ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха
Амвросия к монашествующим
О
преп. Амвросии
311. Где действуют по Богу, там и Бог подает
Свою помощь (1884 г.)
На земле людей безстрастных очень мало; а где страсти человеческия
действуют, и особенно в главных лицах, там правильнаго порядка видеть
невозможно. Впрочем, где главныя лица по возможному исправны и действуют
по Богу, там и в подчиненных, хотя бы и страстных, может быть порядок,
во исполнение псаломских слов: браздами и уздою челюсти их восстягнеши,
не приближающихся к Тебе, то есть удаляющихся от Господа. Но где действуют
по Богу, там Бог и подает свою помощь.
Пишешь, что у тебя будет много старших. Какия бы ни были старшия,
а начальница выше всех. Приличный почет кому нужно отдавай, а должнаго
порядка требуй и бразды правления из рук не выпускай; как и сама
писала прежде мне, чтобы без ведома и без благословения начальницы
ничто не делалось. Разумеется, сперва нужно спросить о всяком деле,
как оно тут делалось и делается, и хорошее утверждать, а нехорошее
изменять, если ты разумеешь лучше. На самом деле все будет виднее.
[Оглавление]
312. В скорби читать 1-й псалом 2-й кафизмы.
Молитва всегда сильнее псаломскими словами (1884 г.)
Вчера одна монахиня разсказывала мне следующее: ей являлся во сне
старец, покойный игумен Антоний, и сказал: читай псалом второй кафизмы
(должно быть, первый псалом). Она спросила - для чего же читать. -
Старец отвечал: его нужно читать в нашествии скорбей.
Действительно, эта монахиня находится в подозрении у игумении,
что будто бы она идет против начальницы и ищет игуменства, и такое
мнение составилось из простых толков. Думаю, что и тебе теперь полезно
читать этот псалом. Он содержит смысл весьма знаменательный. И молитва
всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими.
[Оглавление]
313. На одном месте и камень обрастает (1884
г.)
В прежнем письме писала ты, что весной собираешься уехать куда-то
из обители. Один выезд не удался. Советовал бы я тебе не делать других
попыток, чтобы не случилось подобнаго. Тогда еще больше будет нареканий
и больше придется терпеть неприятностей. Вернее и лучше терпеть на
одном месте. Есть русская пословица: на одном месте и камень обрастает.
А в старчестве сказано: сиди в келлии своей, и келлия всему тя научит.
[Оглавление]
314. Желающий иметь покой в Господе должен
поступать по Его заповедям
Ты писала, что тебе было внушение внутреннято гласа: "покойся в Господе".
Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых,
они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться
исполнять все заповеди Господни, по сказанному от святаго Давида пророка:
ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех.
При таком направлении хотящему иметь покой в Господе необходимо
понуждаться, чтобы любить врагов, благословлять клянущих, добро
творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его.
Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершеннаго
покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправдания
и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевнаго, по
сказанному в псалмах: мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна.
Пишешь, что тебе мать игуменья сказала: ты сама не знаешь, к чему
тебя соблюдает Господь или Промысл Божий. И не нужно испытывать,
а предаваться во всем воле Божией, - как Господу угодно будет, так
о нас и да устроит.
[Оглавление]
315. В серьезной болезни не должно отлагать
елеосвящение
Слышу, что вы больны серьезно, а по совету докторов отлагается таинство
елеосвящения, - тогда как таинство это необходимо в тяжких болезнях.
Св. апостол Иаков пишет в послании своем: "болит ли кто в вас, да
призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше
его св. еллем во имя Господне, и молитва веры воздвигнет его, и аще
грехи сотворил есть отпустятся ему". Таинством елеосвящения прощаются
забвенныя и недоуменныя грехи. Слышу, доктора вам толкуют, что вы
можете смутить сестер обители, если будете собороваться, а, напротив,
сестры все желают, чтобы вы особоровались, и аз грешный советую вам
особороваться св. елеем, не отлагая.
Как слышу, как и думаю, так и пишу вам, а вы сотворите полезнейше.
[Оглавление]
316. Мы, новыя монахи, совершенно изменили
древний порядок относительно свиданий с родными (1864 г.)
В последнем письме твоем пишешь, что брат твой болен и ты желала бы
его видеть. Видеть бы приятно, да не всегда полезно, и сопряжено это
со многими неудобствами. Уже мы, новые монахи, совсем изменили древний
порядок. Пимен Великий и его братья не захотели видеться и с пришедшею
к ним матерью. Не ложно слово Господне: иже оставит отца или матерь,
и братию и проч. - сторицею приимет в веце сем, и в век грядущий живот
вечный наследит. Впрочем, оставь это дело до Фоминой недели, тогда
виднее будет из обстоятельств, на что нужно будет решиться. Молись
Богу, чтобы Господь устроил полезное и для брата по Своей святой воле.
[Оглавление]
317. Для умиротворения нужно дома смиряться,
а не в далекий путь искаться (1864 г.)
Чтобы умиротвориться, незачем в далекий путь пускаться, а лучше смириться
дома, - это будет прочнее. Одни царственныя особы, ради умиротворения,
уезжают в дальнюю сторону. Потребно понудиться к смирению и самоукорению.
Благоразумному разбойнику и голени перебили, - он, ради получения
обещаннаго Господом Царствия Небеснаго, все терпел, а мы с тобою как
хотим получить милость Божию? Осмотрись, сестра! В Киев ходят на богомолье,
а не по домашним претензиям.
[Оглавление]
318. Наставление сборщице (1866 г.)
Не унывай, сестра, а всячески старайся себя воздвигнуть к бодрости,
чтобы хоть по возможному проходить свое послушание. Собирай, сколько
можешь собрать; теперь время мудреное и не для сборщиков. Приятнее
собрать побольше, но тут примешивается и тщеславие; а как мало, то
и потщеславиться нечем. Причина, почему ты одурела и ослабела к сбору,
частию заключается в прежней путанице и частию и в старости твоей.
