ЕВГЕНИЙ ГОЛУБИНСКИЙ
Его:
История Русской Церкви.
Воспоминания.
К нашей полемике с старообрядцами. 1896.
Преп. Сергий Радонежский
и основанная им Троице-Сергиева лавра. М., 1909.
Из сборника "О реформе в быте Русской Церкви", 1913.
Глава о монашестве (очерки о Сергии и Германе Валаамским, о Сергии
Радонежском) из неизданной части "Истории".
Очерк о Кирилле и Мефодии.
История Русской Церкви.
Т. I: Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. — 1880.
—XXIV, 793 с. Опись А, №107.
Т. I: Период первый. Киевский или домонгольский, 2-я половина тома. М.: 1904. 926 с. Опись А, №108.
Археологический атлас ко второй половине 1-го тома. — 1906. —34 с., 63л.,
ил.
Т. II: Период второй. Московский. [1 половина тома]. М.: 1900. 919 с. Опись А, №109.
Т. II: Период второй. Московский. От начала монголов до митрополита Макария
включительно, 1-я половина тома. — 1900. — VII, 919с. Опись А, №110.
О диспуте 1880 г. по первому тому "Истории" Ключевский и Соловьёв.
Воспоминания. В книге: Полунов А.Ю.; Соловьев И.В. Жизнь и труды академика Е.Е.Голубинского. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1998. 255 с. Опись А, №430.
История канонизация святых в Русской Церкви. В: ЧОИДР, 1903, кн. 1. Опись А, №779.
Краткий
очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской
или Молдо-Валашской. М., 1871. 744 с.
*
О нем И.Голубцов; Платонов: реферат
статьи Голубинского о реформах, 1881. Комиссаренко о защите Г. диссертации
в 1880;
Просвирнин И. Митрополит Макарий (Булгаков) и академик Евгений Голубинский. Из истории русской церковно-исторической науки // ЖМП, 1973, №6.
Сайт www.golubinski.ru (существенно не пополняется, кажется, с 2005 г., примерно - хозяин уехал в Финляндию).
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ-БОГОСЛОВЫ
Историки Церкви. Исследователи и толкователи Священного Писания
Биобиблиографический указатель. 2-е изд. М.: Пашков дом, 2001.
Номер страницы указан после текста на этой странице
К оглавлению
Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834-1912)
Евгений Евсигнеевич Голубинский родился в 1834 году в семье священника села
Матвеева. Фамилия Голубинский вместо Песков дана была его отцом в честь знаменитого
земляка профессора Московской Духовной Академии Феодора Голубинского при определении
Евгения в Соли-галичское Духовное училище. По окончании Духовного училища он поступил
в Костромскую Духовную семинарию, а затем в Московскую Духовную Академию. По окончании
Академии он был назначен преподавателем словесности в Вифанскую Духовную семинарию,
а в 1861 году переведен в Московскую Духовную Академию.
14 июня 1882 года Е.Е. Голубинский получил звание ординарного профессора и
избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук, в 1886 году удостоен
звания заслуженного ординарного профессора. В 1895 году Евгений Евсигнеевич вышел
в отставку. Прекратив чтение лекций, он не оставил научной деятельности. Е.Е.
Голубинский был членом многих ученых обществ: Общества истории и древностей российских,
Киевского общества преподобного Нестора-летописца, Ростовского музея церковных
древностей. Харьковского университета, Болгарского книжного дружества в Софии.
В 1904 году Е.Е. Голубинский был избран ординарным академиком Императорской Академии
наук.
28
Е.Е. Голубинский славился независимостью и оригинальностью мышления. «Быть
историком, — писал Евгений Евсигнеевич, — почти так же щекотливо, как быть публицистом».
Он обладал основательнейшим и глубоким знанием древних летописей, благодаря которому
внес множество поправок и дополнений в хронологические сведения по истории Русской
Церкви. Современники академика Голубинского полагали, что появление в печати первого
тома его труда «История Русской Церкви» составило эпоху в истории научной разработки
судеб Церкви. С.И. Смирнов, преемник Евгения Евсигнеевича по кафедре в Московской
Духовной Академии, писал: «Как историк Русской Церкви Е.Е. Голубинский является
естественным преемником и продолжателем митрополита Макария».
Личный архив Е.Е. Голубинского находится в Российском государственном историческом
архиве в Петербурге, фонд 1628, а также в Отделе рукописей Российской государственной
библиотеки, фонд 541.
