Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ПРЕПОДОБНЫЙ АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ

 

Собрание писем преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим

О преп. Амвросии

К оглавлению

401. Что читать брату маловерному?

Спрашиваешь, какую лучше дать книгу, для прочтения, брату твоему слабоверному. Он желает читать древних писателей, поэтому дай ему прежде прочитать житие Андрея Юродиваго; и если это житие сколько-нибудь благотворно на него подействует, то можешь предложить ему читать св. Иоанна Златоуста толкование на Евангелие от Матфея и Иоанна. А еще бы лучше было, если бы ты могла ему послать книгу на славянском языке, называемую маргарит, т. е. избранныя поучения св. Златоуста. И славянский язык не совсем ясный, и великия и неудобопостижимыя истины заставили бы новаго умника подумать, который от суемудрых научился только верить тому, что видит и что осязает руками. Можешь брата своего спросить: ведь он души своей не видит, а верит, что душа в нем есть. То же должен разуметь о мысленных и духовных предметах. И еще можешь спросить его: Америки он не видал, а верит, что Америка есть.

[Оглавление]


402. Об антихристе и его предтечах

Ты боишься дожить до времен антихриста. Милостив Господь. Мы с тобою до этого едва ли доживем, а только нас немного попугают предтечи антихристовы, возстающие против церковной и предержащей власти; так как антихрист должен придти во время совершеннаго безначалия, о котором и хлопочат предтечи антихристовы.

[Оглавление]


403. Об игуменстве не смущайся

Касательно игуменства, о чем предрекал Иванушка, положись на волю Божию и веруй, что Господь никому не посылает искушений выше сил; и если кого определяет на какое-либо служение, то в то же время готов бывает подавать и Свою всесильную помощь обращающимся к Нему с верою и усердием.

[Оглавление]


404. О воровстве в обители и о хранении у себя чужих денег

Пишешь, что чрез случившееся воровство в обители м. N лишилась всего капитала, не пожелав последовать решению мудрому старинных людей, - в случившейся беде делить погрешности пополам. Тогда бы скорбь ея была легче. А теперь, отдавши все, думает бежать из обители. Но это не основательно, очень не основательно. От беды и скорби никуда не уйдешь. Лучше будет, если она, сознав искренно свою неисправную жизнь пред Богом и разныя мысленныя уклонения от праваго пути, останется в обители, чтобы терпением со смирением заглаждать бывшия погрешности. Впрочем, так думаю аз грешный и неисправный; а она, как знает и найдет лучше, тако и да сотворит.

Припомнилось мне, что ты когда-то писала (видела во сне), что какия-то странныя воины, взяв нас с м. N из среды сестер, только двух распинали, а прочих никого не тронули. Смотри, как бы тебе не пришлось из-за чужаго дела пострадать так же, как случилось с м. N. Хотя в Евангелии сказано: "любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас"; но любовь эта должна выражаться совсем в ином, а не в том, чтобы хранить чужое, что могут похитить. От такого хранения ты невольно можешь подвергаться смущению из опасения... Кажется, лучше бы было, если бы ты возвратила взятое и посоветовала хозяйке положить это на хранение в государственный банк.

Должно быть, и ты читала в Отечнике. Скитския старцы собрались на собор судить подверженнаго воровству и решили так: все другая немощи можно нести, а подверженнаго воровству должно удалять, потому что он всех смущает.

Скажи от меня грешнаго м. N, чтобы она попросила половину отданнаго назад и оставалась бы жить в обители по-прежнему.

Полезно всем нам почаще прочитывать псалом: "терпя потерпех Господа, и внят ми"... и проч. И сказанное в другом псалме: "Не даждь ноги твоея во смятение, и не воздремлет храняй тя". Опять хочется повторить тебе касательно хранения не своего, чтобы не случилось подобнаго, как с м. N. Тогда будет воистину распятие, - и особенно если это случится при жизни м. игуменьи. Иванушка толкует, а матушка игуменья живет да живет.

Всеблагий Господь долготерпит всем нам, хотя по молитвам всех нас, аще точию сами мы не воспротивимся сему или не вознерадим.

[Оглавление]


405. Не нужно жалеть о поступлении в монастырь. Снова о боязни игуменства

Как ни скорбно, как ни прискорбно тебе, но раскаиваться не следует, что пошла в монастырь. Во всяком случае вернее и благонадежнее то, что мы находимся Промыслом Божиим в монастыре и более имеем надежды получить милость Божию, поступивши в монастырь, нежели бы оставшись в мире. И "в мире скорбни будете", сказано в Евангелии. Лучше потерпеть скорби в монастыре. Можно получить большую милость Божию.

Пишешь, что мать игуменья ваша ослабела от нездоровья и слабости и боишься, что тебя назначат начальницею. В этом случае предайся воле Божией и будешь покойнее; а может быть, и не назначат как-нибудь. А если бы назначили, то знай, что и начальство есть также послушание, которое должно проходить по страху Божию, с хранением совести как в присутствии Божием, по указанным правилам. Преподобный Петр Дамаскин пишет, что везде есть спасаемыя и погибающия, и в начальстве и в подчинении. Начало же спасения состоит в том, чтобы оставить свои хотения и разумения и сотворить Божия хотения.

[Оглавление]


406. Монахине ехать в Крым для купанья неприлично, а на богомолье ехать в Киев можно

Пишешь, что игуменья мать N. приглашает тебя ехать с нею в Иерусалим, и ты под этим предлогом думаешь попроситься у своей матери игумении отправиться в Крым для лечения морским купаньем. Но такое купанье в Крыму монахине несвойственно и неприлично. Вот слышно, что Царская фамилия отправилась в Крым; поэтому там по всем местам будет многолюдство непомерное. А в Киев попроситься можешь на поклонение Царице Небесной и мощам угодников Божиих. Если в Киев не пустят, попросись в какое-либо другое место, в Задонск и Воронеж; а при такой поездке можешь заехать и к нам. По нужде же можешь приехать к нам чрез Вязьму и Тихонову пустынь, попросившись в Сергиеву Лавру или к родным.

[Оглавление]


407. Брошюра об афонских иноках. О пользе молитвы за умерших.

