Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Алексей Лебедев

ДУХОВЕНСТВО ДРЕВНЕЙ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

от времён апостольских до IX века


К оглавлению

499 Св. Ириней. Против ересей. Кн. I, гл. 28.

500 Ерм. Пастырь: виден. IX, 19.

501 Stromat. Lib I, cap. 1 (finis) et cap. 2 (initium). Сравни русский пер. Корсунского, стр. 21—23.

502 Феодорит. Церк. История, I, 3 (по другим источникам — 4-е Послание Александра Александрийского).

503 Harnack. Die Lehre der zwolf Apostel. S. 136. Leipzig, 1884.

504 Феодорит. Церк. Ист., I, 3 (4).

505 Philosophumena, lib. IX, cap. 12, p. 458 et cet.

506 Следует заметить, что и в позднейшее время церковь, в особенности Греко-восточная, не принимала на себя попечении об устройстве христианских школ, — говорим о таких школах, которые могли бы служить образованию будущих пастырей церкви. Духовных училищ Греко-восточная церковь не заводила во все время существования Византийской империи: они ей были не нужны, и она, по-видимому, прекрасно обходилась без них.

507 Kihn. Die altesten christlichen Schulen. 1 Theil, S. 9—10. Weissenb. 1865.

508 Следует еще заметить, что некоторые, и даже многие из христиан, сделавшихся потом пастырями церкви, получили свое образование не в школах христианских, а в общих школах языческих, дополняя свое образование самостоятельным ознакомлением со Свящ. Писанием и церковной литературой. Таковы были Тертуллиан, Киприан и др.

509 О знаменитой Антиохийской школе считаем более уместным сказать впоследствии. Теперь она только что начала свою деятельность, а раскрылась во всей силе она позднее III века.

510 У проф. Болотова есть большая статья под заглавием «День и год мученической кончины св. евангелиста Марка». В ней он дает понять, что на основании имеющихся известий нельзя определить, сколько годов или, по крайней мере, сколько месяцев пробыл Марк в Александрии. К Александрии можно только приурочивать событие его смерти. («Христ. чт.», 1893, том II, 429).

511 V, 10.

512 Catalog, cap. 36.

513 Klippel. Das Alexandrinische Museum. S. 25 u. s. w.; 61 u. s. w.; 81 u. s. w.; 212. Parthey. Das Alexandrin. Museum. Berl., 1838.

514 Lehmann. Die Katechetenschule zu Alexandria. S. 8. Leipzig, 1896.

515 Во всяком случае. Музей не был и не мог быть местом, где помещалась христианская школа.

516 В. Преображенский, а за ним и Д. Миртов, говоря об этой школе, употребляют выражения: 1-й, 2-й и 3-й курсы, студенты такого-то курса, лекции 1-го, 2-го курса (Миртов. Нравственное учение Климента Алекс., стр. XVII—XIX. Петерб., 1900). Но мы не видим основания для такого определенного разграничения.

517 Если Ориген учился в этой школе, будучи еще в детском возрасте (Евсевий, VI, 6) то это случай исключительный. Lehmann. S. 73—75.

518 Евсевий, VI, 8. Вероятно, это происходило по примеру языческих философских школ.

519 Stromat., I, cap. 1. Русский пер. Корсунского, стр. 14.

520 Евсевий, кн. VI, гл. 19. — Пантен учительствовал в этой школе 30 лет (по счету Леманна).

521 Stromat., I, cap. 1. Русск. пер. Корсунского, стр. 11.

522 Stromat., I, cap. 1. Русск. пер., стр. 13.

523 Stromat., lib. I, cap. 10. Русск. перев., стр. 58—61.

524 Stromat., I, cap. 1. Сравни: Второзак. 23, 2, а. также толкование Филона в русск. переводе «Строматов», стр. 12 (в примеч.).

525 Климент был преподавателем в изучаемой нами школе от 189 г. до 202, до времени гонения Септимия Севера, когда он удалился из Египта и, кажется, более не возвращался сюда.

526 Lehmann. Die Katechetenschule zu Alexandria, S. 32.

527 Pressense. Gesch. der drei ersten jahrhunderte. Deutsche Ausgabe Theil III, 217. Leipz., 1863.

528 Ориген в комментарии на Евангелие от Матфея (22, 19—20: Migne. Patr. curs. Gr. ser. Tom. XIII. col. 1557, 1560).

529 Migne. Patr. curs. Tom X (oratio panegyrica in Origenem), col. 1069. 1072.

530 Migne. Op. cit. Tom X, 1073. 6. 1088. 1093.

531 Слова Григория Чудотворца. Ibidem, col. 1093.

532 Проф. М. Владиславлев. Философия Плотина, основателя неоплатонической школы, стр. 42—43. Спб., 1868.

533 Pressense. Op. cit., S. 201. Сравни: Евсевий, VI, 18.

534 Redepenning. Origenes, eine Darstellung seines Lebens. B. I, S. 69. Bonn. 1841.

535 Lehmann, S. 68.

536 Ibidem, 72, 20, 76.

537 Все его сочинения собраны в небольшом томе в русск. переводе: Творения св. Дионисия Великого. Перев. свящ. Дружинина. Каз., 1900.

538 De-Boor. Neue fragmente aus der Kirchengeschichte des Philippus Sidetes (Texte und Untersuch. von Gebhar. u. Harnack. B. V. Heft. 2, S. 179. Leipzig, 1888).

539 Сколько знает церковная история, аплодисменты в храме по адресу ораторов впервые появились во время жизни Павла Самосатского. Но затем этот обычай нашел широкое распространение в церкви ГУ и V веков. Впрочем, нужно заметить, что и великие христианские ораторы не только терпели его, но до известной степени и защищали его (разумеем Златоуста, Августина). Без сомнения, обычай этот возник под влиянием языческих ораторских турниров.

