ПРЕПОДОБНЫЙ
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
И СОЗДАННАЯ ИМ
ТРОИЦКАЯ ЛАВРА
Часть вторая
К оглавлению
Общие источники
и пособия, из которых мы брали сведения для настоящего Путеводителя
и которыми пользовались при его составлении, суть следующие.
1. Ряд кратких исторических записей
о Троицком монастыре с 1512 года по 1640 год, читаемых в одной рукописи,
которая принадлежала прежде монастырю, а теперь находится в Синодальной
библиотеке, напечатанных А. Ф. Бычковым под именем «Краткого летописца
Свято-Троицкой Сергиевой лавры» в III выпуске «Летописи занятий
Археографической Комиссии» и перепечатанных архимандритом Леонидом
в приложениях к его 2-му, 1890 года, изданию Описания лавры А. В.
Горского.
2. Опись Троицкого монастыря, произведенная
в течение 1641–1643 годов наряженной от царя Михаила Феодоровича
комиссией его чиновников, весьма подробная и обстоятельная, так
что представляет собой огромную мелкого письма рукопись, хранящаяся
в настоящее время в монастырской ризнице.
3 и 4. Две краткие описи монастыря,
составленные одна в 1768 году для св. Синода, другая в 1785 году
для Межевой канцелярии, к сочинению атласа Московской губернии,
находящиеся в монастырском архиве.
5. Краткое историческое описание Свято-Троицкой
Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий, случившихся
в оной, составленное в 1781 году наместником лавры иеромонахом Павлом
Пономаревым (скончавшимся в 1806 году в сане архиепископа Ярославского),
изданное в следующем, 1782 году и потом восемь или более раз переизданное,
причем каждый раз было исправляемо и дополняемо соответственно тому,
каких перемен и дополнений требовала действительность (первое издание,
1782 года, и второе издание, 1790 года, напечатаны с именем составителя;
последующие издания, начиная с третьего, 1796 года, так как были
печатаемы уже не составителем, в 1794 году поставленным из архимандрита
Новоспасского в епископа Нижегородского, а монастырем, печатались
без его, составителя, имени, или безыменно. Первое издание, весьма
редкое, напечатано под заглавием «Краткое историческое описание
Свято-Троицкой Сергиевой лавры. С присовокуплением происшествий,
случившихся в оной. Сочиненное Оной лавры Наместником Иеромонахом
Павлом. В Санкт-Петербурге 1782 года». Третье, а безыменное – первое,
издание напечатано под заглавием «Краткое историческое описание
Свято-Троицкой Сергиевой лавры с приложением знатных происшествий,
случившихся в оной, противу прежнего издания во многом исправленное
и открывшимися вновь обстоятельствами дополненное до 1796 года.
Москва. В вольной Типографии А. Решетникова. 1796». Последующие
известные нам издания относятся к 1801, 1809, 1815, 1818, 1824 и
1829 годам. С издания 1801 года к описанию лавры прибавлено описание
и «Спасо-Вифанского училищного монастыря», а два последних издания,
1824 и 1829 годов, еще с «присовокуплением описания Махрищского
монастыря» (хотя в действительности «Краткое историческое описание
Махрищского монастыря» есть уже в первом издании). На издании 1809
года выставлено, что оно есть «издание третье», и от него ведется
счет дальнейших изданий, так что издание 1829 года есть седьмое;
это значит, что счет изданий начат с первого безыменного издания,
или с первого издания, сделанного самим монастырем после составителя
описания. Преосвящ. Филарет в Обзоре литературы (кн. II, § 120)
утверждает, что описание печатаемо было до 1837 года, но едва ли
он не ошибается и как будто издание 1829 года есть последнее издание.
6. Автобиография митрополита Платона,
напечатанная в первый раз с несовершенно исправного списка И. М.
Снегиревым в приложении к его сочинению «Жизнь Московского митрополита
Платона» (первое издание – 1831 г., второе – 1856 г.), и во второй
раз – с автографа, хранящегося в Лаврской ризнице, С. К. Смирновым
в № 9 и 10 «Душеполезного чтения» за 1887 год.
7. Письма митрополита Филарета к наместникам
лавры Афанасию и Антонию, из коих первые напечатаны в 38-й части
Прибавлений к творениям святых отцов (1886 г., кн. 3 и 4), а вторые
– отдельно, в четырех частях, в продолжение 1877–1884 годов.
8. Историческое описание Свято-Троицкой
Сергиевой лавры, принадлежащее А. В. Горскому, напечатанное в первый
раз в 1842 году и потом до настоящего времени перепечатанное восемь
раз, именно в 1852, 1857, 1865, 1873, 1878–1879, 1882, 1889 и 1890
годах. Из сих восьми изданий два издания, сделанные архимандритом
Леонидом, – 1878–1879 годов, помещенное в «Чтениях Общества Истории
и Древностей Российских», и 1890 года, выданное отдельно, – напечатаны
с восстановлением подлинного текста автора, сокращенного митрополитом
Филаретом, и снабжены многими приложениями издателя. Только в этих
двух изданиях выставлено имя автора описания, во всех же остальных
изданиях, начиная с первого, оно без имени автора.
9 и 10. Небольшое количество особенных,
но довольно важных известий находим в принадлежащих к общим источникам
двух сочинениях известного славного труженика в области русской
истории Герарда Фридерика Миллера, именно (в) кратком описании Троицкого
монастыря или записке о нем, составленной между 1770–1775 годами,
и (в) описании поездки в Троицкий монастырь, совершенной в 1778
году. В рукописях оба сочинения сохраняются вместе с другими бумагами
Миллера в Московском Главном Архиве Министерства Иностранных Дел.
Второе сочинение было напечатано Миллером, и притом на немецком
и на русском языках, в тогдашних немецком и русском журналах Академии
Наук (Немецкий подлинник, которого мы не видали и который указываем
по Словарю русских светских писателей митр. Евгения – в 3-й
части Петербургского Немецкого журнала 1778 г., Русский перевод,
– в Новых Ежемесячных Сочинениях, ч. ХLI, 1789 г., ноябрь, с. 28–45).
Принадлежат не к общим, а к частным
источникам, но по своей важности для нас заслуживают быть нарочито
упомянутыми статьи [умершего] иеромонаха лавры, ее бывшего библиотекаря
и составителя описания ее рукописей, отца Арсения, каковы суть:
1) «О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя,
преподобного Сергия», напечатанная в 1877 году в VII выпуске «Летописи
занятий Археографической Комиссии»; 2) «Летопись наместников, келарей,
казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой
лавры», напечатанная в 1868 году в IV выпуске той же Летописи; 3)
«Доклады, грамоты и другие акты Троицкого Сергиева монастыря о служках»,
напечатанная в 1867 году в III книге «Чтений Общества Истории и
Древностей Российских» на сей год; 4) «Исторические сведения об
иконописании в Троицкой Сергиевой лавре», напечатанная в 1873 году
в Сборнике на сей год Общества Древнерусского Искусства при Московском
Публичном музее; 5) очень важно сделанное отцом Арсением издание
двух жалованных грамот Троицкому монастырю императрицы Елизаветы
Петровны от 11 июня 1752 года, из коих одна – обо всех вотчинах
монастыря, а другая – обо всех его подворьях, напечатанных в 1865
году в IV книге «Чтений Общества Истории и Древностей Российских»
на сей год (перепечатанных архимандритом Леонидом в прибавлениях
к Описанию лавры А. В. Горского); 6) имеют немалую важность для
нас и составленные отцом Арсением описания церквей посадских приходов
– Клементьевского (напеч. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Российских»,
1887 г., кн. II), Рождественского (ibid., 1891., кн. III), Пятницкого
(ibid., 1894., кн. IV) и Ильинского (ibid., 1897., кн. I).
Другие частные источники и пособия,
за исключением в первом случае общеизвестных или относящихся к истории
общецерковной и общегосударственной, указываются в примечаниях.
|