О данном обете и о виденном сне

Пишешь, что враги душевныя, чрез случай брошюрки Афонской горы, так тебя смутили, что ты дня три молиться не могла от смущения и отчаяния, и доселе продолжают несколько смущать по поводу этого случая. А описанное в брошюрке обстоятельство более внушает благонадежие, нежели отчаяние. Я отыскал эту брошюрку у одного брата и читал; сказано там: некто, живши на Афоне, любил ходить по гостям, так что редко заставали его и в келлии своей; также сказано, что не всегда он исполнял свое келейное правило; пред смертию тяжко проболел целый месяц и под конец ежедневно приобщался Святых Таин; но по смерти своей чрез два месяца явился во сне одному брату, близкому к нему, не веселый, и сказал, что он находится в темнице. Видевший объявил это братии. Благоговейныя братия усилили свои молитвы о нем, а иеромонахи поминали на литургии. Опять чрез два месяца покойник является веселый, и в глазах видевшаго перебежал реку по узкой жердочке, и очень скоро взошел на гору, которая простиралась до небес. Обстоятельством этим явно показывается, как полезно церковное поминовение и частныя молитвы покойникам покаявшимся, но не понесшим или не успевшим понести эпитимии. Ежели человек согрешил, то по правосудию Божию должен понести мучение или томление - покаявшимся временное, а непокаявшимся вечное. Христос Господь при распятии сказал благоразумному разбойнику: "днесь со Мною будеши в раю". Но после слов Христа Спасителя этому разбойнику перебили голени, и он несколько часов мучился, вися на однех руках. Так и всякий грешник покаявшийся, если не понесет эпитимии добровольной в подвиге поста и молитвы, и поклонов, или невольной долговременной болезни, или чрез другия скорби, то по смерти своей требует поминовения, чтобы избавиться от темницы, как означенный покойник.

Не без причины Православная Церковь установила церковное поминовение по усопшим, - чтение псалтири, милостыню.

Приемлются и частныя молитвы. Если бы, по твоему мнению, решила участь покойника одна разрешительная молитва духовника, тогда было бы установленное Церковью поминовение тщетно; а оно приносит великую пользу покойникам покаявшимся, только не приносит пользы непокаявшимся грешникам, или неверующим, или иноверцам и еретикам.

Вперед будь осторожна и осмотрительна при внушениях благовидных помыслов от врагов душевных. Как бы благовидны помыслы эти ни были, но ежели они приносят смущение и отчаяние, то это волки в овчих кожах, говорит Варсонофий Великий.

Пишешь еще, что ты, по какому-то обстоятельству, дала обещание ежедневно читать акафист великомученице Варваре; а теперь при чтении других акафистов не имеешь времени для этого. По крайней мере, читай ежедневно хоть по три икоса и кондака. Объясни о своем обещании матушке игумений N. Ежели этого не можешь исполнить исправно, тогда на каждой исповеди объявляй духовнику о своем обещании и неисправности. Также пишешь, что когда-то видела сон, будто бы шестнадцатилетняя Девица необыкновенной красоты держала в руках своих Младенца, чтобы ты подержала Его на руках. Как ты ни простирала руки кверху и сама вся вытягивалась на ногах, но не могла взять этого Младенца, так и проснулась.

Думаю, что сон этот может означать то, что Божия Матерь хотела тебе показать, что прилежащия к постоянной молитве, кроме чтения псалмов, акафистов и тропарей, и особенно молитве Иисусовой, носят Христа Спасителя не только в объятиях, но и в сердце.

[Оглавление]


408. О молитве Иисусовой - устной, умной и сердечной

Пишешь, что ты проходишь молитву Иисусову устную и умную, а о сердечной молитве не имеешь и понятия. Сердечная молитва требует наставника. Впрочем, кто сначала проходит правильно устную молитву, заключая ум в слова молитвы: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго или грешную", а потом будет проходить правильно и умную молитву, со смирением держа внимание ума в персях, то по времени и без наставника у некоторых умная молитва сама переходит в сердечную. Впрочем, у кого не переходит, должны довольствоваться устною и умною. Несколько лет назад приезжала в Оптину одна молитвенница, которая занимается молитвой Иисусовой более 30-ти лет. Она говорила о себе: я не знаю, где у меня сердце; но бывает, когда творю молитву Иисусову, нахожусь в таком состоянии, что все кости моя рекут: Господи, кто полюбен Тебе. Впрочем, можешь прочесть пространно писанное о сердечной молитве Иисусовой во 2-й ч. Добротолюбия у Каллиста и Игнатия, и затем 43-ю гл. о прилоге и изменении; также в 4-й части Добротолюбия кратко сказано о молитве Иисусовой Каллиста Патриарха Константинопольскаго. Что-нибудь поймешь, когда будешь самым делом дополнять, особенно когда позаботишься о приобретении смирения, без котораго не только молитва, но и другия делания тщетны. А причин, приводящих к смирению, не мало, как сама пишешь, в настоящем твоем положении.

Пишешь еще, что тебя иногда тревожит вражеский помысл, что тебе в прежнем монастыре было лучше; а когда там жила, то помыслы толковали, что там хуже, а на новом месте удобней. Но дело уже сделано. Теперь нужно держаться псаломскаго слова: "На всяком месте владычествия Его, благослови душе моя Господа".

Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящия неправильно, нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию св. отцов, опытом прошедших все это.

[Оглавление]


409. О браке между родственниками

Спрашиваешь о браке племянника и племянницы на родственных лицах, говоря, что ныне разрешают. Что ж толку-то, что разрешают. Супружескаго счастья не бывает за это; да и на детях отражается неизлечимо болезненностию детей; а поэтому я не могу советовать на подобныя браки решаться.

[Оглавление]


410. О дурном глазей о суевериях

От очес призора, от ревности и зависти и от невидимых духов молится священник избавить родительницу и новорожденнаго. Значит, сомневаться в дурном глазе нельзя. Но употреблять воду, в которую опускают горячия угли с молитвою, и кропить этой водой, суеверно и грешно. У нас есть на то крещенская вода. Также грешно и суеверно располагать занятия по месяцу или луне. Мир тебе и Божие благословение. И духови твоему.

[Оглавление]


411. О причащении больных в келлии. О молитве св. Спиридону

Пишешь, что матушка игуменья N давно не причащалась Св. Таин и теперь все отлагает по той причине, что по слабости телесной не может бывать в церковных службах. Ежели она больна, тем более не должно отлагать причащение Св. Таин, так как это - главное врачевство духовное, нередко и телесное.