540 Епископ — врач. Спрашивается, что общего между обязанностью епископа и врача? Этот вопрос прекрасно разработан в книги Harnack'u: Medicinisches aus der altesten Kirchengeschichte (Texte und Untersuch. B. VIII, Heft. 4. Leipz. 1892). Оказывается, что в целях противодействия культу Эскулапа представители христианства усердно занимались врачеванием больных. С точки зрения Гарнака, хорошо уясняется значение христианского института «заклинателей», института, до сих пор остававшегося темным.

541 Harnack. Die Quellen der apost. Kirchenordnung. 10. Leipz. 1886.

542 Творения Григория Нисского. Перев. Том VIII, стр. 170—175.

543 Hippolyti. Philosophum., lib. IX, cap. 11.

544 Harnack. Op. citat. S. 10. — У проф. Болотова встречается указание, что ранее того (в конце I в.) на Александрийском престоле восседал даже «сапожник» (Анниан), но не какой-нибудь мастер, а сапожник, который «чинил лишь старые сапоги» (День и год кончины евангел. Марка: «Христ. Чт., 1893, II, 429).

545 Statuta ecclesiae antiquae. 145. Hefele. Conciliengesch., B. II, S. 69. Binterim. Denkwurdigkeiten der Christ-kath. Kirche. B. 1, Theil 2, S. 224—226.

546 Novella 123, cap. 12.

547 В законе запрещается рукополагать кого-либо, ει μη γραμματα ισασι.

548 Novella б, cap. I, Novella 137, cap. 2; Карфаг. соб., пр. 25.

549 Hefele. Conciliengesch. B. Ill, 563. Freiburg, 1877.

550 Обыкновенно думают, что в этом сочинении Златоуст рисует идеал пресвитера (священника в точном смысле слова) и его положение в церкви. Но наш канонист, проф. Н. С. Суворов, на достаточных основаниях держится совсем иного взгляда. Он говорит: «В сочинении, написанном по поводу предстоявшего ему посвящения в епископы (курсив не наш). Златоуст согласно общему древнецерковному словоупотреблению под священниками понимает только епископов. Хотя некоторые функции, усвояемые Златоустом священнику, и в то время были общими для епископа и пресвитера; но даже говоря об общих епископу и пресвитеру функциях, Златоуст (в «Словах о священстве») всегда имеет в виду епископов и нигде не говорит о пресвитерах». См. его сочинения: «К вопросу о такой исповеди», стр. 42— 43. Яросл., 1886: «Вопрос о номоканоне Иоанна Постника», стр. 50—51. Ярославль, 1898.

551 Слова о священстве. Ср. IV, гл. 9. Творения св. Иоанна Златоуста (изд. Петерб. Академии). Т. I, кн. 2-я, стр. 452. СПб., 1895.

552 О священстве. IV, гл, 3, стр. 444—445; гл. 5, стр. 448.

553 Слово V, гл. 1, стр. 453. Ср. V, гл. 5, стр. 455.

554 Ср. IV, гл. 6—8, стр. 448—451.

555 Твор. Григория Богослова в рус. пер. Т. 1. Слово 3, стр. 43—44. М. 1843. Там же, стр. 37.

556 Ullmann. Gregorius von Nazianz., der Theologe. S. 361. Gotha, 1866.

557 Григорий Богослов. Рус. пер. Том IV, стр. 64.

558 См. об этом в конце этой главы.

559 Stromat. Liber VI, cap. 22.

560 Иероним. Книга о знаменитых мужах (Catalogue), гл. 109; Созомен, III, 15.

561 Сведения о Лукиане тщательно собраны Harnack'ом. Gesch. d. altchrist. Litteratur. S. 527—531.

562 См. выше, стр. 217.

563 Ученики Лукиана перечислены в вышеуказанном сочинении Harnack'a, S. 531—532. А также в нашей книге «Всел. соборы ГУ и V в.», гл. 2-я. СПб., 1904.

564 Ibidem (у Harnack'a).

565 Лебедев В. Жизнь св. Иоанна Златоуста. Прибавления к творениям св. отцов, т. XIV (1855 г.), стр. 186.

566 Гурьев. Феодорит, еписк. Мопсуестийский, М., 1890. стр. 35.

567 Kihn. Die Schulen zu Antiochia, Edessa und Nisibis, S. 81—83. 85. Weissanburg, 1865. Hergenriither Ph. Die Antiocheniche Schule. S. 57. Würzb., 1866.

568 Kihn. Ibid., S. 83—88.

569 Hergenriither Ph. S. 59—60. Neander. Allgemeine Geschichte d. christlich. Religion. B. I. S. 494. Gotha, 1856.

570 Твор. Иоанна Злат. (Письма 200 и 205). Т. III, (изд. Петерб. акад.), 1897.

571 Преображенский В. Западная и восточные школы во время Карла Великого. СПб. 1881, стр. 327.

572 Златоуст пишет: «Знаю многих из проведших всю свою жизнь в затворничестве и изнурявших себя постом, которые, пока пребывали в уединении и пеклись только о себе, более и более преуспевали, а когда явились к народу и должны были исправлять невежество людей, тогда одни из них с самого начала оказались неспособными к такому делу, а другие, хотя и продолжали служение (пастырское), но оставив прежнюю строгость жизни, причинили величайший вред себе и не принесли никакой пользы другим. Говорю это, не желая узаконить, чтобы монашествующие вовсе были устраняемы от предстоятельства, но...» и проч. Слова о священстве. III, 15. Стр. 429.

573 Проф. Е. Е. Голубинский замечает, что в одном собрании церковных канонов прямо читается такое правило Трулльского собора (затем у автора приводится самое правило). История Русск. церкви. Первая половина 1-го тома, 597. Издание 1-е.

