ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха
Амвросия к монашествующим
О
преп. Амвросии
Содержание
I. Общие праздничные приветствия
- Простим вся Воскресением (1870
г.)
- О Великом снисхождении Рождшагося
Господа и о нашем окаянстве (1870 г.)
- Родившийся Христос приносит нам
великие блага, воспользоваться коими зависит от нашего произволения
(1871 г.)
- Праздник Пасхи напоминает о будущем
и всеобщем воскресении (1871 г.)
- Значение Воскресения Христова.
Яко чада света ходите (1872 г.)
- Праздник Воскресения, как и другия
праздники, напоминает нам о том, что "Христос вчера и днесь, Тойже
и во веки", а мы люди, изменчивы и унылы (1873 г.)
- Должно помнить ангельское славословие
и не прилепляться к скоропреходящему (1873 г.)
- Что препятствует повиноваться правде
Божией (1874 г.)
- О Кресте и Воскресении (1875 г.)
- О власти как послушании Богу (1875
г.)
- Совет об уклонении от разделений
(1875 г.)
- О необходимых признаках духовной
жизни (1876 г.)
- Об унынии, забвении и неведении
как врагах нашего спасения (1876 г.)
- Об удалении взаимной ненависти
и о приобретении любви (1877 г.)
- О том, что и грешникам смиряющимся
должно радоваться в праздник Воскресения Христова. (1878 г.)
- Об искоренении зависти (1878 г.)
- Чтобы спрославиться со Христом,
необходимо и спострадать с Ним (1879 г.)
- Объяснение кондака Рождества Христова
(1879 г.)
- О разумном пении Богу. Объяснение
трех церковных песнопений (1880 г.)
- Объяснение псалма 22 (1880 г.)
- О зависти (1881 г.)
- Объяснение ирмоса: Христос раждается
(1881 г.)
- Недостаточно знать заповеди, надо
и исполнять их (1882 г.)
- Объяснение рождественскаго ирмоса:
Таинство странное (1882 г.)
- Объяснение ирмоса: Воскресения
день (1883 г.)
- Объяснение ирмоса: жезл из корене
Иессеова (1883 г.)
- Объяснение слов пасхальнаго канона:
ныне вся исполнишася света (1884 г.)
- Объяснение слов "милость и истина
сретостеся" (1884 г.)
- Объяснение слов псалма: Воскресни,
Господи, Боже мой (1885 г.)
- Смысл скорбей (1885 г.)
- Объяснение Сретенскаго ирмоса:
Покрыла есть небеса добродетель Твоя, Христе (1886 г.)
- Объяснение слов: сердцем веруется
в правду (1886 г.)
- О грехе осуждения ближняго (1887
г.)
- Объяснение слов псалма: благ и
прав Господь (1887 г.)
- Изъяснение слов: несть бо Царствие
Божие брашно и питие (1888 г.)
- Объяснение слов 1 посл. ап. Петра
гл.1, о страхе Божием (1888 г.)
- Объяснение слов псалма: Бог наш
на небеси и на земли ( 1889 г.)
- Объяснение слов псалма: Наказуя
наказа мя Господь (1889 г.)
- Объяснение слое псалма: уста моя
возглаголют премудрость (1890 г.)
- Объяснение слов псалма: Еда забудет
ущедрити Бог (1890 г.)
- Объяснение слов св. Давида: Благости
и наказанию и Разуму научи мя (1891 г.)
II. Письма к отдельным лицам
- Необходимо достигать христианской
мудрости (1861 г.)
- Мудрость христианская состоит
в том, чтобы во время искушений хранить веру в Господа.
- Благочестно живущия должны терпеть
скорби (1867 г.)
- Более всего надо достигать любви
христианской
- Духовное утешение подается за
молитвы о живых и умерших
- Молитва против помыслов немощных
- Должно мужественно бороться с
душевными недугами (1868 г.)
- Бодрость - от единения с Господом,
уныние - от тщеславия
- Уныние - от диавола (1869 г.)
- Угождение самолюбию есть вторая
смерть!
- О страхе Божием и о необходимости
немедленного покаяния
- Искус полезен
- Сознание своей немощи, самоукорение
и терпение - три ступени к смирению
- Кратчайший путь ко Христу - носить
тяготы друг друга
- Главныя препятствия к усвоению
святости
- Христианская мудрость требует
искоренения "ветхого человека" (1870 г.)
- Серьезная болезнь серьезнее обращает
к Богу
- Духовное возрождение начинается
освобождением от страстей (1872 г.)
- Чадами Христовыми именуются те,
в коих " вообразился Христос "
- О сожительнице. Об игуменстве...
над собою (1863 г.)
- О наставнице. Как стяжать разум
духовный
- Гордый ученик должен искать старца
строгаго. За отсутствием старца руководиться заповедями Евангельскими.
Страстным уединение вредно
- Полезно сидеть в келлии
- Нужно держаться средняго пути
спасения
- Самочинное подвижничество опасно
- Одни правила и посты без соблюдения
заповедей не спасут
- Неразумное пристрастие приносит
много зла
- Самочинное и самонадеянное испытание
пагубно
- Положим начало исправления (1865
г.)
- Не должно вступаться не в свои
дела (1866 г.)
- Болезнь от невнимания к себе и
увлечения
- Неожиданная потеря здоровья от
умолчанной причины.
- О пострижении и согласовании внешняго
с внутренним
- Не должно отказываться от монашества
- Должно идти средним путем
- Все пути Господни сводятся к двум:
милости и истине
- Не должно усложнять путь монашеский
- Самообман в заботе о ближнем
- Нужно вырвать корень зла - самость
- Жить вместе и жить врознь
- Сознание немощи - начало исправления
- Нужно учиться самоукорению
- Не должно препятствовать спасению
ближняго
- Скорби научают терпению, а терпением
достигается спасение
- Наставление об отношении к старцу
- О непрерывности четочнаго правила
- Течение благочестивой жизни в
покаянии, чистоте и совершенстве. О молитве Иисусовой
- Избегай начальствования
- Советы об устройсте келлии
- Советы о келейном времяпровождении
с сестрою
- Не следует спешить разделяться
с сестрою
- О радости возвращения к совместной
жизни
- Умеренному деланию цены нет (1870
г.)
- Об искушениях на молитве
- Нужно молиться об исправлении
душевных немощей
- Божие должно впереди ставить
- О необходимости держаться постоянства
- О том, как писать письма старцу
- Должно молить Бога об укреплении
веры
- По случаю огорчения о неполучении
мантии из рук старца
- Пострижение великий дар Божий
- О славолюбии как причине неверия
- Нужно учиться различать козни
вражии
- Принявшему великий образ монашеский
должно избегать мирской заботливости
- Перенося обиды со стороны других,
должно вспоминать свои неправды (1871 г.)
- Забота о келлии
- Вся испытующе, добрая держите
- Наставление о кротости
- Наставление пред Великим постом
- Цель переписки - польза душевная,
а не одно утешение (1872 г.)
- Более всего должно держаться
страха Божия
- О кончине м. М. и о болезни о.
Макария.
- Под впечатлением кончины о. Макария
- Наставление монашествующим
- Друг от друга требуем исполнения
заповедей, а сами не исполняем (1862 г.)
- О скорбях по принятии монашества
(1860 г.)
- Наставление при вручении четок
о том, чтобы не осуждать других, а сознавать свои грехи
- Наставление при отсылке схимы
о ея значении
- О чтении писем cв. Златоуста
к диаконисе Олимпиаде в скорбных обстоятельствах. (К монаху.)
- О словах св. Лествичника, что
остроугольные камни, ударяясь друг о друга, округляются. (К монахине.)
- О своевременном удалении на покой
от казначейской должности
- Должно переносить скорби от подчиненных
терпеливо
- О сомнениях, вызываемых добровольным
оставлением начальственной должности
- Об исполнении воли старца о.
Макария
- О преждевременном стремлении
к безмолвию
- Не покойнаго пути жизни искать
надобно, а подчиняться воле Божией
- Совет монахине, желавшей от уныния
заниматься переводами исторических статей
- О нерасчетливости оставляющих
путь в Царствие Божие
- Не должно ревновать не по разуму
- Нужно покаяться в своем недоверии
к старицам
- Царствие Божие кое-как не приобретается
- Болезнь надо переносить терпеливо
- Вразумление немирным сестрам
- Совет относительно устройства
училища при монастыре
- О покорности духовной матери
- Прелесть от скрытности и самочиния
- Явному затвору должно предпочитать
уединение по немощи
- Увещание гордым и самолюбивым
- Мнение старца о награждении наперстным
крестом. О переводе книги св. Феодора Студита (1870 г.)
- Об Оптинских изданиях и напевах
- Учить других исполнять легко
, а самому трудно
- О том, что не следует монахиням
быть сиделками в общественных больницах
- О том же
- Новопосвященной игумении
- Игумении наставление быть милостивой
и снисходить к немощам человеческим
- Наставление терпеливо переносить
неустройство в обители
- О семи таинствах Церковных
- Совет, не оставлять настоятельства
ради уединения (1876 г.)
- Не живи, как хочешь, а как Бог
приведет (1877 г.)
- Неудачи надо терпеть с радостию
(1879 г.)
- Доброе намерение в добро вменяется
- Огорчения надо принимать благодушно
- Совет относительно плана корпуса
для сестер
- С терпением надо нести скорби
- Надо нести крест свой - управление
обителию
- Наставление тщеславным и гордым
- Беседа о Слове Божием плохо вяжется,
как толки со слепым о цвете
- Совет о постройке зданий и напоминание
притчи о гусях, и утках
- Многими скорбями подобает внити
в Царствие Божие
- По поводу освящения храма и о
некоторых неприятностях
- Болезни начальникам Господь посылает
для того, чтобы они снисходили к немощам подчиненных
- Не должно страшиться за будущее,
а надо уповать на Господа
- Послушание паче жертвы
- Толкуньи просят прощение
- О послушнике С. Не должно бежать
от служения ближним
- Приветствие с Новым годом
- Не должно смущаться тем, что
грешники благоденствуют, а праведники бедствуют
- За суетою житейскою не с чем
предстать на Суд Божий
- Пред наступлением Св. Четыредесятницы
- Смерть - благий конец страждущих
- Совет о том, как поступать с
порубщиками леса
- О6 утверждении общины и о том,
что скорби должно переносить терпеливо
- Искушения неприятны, но полезны
- Монах, если не крестится крестом,
не может быть монахом
- О том, что христиане не вдруг
достигают совершенства
- Не должно уединяться, а нужно
заботиться о сестрах
- Приветствие с Пятидесятницею.
Случай с монахом, переставшим приобщаться Св. Тайн
- Нужно повременить с удалением
от настоятельства. В судебном деле руководствоваться словами Спасителя
"аще кто хощет судитися"
- Не унывать в скорби и не забывать
о пище (1881 г.)
- Утешение в скорби
- Назидания сыплются на нас со
всех сторон: только надо не отвергать их
- Не должно бежать от настоятельства,
чтобы не оказаться подобным Ионе, который хотел бежать в Фарсис,
а попал во чрево китово
- Должно помнить слова: вси, хотящии
благочестно жити, гонимы будут
- Приветствие с Новым годом (1882
г.)
- Наставление пословицами
- Без скорбей никто не пребывает,
а особенно в настоятельстве
- О смерти монахини Ладыженской
и о своих заботах
- О том, что не следует огорчаться,
если не все идут в монашество по призванию
- Без скорбей не достигнешь вечнаго
покоя
- Больному монаху подлечиваться
можно
- Сила Царствия Божия в христианском
терпении
- О неохоте пострига в мантию
- Под видом безвременной свободы
враг приводит к рабству
- О слабом своем здоровье. Убеждает
к пострижению смешным сравнением
- О четырех добродетелях и о четырех
душевредных вещах
- Внешнее здоровье желательно соединить
с внутренним душевным покоем
- Хотя и трудно, да жить надо
- Не должно неразсудно предаваться
печали
- Жалуется на здоровье, наставляет
заботиться о подчиненных (1883 г.)
- Нужно служить и Богу и ближнему
по заповеди Христовой
- Советует, при взгляде на посылаемую
картину, возбуждать в себе мысли утешительныя, а не унылыя
- Господь крепость людем Своим
даст
- Пред наступлением Великаго поста
- Снова о молве своей и совет об
избежании клеветы человеческия (1884 г.)
- Настоятелю должно ограждать обитель
молитвою
- Молитва Иисусова более келейного
правила
- Надо простить кающуюся сестру
и принять в обитель
- Некоторыя от малодушия бегут
с труднаго пути
- О мудрости змииной и кротости
голубиной
- Древних христиан враг искушал
мучениями, а нынешних болезнями и помыслами
- И в новом году должны быть новыя
скорби
- В скор6ях должно полагаться на
волю Божию (1889 г.)
- На безмолвие и уединение должно
поступать, по особому призванию Божию ( 1890 г.)
- Если не можешь иметь полного
духовнаго отношения, держись исполнения заповедей Христовых
- Без терпения нельзя успокоиться
- Самооправдание - общая немощь
- Печаль - тягчайшее из искушений
- Вооружайся терпением
- Напоминанием о смерти о. К. внушает
быть в мирном настроении
- Главная наша забота должна быть
о спасении. О книге "Цветник"
- Устроение нашей жизни в руках
Божиих
- В тяжелых обстоятельствах надо
потерпеть
- При решении вопроса о переходе
в другую обитель должно, по молитве , смотреть на состояние своего
сердца
- Поздравляя с саном игуменьи,
объясняет значение сего сана
- При утеснении со стороны начальствующих
должно помнить слова пр. Марка подвижника, что неудобную вещь
не пытайся разрешить любопрением
- Если Господь не попустит, никто
нас обидеть не может
- Скорбныя обстоятельства не противны
воле Божией
- Кляуз бояться не должно - ложь
всегда останется ложъю
- Бог не попустит, свинья не съест
- Без лихорадки дурныя соки из
тела не выходят, без неприятностей и зло из обители не устраняется
- Скорби не убивают, а спасают,
если терпеливо и с надеждою на Бога переносить их
- В скорби от врагов читать псалмы
3, 53, 58 и 142, а при безотчетной скорби 101
- Еще о чтении псалмов в напастях
- Не благословляет уходить на покой
из страха пред противниками
- Велика награда терпящим несправедливыя
клеветы
- Должно попытаться защищаться,
прежде чем уходить на покой
- О молитве за врагов
- Об искушениях диавольских и о
борьбе с ними
- Не нужно отлагать время смирения
и покаяния до переселения в любимое место (1867 г.)
- Не должно под предлогом страха
быть избранной в начальницы думать о переходе в другое место .
- Главная причина искушений - высокоумие.
Перечисляет, искушения, коих причина самообольщение (1868 г.)
- Много требуется разсуждения,
чтобы познать различие добраго от злаго. О "прелестной" радости.
Сиди в келлии, и та всему тя научит
- Диавол ничего не может сделать
человеку, если он сам добровольно не согласится прежде на какой-либо
грех
- Если хочешь избавиться от гордости
и самомнения, то прежде всего требуется покорность воли Божией
- Не верь тому, что стяжала нечто
духовное. Не верь чувственным видениям
- Молитва каждаго должна быть сообразна
с его мерою
- Диавол склоняет нас ко греху
благовидными внушениями (1869 г.)
- Ощутила благоухание от иконы,
видела от нея огненное пламя - оставляй такия вещи без значения
- Бесовская правда вреднее лжи,
ибо внушается с коварством для смущения христианина
- Лукавыя помыслы должно приписывать
не себе (1869 г.)
- О видимом явлении пляшущаго беса
и о причинах сего явления
- Враг внушает гневливость, чтобы
сделать людей неспособными к молитве и ко всякому доброму делу
- Когда нападает страх вражеский
уместно читать слова псалма 26-го и других подобных (1870 г.)
- Врага разсуждениями не победишь,
а смиренною молитвою, о порядке духовной жизни и о любви к ближнему
- Враги шумом и гулом мешают внутренней
молитве – надо молить Бога избавить от сего
- Монах, имея только необходимое
для самаго себя, не погрешает, отказывая просящему
- Как писать о смущающих вопросах
- Молитва прежде всего требует
смирения
- Корень хулы - гордость (1871
г.)
- С девушкою поговори сперва в
церкви
- Девушке давай святоотеческия
книги и избегай споров
- От спорливаго характера толку
в духовной жизни не жди
- В Оптину девице можно приехать,
а в свою келью не помещай (1871 г.)
- Искушения врага не от тайных
ли и неведомых грехов? Со смирением молись об очищении от них
- При молитве должно быть и смирение
(1872 г.)
- Объясняет апостольския слова:
яко чада света ходите
- При искушении от диавола прибегай
к твердыне смирения
- Страху вражию не поддавайся
- Грешно говорить, что отрады не
будет ни в сей жизни, ни в будущей
- О страхе внезапной смерти и о
частом причащении Св. Таин
- О помысле иметь свою келлию (1881
г.)
- Нельзя водиться одним желанием
без разсуждения
- О духовном странничестве. Враг
смущает попечением о собственной келлии
- Смертный исход сластолюбиваго
человека тяжек, а трудолюбиваго легок (1884 г.)
- Враг старается нанести подвижникам
хотя бы пред смертью какую-нибудь греховную рану, дабы воспрепятствовать
им в переходе в будущую жизнь
- Совет утратившей теплоту и утешение
молитвы и обуреваемой блудными помыслами
- Не должно брать на себя непосильный
труд лечить от духовных болезней
- Уныние бывает и от тщеславия
и от непосильнаго рвения
- Жить по-монашески - в терпении
и смирении
- Внешними неудобствами душа очищается.
Преждевременное уединение вредно
- От ближняго живот и смерть
- Снам не верь. Жалость и усердие
не бывают без тяготы и скорби
- Лучше грешник кающийся , чем
праведник возносящийся
- Если наше прошение к Богу не
исполняется, это не значит, что в Евангелии не все верно сказано;
на это есть свои причины (1867 г.)
- Гордым Бог противится, смиренным
же дает благодать
- Перешедшия в другой монастырь
всегда испытывают тоску
- Враг более всего возстает против
молитвы. Качество молитвы определяется ея концом
- О перемене места не думай
- Держись страха Божия, хранения
совести и соблюдения заповедей (1873 г.)
- Всякое послушание считай порученным
от Господа чрез людей (1884 г.)
- По праздникам не работай. Покойников
не бойся (1886 г.)
- Больным облегчается молитвенное
правило
- Самовольное старчествование и
высокоумие доводит до искушений (1864г.)
- О благоразумном молчании (1883
г.)
- Не так живи, как хочется, а как
Бог велит. Неприятности от других - по внушению диавола, не терпящаго
внимательных молитвенников (1883 г.)
- Начальствование не всем и не
всегда мешает спасаться. В человеке бывает тайное добро, видимое
одному Богу. Как говорить с неискренними людьми (1883 г.)
- Чистота душевная в том, чтобы
стараться не видеть злобы человека (1883г.)
- От себя и от бесов в другой монастырь
не уйдешь (1883 г.)
- Если не хочешь нести скорбей,
не берись изгонять бесов. Гневайся не на людей, а на бесов, искушающих
людей (1881 г.)
- Келья высит, люди искушают, а
не искушен - неискусен. Видение, бывшее монахине относительно
неосуждения ближних . О Марфе и Марии (1882 г.)
- Внимай себе и своему спасению
(1882 г.)
- Что значат слова: "стяжи друга
Господа" (1882 г.)
- Страсти в нас - для нашего смирения.
Должно молиться о даровании "ока благого". Объяснение видения.
О Разговоре в Церкви и как прекратить его (1882 г.)
- Объяснение сновидения (1882 г.)
- Живя вместе с другими, отличайся
от них не наружно, а смирением (1883г.)
- При ощущаемой духовной радости
должно остерегаться не впасть в прелесть вражию (1883 г.)
- Молись за обижающих (1884 г.)
- Во всяком деле нужна постепенность.
Слова других и собственныя чувства должно проверять разсмотрением
и молитвою (1884 г.)
- Начальница не всякому слову должна
верить. Щегольство не должно быть в общине (1884 г.)
- Где действуют по Богу, там и
Бог подает Свою помощь (1884 г.)
- В скорби читать 1-й псалом 2-й
кафизмы. Молитва всегда сильнее псаломскими словами (1884 г.)
- На одном месте и камень обрастает
(1884 г.)
- Желающий иметь покой в Господе
должен поступать по Его заповедям
- В серьезной болезни не должно
отлагать елеосвящение
- Мы, новые монахи, совершенно
изменили древний порядок относительно свиданий с родными (1864
г.)
- Для умиротворения нужно дома
смиряться, а не в далекий путь пускаться (1864 г.)
- Наставление сборщице (1866 г.)
- Сборщики и сборщицы, в чем нуждаются,
могут приобретать из сборных денег (1866 г.)
- Болезнь телесная посылается
к пользе душевной (1878 г.)
- Молись за сестру (1867 г.)
- Каждый сам за себя Богу ответит
(1869 г.)
- Не других должно исправлять,
а самих себя (1869 г.)
- Схима есть второе крещение
- Болезнь телесная невольно обращает
нас к будущей жизни
- Можно прямо постригаться в схиму,
а не сначала в мантию (1874 г.)
- В болезни преданность воле Божией
особенно необходима (1874 г.)
- Не всякие видимо благое желание
от Господа (1861 г.)
- Об уединенной и совместной жизни
(1864 г.)
- Покорись необходимости в неудобных
обстоятельствах (1881 г.)
- Советует не отказываться принять
келейное пострижение (1871 г.)
- О брани плотской (1866 г.)
- В болезнях потребно терпение
со смирением
- Не думай, что мне тебя не жаль
- Не вини других - ищи успокоения
в чистой совести
- Всяк сам за себя отвечает
- Учись понимать монастырскую
жизнь. В болезнях невольных милость Божия сокрыта (1867 г.)
- Не надо малодушествовать, но
за все благодари Бога
- Есть спасение и вне монастыря,
но с большим трудом
- Спокойствие духа враг дать не
может
- Многие трудности нашей жизни
от нас самих (1868 г.)
- Не удивляйся и не ужасайся гонениям
(1869 г.)
- Читай чаще псалмы: "Живый в
помощи Вышняго" и пр.
- Оставивший монастырь неблагонадежен
для семейной жизни (1876 г.)
- Веди себя с родными так, чтобы
добровольно отпустили тебя в монастырь
- Хульные помыслы борят за возношение
и осуждение
- Не колеблись исполнить желание
относительно поступления в монастырь
- Жить по-монастырски надо в кротости
и смирении (1862 г.)
- Планы неопытнаго в монастырской
жизни (1864 г.)
- Дети обязаны почитать своих
родителей (1864 г.)
- Малодушие и отчаяние от горделивости
по наветам вражиим
- Исправление бывает не без труда
(1865 г.)
- Безмолвие телесное и безмолвие
духовное и как они приобретаются
- Порицая друг друга, лишаемся
взаимного мира (1884 г.)
- Оставляющия монашество уподобляются
Иуде предателю (1869 г.)
- Надо быть потверже
- В новой келье желает обновления
душевнаго и телеснаго (1870 г.)
- Исповедание грехов с негодованием
на других не полезно
- Материальныя средства не дают
успокоения (1876 г.)
- Время заняться своим внутренним
умиротворением, которое от материальнаго избытка не зависит
- Терпи неудобства
- Получивший прощение грехов своих
и наследовавший Царствие Небесное может вспоминать их с благодарностию
к милосердию Божию (1878 г.)
- Сын Божий жил в убожестве -
и мы не должны унывать от бедности (1872г.)
- Все простое ближе к Богу
- Перемена места не спасет от
тоски. Спасешься смирением (1872 г.)
- Великая мука ожидает нас, если
отвергнемся данных обетов!
- Дела наши делаются не без Промысла
Божия (1887 г.)
- Теория похожа на придворную
даму, а практика на медведя в лесу (1889 г.)
- Для избежания скорби молись
за обижающих. Читай Евангелие (1889 г.)
- Принимать ли начальствующей
сестер от пострига?
- Должно искать славы не своей,
а Божией. Об отношении м. Казначеи к м. игумении и о Бисмарке
(1891 г.)
- О плотских движениях на молитве.
Об умной и устной молитве (1887 г.)
- Об искушениях при молитве Иисусовой
- Писать ли родным? (1866 г.)
- Не благословенные труды не полезны.
О сношениях с родными. Надо творить не свою волю, а волю Божию
(1867 г.)
- Угождать Богу должно прежде
всего покаянием. За грехи должно понести и скорби. Как проводить
время готовящейся к причащению
- О хульных помыслах и о том,
как вести себя по отношению к ним. О принятии пищи. Об устройстве
в монастыре и о молитвенном правиле (1867 г.)
- Остерегайся отыскивать чудесное
в твоей жизни
- Когда занята делом, то меньше
бывает мысленной путаницы. Советует оказать помощь двум бедным
девицам в городе
- О разговоре с м. игумениею.
О самовольном послушании. О правильном обращении с деньгами
- Не полезно слепо подражать другим,
ибо у каждого свой путь
- О терпении скорбей и о молитве
за обидящих (1874 г.)
- Тесен путь, вводящий в жизнь
вечную. Монашество есть тайна
- О болеющей чахоткою, о Боге
милующем и о призрении младенца монахинею (1875 г.)
- Дарований не ищи, а усвой матерь
дарований – смирение (1876 г.)
