АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Его
Письма к монашествующим.
О
нем: очерк Е.Поселянина,
превосходный.
и А.А.Александров;
1869 г.: к нему едет семья о. Георгиевского, мемуар
Маслов, Иоанн. Преподобный Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 1993 (переиздано в 2000).
Благословляет Ефимовскую "по-новому" устраивать монастырь на Холмщине,
Георгиевский.
1888 г.: к нему везут 4-летнего Степана Фомина, будущего св. Севастиана
Карагандинского.
Уп. его советы епископу у Поведского.
Слово при его погребении и очерк о нём еп. Трифона Туркестанова.
Картина Болотова: Ольга Карловна фон Шлиппе, красавица, в 1872 г. выходит замуж
за Дм. Дм. Гончарова (1835-1900), единственный прижизненный племянник Пушкина
по линии жены. Отец немец из Саксонии, химик. У Гончаровых было трое сыновей и
три дочери (как и у отца Ольги Карловны). Но в 1888 г. Дмитрия Гончарова разбил
паралич, все заботы о хозяйстве и детях оказались на плечах жены, в том числе
надо было отдавать кредиты, взятые для развития фабрики. В 1900 г. Гончарову застрелил
один из слуг, служивший в доме много лет, лицо доверенное, попытавшийся обокрасть
Гончарова. Через несколько дней после ее гибели скончался и муж. Картина была
написана Дм. Мих. Болотовым (1837-1907), действительный член академии художеств
(за портрет Айвазовского), который принял постриг в Оптиной в 1887 г. В 1886 г.
его сестра Софья готовилась принять монашество и привезла брата к АО. "Когда
я увидел в первый раз великого Старца в его келейной обстановке, сломленного своим
тяжким многолетним недугом, лежащим на диванчике; когда я увидал эту толпу труждающихся
и обременных, которая изо дня в день стремилась и жалась к его страдальческому
ложу, я сразу вспомнил сон своего раннего далекого детства" (С. 88). - Точное
содержание сна неизвестно. Год ушел на "сведение счетов с миром". Сохранились
его росписи трапезной в Оптиной. точных сведений о встречах Гончаровой и АО, однако,
нет. Картина у Соловьева (автора статьи).
Идея "удобства"
"Монашество произошло от желания жить по Евангельскому учению ... в заботах житейски представляется большое неудобство жить в точности по евангельскому учению" (8а, 26). В монашествее "более удобства".
Идея "рассуждения"
От смирения - истинное рассуждение, которое выше всех добродетелей (8а, 49, по свв. отцам)
Грубость
Пишешь, что в Евангелии не всё правда - прошу, а мне не даётся. "По этому ты дура из дур ... горделивость твоя ... показала великий свой рожон", а прикрылась смирением 9б, 40
Преп. Амвросий Оптинский: «Первая степень к достижению истинной любви есть искание прощения грехов правильными средствами». |