Воздвигай себя самоукорением, а вместе проси и помощи Божией со смирением,
исповедуя прежнее заблуждение, чтобы могла ты, елико возможно, проходить
свое послушание в монашеском духе.
[Оглавление]
319. Сборщики и сборщицы, в чем нуждаются,
могут приобретать из сборных денег (1866 г.)
Спрашиваешь меня, чрез Поликсену Васильевну, не сшить ли Дуняше подрясник
и купить ей платок. - Сказано: служащие алтарю, от алтаря питаются.
Так и сборщики и сборщицы, - денег брать не должны, а в чем нуждаются,
могут приобретать из сборных денег. Главная сборщица как сама хочет,
а о помощнице всячески должно позаботиться, т.е. что обносилась и
в чем нуждается следует ей сделать из одежды, обуви и даже из белья.
Мир тебе и Дуняше, помощнице твоей.
[Оглавление]
320. Болезнь телесная посылается к пользе
душевной (1878 г.)
А что здоровье твое стало трухляво, нечего делать, надо потерпеть;
посылается это к смирению нашему и вообще к пользе нашей душевной.
Кто болезнь телесную принимает и переносит, как должно, о том сказано,
что елика внешний человек тлеет, толико внутренний обновляется. А
мы душевно обновляемся только в тот день, когда не покропочемся. -
Апостол о себе говорит: егда немоществую, тогда силен есмь; а с нами
бывает более так: немоществует тело, немоществует и душа. - Но и в
немощи нашей помянет нас Господь, аще понудимся, елико возможем, смиряться.
[Оглавление]
321. Молись за сестру (1867 г.)
Оставь все человеческия мнения и недоумения и молись за сестру по
совету аввы Дорофея: "помози Господи, якоже веси, рабе твоей, такой-то,
и меня грешную помилуй. Хощеши бо всем спастися и в разум истины приити".
Да не беспокоит тебя то, что мать твоя пред смертию имела некоторое
оскорбление. Это может послужить ей в очищение согрешений.
[Оглавление]
322. Каждый сам за себя Богу ответит (1869
г.)
Господь да простит тебе прошедшее и да утвердит в будущем - более
смотреть свои немощи и свою неисправность и не заботиться о внешнем
поведении других. Кийждо сам о себе отдаст ответ Богу. Больному
как телом, так равно и душою, неразсудно ревновать о других.
[Оглавление]
323. Не других должно исправлять, а самих
себя (1869 г.)
Вкратце тебе скажу, что ты не вовремя взялась исправлять нравы других
и защищать мнимыя свои права. Других ты не исправишь, а себе можешь
повредить несказанно. Если мы желаем получить милость Божию и прощение
грехов своих, а затем наследовать Царствие Небесное, то должны внимать
тому, что говорит к нам Господь, а не то, что внушают нам душевныя
враги наши и к чему побуждает нас горделивое самолюбие наше. Господь
же глаголет к нам во Евангелии: "научитеся от Мене, яко кроток есмь
и смирен сердцем и обрящете покой душам вашим. Иго бо Мое благо и
бремя Мое легко есть". Иго же вражие, как сама испытываешь, и тяжело,
и зело люто, и весьма мучительно. Поэтому оставь злой путь сей и держись
пути праваго. Приветствую сестриц твоих.
[Оглавление]
324. Схима есть второе крещение
Не захотела ты в Оптине принять тайную мантию, теперь советую тебе,
в день своего Ангела, принять тайно схиму. Смотри опять не отказывайся,
- схима есть второе крещение, очищающее и орошающее грехи. Если встанешь,
что, однако, ненадежно, то будем тебя уважать, а ты смиряться. Ты
хоть и бодришься, но болезнь свое показывает и доказывает; поэтому
не усумнись прямо принять тайную схиму, которая прикроется явною мантиею.
[Оглавление]
325. Болезнь телесная невольно обращает
нас к будущей жизни
Слышу, что тебя видимо облекли в ризу спасения и во одежду веселия.
Возмогай о Господе и в державе крепости Его упованием и надеждою на
неизреченное милосердие Божие. Пришедый грешныя спасти, да спасет
и нас немощных, и грешных, и неисправных. Не вотще глаголет апостол:
не похвалится всяка плоть пред Богом. И паки: никтоже от дел оправдится;
туне бо спасохомся, верою и упованием на милосердие неизреченное Распеншагося
за ны Сына Божия. Точию присно да помним главную его заповедь: в терпении
вашем стяжите души ваша. Заповеди сей исполнение особенно требуется
в болезненном положении, когда и слабость телесная, и малодушие внутреннее
безпокоят и отягощают человека. Должно благодарить Господа за благое
Его промышление о нас грешных чрез болезнь телесную, при которой человек
волею или неволею принужден бывает помышлять о будущей жизни и о том,
как предстать нам на Суд Божий. Всеблагий Господь ничего от нас не
требует, как только одного искренняго покаяния, и чрез оное вводит
покаявшихся в Царствие Свое небесное и вечное, по сказанному в Евангелии:
покайтеся, приближибося Царствие Небесное. Еще буди всем нам получите
неизреченным человеколюбием Божиим.
[Оглавление]
326. Можно прямо постригаться в схиму, а
не сначала в мантию (1874 г.)
Советую тебе отвергнуть и презреть помысл, смущающий тебя, что ты
прямо приняла схиму. Посылаю тебе книгу преп. Феодора Студита. В завещании
преподобнаго, на странице 337-й ты сама можешь видеть, что древлесвятые
отцы обыкновенно постригали прямо в схиму; а уже позднейшие отцы начали
сперва постригать в мантию.
Господь да простит тебе согрешения твои, - только не отрекайся
почаще приобщаться Св. Таин Христовых - в этом великая помощь и
милость Божия.
[Оглавление]
327. В болезни преданность воле Божией особенно
необходима (1874 г.)
Возмогай о Господе и в державе крепости Его. Преданность воле Божией
и всегда потребна и полезна для нас, но в болезни она еще более необходима.