Евгений Евсигнеевич Голубинский скончался в 1912 году.
Печатные труды
77. А. П. Калдубовского «Очерки по истории древнерусской литературы житий
святых», I—V. Варшава, 1902: Отзыв. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1905. — 11с.
— Отд. отт. из: Отчет о присуждении премий имени графа Д.А. Толстого.
78. Вондрак Вацлав. Studie z obzoru cirkevneslovanskeho pisemnictvl (v Praze,
1903): [Ред.]. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1904. — 7с. — Отд. отт. из: Изв.
Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. — 1904. —Т. 9, кн. 3. — С. 343—349.
79. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой
схедографии. представлявшей собою у последних высший курс грамотности. — СПб.:
Тип. Имп. Акад. наук, 1904. — 11с. — Отд. отт. из: Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности
Имп. Акад. наук. — 1904. —Т. 9, кн. 2. — С.49—59.
80. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах: Статья,
читанная на 2-м Археологическом съезде в
29
С.-Петербурге 17 дек. 1871 г. // Правосл. обозрение. —М.. 1872. — № 11 (нояб.).
— С. 570—589.
81. История канонизации святых в Русской Церкви. — Сергиев Посад: 2-я тип.
Снегиревой, 1894. — [2], 267 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1894. — Июнь —
окт.
То же. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Имп. о-во истории и древностей российских
при Моск. ун-те, 1903. — [4], 600с. — Библиогр.: с. 3—10.
82. История Русской Церкви. — М.: Тип. Лисснера и Романа, 1880—1911.
Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. — 1880.
—XXIV, 793 с.
Т. 1: То же, 2-я половина тома. — 1881. — [6], 792, XV с.
Т. 2: Период второй. Московский. От начала монголов до митрополита Макария
включительно, 1-я половина тома. — 1900. — VII, 919с.
Т. 2: То же, 2-я половина тома. — 1911 (обл. 1917). — 616 с.
83. История Русской Церкви. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Имп. о-во истории
и древностей российских при Моск. ун-те. 1901 — 1911 (обл. 1917).
Т. 1: Период первый. Киевский или домонгольский, 1-я половина тома. — 1901.
— III—XXIV, 968 с.
Т.1: То же, 2-я половина тома. — 1904. — [6J, 926, XVIII с.
Археологический атлас ко второй половине 1-го тома. — 1906. —34 с., 63л.,
ил.
Т. 2: Период второй. Московский. От нашествия монголов до митрополита Макария
включительно, 2-я половина тома. — 1917.—616 с.
84. К вопросу о начале книгопечатания в Москве. — Сергиев Посад: 2-я тип.
Снегиревой, [1895]. — 10 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1895. — № 2.
85. К вопросу о церковной реформе. — М.: Тип. Штаба Моск. воен. окр., 1906.
— 23 с.
86. К нашей полемике с старообрядцами. — Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, 1892.
— [2], 154 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1892. — № 1—5.
87. К нашей полемике с старообрядцами. — М.: Унив. тип., 1896. — 49 с. — Из:
Чтения в Имп. о-ве истории и древностей российских при Моск. ун-те. — 1896.
30
88. К нашей полемике с старообрядцами: (Дополнения и поправки к полемике относительно
общей ее постановки и относительно главных частных пунктов разногласия между нами
и старообрядцами). — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Тип. О-ва распростр. полезн.
кн., 1905. — [6], 260 с.
89. К нашей полемике с старообрядцами: О происхождении раскола старообрядства:
Ответ на статью свящ. С. Ледовского «О греко-восточном православии», помещенную
в «Братском слове». — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, [1895]. — 40 с. — Отт.
из: Богослов, вестник. — 1895. — № 3—4.
90. Кирилл и Мефодий. Главнейшие источники для истории свв. Кирилла и Мефодия,
сочинение А.Д. Воронова. Киев, 1878: Рец. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук, 1880.
— 9 с.
91. Краткий очерк истории Православных Церквей Болгарской, Сербской и Румынской
или Молдо-Валашской. — М. — 732 с.
92. Митрополит всея России Максим. — Сергиев Посад: Тип. Снегиревой, [1894].
— 9с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1894. — № 5.
93. Митрополит всея России св. Петр. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой,
1892. — 50 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1893. —№ 1.
94. Митрополит всея России Феогност. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой,
[1893]. — 23 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1893. — № 1.
95. О реформе в быте Русской Церкви: Сб. статей. — М.: Имп. о-во истории и
древностей российских при Моск. ун-те, 1913. — X, 132 с. — Библиогр.: с. 129—130.
96. Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и
VI веках в пользу Церкви, против еретиков и раскольников. — М.: Тип. Готье, 1859.
— [2], 67 с. — Авт. установлен по изд.: Рус. анонимные и подписанные псевдонимами
произведения печати... — Л., 1977. — Вып. 2. — С. 47.
То же. — 2-е изд. — М.: Иждивением моск, купца Сапелкина, Тип. Каткова, 1860.
— 73 с. — Из: Творения св. Отцев в рус. пер.
97. Обращение всей Руси в христианство Владимиром и совершенное утверждение
в ней христианской веры при его преем-
31
никах // Журнал М-ва нар. просвещения. — 1877. —Т. 190. — № 3. — Отд. 2. —
С. 100—163; Т. 191. — № 5. — Отд. 2. — С. 26—47.
98. Ответ на статью «Московский академический историк о житии преп. Сергия»,
напечатанную в журнале «Странник», [подписанную буквой И]. — Сергиев Посад: Тип.
Снегиревой, [1893]. — 52 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1893. — № 10 и 11.
99. Ответ о. протоиерею И.Г. Виноградову. — [М., 1893]. — 12 с. — Отт. из:
Богослов, вестник. — 1893. — № 8.
100. Отзыв о сочинении г. С. Голубева «Киевский митрополит Петр Могила и его
сподвижники». Т. 1. — [СПб.]: Тип. Имп. Акад. наук. [1885]. — 17с. — Из: Отчет
о двадцать седьмом присуждении наград графа Уварова...
101. Отзыв о труде профессора А.Д. Воронова «Кирилл и Ме-фодий. Главнейшие
источники для истории святых Кирилла и Ме-фодия». Киев, 1878 // Записки Имп. Акад.
наук. — 1880. —Т. 37. — Прил. №4. — С. 153—161.
102. Отчет о заграничном путешествии (с конца мая 1872 г., полтора года) в
Грецию и Славянские православные земли, для ближайшего ознакомления с внутренним
бытом современной и памятниками исторической церковной жизни // Журналы Совета
Московской Духовной Академии за 1884 г. — М., 1875. — С. 8—21.
103. Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя
турками до настоящего столетия: I. Школы. П. Писатели. — М.: Правосл. обозрение.
Ценз. 1872. — 47 с. — Отт. из: Правосл. обозрение. — 1872. — № 5 (май). — С. 699—730;
№ 6 (июнь). — С. 818—841; № 7 (июль). — С. 35—58.
104. Памяти заслуженного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича
Казанского// Правосл. обозрение. — 1878.—Т. 1.—№3. — С. 499—508.
105. По поводу перестроя В.И. Ламанским истории деятельности Константина Философа,
перЕюучителя славянского. — СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1907. — 15с. — Отт. из:
Изв. Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. — 1907. —Т. 12.
106. Порабощение Руси монголами и отношение ханов монгольских к Русской Церкви
или к вере русских и к их духовенству. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1893.
— 55 с. — Отт. из: Богослов, вестник. — 1893. —№ 7.
32
107. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра: Жизнеописание
преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой,
1892. — Разд. паг., 4 л. ил.: ил., пл., карт. — Библиогр. в тексте.
То же. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Синод, тип., 1909. — VI, 423 с.. 20
л. ил. — Библиогр.: с. 97—99.
108. Разбор сочинения В. Жмакина «Митрополит Даниил и его сочинения». — СПб.:
Тип. Имп. Акад. наук, 1882. — 22 с. — Из: Отчет о двадцать пятом присуждении наград
графа Уварова...
109. Речь о значении преподобного Сергия Радонежского в истории нашего монашества,
произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии, бывшем 26
сентября 1892 года. — Сергиев Посад: 2-я тип. Снегиревой, 1892. — 17с. — Отт.
из: Богослов, вестник. — 1892. — № 11.
НО. Святые Кирилл и Мефодий, первоучители славянские: [Речь, произнесенная
в торжественном собрании Московской Духовной Академии 6 апр. 1885 г.). — М.: Тип.
Волчанинова, 1885. — [2], 69с.
111. Христианство в России до Владимира Святого // Журнал М-ва нар. просвещения.
— 1876. — Т. 187. — № 9. — Отд. 2. — С. 46—84 ; № 10. — Отд. 2. — С. 133—169.
Литература о жизни и деятельности
112. Бродович И.А. Е.Е. Голубинский (Песков): [Некролог]. — Харьков: Тип.
«Печ. дело», 1912. — 19с. — Отд. отт. из: Сб. Харьков, ист.-филол. о-ва в память
проф. К.Е. Редана. —Т. 19.
113. Виноградов И.Г. Два слова на «Ответ» профессора Е.Е. Го-лубинского. —
М.: Тип. Лисснера и Романа, Ценз. 1893. — 8с. — Отд. отт. из: Братское слово.
— 1893. — № 16.
114. Ковба И.Ф. Памяти Е.Е. Голубинского. — Киев: Тип. Имп. ун-та св. Владимира,
[1914]. — 18с. — Отт. из: Унив. изв. — 1914. — № 10.
115. Попов К.М. Список трудов академика Е.Е. Голубинского. 1859—1911. — СПб.:
Тип. Имп. Акад. наук, 1912. — 32 с., 1 л. портр. — Отд. отт. из: Отчет о деятельности
Отд-ния рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. — 1911.
3 418 33
116. Смирнов С.И. Е.Е. Голубинский: [Некролог]. — [СПб.. 1912]. — С. 19 —
43. — Отт. из: Журнал М-ва нар. просвещения. Новая сер. — 1912. — N° 5 — Отд.
4.
117. Филевский И.И. Памяти академика — профессора Е.Е. Голубинского: (ум.
7 янв. 1912 г.): 24 февр. 1912 г. — Харьков: Тип. «Печ. дело», 1912. — 11с. —
Библиогр. в примеч. — Отд. отт. из: Вестник Харьков, ист.-филол. о-ва. — 1912.
— Вып. 2.
118. Цветков П.И. Профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский. — Сергиев Посад.
1912. — 18 с.. 1 л. портр.
Справка нем А.А.Платонова (ок. 1999)
Голубинский Евгений Евсигнеевич
(28.II.1834, с.Матвеево Кологривского уезда Костромской губ.-7.I.1912,
Сергиев Посад)
историк Церкви, академик.
Из семьи священника.
В 1858 окончил Моск.
духовную академию.
Определен профессором
словесности в Вифанскую семинарию.
10.II.1859 получил степень
магистра богословия за курсовое сочинение "Об образе действования
православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу
церкви, против еретиков и раскольников" (М., 1859; 2-е изд.- М.,
1860), тема которого была задана Св.Синодом.
12.I.1861 назначен бакалавром
Мос.Дух.Академии по кафедре истории рус. церкви.
В 1869 г. за исследование
"Константин и Мефодий, апостолы славянские" получил Уваровскую
премию Академии Наук. Работа осталась в рукописи, так как содержащаяся
в ней критика легендарных сказаний, в особенности о еп.Клименте,
не могла быть пропущена в то время цензурой.
28.IX.1870 возведен
в звание экстраординарного профессора.
В мае 1872 командирован
на полтора года в Грецию, православные славянские земли, Иерусалим
и Италию для ознакомления с современным состоянием и памятниками
исторической жизни православных церквей.
16.XII.1880 защитил
докторскую дисс.-"История рус. церкви"(т.1. Период первый,
Киевский или домонгольский, 1-я пол.- М., 1880; 2-я пол. опубл.
в 1881). За это сочинение награжден Уваровской премией Ак.Наук.
14.VI.1881 избран ординарным
профессором Мос.Дух.Академии.
29.XII.1882 избран в
члены-корреспонденты Акад. Наук по разряду историко-политич. наук.
С янв. 1884 г. по апр.
1893 г. был помощником ректора по церковно-историческому отделению
и членом правления Мос.Дух.Академии.17.I.1886 утвержден в звании
заслуженного профессора. В марте 1893г. получил премию митр.Макария
за сочинение "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая
Лавра" (Серг.Пос.,1892; 2-еизд.- М.,1909).
В июле 1895 г. вышел
в отставку.
19.III.1903 общим собранием
Акад. Наук избран ординарным академиком по отделению русского языка
и словесности.
В 1906-1907 гг. был
членом Предсоборного Присутствия при Св.Синоде, в связи с чем издал
брошюру "К вопросу о церковной реформе" (М.,1906).
Член Общества древнерусского
искусства при Московском публичном музее (с 1870), Общества истории
и древностей Российских (с 1878), Киев. общ-ва Нестора-летописца
(с 1880); почетный член Болгарского книжного дружества в Софии (с
1884), Ростовского музея церковных древностей (с 1887), Харьковского
университета (с 1894), Мос. Дух.Академии (с 1898).
-Автор трудов: "Краткий
очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской
или Молдо-Валашской" (М., 1871) -это капитальное исследование,
впервые ясно осветившее историю этих церквей.
"К нашей полемике со старообрядцами" (М., 1896, 2-е изд.-М., 1905)
- здесь собраны исторические и археологические материалы, объективно
разрешающие многие спорные вопросы, приведшие к расколу. Так указывается
на древность и православность двоеперстия. Эта книга вызвала нападки
тех противораскольнических деятелей, целью которых было не присоединение
старообрядчества к церкви, а его уничтожение.
"История канонизации святых в Русской Церкви" (Серг.Посад, 1894,
2-е изд.- М., 1903) - эта работа не только раскрыла историю канонизации
в русской и греческой церквях, но и стала пособием при дальнейшей
деятельности по канонизации, сыграв роль в канонизации преп.Серафима
Саровского.
"О реформе в быте Русской церкви" (М., 1913) - сборник статей,
написанных в 1881-1906 гг., по ключевым вопросам церковной жизни,
отношений церкви и государства, значения церкви в жизни русского
общества, до сих пор не утратил своего значения.
Ряд исследований опубликованы
в журналах "Православное обозрение", "Богословский вестник", "Известия
ОРЯС".
"Воспоминания" (Кострома, 1923) ярко описывают быт провинциального
духовенства середины XIX века, духовное училище и семинарию, бытовую
и научную атмосферу Мос.Дух.Академии на протяжении нескольких десятилетий.
При жизни Г-го было издано более 70-ти его работ ("Список трудов
академика Е.Е.Г-го" опубликован в "Отчете о деятельности ОРЯС за
1912 г."- СПб., 1912).
Главный труд - "История
русской церкви" (т.I (2-е изд.)-II, М.,1900-1917), охватывает
период с X до сер. XVI века. (Переиздание: М., 1997-98).
Здесь впервые дана картина
народно-религиозной жизни, освещен ход христианского просвещения
русского народа, проведен критический анализ источников русской
церковной истории. Е.Г. стремится из каждого памятника взять все
то существенное, что помогло бы составить общее понятие о направлении
просвещения, и делает вывод, что в допетровской Руси не было настоящего
просвещения, а только грамотность и начитанность, не живая осмысленная
христианская вера и нравственность, а обрядоверие. Несмотря на внешнее
совпадение оценки культуры Древней Руси у Г-го и западников, позиция
нашего ученого совершенно самостоятельна. Г.- апологет христианского
просвещения, и в своих оценках исходит из найденного им в процессе
изучения истории Церкви, церковно-общественного идеала.
В своей критике источников,
Е.Г. использует два методологических приема - очищение поля зрения
от загораживающих истину неверных показаний и накопление новых фактов
путем всестороннего анализа известий, признанных надежными.
Г. опровергает летописное
предание о путешествии ап.Андрея по берегам Днепра и Волхова, известия
о крещении - Аскольда и Дира, русского князя в Суроже, св.Ольги,
повесть летописи об обращении и крещении св.Владимира и пр.
Помимо опровержения,
в труде Г-го замечательна творческая работа, к достоверным данным
он подходит с целым арсеналом вопросов (что? как? почему? для чего?),
воскрешая прошлую жизнь в чертах живой конкретности, насколько это
возможно при обнаруженной Г-м скудости фактического материала нашей
церковной истории. Эта скудость не позволяет обрисовать древнерусских
деятелей, как живых людей, а в истории, " ...подобно действительной
жизни, которую она воспроизводит, всякий человек имеет значение
только как живая нравственная личность, и поелику наше нравственное
чувство ищет находиться в живом общении с историческими людьми и
хочет знать, должны ли мы воздавать им почесть или произносить над
ними строгий, т.наз. исторический суд".
История московского
периода дает больше возможностей оживить лица и факты прошлого,
и во II-м томе выяснены, напр.: биография св. митр.Петра, образ
архим. Михаила Митяя, конфликты митр. Киприана с новгородцами, история
митр. Исидора, митр. Даниила, митр. Макария с Стоглавым собором,
преп. Максима Грека.
"История есть история
лиц и затем учреждений... Учреждения же можно изобразить и при отсутствии
материала,- помощью аналогий и обратных заключений от позднейшего
времени к раннейшему. Наши церковные учреждения заимствованы из
Греции; поэтому сведениями о греческих учреждениях можно восполнить
недостаток сведений о наших русских учреждениях. Далее, учреждения
не то, что люди: они устойчивы и долговечны. Поэтому от позднейшего
времени допетровского периода истории можно делать заключения к
временам более ранним".
Таким сравнительным методом, материалом для которого отчасти служит
также история западных церквей, Г. реконструирует историю церковных
учреждений домонгольского периода (епархиального управления, прихода
и приходского духовенства, монастырей, церковной архитектуры).
Г. подчеркивает серьезные
недостатки, возникшие в русской церкви: обширность епархий, отдалившая
епископа от церковного общества; принудительное и искусственное
формирование духовенства из крестьян и рабов; перенесение из Греции
всех злоупотреблений, исказивших монашество, отступление после смерти
преп.Феодосия Печерского от истинного монашеского (общинножитного)
устава.
Строгая научность и
беспристрастность сочетаются в труде Г-го с публицистичностью. "Говоря
о недостатках прошедшего времени, иногда невозможно бывает не захватить...
настоящего, по... причине, что иногда прошедшее еще продолжает...
оставаться настоящим... Историк волей-неволей становится... публицистом".
Публицистика в историке роняет свою цену тогда, когда выступает
как предвзятое поучение, рассуждает Малышевский, рецензент Г-го.
Но "совершенно другого рода публицистика нашего историка. Коренясь
исходными мотивами в высших идеалах жизни, предносившихся мысли
историка, она твердо опирается на научно определяемом отношении
изображаемой прошлой жизни к ее идеалам и современной действительности,
составляющей наследие прошлого. Так поставленная публицистика составляет
несомненное достоинство в историке. Искренность, прямота, смелость,
как черты любви к правде, к истине, возвышает это достоинство в
нем". (Записки АН, т.41, СПб., 1882, стр.184-185).
"История Г-го не только
учит, она воспитывает читателя, создавая в нем доброе, правдивое
настроение. В этом отношении она самый лучший труд в нашей литературе,
и в настоящий момент, когда русская церковная жизнь задает столько
мучительных вопросов, удобнее всего взять за руководство труд нашего
историка" (С.И.Смирнов).
В.О.Ключевский, бывший
оппонентом Г-го на докторском диспуте, отмечал как недостатки метода
"Истории русской церкви": "...во-первых, наклонность уединять церковно-исторические
явления от их обстановки, ...вне связи с исторической средой, в
котор. они возникли, и во-вторых, историко-критический скептицизм,
излишняя подозрительность, с которой он относится к источникам нашей
истории".
Отрицательное отношение
Св.Синода и обер-прокурора К.П.Победоносцева к труду Г-го, сохранявшееся
более 20-ти лет после выхода в 1880 г. I-го тома "Истории", помешало
ученому закончить свою работу и исполнить обет молодости - в течение
35-ти лет написать Историю русской церкви допетровского периода.
Издание последнего полутома
"Истории", готовившееся учеником Г-го С.А.Белокуровым, было прервано
в 1917 г.
Ученики Г-го, средикоторых
такие крупные историки, как С.И.Смирнов, Н.Ф.Каптерев, А.П.Голубцов,
Н.Н.Глубоковский восприняли от своего учителя дух смелой, беспристрастной,
православной исторической критики и творчества, дух Г-го и его учителя
А.В.Горского.
Лит.: Смирнов С.И. Евг.
Евс. Голубинский //Памяти почивших наставников.-Серг.Пос.,1914;
Карташев А.В. Очерки
по истории русской церкви. Т.1.- Репринт. изд. YMCA-PRESS.- М.:
Наука, 1991.-С.31-35;
Афанасьев В.В. Евг.
Евс. Голубинский //Памятники Отечества, 1/1988 г., с.150-152.
|