Если матушка игуменья не может в церковь ходить по болезненности своей, то пусть причащается Св. Таин в келлии, ничтоже сумняся. Врачи телесные обыкновенно приходят к слабым больным, а не больные к ним. Так поступает и Врач душ и телес наших Господь наш Иисус Христос, приходя Святыми Своими Тайнами в келью больных. Больная матушка игуменья спрашивает: что нужно вычитывать в келлии, не бывая в церкви. Приготовляясь к причащению, можно с вечера вычитывать в келлии 9-й час, малое повечерие, среди котораго прочитывать акафист Спасителю и Божией Матери с канонами Ангелу Хранителю. Отходя ко сну читать конец повечерия и вечерния молитвы. Утром читать утренния молитвы, шестопсалмие, 12 псалмов, первый час и молитвы ко причащению с каноном; потом З-й и 6-й час и изобразительные, а при большей слабости болезненной можно и это сократить, довольствуясь утренними молитвами и молитвою ко причащению. Прочитайте вместе с матушкой игуменьей N писанное в книге Варсонофия Великаго к больному старцу Андрею, начиная от 163-го вопр. Там увидите ясно, что от больнаго требуется только терпение и благодарение и что болезнь телесная заменяет подвижничество телесное, так как подвижничество это предпринимается для смирения и укрощения тела, а болезнию телесною это заменяется. Еще пишешь о затруднительном положении брата твоего. Пусть он и невеста поусерднее и с верою прибегают к св. Спиридону, чтобы, за его св. молитвами, Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к св. Спиридону, по его молитвам, выходили из затруднительнаго положения, когда их прижимали и хотели купить за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену.


III. Письма к учредителям общин и к первоначальницам их

[Оглавление]


412. Как хлопотать в ПБ об открытии общины (1876 г.)

Достопочтеннейший о Господе!

Случайно узнал я, что ты собираешься отправиться сам в Петербург по делу общины. Не советую тебе это сделать; а лучше попроси м. И., чтобы он съездил туда. А ты коли поедешь в Петербург, то попадешь как в темный лес, и вместо того, чтобы подвинуть дело, можешь как-нибудь закутать его. А м. И. лучше твоего может все устроить. Даже и в консистории, как я уже тебе писал, советую тебе самому меньше хлопотать, под предлогом слабости здоровья, а больше вести это дело чрез м. И., которому такия дела более подручны.

Приветствую м. М. и сестер общины. Хотя дело об открытии общины замедляется, но силен Господь подать благополучный конец. Поэтому не скорбите и не малодушествуйте, а будьте благонадежны, уповая на милость Божию и молясь усердно.

Я уже не раз говорил тебе и писал, что доброму и благому делу предшествует или последует скорбное искушение.

Испрашивая на тебя, на м. М. и на общину, а вместе и на семейство мир и Божие благословение, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогр. и. Амвросий.

[Оглавление]


413. Как устроить лучший звон. О выборе священника (1879 г.)

Христос Воскресе!

Достопочтеннейший о Господе N!

Письмо твое получил. Пишешь, что церковная утварь и колокола, для обители вашей, в Москве куплены. На первый раз хорош будет звон и от 50-ти пудов; только не думаю, чтобы был звон удачный прямо купленных колоколов, так как они большею частою переливаются из старых колоколов. Такой звон отзывается сковрадным. А если кто желает иметь хороший колокол, то нужно самому купить хорошую медь и хорошее олово, по нужной пропорции, и заказать на заводе отлить. Звон такого колокола бывает чистый и сильный.

Еще пишешь, что у вас отыскивается во священники хороший студент и женатый; в 30 лет, немного моложав. Но так как он известный человек и вам нравится, то, если владыка согласится на утверждение его, тогда воля Божия да будет в этом. Хорошо бы было, если бы он, прежде посвящения, побывал у нас. Мы бы с ним поговорили и монастырския книги ему подарили. Знакомство это будет нелишнее. Если и после 15 апреля дело об общине не придет из Синода в Орел, тогда попроси м. И. съездить в Петербург и дай ему денег на дорогу и на подмазку, чтобы скорее выслали дело ваше, по пословице: сухая ложка рот дерет.

Приветствую о Господе м. М. и всех сестер общины вашей и желаю всем вам мирнаго и благополучнаго пребывания, а также скорейшаго и благополучнаго окончания дела вашего, чтобы поскорее освятить церковь вашу, иметь своего священника и свою церковную службу. Мир всем вам.

Многогр. и. Амвросий.

[Оглавление]


414. О просящихся в общину именем старца. О том, что в новоустрояющейся общине младшия не должны забегать вперед со своими мнениями и советами (1879 г.)

Достопочтеннейшие о Господе: Боголюбивый строитель и новоизбранная Начальница м. М.

Поздравляю вас с торжественным освящением деревянной церкви и заложением каменной в новоустрояющейся обители вашей. Сердечно желаю благополучнаго и успешнаго продолжения в исполнении предполагаемых дел и в принятии приходящих в алтаре должно назначать сестер испытанных; а кое-каких в алтарь посылать нельзя.

Если кто из приходящих в вашу обитель упомянет и мое грешное имя, что ему сказано простое благословение, по его желанию, отправиться в вашу общину. В принятии же приходящих сами усматривайте для вас и для обители. И к этому прибавлю, что недугующих пустою завистию и не следует принимать. В таких людей нужно всматриваться.

Простите что поздравительное письмо вышло не очень поздравительно и приветливо. Что делать? Духовный закон повелевает избирать более полезное, а приятное дозволяет только с разсмотрением и разсуждением.

Всеблагий Господь да помилует всех нас, и да вразумит и да наставит на душеполезное и спасительное. Есть старинная пословица: уши выше лба не бывают. Поговорка эта пригодна везде, кольми паче в новоустрояющейся обители. Значение этих слов такое: кто должен слушаться, тот не должен забегать вперед с своим мнением и предложением. Приветствую о Господе всех сестер новоустрояющейся обители вашей и поздравляю их с радостным началом, котораго они так сомнительно ожидали. Мир всем и Божие благословение...

[Оглавление]


415. Поздравляет с праздником Рождества Христова (1880 г.)

Достопочтеннейшие о Господе: отец Строитель и пречестнейшая матушка настоятельница М.

Поздравляю Вас с наступающим великим и всерадостным праздником Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа, а также и с приближающимся Новым годом. - Мир и благоволение Божие в человецех, возвещенные св. ангелами при рождении Изволившаго воплотитися Сына Божия, да осенит вас со всеми о Христе сестрами обители вашей, как во сретении, так и в продолжении наступающих праздничных дней. Меня же грешнаго прошу поминать как в сии торжественные дни, так и во всякое время. Здоровье мое все больше и больше слабеет.

Силы мои стали очень хилы, и дела мои не спорятся. Испрашиваю на вас и на обитель вашу мир и Божие благословение.

[Оглавление]


416. О выборе сестер общины (1888 г.)

Письмо твое получил. Пишешь, что некоторых сестер, означенных в записке, не находится у вас. Вместо их можно приискать других по усмотрению твоему, способных к делу и благонравных, так как времени еще довольно. Приезд твой с сестрами отложен до весны, потому что господа Ш-ские зиму пробудут в Крыму, да и храм в П-ом еще неосвящен. Весною удобнее будет и ехать. Поэтому не спеша ты и приискивай людей.

Опять напиши мне, кого найдешь, означенных в записке и неозначенных в записке, чтобы было 9 человек с тобою; а если найдутся хорошия и благонадежныя, то можно больше.

Просит меня монахиня ваша м. М-на принять ее к Ш-ским. Ежели она благонадежна, то можно и ее взять.

[Оглавление]


417. Об отпуске сестер и о времени выезда (1889 г.)

Сестра о Господа и чадо духовное, мать N!

Вместе с письмом твоим одновременно посылаю письмо к вашей игумении, чтобы она отпустила с миром тебя и других сестер, пожелающих с тобою ехать.

Выезжайте в половине мая или после половины мая вскорости.

Мир тебе и другим сестрам и Божие благословение!

[Оглавление]


418. О неудобствах на новом месте; скуке и неустройстве; о времени церковной службы; о пище (1889 г.)

Сестра о Господе и чадо духовное, мать N!

Письмо твое получил. Пишешь, что в новом месте ты скучаешь. Нельзя и не поскучать от разных причин; так как обитель новая только начинается и порядок еще не устроен, а нужно его устраивать, а вдруг всего не устроишь. В новом месте и в новом деле многаго недостает, а эти недостатки и озабочивают тех, от которых дело зависит. Во всяком случае прежде нужно потерпеть и не унывать и с верою на милость и помощь Божию уповать. Силен Господь все устроить и подать нужное и потребное.

Тебя смущает то, что у тебя прочия благословляются на дела разныя. Так как ты назначена старшею сестрою, то ничтоже сумняся говори - Бог благословит!— на всякое дело, где нет преступления заповеди Божией, не предвидится душевнаго вреда или внешняго какого-либо ущерба.

В чем недоумеваешь, можешь потолковать и посоветоваться с старшими сестрами, а где требуется и с основателями обители.

Слышу, что у вас утреннее правило начинается в 6 часов, это поздненько, по крайней мере нужно начинать утреннее правило в 5 часов, как делают в Казанской общине, в Шамордине, когда там не бывает обедни.

Еще слышу, что касательно пищи нет у вас настоящаго порядка. Следует в простыя дни готовить только три пищи: холодное, щи и кашу, или - щи, суп картофельный и кашу, и в праздники четыре пищи - холодное, щи, лапшу и кашу. Есть в вашей стороне какое-то растение кукуруза, нельзя ли ею по временам заменять кашу, чтобы далеко не отступать от монастырских правил, и арбузы не всегда в трапезе подавать, а по усмотрению, в праздники или еще при каком случае.

Благожелательно о Господе приветствую сестер, живущих в Николо-Тихвинской общине.

Призывая на всех вас мир и благословение Божие и испрашивая ваших молитв святых, остаюсь с искренним благожеланием.

Многогр. и. Амвросий.

[Оглавление]


419. Снова о неудобствах и материальных затруднениях (1889 г.)

Сестра о Господе и чадо духовное, мать М.!

Недавно послал тебе письмо, но, вероятно, ты его еще не получила и опять пишешь о неудобствах, какия ты встретила с С-скими сестрами в новой обители. Разве ты не читала в житиях святых отцов, особенно русских, что все новыя обители устроились с большими затруднениями; так что нередко все братия бывали по два дня без пищи и после все устроилось и обители эти процвели. Искушения бывают и монашествующим и самим монастырям. Будем надеяться, что в Ц-ой обители все устроится к лучшему. А все хорошее и полезное не вдруг устраивается, а с разными затруднениями.

Б. В. и В. Н. пожелали устроить обитель, а им два года аренды не платят. Вот чрез это и затруднение вышло; у них есть леса, когда устроится продажа, тогда и дела поправятся с Божиею помещию. А пока подождем и потерпим. Есть правильная поговорка: стерпится, слюбится. Советую и тебе с сестрами потерпеть. Жалуешься, что ты с сестрами зависите от других. А., 3. и Е. выдают вам все. При недостатке вещей это для тебя и лучше, ответственность не на тебе.

О бунтующих перекрещенках я писал В.Н., чтобы их выслать, как и лично ей говорил об этом.

Всем С-ским сестрам передай от меня благожелательное приветствие о Господе.

[Оглавление]


420. Господь взирает не на наружныя действия наши, а на намерения (1870 г.)

Сестра о Господе, мать N!

Деньги, посланныя на имя Т., получил, также и письмо твое, от 22-го (по почтовому штемпелю). Пишешь, что в дороге была нездорова, а приехавши в Киев и вовсе заболела и лечилась; говоришь, что, по-видимому, нажила себе ревматизм в голове. Что делать? Положись на волю Божию: как Господу угодно будет, тако и да сотворит с нами! Еще описываешь, как неприятна тебе была езда по железной дороге и каким средством ты ухитрилась избавиться от докучливых разговоров. И сбылось слово апостольское: аще кто хощет мудр быти в вас, буй да бывает, яко да премудр будет. Тебя беспокоит, что к этому средству пришлось тебе обратиться в храме преп. Сергия. Но Господь взирает не на наружныя наши действия, а на намерения наши, почему так или иначе поступаем, и если намерение - благое, по Боге, то и можно быть покойным. Потому и других не должно судить ни в каком случае: мы видим только внешния поступки; а сокровенныя побуждения и намерения, по которым эти поступки будут судиться, ведомы Единому Сердцеведцу Богу. – Мир тебе! Мужайся о Господе!