Тогда только мы можем быть спокойны и можем удержать веру и упование
на милосердие Божие, спасающее грешников кающихся и вместе смиряющихся
подобно мытарю, который не прогневался и на фарисея, уничижившаго
его. Гнев никогда правды Божией не соделовает, кольми паче вредно
гневное расположение болящему. Всегда полезно помнить и произносить
ко Господу псаломское слово: благо ми, яко смирил мя еси. А в другое
время: достойно и праведно сия вся стражду грех моих ради.
[Оглавление]
328. Не всякие видимо благое желание от
Господа (1861 г.)
Уединение тебе не только не будет полезно, но и может усилить душевный
твой вред со стороны прелести вражией. Святый Исаак Сирин в 30-м слове
пишет: не всякое доброе желание бывает от Бога, но впадает подобное
желание и от диавола, и сие несть пользующее, но враг поставляет сеть.
Ты во всю жизнь свою увлекалась мнимо благим и неразсудным желанием
и оттого повредила себя душевно и телесно. Св. Симеон Новый Богослов,
пиша о первом образе молитвы, говорит, что повредившиеся прелестию
вражиею, ради сожития с другими, не впадают в помешательство ума,
которому подвергаются уединенные. Св. Лествичник пишет, что безмолвие
есть благоустроение нрава и благочиние чувств и помыслов. О сем безмолвии
позаботимся, и живя с другими, по слову апостола, не высокая мудрствующе,
но смиренными ведущеся.
[Оглавление]
329. Об уединенной и совместной жизни (1864
г.)
В прежнее время и в пещерах жили люди толковые: знали и твердо помнили,
зачем они там жили, то есть чтобы удержать не только язык от зла,
но и ум от лукавых и скаредных помышлений. Везде обносится слово опытных:
чего не видишь, того и не бредишь. Прежния разумныя пещерныя жители
жили в пещерных местах для того, чтобы стяжать истинную любовь к Богу
и искреннюю любовь к ближним, памятуя всегда апостольское слово: мняйся
любить Бога, а ближняго своего ненавидяй – ложь есть. Еще видим в
отеческих писаниях, что тогдашния люди, уединяющиеся - совершенныя,
жили по одному, а не достигшия еще совершенства жили вдвоем и втроем,
для познания своей немощи и для снискания кротости и терпения и смирения.
Хотя иногда и тяжким кажется сожитие с другими, для неукрощеннаго
еще самолюбия, но весьма полезно для обнаружения наших немощей: а
то уединенному часто кажется, что он живет хорошо и исправно, и чрез
то удобно впадает в самомнение и обольщение. Лучше видеть свои немощи
и недостатки и чрез то навыкать смирению и самоукорению, нежели обольщаться
мнимым исправлением и чрез то впасть в гордость, за которую и ангелов
согнали с неба. Впрочем, матери, не для того древния подвижники жили
вместе, чтобы укорять и досаждать друг другу с намерением, а терпеть
это и переносить разумно со смирением, если бы кто из них по немощи
человеческой и по наветам вражиим когда-либо уклонился в непристойное
обращение и оскорбление живущаго с ним. Так и вы, матери, старайтесь
жить разумно, каждая смотри свою пользу душевную, а другая сама о
себе пусть да попечется. Впрочем, и это слово примите разумно, не
толкуя превратно: "ты сама о себе пекись, какое тебе до меня дело".
В Евангелии сказано коротко и ясно: аще кто ударит тебя в десную ланиту,
обрати, ему и другую. Бог да поможет нам исполнять словеса сия.
[Оглавление]
330. Советует не отказываться принять келейное
пострижение (1871 г.)
Несмотря на то, что ты серьезно больна, никак не соглашаешься принять
тайное пострижение, как делают это другия серьезно больные, из опасения,
чтобы не перейти в вечность без пострижения, проживши довольно лет
в монастыре; а желаешь получить мантию видиму, т. е. длинную, церковную.
Не знаю, дождешься ли ты этого. Из жития Киева-печерскаго преподобнаго
Моисея Угрина видно, что он тайно пострижен в темнице проходящим иеромонахом.
Разве ты выше этого преподобнаго? Советую тебе молиться этому угоднику
Божию, чтобы он предстательством своим у Господа помог тебе избавиться
от немощей душевных, ради которых посылаются и болезни тслесныя. Знай,
что желать видимой мантии больному человеку есть явное тщеславие.
Впрочем, я не убеждаю тебя к тайному пострижению, так как это дело
совершается и должно совершаться по добровольному желанию разумеющих
оное. Ибо образ монашеский есть образ покаяния и смирения, а не повод
к тщеславию, высокомерию. На мытарствах и за простое тщеславие будут
очень истязывать, кольми паче за тщеславное вышение длинною мантиею.
Хорошо тому, у кого большое смирение, а не тому, у кого длинная мантия.
Мантия длинная и короткая, обе не имеют рукавов, чем означается то,
чтобы носящий их не делал ничего по ветхому человеку, тлеющему в похотех
прелестных, от чего всех нас да избавит всеблагой Господь милосердием
Своим.
[Оглавление]
331. Покорись необходимости в неудобных
обстоятельстеах (1881 г.)
Не огорчайся много, что тесноты ради свели тебя с Р...скаго трона.
Может быть, это для того случилось так, что тесен путь, вводящий в
жизнь вечную и блаженную. Покорись необходимости, предаваясь воле
Божией. Силен Господь пропитать нас и устроить о нас полезное и душеполезное.
Поживи сколько будет возможно у м. N, а после видно будет: что и как.
Господь питает и птиц небесных, которыя ни сеют, ни жнут, а гнездо
устрояют себе там, где находят удобнее. На толки человеческия не обращай
большаго внимания, а только старайся сама поосторожнее говорить.
[Оглавление]
332. О брани плотской (1866 г.)
Тебя беспокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя
польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн.
Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие.
Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе, кто-то стоит подле тебя. Подобныя
вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо
грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало.
Молись Царице Небесной и Ангелу Хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить
и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Так же нужно смиряться
пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской
нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще
более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов
своих. - Это вернее.
[Оглавление]
333. В болезнях потребно терпение со смирением
Хроническия болезни, как телесныя, так и душевныя, не удобно лечатся,
но у Бога все возможно, только потребно терпение со смирением. Притом
должно объяснять свои немощи и поступки определенно, так и объясняй;
если что другое почувствовала – так и передавай, - тогда врачевание
лучше пойдет Божиею помощью, только не должно малодушествовать, а
терпеливо ожидать измены от десницы Вышнято.
[Оглавление]
334. Не думай, что мне тебя не жаль
Ты все толкуешь нелепицу, что мне тебя не жаль.Если бы так было, зачем
бы я стал бранить тебя много раз. Что ты не хлопочешь о средствах,
когда ты думала все воздухом питаться. А вот теперь дело и дошло до
великаго недоумения, даже и до слез; и твое самоукорение опять тебе
говорит, что мне тебя не жаль. Ведь такое увертливое; не скоро сознается
в своей ошибке, а всегда найдет сказать что-нибудь хоть побочное.
Впрочем, не унывай, а лучше надейся на всеблагой Промысл Божий: силен
Господь пропитать нас.
[Оглавление]
335. Не вини других - ищи успокоения в чистой
совести
Никто тебя ни в чем не обвиняет, только ты перестань винить других
и успокоишься. Никакого толку нет в том, чтобы винить других; если
совершенно права, то и будь покойна. Чистая совесть сама себе успокоение,
- зачем нам искать в других правоты или вины. Каждый от своих дел
или прославится, или постыдится.
[Оглавление]
336. Всяк сам за себя отвечает
Все прочитал, и все оставим на суд Божий и предадим забвению, заботясь
только о своем спасении; так поступая, можем обрести и мир душевный,
оставляя свои претензии на других. Если они не так действуют, то они
за свои действия будут отвечать. Мы же позаботимся о себе - и довлеет
нам.
[Оглавление]
337. Учись понимать монастырскую жизнь.
В болезнях невольных милость Божия сокрыта (1867 г.)
Учись понимать и монастырскую жизнь, когда поймешь, тогда можешь понуждаться
и на самое дело, от котораго укореняется мир в душе, премогающий всякия
неудобства. В болезнях невольных милость Божия сокрыта, говорит преп.
Марк подвижник.
[Оглавление]
338. Не надо малодушествовать, но за все
благодари Бога
Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в добром и спасительном
и прежде всего в мире душевном и всяком мужестве, и долготерпении,
и удалении от всякаго малодушия, зело отягчающаго немощных душою и
телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благодарить за все
случающесся приятное и неприятное и никого не винить, кроме себя самих
за многое и во многом повинных; других же винить - нисколько нас не
успокоит, а еще более смутит.
[Оглавление]
339. Есть спасение и вне монастыря, но с
большим трудом
Есть спасение и кроме монастыря, но с трудом великим. Хотя и в монастыре
спасение не без труда, но зато и кроме спасения в монастыре может
человек достигать и совершенства христианскаго, если только достодолжно
потрудиться смирить себя и покорить не только воле Божией, но воле
и начальствующих по Бозе и даже меньшим, в чем нет нарушения заповедей
Божиих.
[Оглавление]
340. Спокойствие духа враг дать не может
Спокойнаго духа враг не дает, а только может примолчать на время и
притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславныя и самомнительныя
помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех
или духовныя чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои.
[Оглавление]
341. Многия трудности нашей жизни от нас
самих (1868 г.)
Жалуешься на трудную жизнь. Зато сказано в Писании утешение: кийждо
приимет свою мзду по своему труду. Но у нас много трудностей и от
мудренаго нашего самолюбия, которое малодушно, любит отраду и пространство
и покой и желало бы легко наследовать Царствие Христово, Который и
на Кресте молился за распинателей Своих. Мы все это забываем, потому
и малодушествуем часто. Старайся потерпеть, сестра, и Бог тебя не
оставит.
[Оглавление]
342. Не удивляйся и не ужасайся гонениям
(1869 г.)
Мир чадцу болезнующему и скорбящему и Божие благословение и всякое
утверждение в добром и благом.
Не удивляйся и не ужасайся. Апостол пишет: все хотящии благочестно
жити гоними будут, если не от людей, так от бесов; и Господь глаголет:
враги человеку домашние его. Терпи все и смиряйся, тогда будет и
хорошо и спокойно.
[Оглавление]
343. Читай чаще псалмы: "Живый в помощи
Вышняго" и пр.
Заучай псалмы сии и читай их почаще: 1) Живый в помощи Вышняго, 2)
Терпя потерпех Господа и внят ми и услыша молитву мою, 3) Боже, в
помощь мою вонми. - Читай их, научайся предаваться Промыслу Божию
и обучайся терпению встречающагося.
[Оглавление]
344. Оставивший монастырь неблагонадежен
для семейной жизни (1876 г.)
Пишешь, что получила письмо от Варвары И., в котором она пишет, что
один человек, который некоторое время жил в Киновии, близ Троицко-Сергиевой
Лавры, а теперь оттуда вышел и снял с себя монастырское платье, сватается
за девушку, которая Соф. Ник. В. И. поручает тебе передать об этом
мне и желает знать мое грешное мнение: выйти ли этой девушке за означеннаго
человека или нет. - Выйти-то можно, да будет ли от этого толк. В Евангелии
сам Господь глаголет, что озирающийся вспять несть управлен в Царствие
Божие. И хотя бывали примеры, что люди выходили из монастыря и вступали
в брак, но не было примера, чтобы такия люди бывали благополучны в
своей жизни. Поэтому связывать свою судьбу с судьбою такого человека
весьма неблагонадежно; и я с своей стороны никому не могу подать на
это моего совета, так как хороших последствий и благополучия от подобнаго
брака ожидать нельзя. Впрочем, в письме ко мне, которое я получил
чрез тебя же, сама В. Ил, мне об этом ничего не пишет и не упоминает
об этом обстоятельстве.