574 Franz. M. Aurelius Cassiodorius Senator, S. 24. Breslau, 1872.

575 Ambrosii epistola (63) ad Vercellenses, cap. 66. Migne. Lat. ser. Tom. 16, p. 1207.

576 Проф. В. Ф. Певницкий. Образование отцов-проповедников IV века. Труды. Киев. дух. акад. 1892, т. III, стр. 279—280.

577 См. начало предыдущей главы.

578 Эти последние замечания мы сделали не без особенного намерения. Дело в том, что нам встретилась одна русская книга, в которой подробно и без всяких ограничений говорится о школе, заведенной Амвросием для обучения клириков и детей, готовящихся к поступлению в духовное сословие. Вот что пишет автор этой книги: «Амвросий (в Медиолане) собрал вокруг себя клириков и устроил так называемый пресвитериум (?), т. е. дом для священнослужителей. Эти клирики составляли его единственное и постоянное общество, с которым он жил одной общей нераздельной жизнью. Он был между ними не более как старшим братом-руководителем. Тут священники и диаконы под руководством Амвросия читали, писали и работали все вместе сообща. Все общество клириков разделялось на старших и младших членов. Первые, более опытные и просвещенные священники, составляли епископский совет; вторые, стоявшие ниже по церковной должности и по образованию, готовились к пастырскому служению и под непосредственным надзором и руководством самого Амвросия изучали Священное Писание. В этом последнем отделении были взрослые, были и малые дети (?), воспитанием и обучением которых заведывал сам Амвросий, который заботился о них, как родной их отец. Существенный характер воспитания и приготовления в этой школе (?) будущих пастырей церкви можно видеть из следующих слов Амвросия, которые он сказал именно по поводу этой школы (!). „Ничто не может внушать нам столько силы и привязанности к пастырскому служению, как необходимость быть подчиненным с ранней молодости строгой дисциплине и покорным священным обычаям, которые отдаляют и удерживают клириков от сношений и привычек Мирских, хотя бы они и оставались жить среди мира"» («О должностях священнослужителей церкви Христовой». Издание с предисловием П. Поспелова, стр. XV—XVII. Киев, 1875). Откуда этот автор добыл свои сведения о школе Амвросия? Он цитирует 63-е письмо Амвросия ad Vercellenses, на которое мы ссылались немного выше. Но во всем этом (правда, очень длинном) письме нет тех известий, которые так развязно передает г. Поспелов. Находится здесь лишь та фраза Амвросия, которой мы закончили выдержку из книги русского автора. (Сравни Migne. Loc. cit., p. 1207); но она относится не к воображаемой школе Амвросия, а к аскетическому общежитию клириков, созданному Евсевием Верчельским. Никто даже из более обстоятельных историков: ни Neander, ни Kurtz, ни Möller не знают такой Амвросиевой школы; о подобной школе умалчивает и проф. Певницкий.

579 Possidii. Vita Augustini. Migne. Patrolog. curs. Lat. ser. Tom. 32, p. 37 (cap. 5); p. 54 (cap. 25).

580 Augustini. Sermo 355. С. Н. Извеков. Иерархия северо-африканской церкви, Вильна, 1884, стр. 230.

581 Augustini. Sermo 356. Cf. Kurtz. Lehrbuch d. Kirchengesch. B. II, Abrheil. 2. S. 58. 2-te Ausg.

582 Kurtz. Ibidem.

583 Висковатов. Эпоха гуманизма. Журн. Мин. Нар. Проев., 1872 (т. 161), стр. 171—172. Подобно тому, как на Востоке, существовали и на Западе школы, под руководством приходских священников. Собор Везонский (в Арльской провинции) требовал, чтобы все приходские священники, по прекрасному обычаю, соблюдаемому во всей Италии, принимали в свой дом молодых неженатых чтецов, учили их псалмопению, церковному чтению и наставляли в законе Господнем, дабы иметь в их лице способных преемников по должности. Hefele. Conciliengeschichte. В. II. 741. Указанный собор относится к 529 году.

584 Franz. Aurelius Cassiodorius. S. 26. 42—43. Breslau, 1872.

585 Ibid. 74.44.

586 «Золото есть и в навозе» (буквально — «золото отыскивать в навозе»).

587 Franz. Op. cit., S 49.68.73.71.

588 Там же. S. 76—77.

589 Письмо отца Никовула к своему сыну. В «Творен. Григория Богослова», т. V, стр. 289—290.

590 См., например, несколько писем его к разным лицам по этому поводу. Творен. Григория Богослова, т. VI, 224—226, 230—233.

591 Твор., VI, стр. 230.

592 Письмо Василия к Либанию. — Творен. Василия Великого в русск. пер. Том VII, стр. 315. Изд. 3-е.

593 Письмо Либания к Василию. См. в «Творениях» последнего, т. VII, стр. 320.

594 Блаж. Феодорит, кажется, тоже был питомцем языческих риторов. Во всяком случае, и он старался христианских юношей отправлять в подобные школы. Вот одно письмо его к софисту Исокасию: «К аттическим лугам вашим опять слетаются наши пчелы. Итак, ваше великолепие да наполнит их медом... я прошу, чтобы они сподобились большого попечения, так как желаю, чтобы и наш город блистал вашими плодами». Проф. Н. Н. Глубоковский. Блаж. Феодорит. Т. I, стр. 10.

595 Кстати сказать, что ни один древний век не богат так источниками для Изучения риторских школ, как IV по Р. Хр. (а на нем мы здесь преимущественно и остановимся), причем видное место между этими источниками занимают патриотические писания (Rauschen. Das Griechisch — römische Schulwesen zur Zeit des ausgehenden Heidentums. S. 2—3. Bonn, 1901). Да и сами риторские школы принадлежали к числу очень славных и особенно любимых (Rauschen, S. 71).