Пишешь, что тебя очень поразило, что вагоны, в которых ты сидела, переехали и задавили мужика, работавшаго на дороге, и боишься, как бы на том свете тебе за это не отвечать. Но ты ведь не машина, которая задавила человека, и не машинист, который не усмотрел человека; а только сидела в вагоне и не видала, куда вас везут.

[Оглавление]


421. Благодушное несение болезней искупает греховную причину их. Уклоняющийся от вольных скорбей впадает в невольныя (1871 г.)

Сестра о Господе, мать!

Получил письма твои. Очень сожалею о разстроенном здоровье твоем. О причине болезни смущаться не должно; святыя отцы заповедуют нам не искать, от кого и за что находят скорби, а терпеть благодушно. Благодарение Бога и смиренное несение не только загладят наши немощи и неосторожности, но и вменят нашу же вину в наше оправдание. Попущение же Божие, бывающее на пользу нашу промыслом премудрым, от нас же и истекает. Уклоняющийся от вольных скорбей, говорит Марк подвижник, впадает в невольныя. - И все же к пользе нашей и ко вразумлению нашему; но отнюдь не к смущению.

[Оглавление]


422. Не следует доверять снам, от которых бывает смущение (1871 г.)

Сестра о Господе, мать!

25-го августа получил от тебя письмо, на которое отвечаю вкратце, потому что б-го августа я заболел и был очень болен, да и теперь не оправился еще от своей болезни, - так слаб, что от обычных своих занятий очень сильно утомляюсь. По этой причине, т.е. по болезни моей, следует тебе и приезд твой к нам отложить до перваго хорошаго зимняго пути: тогда спишемся. А теперь не приезжай. –Пишешь о виденном во сне жезле и о слышанном тобою голосе. Но эти сны, может быть, не истинные, а с шуией стороны, потому что от истинных видений бывает мир и польза душевная, а от этих снов последовало общее смущение. Поэтому советую тебе не доверять этим снам, а оставлять их без решения и молиться, чтобы Господь и Царица Небесная устроили о тебе полезное, якоже Им угодно. Если что по воле Божией будет, то пусть и будет,— и эти вещи бывают обыкновенно и без нашей воли; а эти сны бывают иногда только одно наругание бесовское, на которое не следует обращать внимания. Пусть об нас лучше будет по воле Божией.

[Оглавление]


423. О благоразумном распределении имущества (1872 г.)

Сестра о Господе, мать!

Пишешь, что процентов с твоих билетов тебе для прожития недостает, и просишь моего совета, не разменять ли тебе билеты? При этом разсчитываешь, сколько еще проживешь: в одном письме пишешь, что проживешь, может быть, только три года, а в другом - что более пяти лет не проживешь. Напрасно располагаешь продолжением своей жизни, которая зависит от мановения воли Божией и Единому Господу известна; и напрасно на таких погрешительных и неверных догадках и предположениях основываешь денежныя свои расчеты и назначения, сколько после себя оставишь монастырю. При скудости твоих средств и при болезненном твоем положении очень неблагоразумно заблаговременно заботиться о благотворении монастырю. Если проживешь более назначеннаго тобою срока, а между тем распорядишься и вторым твоим билетом, то, проживши первый, чем же ты, больная и немощная, будешь содержаться. Поэтому советую тебе заблаговременно не делать назначения монастырю: сколько останется после тебя из твоего капитала, то и останется в пользу обители. А для того, чтобы не вышло путаниц из того, что билет твой именной, достаточно сделать на нем подпись своего имени, фамилии и звания и засвидетельствовать эту подпись у нотариуса. Чрез такую подпись именной билет делается безымянным. Для расходов же твоих достаточно тебе разменять один билет на несколько мелких билетов, которые при надобности удобно разменивать на деньги, а на остальную часть капитала будешь пользоваться процентами .

[Оглавление]


424. Об удобстве иметь келейницу. О чистой молитве. Еще о неверии снам (1872 г.)

Сестра о Господе, мать!

В первом письме писала ты, что взяла келейницу, но что она во многом тебя затрудняла и стесняла; а во втором письме пишешь, что она уже ушла от тебя. Но сама видишь, что с келейницею одни неудобства, а без келейницы другия неудобства. Особенно в случае болезни или изнеможения тебе невозможно обходиться без келейницы, как самое дело показывает. Что бы с тобою было, если бы 13-го августа в Киеве ты была одна без келейницы? Одной можно бы тебе душевно повредиться. И вообще сказано в Писании: блази два паче единаго; и горе единому, егда падет, и не будет втораго воздвигнути его. Высочайшим образцом безмолвия был Арсений Великий; но и он в своем уединении имел при себе двух человек, Александра и Троила. Как же нам немощным душевно и телесно жить одним? Разве мы выше Арсения Великаго?

Описываешь, что с тобою было в ночь 13-го августа. Это на тебя так сильно подействовало оттого, думаю, что ты привыкла верить и снам своим и тому, что видишь или слышишь во время молитвы, тогда как чистая молитва в том и состоит, чтобы во время ея никакого посторонняго помысла не принимать и не верить тому, что видится или слышится, т.е. изменению иконы или какому-либо голосу. А если снам или чему-либо подобному верить, то можно и ума лишиться. К м. и. можешь ходить, смотри по надобности, изредка и со страхом Божиим и с осторожностию; но отнюдь не следует этого делать вследствие виденных тобою снов, в которых она просит твоей помощи. Повторяю, ни снам, ни голосам, ни мысленным внушениям во время молитвы не верь и по оным не действуй, чтобы душевно не повредиться.

Пишешь, что иногда м. и. наговаривала на тебя то, чего нет, ты должна была принудить себя говорить, что это правда. Не понимаю, почему же ты должна это делать? Никакой надобности нет говорить то, чего нет.

[Оглавление]


425. На повторяющих от сердца Иисусову молитву возстает враг. Должно терпеливо переносить искушения и надеяться на помощь Божию. При победе над врагом не должно возноситься и оставлять молитву, ибо эта мнимая победа уловка врага с целью победить подвижника. Прежния грехи возвращаются от самонадеяния и осуждения (1879 г.)