[Оглавление]
345. Веди себя с родными так, чтобы добровольно
отпустили тебя в монастырь
Достопочтеннейшая о Господе N.
Много почт собирался отвечать тебе на письмо твое, но все не приходилось,
то по немощи, то по недосугу; и теперь не могу сам писать, а пишу
по диктовке, хотя и хотелось написать своеручно. Не предавайся грусти
в наступающем твоем положении [Желает поступить в монастырь, но
препятствуют родные]. Христианская жизнь требует благодушия и терпения,
как Сам Господь сказал: "в терпении вашем стяжите души ваши". С
маменькой твоей старайся поменьше спорить, - менее будешь раздражаться,
и ей менее досаждать. Этим исполнишь пословицу смысла слов батюшки
отца Макария: веди себя так, чтоб тебя отпустили свободно в монастырь;
а вторая пословица слов его будет заключаться в том, если поискуснее
и осторожнее будешь обращаться с посторонними и приезжими. Если
будем хранить страх Божий в сердце, то он будет сохранять нас от
всякаго вреда душевнаго. - Поститься тебе неудобно, а употребляй
пищу умеренно во славу Божию. Раздражительность постом не укрощается,
а смирением и самоукорением, и сознанием, что мы достойны такого
неприятнаго положения. Также и молиться в каждый час по определенному
назначению тебе неудобно, а молись какое подаст Бог время и удобство,
и опять со смирением, без гнева и негодования на других; а если
бы это случилось по немощи, то прежде всего молись, да укротит Господь
сердце твое, прося с тем вместе всякаго блага тем людям, на которых,
по немощи, смущаешься. Ты спрашиваешь, нужно ли тебе открывать о
своем желании братьям? В этом случае старайся поступать смотря по
обстоятельствам,соображаясь с тем, что будут говорить братья об
устройстве тебя. При удобном случае можешь сказать им, что, надобно
же тебе устроить жизнь свою сообразно с твоим желанием и настроением
духа. Если будут назначать тебе часть земли - не отказывайся. И
вообщепредавайся Промыслу Божию и моли благость Его да, ими же весть
судьбами, устроить тебя на пути спасения.
В чем по немощи увлечешься, не малодушествуй и не смущайся, а старайся
поправить это самоукорением и исповеданием сперва сердцеведцу Богу,
а по времени и духовному отцу. Случающияся увлечения да научат тебя
уклонению и осторожности, и охранению себя, чрез страх Божий. Предайся
воле Божией и ожидай с терпением решения своей участи.
[Оглавление]
346. Хульныя помыслы борят за возношение
и осуждение
Достопочтеннейшая о Господе N.
Поздравляю тебя с наступающим праздником Рождества Христова и Новым
годом. Желаю тебе торжество Церкви встретить и проводить во всяком
благополучии и радости о Господе, и чтобы Он с новолетием устроил
тебе новый спасительный путь жизни, вопреки препятствиям и неосновательному
страху твоему и всем наветам вражиим.
Что касается до представляющихся неудобств во время свадьбы брата,
- лучше было бы на это время отстраниться и уехать.
А хульныя помыслы известно за что борят: 1-е, за возношение, 2-е,
за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не
зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то
и хульныя помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся;
- невольные хульныя помыслы св. отцы не считают грехом, а их причины
- грех.
Не беспокойся много о устройстве своей судьбы. Имей только неуклонное
желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет
время. Испрашивая на тебя благословение Божие и поручая покрову
Его, остаюсь многогр. и. Амвросий.
[Оглавление]
347. Не колеблись исполнить желание относительно
поступления в монастырь
Достопочтеннейшая о Господе N.
Письмо твое от 20 июня получил и в ответ на оное могу сказать тебе
только то, что ты сама себе противоречишь. Когда тебя не пускали,
ты рвалась и томилась, теперь же тебя отпускают, а ты придумываешь
разныя изветы, чтобы остаться. Если теперь еще останешься и будешь
медлить, то как бы после не пожалеть. Но, впрочем, разсуди сама
и постарайся так, как признаешь за лучшее. Молись Богу, чтоб Он
управил путь твой.
О. Пимен, слава Богу, здоров теперь, а после кончины о. архимандрита
немного поболел. Матушке твоей N передай от меня поклон.
Испрашивая на тебя мир и благословение Божие, остаюсь с искренним
благожеланием.
[Оглавление]
348. Жить по-монастырски надо в кротости
и смирении (1862 г.)
Поздравляю тебя с облачением в монастырское платье и желаю тебе пожить
по-монастырски – в кротости и смирении, - чтобы смотреть свои немощи
и неисправности, а других не судить. Кто судит и осуждает, тот то
же самое после натворит, от чего избави нас Боже.
[Оглавление]
349. Планы неопытнаго в монастырской жизни
(1864 г.)
Пишешь, что ничего не желаешь, а только, чтобы быть всегда одной,
видеть свои грехи, никогда не разсеяваться мыслями, во всем отсекать
свою волю и т. д.
Да, немного ты хочешь. Другими словами, - желаешь вдруг сделаться
безстрастною. А о будущем, как бы тебе ни последовало сильнаго искушения,
очень не заботься. Живи в настоящем хорошо.
[Оглавление]
350. Дети обязаны почитать своих родителей
(1864 г.)
Вообще о почтении к старшим сказано в Писании: старцу пакости не твори.
Кольми паче дети обязаны всячески почитать сроих родителей, стараясь
успокоить их всем, что не противно заповедям Божиим. Келлию, где ни
приищете в монастыре, для меня все равно; лишь для вас было бы покойно
и удобно по возможности. К зиме и по тесноте или недостатку келлий
в монастыре и за ценою не следует стоять; а проводивши зиму, там будет
видно, так как летом тепло. Старица слаба, надобно бы позаботиться
и о духовном завещании; попроси у кого-нибудь формы для того и спиши
копию, если придется.
