И СОЗДАННАЯ ИМ
ТРОИЦКАЯ ЛАВРА
СОЧИНЕНИЕ
Е. Голубинского
Сергиев Посад,1892; 2-е изд.- М.,1909
Текст приводится по изданию 1909 г., имеющиеся в нем ссылки на
стр., рис. и таблицы относятся к этому же изданию.
ОГЛАВЛЕНИЕ
<ОТ АВТОРА>
I. ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ
О месте,
принадлежащем преподобному Сергию в сонме наших подвижников, и о
предлагаемом очерке его жизни
Родители преподобнаго
Сергия
Чудесное предзнаменование
о нем прежде его рождения
Место
и время его рождения
Знаменательно-необычайное
поведение его в младенчестве
Природная
малоспособность его к грамоте и чудесное получение им дара к ней
Начало
его подвижничества в ранней юности
Переселение
его родителей из Ростова в Радонеж
Его
намерение принять монашество, отложенное по воле родителей
Кончина его
родителей
Намерение
преподобного Сергия удалиться для подвижничества в пустыню, а не
пойдти в какой-либо монастырь
Его
удаление в пустыню в сообществе со старшим братом Стефаном и избрание
им с братом места для поселения
Построение
им с братом кельи и церквицы
Удаление Стефана
от него из пустыни и его одиночество в последней
Пострижение
преподобного Сергия в монашество
Его
двухгодичное одинокое (одиночное) подвижничество в пустыне
Прихождение
к нему и поселение с ним монахов, – начало его монастыря
Первоначальное
число братии в монастыре и отсутствие в ее среде иеромонаха; ограждение
монастыря тыном; первоначальное пространство и первоначальный вид
монастыря
Первый
недолговременный игумен монастыря – Митрофан, постригший преподобного
Сергия, и потом – сам Сергий
Приход
к Сергию Смоленского архимандрита Симона, принесшего ему денег на
перестройку монастыря, и умножение в монастыре братии
Первоначальная
скудость монастыря
Заселение
окрестностей монастыря земледельцами-мирянами и усердие к монастырю
новых его соседей
Возвращение
к преподобному Сергию его старшего брата Стефана с 12-летним сыном
Иоанном, в монашестве Феодором
Введение преподобным
Сергием в своем монастыре общежития
Подражание
преподобного Сергия преподобному Феодосию Печерскому в игуменской
деятельности (относительно принятия в монастырь желающих монашествовать,
относительно пострижения в малый и великий образ, относительно надзора
над братией)
Занятия монахов
монастыря и заботливость преподобного Сергия о составлении библиотеки
четиих книг
Участие преподобного
Сергия во всех монастырских работах наравне с братией и его большее
всехъ других усердие к работе
Ношение преподобным
Сергием одежды не только одинаковой со всеми братиями, но и худшей,
чем кем-либо из братии
Случай с
худым одеянием преподобного Сергия
Вопрос
о том, владел ли монастырь преподобного Сергия недвижимыми имениями
или вотчинами при нем самом
Изображение
личного характера и нравственных качеств преподобного Сергия его
жизнеописателем и другими современниками
Нищелюбие
и страннолюбие преподобного Сергия
Послание к
нему Константинопольского патриарха Каллиста
Удаление его
из Троицкого монастыря из-за властолюбия Стефанова и построение
им для себя нового монастыря (Киржачского)
Возвращение
его в Троицкий монастырь
Чудотворения
преподобного Сергия, совершенные им при жизни: изведение источника;
воскрешение
отрока; исцеление
беснующегося вельможи; исцеление
тяжко больного; обличение
лихоимца; поражение
слепотой неверующего Греческого епископа
Случаи
прозорливости преподобного Сергия: обличение слуги князя Владимира
Андреевича, привезшего в монастырь от князя брашна и пития;
заочное приветствие
святого Стефана Пермского
Видения о
преподобном Сергии, бывшие его ученикам: сослужащего ему ангела;
божественного
огня
Великая слава
преподобного Сергия в Русской земле
Желание святого
митрополита Алексея оставить преподобного Сергия своим преемником