Сестра о Господе, пречестнейшая матушка!

Описанное тобою искушение происходит от диавольской зависти. В Добротолюбии - в главах Марка подвижника, о мнящихся от дел оправдатися, в главе 88-й сказано: "егда увидит диавол, яко ум от сердца помолися: тогда велия и злохудожныя искушения наносит"". Просто сказать, враг за сердечную молитву возстал на тебя и хочет отвратить от оной; но ты не покоряйся ему. Искушение это милостию и помощию Божиею пройдет, только ты против вражеских помыслов не представляй доказательств, потому что, по слову Лествичника, враги злохитры и могут с своей стороны представить тебе много возражений; а просто продолжай молиться, стараясь не внимать вражеским помыслам и презирать их, повторяя сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Св. Лествичник пишет: именем Иисуса бий ратники. Несть бо сильнее оружия ни на земли, ни на небеси. Не врагам противопоставляй, а сама про себя думай, что святейший Сын Божий во время своей земной жизни с грешниками ел и пил, и не отрекся вечерять в дому Симона прокаженнаго, и дозволил, заявленной в городе блуднице прикасаться и лобызать пречистая Свои нозе. Ежели свет солнечный, проходя нечистыя места, иссушает многая и не повреждается; кольми паче великое милосердие Божие сильно потребит все нечистая грехи каждой христианской души кающейся. В ад только пойдут те, которыя от гордости не захотят принести покаяние. Ежели Манассия, столько соделавший беззаконий и развративший многое множество людей, получил прощение, то да дерзают все грешныя кающиеся, и тем более, что Манассия, окованный железными узами и брошенный в медный вол, как бы невольно каяся, не могши приклонить телесных колен, приклонил только колено сердца. Словом, кратко сказать, ничего не отвечай врагам, а только молись и молись, призывая на помощь и милость сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, пришедшаго в мир грешныя спасти. А безтолковые толки вражеския, делать нечего, потерпи и понеси; через это стяживается опытность духовная. Знай и твердо помни, и веруй, что всеблагий Промыслитель Господь никому выше веры и выше сил не попущает искушения, а если кому и попущаются искушения, то в меру, и в то же время посылается свыше помощь от Господа, Котораго нужно призывать во всякое время. Ты в болезни получила некоторую свободу от монастырских занятий и понудилась часто произносить сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа. Вот враг вооружился и возстал против тебя. Впрочем, знай и помни, что если, милостию и помощию Божиею, враг и прекратит брань, то прекратит только на время, чтобы с большею силою опять напасть нечаянно, как сказано об этом в З-й части Добротолюбия, во 2-й главе св. Исаии отшельника: "аще будеши противлятися вражде и узриши, яко она, изнемогши, от тебя вспять бежит, да не возрадуется твое сердце. Понеже злоба духов созади их есть. Уготовляют бо рать злейшую первыя, и оставляют ю созади града, и заповедают оной не двигнутися. И аще противитися будеши, противоидя им, бегут от лица твоего от немощи: аще же возвысится сердце твое, яко прогна их, и оставиши град, ови востают созади, ови же остановятся впереди, и оставляют окаянную душу посреде себе, не имущую же убежища. Град есть молитва, настояние же противоглаголание о Христе Иисусе, шествие же ярость". Вот видишь, оплошность с нашей стороны состоит в возношении и оставлении молитвы. "А если, по слову Лествичника, ум заключит тебя в твердыне смирения, то только топоты и игры татей сих слышишь, и искушен же ни от единаго быть не можешь"". У пр. Исаии выше сказано о противоречии; но немощным и новоначальным, по совету других отцов, удобнее молиться на помыслы, как можно реже противореча им или совсем не внимая им.

Взялась, сестра, за дело, то не малодушествуй, а будь мужественна, вооружая себя верою и упованием, и будешь ощущать явственно помощь Божию, делом разумевая сказанное у апостола: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властем и к миродержателем тмы века сего".

Неправду говорят враги, что ты прежде много молилась и не была услышана. Была услышана, но оставила должное хранение и понадеялась на себя, а может быть, кого-нибудь и осудила; от таких причин и возобновилось прежнее искушение. А если будем поступать по ветхозаветной заповеди, "делати и хранити", то силен Господь сохранить нас.

[Оглавление]


426. В самооправдании - высокомудрие

Сестра о Господе, мать!

Это письмо, давно начатое, не мог я доселе кончить: при немощи телесной я постоянно таким обременен недосугом, что едва помню, что существую.

Получил я на днях и третье твое письмо от 25-го сентября. Пишешь об А. и выразилась так, чтобы я тебе верил, а не другим. Во всем твоем объяснении относительно А. проглядывает самооправдание. А эти твои слова, чтобы я другим не верил, а тебе только верил, не смиренномудры, а, напротив, показывают высокомудрие. Смиреннее, и проще, и ближе к правде было бы сказать так: если другим верите, то верьте и мне, и простите и отпустите мне случающияся неисправности"...

[Оглавление]


427. О передаче денег мирским родственникам (1874 г.)

Сестра о Господе, мать.

Письма твои от 15-го января и от 4-го февраля получил; но по обычной моей немощи телесной и крайнему недосугу не успел тебе доселе отвечать на вопрос твой о деньгах сына твоего. Если ты вполне уверена, что оне не пропадут, и если можешь с спокойным сердцем отдать их, то можно исполнить желание твоих родных. В противном случае смотри сама. А я положительно ничего не могу тебе сказать, тем более, что недавно был в Белевском Дев. Монастыре подобный случай, который нехорошо кончился. Мать взяла у дочери, которая живет в этой обители, последния ея деньги для сына своего. Сын прожил эти деньги; а теперь сама мать пришла в монастырь жить к дочери.

[Оглавление]


428. Еще о том, как должно относиться к видениям. О борьбе с высокоумием и о том, что не должно понуждать себя к телесным трудам сверх силы (1875 г.)

Сестра о Господе, мать!