[Оглавление]
351. Малодушие и отчаяние от горделивости
по наветам вражиим
Смущение и недоумение до малодушия и отчаяния. Причина всему этому
горделивость твоя, и неразумие твое, и неведение духовной брани. –
Враг всегда так делает: где человеку может быть духовная польза чрез
отношение духовное. Тут он старается сделать препятствие, внушая неразумеющему
скверныя помыслы и тому подобныя движения, и делает все это по злобной
зависти своей к пользе человеческой. Тебе следовало разумевать кознь
вражию и покаянно объяснять это смирением, а иногда презирать, стремясь
к предлежащему делу, а ты смущаешься до малодушия, утешая тем врага.
Умужествись о Господе.
[Оглавление]
352. Исправление бывает не без труда (1865
г.)
Едва удосужился я прочитать длинное и искреннее твое исповедание.
Отныне положим начало благое исправление, которое бывает не без труда
и понуждения в терпении со смирением. Но унывать не должно, и не должно
думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно
с Божией помощию.
[Оглавление]
353. Безмолвие телесное и безмолвие духовное
и как они приобретаются
В последнем письме пишешь о крайнем безмолвии и уединении. На это
скажу тебе, что и всякое дело делается не вдруг, а постепенно, кольми
паче безмолвие и уединение не вдруг можно усвоить, а нужна большая
постепенность. Прежде всего знай, что, по слову св. Лествичника, безмолвие
телесное означает благочиние чувств телесных, т. е. очей, слуха и
языка, равно и чрева, а безмолвие внутреннее состоит в благочинии
помыслов, чтобы отвергать не только страстныя помыслы, но и гневныя
и осудительныя, равно тщеславныя и подозрительныя. Начинать нужно
с Божией помещию с благоразумнаго молчания. На вопросы отвечать кратко
и кротко по потребности; по кельям без надобности не ходить , и о
ненужном не толковать; где придется быть, особенно беречься судить
и осуждать, кольми паче никому ничем не досаждать. А если по немощи,
по старой привычке согрешишь в чем и напутаешь, приноси в этом покаяние
сперва пред Богом, а потом и пред духовным отцом.
[Оглавление]
354. Порицая друг друга, лишаемся взаимного
мира (1884 г.)
Поздравляю тебя со днем Ангела и сердечно желаю, чтобы за молитвами
святителя Евмения Всеблагий Господь подал тебе иметь твердое разумие
и не смущаться разными толками. - Обычныя немощи человеческия: младшия
толкуют про старших, а старшия про младших; и все же забываем апостольский
совет или, вернее, заповедь: облецытеся, яко избрании Божия святи
и возлюбленни, во утробу щедрот, благость, смиренномудрие и долготерпение,
прощающе друг другу, аще кто на кого имать поречение; и мир Божий
да водворяется в сердцах ваших. – Мы же, порицая друг друга по неразумию
нашему, лишаемся сего блаженного мира. А в псалмах сказано, что в
мире место Его, т.е. Божие, и апостол пишет: пребываяй в любви, в
Бозе пребывает. Любовь же сия долготерпит, милосердствует, не завидит,
не превозносится, не гордится (то есть не уничижает никого), не бесчинствует,
не ищет своих си, не мыслит и не помнит, любы николиже отпадает.
Если все сказанное будем только прилагать к нам самим, зазирая
себя в недостатках своих, то получим от сего великую пользу и возвеселим
Ангела Своего Хранителя и святителя Евмения.
[Оглавление]
355. Оставляющия монашество уподобляются
Иуде предателю (1869 г.)
Чадце мое неблагодарное и неразумное. Да весть малодушие твое, что
никто из человек не имеет права дозволять, кому бы то ни было, оставить
воспринятый им путь благочестивой жизни. Потому что, воспринявшие
монашество и оставившие оное, уподобляются Иуде предателю, который
ни у кого не просил на это дозволения, а самоизвольно предал, и сам
терпит горькую участь свою во аде. У кого есть еще сколько-нибудь
смысла, тот не должен решаться подражать такому жалкому и злополучному
человеку, а лучше пусть потерпит временныя неудобства и временную
малую скорбь, чтобы получить вечную милость Божию велику.
[Оглавление]
356. Надо быть потверже
Напрасно ты все так к сердцу принимаешь. Потверже быть и покойнее,
и полезнее. Теперь назад ворочаться уже нельзя, а лучше все случающееся
потерпеть и получить милость Божию. Господь тебя да простит!
[Оглавление]
357. В новой келье желает обновления душевнаго
и телеснаго (1870 г.)
Поздравляю тебя с новосельем. Сердечно желаю тебе, по возможности,
успокоительнаго жития, елико возможно есть в юдоли сей плачевной,
в ней же плачевным житием со смирением достигаем радости неизменной
и нескончаемой, юже да сподобит нас Всеблагий Господь получити терпением
и долготерпением; так как и праведным много скорби и грешным много
раны и уязвления, то кроме смиреннаго претерпевания переносить все
это неудобно. Помолимся Господеви, да подаст нам помощь Свою и веру,
и мужество, и благое произволение к исполнению Божественных заповедей,
и молитвеннаго келейнаго правила, и прежде сего хождения на церковныя
службы, со страхом Божиим, и вниманием, и благоговением, во сретении
сестер и матерей благопокорным, и благоприличным обращением, и подобающим
поклонением, памятуя Евангельское слово: "якоже хощете, да творят
вам человецы и вы творите им такожде". Просто - в новой келье желаю
тебе обновления духовнаго и успокоения душевнаго. Так ли это будет,
уведомь меня.
[Оглавление]
358. Исповедание грехов с негодованием на
других не полезно
Царствие Небесное даруется всем милостию Божиею, не без скорбей и
праведным, то как же мы грешныя не хотим ничего скорбнаго понести,
желая получить оное. Исповедать все полезно, с самоукорением, а с
негодованием на других какая польза и от полных объяснений? Без смирения
и добродетели не приносят пользы. Купи дров и живи пока тут без разъяснений,
когда не видно другаго места покойнее, как я и лично говорил тебе:
авось расплатимся. Всеми силами старайся пожить мирно. Бог весть,
что означают два месяца. Господь тебя да простит, и будущее наше да
утвердит по воле Своей святой. Чадце! покорись воле Божией, и враг
отбежит от тебя, смущающий тебя ...cкою службою. Стой, где можно будет,
в церкви и твори Иисусову молитву, как мытарь, и поможет тебе Господь.