596 Sieuers. Das Leben des Libanius, S. 16—17. Berlin, 1868.

597 Rauschen, S. 71.

598 Sieuers. S. 24. Rauschen, S. 72.

599 Sievers, S. 25.

600 Sievers. 26. Rauschen, 76.

601 Проф. И. В. Цветаев. Из жизни высших школ Римской империи, стр. 109— 110: Речь и Отчет московск. университета 12 января 1902 г. — Sieuers, S. 27—29.

602 Sievers, S. 21.29. Rauschen, S. 67.

603 Проф. И. В. Цветаев. Ук. соч. Стр. 108—109. Sieuers, S. 35.

604 Sieuers. Das Leben d. Libanius, S. 30—31.

605 Sieuers, S. 32—34. Проф. И. В. Цветаев, стр. 93, 98—99.

606 Sieuers, S. 36.

607 В императорский период Рима не существовало такого государственного поста, который был бы закрыт преподавателям высших наук. Профессора красноречия были консулами, канцлерами, начальниками претория, правителями областей, так что изречение Ювенала: «Если захочет Фортуна, ты будешь из ритора консулом», исполнялось в жизни не раз (Цветаев, 68). Дети риторов получали высокое «всадническое достоинство» (там же, 58). Престарелые риторы включались в высший класс отслуживших свой срок высших сановников, именовавшихся vicarii, что по толкованию одного немецкого ученого означало бы в наше время «ранг советников второго класса» (Цвет., 47; Rauschen, S. 37). Лучшим профессорам города воздвигали статуи на публичных местах. Знаменитый Проэресий (IV в.) удостоился такого почета и в Риме, и в Афинах; римская статуя снабжена была лестной надписью:

«Рим — царь мира — царю красноречия» (Цветаев, 63). Богатые города дарили славным риторам поместья (Цветаев, 41), подобно тому, как у нас поляки подарили таковое Сенкевичу. Путешествия профессоров сопровождались овациями: чуть не весь город, к которому они приближались, выходил им навстречу (Sievers, 41); в особенности молодежь устремлялась к ним: «как железо притягивается магнитом», так и ритор привлекал к себе юношество (Rauschen, 77). Если во время путешествия ритор произносил в каком-нибудь городе речь, то жители его приходили слушать одетые в золото, пурпур, опрысканные духами, с венками на головах (ibid.). По окончании ораторского праздника слушатели в исступлении окружали профессора красноречия, обнимали его, целовали ему грудь, руки и ноги, называли его «богом» (ibid., 76). Играя нередко видную роль в столицах, даровитые профессора тем большее внимание обращали на себя в городах провинциальных. Там их знакомства искала местная знать; они являлись аристократами положения; и оттого для родовитых и богатых невест эти интересные лица были «завидными женихами» (!? — Цветаев, 71).

608 Sieuers, S. 41.

609 Либаний говорил: «У них даже избушки своей нет; как сапожники, живут они в чужих домах. Доходит до того, что им приходится нести к булочнику серьги или ожерелья своих жен». Проф. И. В. Цветаев, стр. 42—43. Sievers, 40.

610 Сведения о риторских школах можно найти в нашем очерке Язычество и христианство по их влиянию на питомцев школ II—ГУ веков. (См. нашу книгу: «Церковно-историч. повествования». М., 1900). А также в статье проф. В. Ф. Певницкого «Образование отцов-проповедников IV века». (Труды Киев. дух. Акад., 1892, т. III).

611 Творен., т. V, стр. 347.

612 Письмо к Стагирию. Твор., т. VI, 226—227.

613 Слово надгробное Василию Великому. Твор., IV, 80.

614 Письмо к ритору Евдоксию. Т. VI, стр. 243—245.

615 Творен. Василия Великого, т. VII, стр. 322, 324. Издание 3-е.

616 Там же, том VI, 55 (Письмо к Леонтию Софисту). Ритор и софист на языке того времени значило одно и тоже.

617 Там же, том VII, стр. 320 (Письмо к Либанию).

618 Апология против Руфина, кн. I, гл. 30. Творения Иеронима в русск. пер., Т. V, стр. 37.

619 Rauschen. D. Griechisch-romische Schulwesen, S. 75; и особенно подробно у проф. Певницкого, в вышеуказанной статье, стр. 16, 17 и др.

620 Проф. Певницкий касается и этого вопроса, но не договаривает до конца. Там же, стр. 52, 55, 58).

621 Созомен, VIII, 2.

622 Укажем, например, на отзыв Григория Богослова о Василии Великом. Творен., т. IV, стр. 63, 79, 123—125, 127.

623 Свидетельства в этом роде (Григория Богослова, Златоуста, Августина) собраны у Neander'a. Opus cit., S. 494.

624 Творения, т. VI, стр. 78.

625 Ullmann. Gregorius von Nazianz. S. 358—359.

626 Творения, т. I, стр. 46.

627 Надгробное слово Василию Великому. Твор. Григория Богослова, т. IV, 82—83.

628 Слова о свящ., кн. III, гл. 15, стр. 429; Колоколов. Слова о свящ. Перевод, стр. 90. Издан. 1-е.

629 Письмо к Непоциану. Твор. Иеронима. Т. II, стр. 67. Изд. Киев. акад.

630 Augustini saneti. Epistolae 46, 143, 158 (Поспелов. О должностях священнослужителей церкви Христовой. Предисловие, стр. 53).

631 Прот. А. М. Иванцов. Ереси первых трех веков, М., 1877. стр. 333—334.

632 Деяния Всел. соб. в рус. перев. Т. I, стр. 301—302. Казань, 1887.

633 Hefele. Conciliengeschichte. В. II, S. 369.

634 феодор Чтец. Извлечения из Церк. истории. Кн. I, гл. 15. По рус. перев., стр. 510.

635 Правило пастырское. Перевод проф. Подгурского. Стр. 5. Киев, 1873.