на митрополичьей кафедре
Гнев
на преподобного Сергия со стороны назначенного в преемники святому
Алексею архимандрита Михаила (Митяя)
Близость преподобного
Сергия к великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому и участие его
в делах государственных: крещение им у великого князя сыновей;
поездка его
в Нижний Новгород к князю Борису Константиновичу; поездка его
в Рязань к князю Олегу Ивановичу; благословение
им великого князя на борьбу с Мамаем, предречение государю победы
над ханом и построение для него двух обетных монастырей (Дубенского
Шавыкинского и Дубенского Стромынского); присутствие
при его кончине
Удаление преподобного
Сергия в Тверь от нашествия Тохтамыша
Видение преподобным
Сергием «птиц красных»
Посещение
преподобного Сергия Божиею Материю
Кончина преподобного
Сергия
Празднование
его памяти и причисление к лику святых
Открытие его
мощей
Значение преподобного
Сергия в истории северно-русского монашества
Монастыри,
построенные преподобным Сергием во исполнение деланных ему поручений
и обращенных к нему просьб: Московский Симонов, Коломенский
Голутвин, Серпуховский
Высоцкий, Московский
Андроников
Монастыри,
построенные по благословению преподобного Сергия, данному им сторонним
для него здателям: Ростовский Устьинский, Гороховецкая
Георгиевская пустыня
Монастыри,
построенные (и устроенные в смысле введения общежития) учениками
и собеседниками преподобного Сергия: преп. Мефодием Песношским,
преп. Саввою
Звенигородским, преп. Сильвестром
Обнорским, преп. Павлом
Обнорским или Комельским, преп. Сергием
Нуромским или Обнорским, преп. Аврамием
Галичским или Чухломским, преп. Иаковом
Железноборовским, преп. Никитою
Серпуховско-Боровским (не построившим, а устроившим монастырь в
указанном смысле), преп. Стефаном
Махрищским, преп. Димитрием
Прилуцким, святителем
Дионисием Суздальским, преп. Евфимием
Суздальским, преп. Килиллом
Белозерским, преп. Ферапонтом
Белозерско-Можайским, святителем
Стефаном Пермским
Распространение
введенного преподобным Сергием общежития во всей северной России
Распространение
в севернойй России введенного преподобным Сергием уединенного подвижничества
Ученики преподобного
Сергия, не исходившие из его монастыря для основания собственных
монастырей
О ЗНАЧЕНИИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В ИСТОРИИ
НАШЕГО МОНАШЕСТВА
II. ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЛАВРЕ
ИСТОЧНИКИ И ПОСОБИЯ
I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
О МОНАСТЫРЕ
История монастыря
(история зданий; история происшествий и деяний) Место его среди других
монастырей Сан
и богослужебные преимущества его настоятелей Наименование лаврой
Хозяйство и богатство
монастыря Заимствование у него
денег государями Его управление Количество монахов
Список настоятелей
(игумены; архимандриты; архиепископы и митрополиты)
II. СТЕНА МОНАСТЫРСКАЯ
С БАШНЯМИ В НЕЙ
Первоначальная
деревянная стена Расширение монастыря
при построении каменной стены Построение этой каменной
стены Ее размеры и устройство
Башни, находившиеся
и находящиеся в ней Наряд или артиллерийские
орудия на стене в прежнее время Прежние и нынешние
жилые и нежилые помещения в стене и в башнях Ворота в стене
Ров, бывший около стены,
надолбы и бастионы Кровля стены (ворота
в стене)
III. ЦЕРКВИ,
ПАЛАТКИ ПРИ ЦЕРКВАХ И КОЛОКОЛЬНЯ
1. Троицкий собор
Значение собора
в монастыре Деревянные церкви
до нынешней каменной Построение нынешней
каменной церкви: время, когда начато ее строение; материал, из которого
она построена; ее размеры и форма, ее красота; ее ктиторы и продолжение
времени ее строения Внешность собора:
позолота купола (главы), позолота кровли, роспись стен; пристройка
папертей Внутренность собора:
замечательное в олтаре; бывший придел в южном отделении олтаря;
иконостас и местные иконы; царские врата; рака с мощами преподобного
Сергия; замечательные иконы в церкви; ковчег с частицами мощей;
стенная живопись, паникадила и лампады Настилка чугунного
пола вместо деревянного и обращение собора из холодного в теплый
Записи в северной
паперти собора
2. Никоновская церковь
3. Духовская церковь
4. Филаретовская церковь
5. Успенский собор
6. Смоленская церковь
7. Трапезная церковь
преподобного Сергия
8. Михеевская церковь
9. Больничная (бывшая)
церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
10. Церковь
святого Иоанна Лествичника
11. Церковь
мучениц Варвары, Анастасии и Акилины
12. Надворотная церковь
Иоанна Предтечи
13. Домовая
церковь Казанской Божией Матери (в митрополичьих покоях)
14. Домовая
церковь Покрова Божией Матери (в наместничьих кельях)
15. Церковь
всех святых
Серапионовская
палатка или палатка трех мощей
Максимовская палатка
Колокольня
IV. КЕЛЬИ И ПРОЧИЕ
ЗДАНИЯ
Первоначальный
беспорядок в монастыре в отношении к кельям Упорядоченный вид,
который дал монастырю преподобный Сергий Преобразование относительно
расположения келей, произведенное в половине XVI века Превращение келей из
деревянных в каменные Значение в истории
келей осады монастыря Поляками Кельи и прочие здания
монастыря по описи монастыря 1641-го года Перемены в отношении
к кельям и прочим зданиям от 1641-го года до настоящего времени
V. РИЗНИЦА
Священные и несвященные
предметы, остающиеся от преподобных Сергия и Никона I.
Напрестольные (воздвизальные) кресты II. Евангелия напрестольные
III. Богослужебные сосуды
IV. Воздухи и покровы
на богослужебные сосуды V. Одежды на престол
и жертвенник VI.
Иконы VII.
Панагии VIII.
Митры IX. Богослужебные
ризы X. Покровы на раки преподобных
Сергия и Никона XI. Пелены подвесные
к иконам XII.
Плащаницы пасхальные XIII. Кадила, ладонницы,
архиерейские посохи, блюда, чаши, ковши и некоторые вещи, относящиеся
к церковной утвари, которые, вышед из употребления, сданы в ризницу
на хранение XIV. Нецерковные вещи,
хранящиеся в ризнице
VI. БИБЛИОТЕКА
И АРХИВ
VII. БОЛЬНИЦА
МОНАШЕCКО-СТРАННОПРИИМНАЯ И КЛАДБИЩА
VIII. УCПЕНCКИЙ КОЛОДЕЗЬ,
БАCСЕЙН И ПАМЯТНИК (ОБЕЛИСК)
IX. ИКОНОПИСНАЯ, СВЕЧНАЯ,
ПРОСФОРНЯ И ЛИТОГРАФИЯ С ФОТОГРАФИЕЙ
X. МОСКОВСКАЯ
ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ И БЫВШАЯ ПРЕЖДЕ НЕЕ В ЛАВРЕ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ
XI. ОКРУЖНОСТЬ
МОНАСТЫРЯ И НЫНЕШНИЙ ПОСАД
Восточная сторона
монастыря: Красная площадь Монастырские гостинницы
Лаврский дом, отдаваемый
под трактир, – монастырская богадельня Дом призрения Посадские ряды
Часовня и колодезь
Лавки и шалаши
Бульвар
Южная
сторона монастыря: колодезь, принимаемый за колодезь преп. Сергия
Пятницкая церковь или
бывший Подольный манастырь Странноприимный дом
Пафнутьев сад
Келарский пруд
(Свитошный двор, блинные)
Западная
сторона монастыря: Пивной двор Баня
Северная
сторона монастыря: Конюшенный двор Воловой двор Колодезь преп. Саввы
Водокачка Белый пруд
Нынешний посад:
село Клементьево Нижняя служняя слобода
и Пятницкая церковь Рождественская церковь
Ильинский приход
Вознесенская церковь
Кокуевский приход
Кладбища Население посада
XII. ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ
МОНАСТЫРЯ
Радонеж (Городок)
Хотьков монастырь
Крестовская часовня,
или место «У креста» Вифанский монастырь
Гефсиманский скит
с пустыней Параклита Корбуха
Прибавление. Московское
и Петербургское подворья лавры и бывший приписной
к ней Московский Богоявленский монастырь Селения кругом лавры,
до 1764-го года находившиеся в ее вотчинном владении или принадлежавшие
к ее вотчинам
XIII. Осада
лавры Поляками
XIV. Царские богомольные
походы к Троице
ПРИЛОЖЕНИЯ
Дополнения – 402.