Знай, что хулу, внушаемую врагом на кого-либо, вполне повторить грешно
и вредно, и оскорбительно. Бог простит.
[Оглавление]
359. Материальныя средства не дают успокоения
(1876 г.)
Напрасно ты думаешь, что средства материальныя дали бы тебе успокоение.
Нет, эта мысль ложна. Есть люди со средствами в глазах твоих, но беспокоятся
более, нежели ты. Постарайся лучше смириться и тогда обрящеши покой,
как Сам Господь обещал чрез Евангельское слово.
Если кто присылает тебе что-либо, принимай это, как от руки Божией,
и бедностию не стыдись. Бедность не порок, а главное средство к
смирению и спасению. Сам воплотившийся Сын Божий благоизволил в
бедности пожити на земле. Помни это и не стыдись. Бог тебя простит,
и меня прости, что горячо принял твои слова. Мне все равно: бедные
и богатые, - ты их оставь, и я не буду толковать. Успокойся и Божию
помощь призывай.
[Оглавление]
360. Время заняться своим внутренним умиротворением,
которое от материальнаго избытка не зависит
Како ты и в каких водах пребываешь? Что творишь, что говоришь и что
помышляешь: полезное ли или не полезное? В первом да утвердит тебя
помощь Божия и от последняго да избавит. Время уже оставить малодушие
и пора заняться душою своею, как следует, стараясь стяжавать все спасительное
в терпении и умиротворении внутренняго своего расположения. Напрасно
ты думаешь, что богатство или изобилие, или, по крайней мере, достаточество
было бы для тебя полезно или успокоительно. Богатые еще более тревожатся,
нежели бедныя и недостаточествующия. Бедность и недостаточество ближе
и к смирению и ко спасению, если только человек не будет малодушествовать,
а с верою и упованием возложится на всеблагий Промысл Божий. Доселе
питал нас Господь, и вперед силен сотворить сие. Посему возверзим
печаль свою на Господа.
[Оглавление]
361. Терпи неудобства
Когда будет тебе стужать дурной запах, то говори себе: во аде хуже
запах, да с разными мучениями без конца; а за нетерпение этого запаха
меня силен Господь избавит от адского, с его бесконечными мучениями.
[Оглавление]
362. Получивший прощение грехов своих и
наследовавший Царствие Небесное может вспоминать их с благодарностию
к милосердию Божию (1878 г.)
Господь тебе да простит малодушие твое и другое прочее. Когда больной
выздоровеет совершенно от болезни, тогда он не может вспоминать с
неприятностию о своей болезни. Так и грешник, получивши прощение грехов
и наследовавши Царствие Небесное, не может уже там с неприятностию
вспомнить грехов своих, а, напротив, с благодарностию к милосердию
Божию.
[Оглавление]
363. Сын Божий жил в убожестве - и мы не
должны унывать от бедности (1872г.)
Воплотившийся Сын Божий, ради спасения нашего, не благоизволил жить
на земле, в доме богатых и славных, а родился в убогом вертепе и воспитывался
в доме простого древодела. Мы же, поступивши в монастырь, ради получения
спасения, чрез прощение грехов своих, како мудрствуем?.. не вопреки
ли образу Сына Божия. Сего ради укорим себя и смиримся и тогда обрящем
успокоение.
[Оглавление]
364. Все простое ближе к Богу
Чадце уединенное N!
Мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение во всем добром,
благом и спасительном! Разсмотри прежде мое письмо, писанное тебе
по поводу оскорбления твоего, что позвали тебя на чай с простыми.
В нем увидишь, что все простое ближе к Богу, а мудреное и высокое
отдаляет нас от Бога. Я писал тебе с намерением указать средство,
духовное, как успокаивать себя, когда взбунтуется наше оскорбленное
самолюбие. Все прошедшее тебе Господь да простит и да утвердит тебя
на будущее время. Знаю, что тебе жить не безтрудно, но труд сей
и неудобства временныя; блаженство же в Царствии Божии за сие вечно
и бесконечно. Потерпи, чадце, уповая на милость и помощь Божию.
Имя твое N, а сказано, что надежда не посрамляет. Гр. Амвросий.
[Оглавление]
365. Перемена места не спасет от тоски.
Спасешься смирением (1872 г.)
Рукоделия чужаго лучше не бери, а ходи в церковь и дома занимайся
чтением и молитвою; от уныния же можешь заняться своим рукоделием
не на срок, и это после за что-нибудь продашь. Господь доселе промышлял
о тебе, и далее силен это сотворить, подая потребное к жизни. Переходить
в другое место - эту мысль выкинь из головы; куда ты ни пойди, тоже
и в другом месте будешь с твоим обычным расположением, склоннаго к
тоске духа твоего. Это-первое; второе же, где ты ни живи, от даннаго
обета и ответственности по оному избавиться невозможно; свидетели
тому и ангелы. Лучше всего понуждаться по силе на исполнение должнаго
и в случае неисправности стараться каяться в том, со смирением, без
самооправдания. Тогда силен Господь и нам немощным явит Свою милость
и даровать наследие в Царствии Небесном, по сказанному во Евангелии:
"нудится Царствие Небесное и нуждницы восхищают оное". Особенно же
пред м. игуменьею понуждайся смиряться и не толкуй ея поступков и
обращения с тобою так превратно или горделиво, что будто бы она поступает
с тобою по памятозлобию; я думаю, что просто, во-первых, как начальница,
а во-вторых, соображаясь со множеством сестер, желающих ездить в Оптину.
Так полезнее и покойнее думать, а вместе смиреннее и Богу приятнее.
Сонныя мечты, устрашающия тебя О-гою, более происходят от твоего недовольства
и гневнаго расположения духа, а не от того, от чего ты думаешь. Ближе
всего в ней гнездится тщеславная ревность, чтобы ты более с нею занималась,
нежели с другими. Такая глупость чаще всего встречается. А ты старайся
подобныя вещи презирать; услугу потребную принимай, а на другое не
обращай внимания. Впрочем, дальше виднее будет, а может быть, и без
того будут перемены.
[Оглавление]
366. Великая мука ожидает нас, если отвергнемся
данных обетов!
Теперь не хотим потерпеть малой и маловременной скорби, а как там
после смерти стерпим скорбь безконечную, мучение невыразимое, если
отвергнемся обетов, недавно нами данных! Верю всему, что тебе трудно,
очень трудно и от болезни, и от плохой прислуги, но ведь вдруг все
исправить нельзя; потерпи несколько, а между тем поищем возможности
избавиться от N досаждающей. Ее и теперь можно отослать, но с кем
же останешься одна в большом доме. Пока говори ей, что держать ее
не будешь, если будет чудить.
[Оглавление]
367. Дела наши делаются не без Промысла
Божия (1887 г.)
Письмо твое получил, в котором объясняешь безотрадное твое положение,
по причине постригающихся прежде тебя, по твоему мнению, и менее достойных.
С одной стороны, жаль тебя, что ты так скорбишь, а с другой стороны,
я считаю это дело и промыслительным для тебя, чтобы ты после снисходительно
думала о имеющих находиться в подобном положении, и по опыту знала,
как горько такое положение, и здраво об этом судила и разсуждала.
Верховным апостолам попущено было искушение: Петру отречение от Христа,
а Павлу гонение на христиан, чтобы после милостивы были к согрешающим.
Напрасно и несправедливо ты думаешь, что дела делаются только чрез
одних людей, без участия Промысла Божия. Кроме властей земных, на
земле есть еще и Царь Небесный, Дух Святый, всем управляющий. Держись
за эту мысль, и ты успокоишься, молясь за тех, на кого скорбишь и
кого презираешь. Впрочем, никого презирать не следует. Мы не знаем,
какой кто получит конец. О презирающих других читается в паремиях:
вздохнут и рекут: како сии, презираемые нами, обретошася в сынех Божиих.
Ты имеешь, тайное, а явное можешь получить в свое время; поэтому,
оставив все внешнее, позаботься о внутреннем спасении.
[Оглавление]
368. Теория похожа на придворную даму, а
практика на медведя в лесу (1889 г.)
Главное твое беспокойство произошло оттого, что матери не захотели
исполнять одного твоего желания, прибавить два года, чтобы получить
тебе явное пострижение в мантию. Тебе кажется, что стыдно против других,
когда младших и худших постригают. А такое обстоятельство нисколько
не мешает спасению, а еще больше содействует оному. А в Шамординской
общине все младшия, и младшими все дела управляются. Кроме того, можешь
ли ты понести общежительной пищи, общей со всеми в трапезе, которая
нередко бывает довольно грубая.
Преосвященный Феофан не так давно писал своей дочери духовной,
у которой много планов и предположений, а она письмо это переслала
ко мне. В этом письме сказано: теория похожа на придворную даму,
а практика на медведя из лесу. Но чтобы без толку не толковать,
испытаем твое предположение на самом деле. Потерпи до весны, а весной
приезжай на месяц или более и поживи в Шамордине, ходя в трапезу
наряду с другими, а потом и потолкуем. Тогда сама увидишь, можешь
или не можешь в юной общине жить без значения и на грубой пище.
[Оглавление]
369. Для избежания скорби молись за обижающих.
Читай Евангелие (1889 г.)
Для избежания скорби, тебя отягощающей, потребно и необходимо молиться
за ту особу, на которую скорбишь. И молиться так: "спаси Господи и
помилуй возлюбленную мать мою (имя), и за ея молитвами помоги мне
окаянной и грешной". Молиться так имеешь Евангельскую заповедь от
Самого Господа, глаголющаго: любите враги ваша, благотворите ненавидящим
вас, благословляйте клянущия вас и молитесь за творящих вам напасть
и изгонящия вы. Без такой молитвы нельзя избавиться скорби и успокоиться.
А когда будешь молиться так с верою и усердием, то и особа эта к тебе
может перемениться на лучшее.
Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, особенно от Иоанна.
Читать так, чтобы только твои уши слышали, понимаешь - не понимаешь,
читай. Благодатное слово Евангельское сильно прогонять скуку и уныние
и успокоит тебя; только читай побольше и подольше, признавая такое
искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутренняго
затаеннаго залога, чтобы постараться об исцелении затаившейся болезни
душевной Евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим:
научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете
покой душам вашим. Господь и чрез апостола глаголет: Мне отмщение,
Аз воздам; то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст, так
как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела.
[Оглавление]
370. Принимать ли начальствующей сестер
от пострига?
Сестра о Господе и чадо духовное, мать N!
Письмо твое, от 28 февраля, получил 7 марта и зараз отвечаю тебе.
Пишешь, что я сержусь на тебя, что долго не отвечаю. Нисколько я
на тебя не сержусь, а болезнь и крайний недосуг не позволили мне
писать тебе. И теперь пишу вкратце по тем же причинам.
Поздравляю тебя с облачением в мантию и милости Божией желаю. -
Спрашиваешь: принимать ли тебе сестер от пострига? Скажи им, что,
если вы не боитесь скорби, то я не отказываюсь; но только вперед
говорю, что вас будут подозревать в наговорах мне и будут ненавидеть,
вот вам и пример, одну я взял с охотой, и теперь все ее гонят.
Спрашиваешь еще, водяныя или духовыя устраивать в церкви печи.
Водяныя неудобны и два раза нужно в сутки топить; а лучше устроить
духовыя новаго изобретения, но не Амосовския, от которых иконостас
портится.
Благожелательно о Господе приветствую мать игумению Н.
Призывая на обеих вас и на обитель вашу Мир и благословение Божие,
остаюсь с искренним благожеланием.
Далее
|