Твоих писем без ответа набралось до шести. Между прочим ты пишешь о поездке своей в Почаевскую лавру и говоришь, что здоровье твое там было хорошо, но возвратившись опять стала болеть. Потом описываешь, как в праздник Смоленской Божией Матери в лаврском соборе, вздремнувши, видела двух голубей, на тебя спускающихся, и потом слышала глас: готовься к Сыну моему. Затем ты подробно объясняешь свои недоумения, что затрудняешься и принять и отвергнуть этот глас. Я тебе уже не раз и говорил, и писал, что в подобных случаях следует держаться совета преподобнаго Марка подвижника, который в 28-й главе о мнящихся от дел оправдатися пишет так: "добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное". Поэтому оставь слышанный тобою глас без всякаго значения. Готовиться же к кончине мы имеем заповедь от Самаго Господа, глаголющаго во Евангелии: будите готови, яко в онь же час не мните, Сын человеческий приидет (Матф. 24, 4). Пишешь, что если начнешь готовиться и понудишь немощную плоть, то можешь слечь в постель. Но готовиться нужно душою, а не телом. Например, сама сознаешься, что часто бываешь в борьбе с высокоумием. Блюди же за этим и отвергай гордые и всякия другая Богу противныя помыслы. Все святыя считали себя худшими всех, землею и пеплом; значит, если кто высокое о себе помышляет, тот не идет путем, указанным святыми отцами. Еще писала ты, что когда бываешь больна, то тебе затруднительно класть земныя поклоны, и спрашиваешь: как же тебе быть? И об этом я тебе не раз говорил и писал, что вредно понуждать немощное тело выше силы его и что от этого бывает только смущение на смущение. Если не можешь класть земных поклонов, клади поясные, или стоя, сидя, или хоть лежа твори молитву, а вместо поклонов хоть осеняй себя крестным знамением, на первых 30 молитвах каждой сотницы, при исполнении четочнаго пятисотнаго правила.

[Оглавление]


429. Во всяком пребывании надо жить благоугодно (1878 г.)

Сестра о Господе, достопочтеннейшая мать!

Письмо твое от 20-го февраля получил. Писала ты, что от казначейства отказалась. Если удалось тебе избавиться от казначейства, поздравляю тебя. А если, несмотря на твой отказ, тебя все-таки избрали в казначеи, опять поздравляю. Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т.е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше по апостольской заповеди было растворено духовною солию.

[Оглавление]


430. Должно молиться за оскорбляющих и терпеть искушение (1878 г.)

Сестра о Господе, мать!

Письмо твое от 20-го ноября, а также и прежния твои скорбныя письма получал, но по немощи и крайнему недосугу от занятия с посетителями не мог отвечать тебе до сего времени.

Описываешь свое скорбное положение и хочешь отказываться от казначейства.— Но теперь, по крайней мере, митрополит к тебе расположен; а как откажешься от должности, тогда, пожалуй, и этого не будет. В монастыре же едва ли чрез это будет тебе покойнее; а как бы и совсем не выгнали. Поэтому лучше от казначейской должности не отказываться, а хоть и со скорбию продолжать оную. Бог даст, по времени буря утихнет; только молись с верою и усердием Господу и Царице Небесной, чтобы помогли тебе в несении скорбей. Молись и за оскорбляющих тебя сими словами: спаси Господи такую-то мать, и молитвами ея помилуй и меня грешную". Особенно молись так во время сильнаго смущения. Хорошо при этом полагать великия поклоны, если позволяет место.

[Оглавление]


431. О вредных последствиях неправильной молитвы и о том, что не следует представлять себе непостижимое Божество в образах

Почтенный о Господе брат Д.

Письмо твое получил. Описанным тобою немощам душевным и телесным подвергся ты потому, что по неопытности употреблял не тот образ молитвы, возносясь умом к Престолу Святыя Троицы и созерцая непостижимое Божество, по человеческому представлению во образе, и подобиях; отчего, по слову святаго Григоря Синаита н Симеона Новаго Богослова, неопытные впадают в прелесть. Образ молитвы, с видением и возношением ума на небо, могут употреблять только безстрастные, долгим временем и подвигом, паче же смирением и помощью Божиею, очистившие себя от примеси страстей; а для новоначальных и немощных это весьма опасно и доводит до прелести вражией, при которой подвергаются неподобным немощам и увлечениям, как объясняет это святый апостол: "понеже не восхотеша имети Бога в разумы, сего ради предаде их Бог в неискусен ум творити неподобная"...

Видения, бывшия тебе и представлявшияся, не истинны, как-то: видение воскресшаго Господа, видение Божией Матери и другое прочее подобное. Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увенчивается добрым концом. Самыя плоды настоящей твоей жизни могут служить тебе ясным доказательством, что ты был обманут и увлечен самомнением от бывших представлений и мнимой чистоты, и светлости ума, и случавшимися слезами, и умилением. Все это питало в тебе тайное и тонкое кичение и обольщение вражие, от которых произошли потом горькия плоды. Впрочем, отчаиваться не должно. Несть грех побеждающ человеколюбие Божие. Силен Господь поправить твои душевныя обстоятельства, если понудишься положить новое начало с истинным покаянием и искренним смирением. Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно поклоняйся на иконе образу Святыя Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде, - это опасно, по учению святых отцов Григория Синаита и других. По краткости теперь нет возможности распрострася о сем. Если хочешь поправить испорченное дело, то подражай в молитве мытарю, о котором Сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего; т. е. никак не дерзал умом восходить на небо, а стоял пред Богом со страхом и смирением, как зримый свыше от Господа, и прося помилования: Боже, милостив буди мне грешнику, и не дерзая спорить с фарисеем, который явно уничижал его. Вот образ покаяния и возвращения на правый путь для всех согрешивших. И ты ни с кем не спорь и никого не учи, а только внимай своему покаянию и исправлению собственной жизни, во страхе Божием со смирением и самоукорением, не оправдываясь и не отвергая укоризны со стороны, кольми паче никого не судя и не осуждая.

[Оглавление]


432. О скорбях в монастыре: проводящия жизнь в смирении и самоукорении испытывают мало скорбей. Главная причина скорбей - самолюбие, а иногда и благая решимость - жить благочестиво

На всех ли равно действуют встречающиеся в монастыре случаи скорбей?