Объяснения к рисункам – 403.
<ОТ АВТОРА>
Покойный высокопреосвященный Леонтий,
митрополит Московский, приготовляясь праздновать пятисотлетие кончины
преподобного Сергия (которое исполнилось 25 сентября 1892 года),
изъявил желание, чтобы от Академии была написана на этот случай
о преподобном Сергии и о Лавре особая книга. Написать желаемую книгу,
само собою разумеется, имело быть поручено мне, как профессору в
Академии Русской церковной истории. После А. В. Горского и С. К.
Смирнова, из коих первый составил историческое описание Лавры1,
а второй – Церковно-исторический месяцеслов ее2,
я со своей стороны не располагал писать что-либо о Лавре, так что
желание митрополита застало меня врасплох. Ссылаясь на то, что существует
и описание Лавры, и жизнеописание преподобного Сергия3,
я мог бы уклониться от неожиданной работы. Но покойный владыка при
своем первом посещении Лавры и Академии произвел на всех академических
такое хорошее впечатление, что мне самому не хотелось огорчать его
отказом в исполнении его желания, а товарищам моим не хотелось,
чтобы я это сделал. Задачей своей при написании книги, очевидно,
я должен был поставить то, чтобы дать в ней восполнительный труд
к предшествующим трудам о Лавре и о преподобном Сергии, – так я
и старался писать ее. Слишком недостаточное время, которое при этом
находилось в моем распоряжении (ибо и сам высокопреосвященный Леонтий
назначен был в митрополиты Московские только 17 ноября 1891 года),
лишило меня возможности, не- смотря на мое усердное старание, исследовать
все частности с полною тщательностию. Настоящее, второе ее издание,
для которого я располагал уже вольным временем, печатается после
тщательного пересмотра и исправления первого издания.
Это второе издание было подготовлено
мною к печати еще в сентябре 1896 года, но я не считал возможным
приступить к печатанию книги, пока не были распроданы Академией
экземпляры принадлежавшего ей 1-го издания4.
Медленная продажа их и была причиною того, что настоящее 2-е издание
появляется только теперь. Постигшее меня несчастие – потеря зрения
– лишило меня возможности наблюдать самому за печатанием книги,
каковой труд с готовностью принял на себя мой истинный добрый гений
по изданию сочинений моих – Сергей Алексеевич Белокуров (мой ученик
по Академии, студент ее 1882–1886 годов, в настоящее время старший
делопроизводитель в Московском главном Архиве Министерства иностранных
дел). С. А. Белокуровым разнесены также в книгу на свои места мои
дополнительные заметки, сделанные после 1896 года в особых тетрадках,
и, кроме того, прибавлены сведения по истории монастыря за новейшее
время, заимствованные главным образом из «Исторического описания
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», изданного ею в 1902 году. Все дополнения
С. А. Белокурова заключены в прямые [ ] скобки.
Отличием сего 2-го издания от 1-го,
кроме значительных дополнений в тексте, служат и помещенные в нем
снимки зданий, святынь и древних вещей – всего более 70. Почти все
они (за небольшим исключением – около 10) предназначены были к помещению
мною, но все работы по фотографированию и по изготовлению клише
и фототипических таблиц производились под наблюдением того же С.
А. Белокурова и стоили ему очень немалых хлопот. Ему же принадлежит
и большая часть помещенных в конце книги объяснений к рисункам.
Е. Голубинский
Апрель 1909 г.
|