Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Евгений Голубинский

ПРЕПОДОБНЫЙ
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

И СОЗДАННАЯ ИМ

ТРОИЦКАЯ ЛАВРА

К оглавлению

1 Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской духовной академии, бывшем 26 сентября 1892 года. Была напечатана в ноябрьской книжке за 1892 год «Богословского Вестника».

2 Собора двукратного прав(ило) 6.

3 См. то же правило.

4 См. в «Истории православного монашества на Востоке» П. С Казанского, I, 16.

5 См. в нашей «Истории Русской церкви», т. 1, полов. 2, с. 504 по 1-му изданию и с. 609– по 2-му.

6 Ibid., с. 682 по 1-му и с. 788 по 2-му.

7 У Казанского ibid., I, 16.

8 Халкидонский Собор, правило 4. Двукратный Соб., правило 2.

9 Прав. 4.

10 Новелла 133, гл. 1: Medena (monachon) pantelos idian echein oikesin, mede to kaloumenon kellion eie kata to monasterion.

11 Принадлежащее Вальсамону и читаемое в толковании на 41 правило Трулльского собора (у Ралли и П. т. II, с. 405, сfr. нашей «Истории Русской церкви», т. I, полов. 2, с. 502 по 1-му изданию и с. 607– по 2-му.

12 «Братии на опочители суще блаженный же възьм разделеное жито и когождо часть измъл и поставляше на своемь месте».

13 Вальсамона или же неизвестного в примечании к 24-й главе 1-го титула номоканона Фотиева (у Ралли и П., т. I, с. 63).

14 См. моей «Истории Русской церкви» т. I, полов. 2, с. 504–505 по 1-му изд. и с. 609–610– по 2-му.

15 См. нашей «Истории Русской церкви» т. I, полов. 2, с. 522 по 1-му изд. и с. 628 по 2-му изд.

16 Для людей, незнакомых с историей монашества и с этим так называемым особножитием, может оставаться непонятным читаемое в житии преподобного Сергия, что когда пришли к нему монахи, желавшие подвизаться с ним в его пустыне, то он говорил им: «Аз с радостию вас приемлю, токмо потщитеся создати себе комуждо свою келию»– и что потом, быв игуменом монастыря, он (Сергий) за плату пристроил одному монаху своего монастыря сени к келье. Но в этом непонятном для людей, незнакомых с историей монашества, говорится об особножитном монашеском быте или указываются черты этого быта.

17 См. выше, с. 43–44.

18 Именно что этим первым был архимандрит Петровского монастыря Иоанн (Никон. лет. под 1377 годом, т. IV, с. 73): «Иван, архимандрит Петровский, бысть первый общему житию начальник на Москве». А о преподобном Димитрии Прилуцком, собеседнике преподобного Сергия, сообщается, что он первый ввел общежитие в пределах Вологодских. О старшем брате преподобного Сергия, Стефане, говорится в житии Сергиевом, что он, удалившись от преподобного из пустыни, пришел в Москву, в Богоявленский монастырь, и обрел себе в последнем келлию («и обрете себе келлию»), это значит, что в Богоявленском монастыре, как и во всех московских монастырях до преподобного Сергия было особножитие и что Стефан купил себе келью (а выражение «обрете» значит «нашел» келью, которую можно было купить).

19 Литографического лаврского издания жития преподобного Сергия (л. 351 об.).

20 См. выше, с. 35 sqq.

21 О разделении доходов в особножитных монастырях см. грамоту неизвестного митрополита в «Акт. Эксп.» (т. I, № 381, и в «Памятниках древнерусского канонического права» Павлова (№ 128).

22 См. в «Истории Русской церкви» преосв. Макария (т. XI, с. 175).

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова