ПРЕПОДОБНЫЙ
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
И СОЗДАННАЯ ИМ
ТРОИЦКАЯ ЛАВРА
Часть вторая
К оглавлению
VI
БИБЛИОТЕКА И АРХИВ
В допетровское время монастыри были
у нас представителями просвещения (тогдашнего ограниченного). По
этой причине в монастырях сосредоточивались и собрания, или библиотеки,
книг, которые, разумея книги учительные, а не богослужебные, до
самого Петра были почти исключительно рукописные. Библиотека рукописей
Троицкого монастыря представляет собою одну из лучших монастырских
библиотек рукописей.
Ее заведение, о чем говорили мы выше,
должно быть усвояемо самому преподобному Сергию (с. 28 и 33). Как
умножалась она потом – это могло бы быть определено приблизительным
образом, если бы было приведено в известность, сколько каждого века
рукописей находится в библиотеке – также лишь приблизительным образом,
ибо в определении времени рукописей, не имеющих годов, весьма возможны
ошибки и для самых опытных и наметанных палеографов. Так как помянутого
не сделано, то мы можем указать два периода в истории умножения
библиотеки – до 1641 года и после. По описи монастыря, произведенной
в этом году, в нем было до 700 рукописей; в настоящее время в нем
налицо 823, и, кроме того, до 200 рукописей, быв взяты из него в
библиотеку семинарии, находятся в библиотеке академии, и неизвестное
количество номеров, взятых из него в Москву «книг печатного дела
исправления ради» и «на обличение раскольников», находятся в Синодальной
библиотеке, отчасти в Типографской библиотеке, отчасти неизвестно
где1.
Специалисты и желающие неспециалисты
могут ознакомиться с нею из ее обстоятельного описания, составленного
бывшим библиотекарем лавры отцом иеромонахом Арсением и напечатанного
покойным А.Н. Поповым в Чтениях Императорского Общества Истории
и Древностей Российских за 1878 год под заглавием «Описание славянских
рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры». В предисловии,
предпосланном описанию, сообщаются и исторические сведения о библиотеке.
[Кроме рукописей, описанных здесь, в библиотеке находятся еще рукописи,
поступившие в библиотеку после составления этого описания и значащиеся
в особой «дополнительной описи Лаврской библиотеки 1860 г.» (по
1887 год здесь записано 278 номеров.]
Помещается она над Трапезною церковию,
в находящемся над нею верхнем этаже ее здания (в ее кумполе, как
говорят).
Архив лавры, если бы сохранился весь
в целости, был бы огромный, ибо письмоводство в ней, при громадном
количестве ее вотчин, было чрезвычайно обширное. Но в 1746-м, в
великий пожар, бывший в лавре 17 мая сего года, значительная часть
архива сгорела. Впрочем, и теперь нельзя сказать, чтобы он был очень
скудный, и для людей, желающих заниматься историей монастырского
вотчинновладения, несомненно, он содержит очень богатый материал2.
В продолжение 1860–1876 годов во исполнение
предписания начальства произведена была опись всего имущества лавры,
в том числе и архива. Опись архива, составляя 8-ю главу всей описи
лавры (так называемой «главной»), вместе с 9-й главой, содержащей
опись планов, переплетена в особую книгу, на лицевой стороне передней
переплетной доски которой оттиснуто: «Главной описи отдел III, вотчин.
архив и планы, 1860 года»3.
По этой описи в архиве лаврском находятся 517 номеров отдельных
всякого рода актов и 302 номера сборников всякого рода актов, представляющих
собой более или менее толстые книги.
Хранится архив в одном месте с рукописями
и находится в заведывании лаврского библиотекаря.
[Кроме того, в Духовном соборе находятся
дела Учрежденного и Духовного Соборов с 1764 года. К ним (по 1873
г.) составлен особый «Алфавит» в 1880 году «при Наместнике Сергиевой
лавры о. архимандрите Леониде, старанием письмоводителя иеромонаха
Моисея, трудами монаха Августилия».]
1 Об указе 1720 года, повелевающем отобрать из всех монастырей
«древния жалованныя грамоты и другия курьозныя письма оригинальныя, также книги
историческия рукописныя и печатныя, где какия потребныя к известию найдутся» (см.
«Собрание мнений и отзывов митр. Филарета», т. III, с. 494; «Описание документов
и дел св. Синода», т. I, соl. 707).
2 Иконников в своем
«Опыте русской историографии» говорит: «хотя в пожар 17 мая 1746 г. сгорели дела
в соборе лавры, но в домовой конторе настоятеля лавры Арсения, архиеп. Переяславскаго,
сохранились почти все в подлинниках» (дополн. к I т., с. СLХIV). Слова Иконникова
должно разуметь не о всех делах лаврского архива, а только о крепостных актах,
то есть об актах, на основании которых лавра владела вотчинами и промыслами, –
купчих, данных, вкладных... Подлинники этих актов, отобранные у лавры, как и у
других монастырей, при отобраниии у монастырей вотчин (и в полном или неполном
виде хранящиеся теперь в Московском Архиве Министерства Юстиции), если не совершенно
все, то почти все сохранились в списках и находятся в тех 302-х сборниках дел
лаврского архива, которые мы сейчас указываем.
3 О том, что такое описи
монастырей главные и дополнительные, см. в Записке митр. Филарета о необходимости
улучшения способов сохранения в церквах и монастырях различных утварных вещей
от 18 марта 1853 года, напечатанной в III томе «Собрания мнений и отзывов» (с.
499, fin.).
|