636 Hefele. Conciliengeschichte. В. Ill, S. 99. Freib. im Br., 1877.

637 Папа писал о своем духовенстве: «Можно ли у людей, трудами рук своих с большими усилиями снискивающих себе насущный хлеб, искать полного знания Писаний?» и «красноречия нет у людей неученых». — Деяния Всел. соборов в русск. пер. Т. VI, 34—35. Каз., 1882. Еще ранее папа Григорий I жаловался на недостаток в книгах в самом Риме. Franz. Aurelius Cassiodorius, S. 76.

638 См. выше.

639 Правила поместн. соборов с толкованиями, стр. 1246. Изд. Общ. любит, дух. просвещения.

640 Hefele. В. II, 618. 620—622.

641 Творения Нила Синайского в русск. переводе. Т. III, 37. Изд. Моск. акад.

642 Творения Нила, стр. 23—24.

643 Казанский П. С. История православного монашества на Востоке. Часть II, стр. 245. М., 1856.

644 Письмо к Евстохию. Т. 1, стр. 132. Киев, 1879. Ср. т. V, 130.

645 Hefele. В. II, S. 71.

646 Преображенский. Восточные и западные школы и т. д., стр. 306—307. И другие западные епископы рассуждали подобным же образом. Вот каких мыслей по вопросу о науках держался в VI в. Эннодий, епископ Тицинийский (von Ticinium), сам считавшийся человеком красноречивым и даже поэтом. Он так писал к одному поэту, по имени Аратору: «Если хочешь выслушать мое мнение, то знай, что самое имя свободных искусств (наук), я презираю»; а свои поэтические занятия именует «забвением его христианского призвания». Franz. Cassiodorius... , S. 40.

647 Преображенский. Стр. 331—334. Franz. Aurel. Cassiodorius, S. 19, 22.

648 Harnack. Die Quellen der apostolischen Kirchenordnung. S. 8—9; 12; 17—18-20—1; 24.

649 Св. Киприан. Творения его в русск. перев. Том. II (Книга «О падших»), стр. 151. Киев, 1891.

650 Там же. Том I (письмо 45), стр. 244. Киев, 1891.

651 Origenis. In Matth. homil. 16, cap. 20, 22. Migne. Patr. Curs. Gr. Tom. 13, col. 1445, 1448.

652 Origenis. In Matth. 61, 62. Op. cit., 1695, 1699.

653 Origenis. In Matth. horn. 16, cap. 22. Op. cit. col. 1449.

654 Апостольск. Постановл., кн. II, 47—53.

655 Там же. гл. 47. Правила Апостольские, 66, 67, 72, 84.

656 «Мы хотим победить дьявола и собственные влечения», — надменно рассуждали эти аскеты (из одного арабского церковного правила). В объяснение этого явления могут сказать и говорят: «сильные религиозные движения заставляют забывать ограниченность человеческой природы и играть опасностями, перед которыми в других случаях обыкновенно отступают. Считали делом несомненным, что каждый христианин в состоянии победить мир и его страсти...». Achelis. Virgines subintroductae. Ein Beitrag zu 1 Kor. VII Kapit. S. 57. 74. Leipzig, 1902.

657 Tertulliani. De exhort, cast., cap. 12.

658 Наименование это имеет постыдный смысл; таковым хотели бичевать двусмысленность явления. Оно стало известно со времен Павла Самосатского и придумано антиохийцами, отличавшимися ядовитостью языка. (Achelis. Virgines eubintroductae, S. 11, 69).

659 Подобия (Simil.), IX, гл. 10—11.

660 Tertulliani. De virg. veland., cap. 14.

661 Творения Киприана, т. 1 (пис. к Помпонию), стр. 104—105. Этот Помпоний был епископом одного города, подчиненного власти Карфагенского иерарха.

662 De virg. 1, 10 (Cf. Harnack. Die Lehre der 12 Apostel. S. 130).

663 Творения Киприана..., стр. 105—106.

664 В том же письме св. Киприана к Помпонию, но только это место почему-то опущено в русском переводе и заменено многоточием. (Cf. H artel. Cypriani epistulae, р. 475. Vindob. 1871).

665 Творен., т. 1 (письмо к Рогациану и прочим), стр. 170—171.

666 Т. 1, стр. 104, 106, 107.

667 Послание говорит: «Пусть он (Павел) и не позволял себе ничего непристойного», в данном отношении. До известной степени сдержанно относится к виновным и сам Киприан; он говорит: «В настоящем случае некоторые из братьев наших будут огорчены нами» (Т. 1, 108). Нужно вообще помнить, что нравы в древности были проще, и на многое смотрели снисходительнее, чем впоследствии. Например, в III веке народные бани были общими для лиц обоего пола; и св. Киприан, запрещая посещать их христианским девственницам, не налагает подобного же запрещения на христианских женщин (Киприан. Творения. Т. II, 141. — Книга об одежде девственниц. Киев, 1891).

668 Творения Епифания в рус. пер. Т. IV, Ересь 48 (68), стр. 90.

669 Творения... , т. V, стр. 110—113.

670 Творения... , том III, стр. 75 (Ересь 43 (63), гл. 2).

671 Творения... Т. VII, стр. 388 («О девстве», гл. 23).

672 Hefele. Conciliengeschichte. Band I, S. 633. Freiburg, 1873.

673 Heinichen. Commentarii in Eusebii historian!, p. 719. Lipsiae, 1870. — Автор сочинения De singul. clericorum, принимая на себя борьбу с рассматриваемым нами сожитием мужчин с девственницами, прибегает для достижения цели к очень различным средствам — и к увещанию, и к просьбам, и к приказаниям. Из этого сочинения видно, что с субинтродуктами жили и клирики, и аскеты-миряне. Автор, сообразно обстоятельствам времени, направляет свою речь против клириков, ибо в особенности заботились о том, чтобы, по крайней мере, хоть духовных лиц устранить от неприглядного сожительства. Обстоятельный анализ сочинения De sing. cleric, у Achelis'a. S. 36—42.