- Клеветы не бойся (1876 г.)
- Не бойся попасться в переписке
со старцем
- О самоубийце можно молиться
келейно
- О послушнице, желающей перейти
в сестры милосердия
- Страдающаго манией преследования
брата советует свозить к Черниговской Божией Матери в Троице-Сергиевой
Лавре
- О6 ужасной кончине купеческой
вдовы. О болезни и о том, что Царствие Божие есть лицезрение Христово,
мука вечная - отлучение от Христа. О словах Симеона Нов. Богослова.
О слезах
- О болезни и о сестринских молитвах
- О частом причащении Св. Таин.
О слезах в церкви. О нарушении поста по болезни
- Православный взгляд на "довлетворение"
за грехи. Объяснение сна
- Болезнь очищает нашу греховность.
Помысл о том, что болезнию отягощаешь сестер - от врага. Об отношении
со стороны м. игумении. При молитве Иисусовой не должно быть излишняго
опасения впасть в прелесть. Прелести более его должно опасаться
при слезах и радости. Объяснение сна. Почему страсти возвращаются?
- О видении м. игумении. О сочинениях
еп. Игнатия Брянчанинова и об отзыве о них еп. Феофана. О старце
Климченке
- О принятии начальствования
- Чахотка многих обращает к Богу.
Сообщает о своем здоровье
- По поводу рукописи странника
о молитве Иисусовой. О6 участи убитой N
- О послушании странника и о послушании
казначеи
- Что читать брату маловерному?
- Об антихристе и его предтечах
- Об игуменстве не смущайся
- О воровстве в обители и о хранении
у себя чужих денег
- Не нужно жалеть о поступлении
в монастырь. Снова о боязни игуменства
- Монахине ехать в Крым для купанья
неприлично, а на богомолье ехать в Киев можно
- Брошюра об афонских иноках.
О пользе молитвы за умерших . О данном обете и о виденном сне
- О молитве Иисусовой - устной,
умной и сердечной
- О браке между родственниками
- О дурном глазей о суевериях
- О причащении больных в келлии.
О молитве св. Спиридону
III. Письма к учредителям общин и к первоначальницам
их
- Как хлопотать в ПБ об открытии
общины (1876 г.)
- Как устроить лучший звон. О
выборе священника (1879 г.)
- О просящихся в общину именем
старца. О том, что в новоустрояющейся общине младшия не должны
забегать вперед со своими мнениями и советами (1879 г.)
- Поздравляет с праздником Рождества
Христова (1880 г.)
- О выборе сестер общины (1888
г.)
- Об отпуске сестер и о времени
выезда (1889 г.)
- О неудобствах на новом месте;
скуке и неустройстве; о времени церковной службы; о пище (1889
г.)
- Снова о неудобствах и материальных
затруднениях (1889 г.)
- Господь взирает не на наружныя
действия наши, а на намерения (1870 г.)
- Благодушное несение болезней
искупает греховную причину их. Уклоняющийся от вольных скорбей
впадает в невольныя (1871 г.)
- Не следует доверять снам, от
которых бывает смущение (1871 г.)
- О благоразумном распределении
имущества (1872 г.)
- Об удобстве иметь келейницу.
О чистой молитве. Еще о неверии снам (1872 г.)
- На повторяющих от сердца Иисусову
молитву возстает враг. Должно терпеливо переносить искушения и
надеяться на помощь Божию. При победе над врагом не должно возноситься
и оставлять молитву, ибо эта мнимая победа уловка врага с целью
победить подвижника. Прежния грехи возвращаются от самонадеяния
и осуждения (1879 г.)
- В самооправдании - высокомудрие
- О передаче денег мирским родственникам
(1874 г.)
- Еще о том, как должно относиться
к видениям. О борьбе с высокоумием и о том, что не должно понуждать
себя к телесным трудам сверх силы (1875 г.)
- Во всяком пребывании надо жить
благоугодно (1878 г.)
- Должно молиться за оскорбляющих
и терпеть искушение (1878 г.)
- О вредных последствиях неправильной
молитвы и о том, что не следует представлять себе непостижимое
Божество в образах
- О скорбях в монастыре: проводящия
жизнь в смирении и самоукорении испытывают мало скорбей. Главная
причина скорбей - самолюбие, а иногда и благая решимость - жить
благочестиво
Некоторые общие наставления
старца Амвросия |