Не равно, а весьма различно и многоразлично. Кто, из поступивших в монастырь, прямо пойдет путем смирения, во страхе Божием, и сохраняя по совести очи и слух, и язык, а в ошибках прибегая к самоукорению, тот мало увидит неприятных случаев: а слово "сплетни" для него и существовать не будет. Ежели Господь, ради нашего спасения, перенес заплевания и заушения и всякий вид уничижения, то кто из хотящих спастись не должен знать, если только он имеет правильное стремление ко спасению, что и ему должно понести подобное, хотя в меньшей мере, за грехи свои и ради своего спасения. Главная мысль при пострижении выражена так: имаши досадитися, и уничижитися, и изгнатися, и вся скорбная понести. Кто это знает и помнит, для того слово "сплетни"" не может иметь силы.

Если кто спросит: для кого же оне существуют и имеют силу? Разумеется, еще для немощных, хотя и благонамеренных, у которых самолюбие еще в силе, хотя бы и прикрывалось благовидно какими-либо мнимо благословными предлогами, для тех, которые смотрят на вещи, хотя в некоторых случаях, человеческим оком, не быв еще свободны от того, чтобы получать внимание и ласку, и приветствие, и некоторое почтение, а иногда и предпочтение, особенно когда представляется на это как бы некий предлог чрез бывшия от них благотворения. Св. ап. Павел оба сказанныя состояния ясно выразил упреком: "наченше духом ныне плотию скончавают".

Как же быть в таком случае немощным? Очень просто: сознавать свою немощь, прибегать к самоукорению и смирению и в неприятных случаях более обвинять себя, а не других, и прежде всего смотреть на вещи просто, что все мы люди, все человеки, всякий по-своему видит, по-своему разумевает, по-своему судит и толкует. В этом судить нас будет один Сын Божий, Которому Единому дана сия власть от Бога Отца. Когда же оставим простоту и будем думать и толковать: что, и как, и зачем, и для чего, и кто они, и как они, тогда и не будет просто, а выйдет мудрено, паче же безтолково. Пойдут недоумения и недоразумения, не обойдется и без жалобы. А скорби-то! будут скорби невыносимыя! Не помню, где-то написано, что тщеславие, если дотронуться до него пальцем, кричит: кожу дерут". Хотя и не всегда так, а бывает не по малой части, только в различных видоизменениях. Самолюбие наше - корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок. Впрочем, и не одно самолюбие бывает причиною скорби, а часто и благая решимость жить благочестиво, как сказано у апостола: "вси хотящии благочестиво жити гоними будут"". И в другом месте сказано: "многи скорби праведным"", только с прибавлением ободрения: "но от всех их избавит я Господь"". Блажен, кто принадлежит к числу таких и терпит скорби и правду и за жизнь благочестивую.

Как же быть тем, о которых сказано: "многи раны грешному""? И таким не должно отчаиваться, а без смущения и с упованием на милосердие Божие благодушно простираться к покаянию и смирению, подражая мытарю, который, видя во всем свою неисправность, взывал ко Господу: Боже, милостив буди мне грешнику". Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что все читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим, к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным. Благоразумно строгим быть значит не смущаться безтолково. Пример сего мы можем видеть в детях различнаго возраста, которым оказывается снисхождение, по мере их понятий. Есть и дети духовныя, которых возраст считается не по годам или морщинам, а положительно сказано: "возраст старости - житие нескверное". Скоро ли доживем до такого возраста старости. А не доживши все мы требуем друг от друга снисхождения, по любви о Бозе: снисходительно слышать, снисходительно видеть, снисходительно судить о виденном и слышанном.

Все это продиктовано лишь к сведению, чтобы неразсудно не устрашаться. На самом же деле придется многое перечувствовать, потому что человек не вдруг стяжавает безстрастие. А где страсти, там и скорби со многими недоумениями и недоразумениями.

[Оглавление]


Некоторые общие наставления старца Амвросия

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, - чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх.

Чтобы жить в монастыре, надо терпения не воз, а целый обоз.

Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо.

Царствие Божие не в словах, а в силе, нужно меньше толковать, больше молчать, никого не осуждать, и всем мое почтение.

Где просто, там ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного.

Спасение наше должно соделоваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно.

Креста для человека (т. е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца.

Напрошенный крест трудно нести; а лучше в простоте сердца предаваться воле Божией.

Иди, куда поведут; смотри - что покажут, и все говори: да будет воля Твоя!

Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Иметь совершенную любовь и значит страдать за ближних.

Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожным, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения.

Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться; потому что с помощию Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого конечно нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление.

Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши.

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение.

Дом души - терпение, пища души - смирение. Если пищи в доме нет, жилец лезет вон (обычное выражение: выходит из терпения).

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех.

Чужие дела не передавай.

Грехи как грецкие орехи - скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

В праздности грех время проводить. И службу церковную и правило для работы упускать грех.

Самооправдание - большой грех. Сказано в Писании: егда прииму время: Аз правоты возсужду.

Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнию, - это происходит от гордости. Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться.

Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь.

Смех изгоняет страх Божий.

Лучше предвидеть и молчать, чем говорить и потом раскаиваться.

Неисполненное обещание все равно что хорошее дерево без плода,

Учить - это небольшие камни с колокольни бросать, а исполнять - большие камни на колокольню таскать.

Слова старца: "когда я говорю, надо слушать с перваго слова; тогда будет послушание по воле Божией. - Я мягкаго характера: уступлю, но не будет пользы для души".

Записка старца. Св. Григорий Синаит повелевает: При молитве три сия блюсти: воздержание, молчание и самоукорение, т. е. обвинение себя, а не других во всяком неприятном случае.

Слова старца. "Хорошо молиться перед Распятием, вспоминая страдания Спасителя: заплевания, заушения, наругания, биения; при этом смиряется дух".

"На Страшном Суде более всего взыщется за недостаток любви к ближнему". "Любовь есть Сам Бог! – Этого чувства ниже ангелы могут постигнуть".

Кончивши правило молитвы, можно молиться о чем придет усердие.

Когда придет желание молиться среди правила особенною молитвою и с поклонами, тогда не надо мешать такому настроению.

Прежде всего не оставлять церковнаго правила; потом совершать келейное, а после молиться по усердию.

Когда найдут смутные помыслы, тогда молиться: "Да воскреснет Бог" и поклон.- "Богородице Дево" три раза и за каждым разом поклон. - "Достойно есть" и поклон.

Когда будут приходить помыслы зависти, надо молиться: от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова