описание Евхаристии, к которой допускается крещенный. Это мы
находим у Иустина Мученика в его Апологии и в Апостольском Преданиа Ипполита
Римского. Последний говорит: «После этого [ крещения и возложения рук епископа]
пусть они [ то есть новокрещенные] молятся с верными, ноо пусть они не молятся
раньше, чем получат все это»[4].
Затем после молитв епископ начинает совершение крещальной Евхаристии. Имея
сами по себе абсолютное значение, в порядке приема в Церковь крещение и миропомазание
служат подготовительными моментами для вступления в Евхаристическое собрание.
Вступление в него открывает возможность жизни в Церкви без которой нет активной
принадлежности к ней. Поэтому сами по себе крещение и миропомазание создают
только пассивную принадлежность. Таким образом, таинство приема в Церковь
содержит три момента: крещение, миропомазание и Евхаристию.
4. «Горнее звание», которое приобретается в таинстве «крещения водою и Духом»,
есть звание члена народа Божьего: лаика, или, по теперешней терминологии,
мирянина. Вы род избранный, царственное священство [ basileion
ierateuma ], народ святой, люди взятые в удел... (I Пет.2,9;
ср.Отк.1,6;5,10;20,6). В Новом Завете исполнилось ветхозаветное пророчество:
Вы будете у Меня царством священников и народом святым (Исх. 19,6).
Весь народ Божий стал царством священников или царственным священством. Поэтому
«горнее звание» есть звание царственного священства. Каждый вступающий в Церковь
поставляется в это звание, в котором он служит Богу. Каждый верный в Церкви
является священником Богу и Отцу Своему (Отк. 1,6), но служит Богу
в этом своем звании не отдельно, а когда служит весь народ Божий.
Несмотря на то, что чин крещения и миропомазания претерпел значительные изменения,
тем не менее он сохранил следы поставления крещаемого в «горнее звание». В
древних чинах это поставление выступало гораздо яснее: в них во всех имелось
помазание с возложением рук епископа. Это последнее выпало из современного
чина, но осталось помазание. Вы имеете помазание от Святого и знаете все
(1 Ин.2,20). Помазание в Ветхом Завете имели цари и священники, а в Новом
Завете его имеют все. Все облекаются в таивстве крещения в белую одежду, подобно
тому как в Ветхом Завете в белую одежду облекались первосвященники и цари.
Все постригаются в знак полной отдачи Богу. Наконец, современный чин говорит
в «молитве на измовение» о возложении державной руки. Поставленный
в это горнее звание, новокрещенный вступает в Евхаристическое собрание, как
свой и близкий Богу (Еф.2,19).