674 Епифаний. Творения. Т. V, стр. 251 (Ересь 58 (78), гл. 10).

675 Епифаний. Т. III, стр. 73—75 (Ересь, 43, гл. 1).

676 Феодорит Киррский. Церковная история, кн. II, гл. 24.

677 88-е правило Василия Великого (Послание к Григорию-пресвитеру).

678 Творения. Т. III, стр. 75 (Ересь 43).

679 Древние расходятся во мнениях о том, где произнесены эти проповеди — в Константинополе или в Антиохии. В пользу первого мнения высказывается Палладий, биограф Златоуста, а в пользу второго — историк Сократ. Из новейших писателей разделяют мнение Палладия Филарет Черниговский и профессор Лопухин, написавший жизнь Златоуста в качестве введения к новому изданию творений этого отца в русском переводе. Мнение это заслуживает предпочтения, ибо невероятно, чтобы Златоуст позволял себе произнести такие поучения в Антиохии, где он был лишь пресвитером...

680 В этом, впрочем, почти никто и не сомневался. (Например, Альцог, Тьерри, Лопухин и др.).

681 Твор. св. Златоуста в рус. переводе («Слово к жившим вместе с девственницами» и «Слово к девственницам, жившим вместе с мужчинами»). Том I, стр. 254. СПб., 1895. (Эти «слова» Achelis, вероятно ввиду их резкого тона, считает не проповедями, а посланиями. S. 52).

682 Там же, стр. 278.

683 Там же, стр. 260, 261 и др.

684 Там же, стр. 262.

685 Там же, стр. 258.

686 Там же, стр. 248.

687 Там же, стр. 249.

688 Там же, стр. 287.

689 Там же, стр. 261.

690 Там же, стр. 288.

691 Творения... , стр. 263.

692 Там же, стр. 255.

693 Там же, стр. 275.

694 Тьерри. Св. Иоанн Златоуст и импер. Евдоксия. Перев. с франц. Стр. 28 (Из Палладия). М., 1884.

695 Твор. Златоуста. Том I, стр. 271.

696 Там же, стр. 288.

697 Иероним, рус. перев. Т. I, стр. 112—113. (Письмо к Евстохию).

698 Приблизительно до конца VI в. явление это встречалось повсюду. Achelis говорит: «Едва ли найдешь хоть одну церковную область, где не было бы синисактизма. Его встречаем в Сирии, Палестине, Египте, Константинополе, Фригии, Персии; а также в Риме, в Африке, Галлии, Испании, даже в Ирландии. Это было обыкновение, — замечает автор, — которое составляло отличительную особенность древней церкви» (S. 59—60). Но только нужно помнить, что не клирики его ввели, и далеко не одни лица духовные были в нем повинны.

699 Heinichen. Commentarii, p. 719 (Novella CXXIII. Cap. 23).

700 Hefele. Conciliengeschichte. В. Ill, 747. Frieb., 1877.

701 Соборное послание, упоминая о субинтродуктах епископа антиохийского Павла, затем добавляет о его пресвитерах и дьяконах, что «Павел помогал им скрывать и этот (сожитие с девственницами) и другие смертные грехи». Евсев., VII, 30.

702 Василия Великого прав. 89 (К хорепископам каноническое послание).

703 Творения св. Златоуста. Т. 1, стр. 416 (Слово III, гл. 4). Петерб., 1895.

704 Там же, стр. 460 (Сл. VI, гл. 1—2).

705 Творен. Григор. Богослова. Том I, стр. 60. М., 1843.

706 Творен, его, том I, стр. 424 (Ср. III, гл. 12).

707 Там же, стр. 426 (Ср. III, гл. 14).

708 Там же, стр. 431 (Ср. III, гл. 16).

709 Творен, его, стр. 463 (Сл. VI, гл. 4).

710 Там же. Т. I, стр. 33—35, 26.

711 Творения св. Златоуста, том I, стр. 428—429. (Сл. III, гл. 15).

712 Творения св. Златоуста, стр. 465—466 (Ср. VI, гл. 7).

713 Там же, стр. 425 (Ср. III, гл. 13).

714 Там же, стр. 460—461 (Ср. VI, гл. 2—3).

715 Там же, стр. 463, 464 (Ср. VI, гл. 5—6).

716 De officiis ministrorum. Идеал пастыря Амвросием начертан сообразно стоическому идеалу, как этот последний отразился в сочинении Цицерона De officiis, сочинении, имевшем большое влияние на указанное творение епископа Медиоланского. В частности, по Буассье, идеал латинского священника будто бы напоминает собой идеал римского жреца («Римская религия от Августа до Антонинов», русск. перев., стр. 288. Москва, 1878).

717 Из творения св. Амвросия Медиоланского: De officiis ministrorum. Издание П. Поспелова. Стр. 7—8. Киев, 1875.

718 Там же, стр. 8 и 9. Правда, изредка подобного же рода предписания встречаем и у восточных писателей. Например, по словам Феодорита, епископу или пресвитеру следует быть «степенным и в выговоре (дикции), и в наружности, и во взгляде, и в походке», но восточный писатель добавляет, «дабы и в теле было видно душевное целомудрие», т. е. он придает своим предписаниям исключительно нравственный характер (Н. Н. Глубоковский. феодорит, епископ Киррский, Т. I, 46. М., 1890). Да притом же восточные писатели не входят в мелочные подробности при указании внешних требований пастырского благоповедения.

719 Иероним, его творения в русск. пер. Том II, стр. 66 (Письмо к Непоциану — об образе жизни клириков). Киев, 1879.

720 Из творения св. Амвросия: De officiis, стр. 14. Сн. 38.

721 Там же, стр. 13.

722 Там же, стр. 36.

723 Творен, св. Амвросия... , т. II, стр. 61.

724 Hefele. Conciliengeschichte. В. II, 588, 775. Freib., 1875.

725 Из вышеуказанного сочинения св. Амвросия, стр. 37.

726 Там же, стр. 39, 111.

727 Творен, его. Т. II, 135 (Письмо к Павлину).

728 Там же, стр. 247 (Письмо к Океану).

729 Там же, стр. 68 (Письмо к Непоциану).

730 Св. Григорий Великий. Правило пастырское, или О пастырском служении. Рус. перевод. Стр. 25—26. Киев, 1873.

731 Там же, стр. 47.

732 Hefele. В. II, S. 757.

733 Hefele. В. Ill, S. 54, 516. Cf. 581. Freiburg, 1877.

734 Так, бл. Августин не раз замечает, что ему приходится переносить много огорчений из-за тех клириков, которые сделались таковыми из монахов. Он же прибавляет, что выходец из монастыря не может быть хорошим клириком. Он вообще находит, что даже хороший монах иногда не имеет необходимого для клирика образования и надлежащей пастырской опытности (Н. Д. Извеков. Иерархия Северо-африканской церкви, стр. 40. Вильна, 1884).

735 Впрочем, с течением времени и на Востоке идеал пастыря начал суживаться. Так, например, появились требования, чтобы духовные лица не позволяли себе носить разноцветных одежд (VII Всел. соб. прав. 16), чтобы епископы не принимали услуг от женщины даже во время путешествия (там же, прав. 18); также узаконена была для духовенства какая-то особенная стрижка волос (Трулльск. собора прав. 21) и проч.

736 Златоуст. Творения в рус. пер. Т. III, стр. 202. СПб., 1807 (Слово об Акиле и Прискилле).

737 Н. Д. Извеков. Иерархия Северо-африканской церкви, стр. 246.

738 Ut puros commendant et verecundos. — A. Marcellini. Rerum gestarum libri. Vol. 2. Lib. XXVII, cap. 3 (14), p. 100. Lips. 1875.

739 Творения его. Т. VI, стр. 6, 77. Изд. 1-ое.

740 Там же, стр. 77—78.

741 Ullmann. Gregorius von Nazianz. S. 362—363. Gotha, 1866.

742 Творения его, т. IV, стр. 47 (Слово прощальное). Ср. стр. 121.

743 Твор. его, т. VI, стр. 72—73.

744 Там же, т. IV, стр. 121. Изд. 1-е.

745 Там же, т. II, стр. 295. Изд. 1-е.

746 Там же, т. VI, стр. 79—80.

747 Там же, т. VI, 19—20.

748 Там же, т. II, 183.

749 Там же, т. VI, стр. 78. Ср. т. I, 23.

750 Евсевий. Жизнь Константина, кн. IV, гл. 48.

751 Творения Василия Великого. Том VI, стр. 199 (Письмо к италийским и галльским епископам). Изд. 3-е. Серг. Посад, 1892.

752 Творения его. Т. II, стр. 63 (Письмо к Непоциану).

753 Там же, т. I, стр. 114 (Письмо к Евстохию).

754 Там же, стр. 129.

755 Там же, т. II, 66, 63 (Письмо к Непоциану).

756 Там же, т. I, стр. 129 (Письмо к Евстохию).

757 Там же, т. II, стр. 63, 68 (Письмо к Непоциану).

758 Ut eorum convivia regales superent mensas. Op. cit., lib. XXVII, 3 (14), p. 100.

759 Творения Иеронима. Том II, стр. 69.

760 Там же, стр. 62.

761 Из творения Амвросия Медиоланского De officiis ministrorum. Op. cit., p. LIII.

762 Творения Иеронима. Том II, 65.

763 Там же, 64.

764 Historia sacra. Pars II, cap. 38.

765 Из творения Амвросия De officiis ministrorum, p. LV.

766 Epist. ad Valerium episcopum (относится к 391 г.): nihil esse in hac vita et maxime hoc tempore facilius et laetius episcopi et presbyteri aut diaconi officio...

767 Hefele. Conciliengesch. B. II, S. 90.

768 История этого собора подробно описана нами в статье «Собор при Дубе 403 года». См.: «Церковно-исторические повествования — из давних времен церкви», стр. 150—179. Изд. 2-е. СПб., 1903.

769 Migne. Patrologiae cursus. Gr. ser. Tom. 47: Palladii—Dialogus historicus (De vita loannis Chrysostomi), p. 20.

770 Тьерри. Св. Иоанн Златоуст и Евдоксия. Стр. 77. М., 1884.

771 Созомен. Церковная история, кн. VIII, гл. 9.

772 Migne. Gr. ser. Tom. 47: Palladii—dialogus historicus, p. 47—48.

773 Palladii, ibidem, p. 50.

774 Palladii, ibidem, p. 51.

775 Деян. Всел. соборов. Том III, 257. Казань, 1879. Изд. 2-е.

776 Там же, стр. 255, 257, 258.

777 Деян. Всел. соборов. Том IV, 93—95. Каз. изд. 2-е.

778 Творения св. Исидора Пелусиота. Том I, стр. 151, 196. М., 1859.

779 Там же, стр. 95, 182.

780 Там же. Том II, стр. 256. М., 1860.

781 Там же. Том I, 441, 324.

782 Там же. Том I, стр. 369.

783 Там же. Том II, стр. 286.

784 Там же. Том I, стр. 390; том II, стр. 139.

785 Там же. Том III, стр. 213. М., 1860.

786 Там же. Том I, стр. 297.

787 Там же. Том II, стр. 275.

788 Там же. Том III. стр. 175.

789 Там же. Том II, стр. 342.

790 См. выше.

791 Златоуст, например, утверждает следующее: «как тиран боится своих телохранителей, так и священник (т. е. епископ) опасается своих ближних и сослужащих более всех, потому что никто столько не домогается его власти и никто лучше всех других не знает дел его, как они; находясь близ него, они прежде других узнают случившееся с ним и легко могут встретить доверие даже клеветам своим». Мало этого: «воспользовавшись незначительным поводом, они сильно вооружаются на него и стараются низвергнуть его, не как тирана только, но как еще худшего человека» (Творен, его. Т. I, 427. Слово III о священстве, гл. 14).

792 Творен, его. Т. I, стр. 21. Тождественную мысль выражает и св. Златоуст. Вот его слова: «Я открою, отчего епископство сделалось предметом домогательств: причина в том, что мы домогаемся его не как обязанности управлять другими и заботиться о братьях, а как чести, как покойной жизни», разумеется в материальном отношении (Беседа III на книгу Деяний Св. Апостолов. Твор., т. IX, стр. 37. СПб., 1903).

793 Там же, стр. 22.

794 Творен, его. Т. II, стр. 422 (Слово III, гл. 10).

795 Творен, его. Т. II, стр. 248 (Письмо к Океану).

796 Творен, его. Т. I, стр. 421 (Слово о священстве III, гл. 9).

797 Там же, стр. 430 (Слово III, гл. 15).

798 Деяния Вселен, соборов. Т. IV, стр. 113.

799 Hefele. В. II, S. 81. (Недостаток возник на этот раз вследствие перехода большого количества православных клириков в раскол донатистов.)

800 Творения его в рус. перев. Т. III, стр. 31. (Ересь 59, гл. 4).

801 Припомним приведенные выше патетические слова Григория Богослова о нравственном состоянии духовенства его времени.

802 Созомен. Церковная История, кн. VIII, гл. 6.

803 Творения его. Т. VI, стр. 198 (Письмо к италийским и галльским епископам). Изд. 3-е.

804 Беседы на кн. Деяний (беседа III). Твор. т. IX, стр. 37, 39. СПб., 1903.

805 Беседы на Послание ап. Павла к Титу, стр. 16. СПб., 1859.

806 Творен. Григория Богослова. Т. IV, стр. 47.

807 Беседы на послание ап. Павла к Титу, стр. 14.

808 Творен, его. Т. I, стр. 436 (Слово III о священстве, гл. 17).

809 Беседы на послание ап. Павла к Титу, стр. 16.

810 Собора Карфаген, прав. 8. Русск. пер. («Деяния поместных соборов», стр. 113. Казань, 1877).

811 Беседы Златоуста на 2-е Послание ап. Павла к Тимофею (беседа 2), стр. 27— 28. СПб., 1859.

812 Творения его. Т. III, стр. 202. (Слово об Акиле и Прискилле).

813 Там же, стр. 199.

814 Деяния Всел. собор. Т. IV, стр. 97. Изд. 2-е. Каз., 1878.

815 Федор Чтец. Церк. история, из кн. I, гл. 37. С подобными же фактами мы часто встречаемся в истории изучаемого времени. Император Феодосии II с радостью назначил неприятного ему префекта претория Кира епископом во Фригию (loann. Malalas. Chronograph., p. 361—362. Edit. Bonn.). Другого префекта претория, Иоанна Каппадокийца, в правление Юстиниана приказано было в наказание посвятить в пресвитеры (Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами и проч. Т. I, стр. 138. Рус. пер. СПб., 1862). Такие же известия находим и у историка Феофана; например, он рассказывает, как один императорский секретарь был наказан при Юстиниане I поставлением в сан дьякона (Феофанова Летопись, стр. 145. Перевод Оболенского и Терновского. М., 1884).

816 Проф. М. Е. Ковалъницкий (теперь: Димитрий, архиеп. Одесский): «О значении национального элемента в развитии христианства». Труды Киев. Дух. Академии, 1880, т. III, стр. 406—408.

817 Григорий Двоеслов. Беседы на Евангелия. Русск. пер. Том. I, стр. 166. СПб., 1860.

818 Там же, стр. 154.

819 Там же. стр. 158—159, 169.

820 Там же, 152—153.

821 Там же, стр. 170.

822 Правило Пастырское, стр. 63—64.

823 Беседы на Евангелия. Т. I, 165.

824 Там же, стр. 171, 174.

825 Hefele. Conciliengeschichte. В. Ill, S. 53, 83, 95. Freib. im. Br., 1887.

826 Hefele, ibid. S. 21.

827 Hefele, ibid. S. 498, 514.

828 Феофан. Летопись, стр. 270. (У этого же писателя есть указания на существование исключительной порочности даже в среде епископов рассматриваемого времени, именно VI века, стр. 137.)

829 Migne. Patrologiae cursus. Gr. ser. Tom. 95. col. 329 (Oration, advers. Constantinum Cabalinum.).

830 Uhlhorn. Die christl. Liebesthatigkeit in der alten Kirche. S. 19—23. Stuttgart, 1882. Ср. Лебедев. Эпоха гонений на христиан, стр. 252—257. СПб., 1904.

831 Благовещенский. Римские клиенты. «Русск. Мысль», 1890 г., апрель, отд. II. стр. 36—37.

832 Uhlhorn. Op. cit. S. 24.

833 Извеков Н. Д. Иерархия Северо-африк. церкви, стр. 229. Вильно, 1884.

834 Uhlhorn. Op. cit., 137.

835 Origenis. In lesu Nave. Homil. 17, n. 3. Migne. Patr. Curs. Gr. Tom. 12, p. 912—913.

836 Литургии св. Марка и Василия Великого. — Uhlhorn. Op. cit., S. 138, 400.

837 См. подробнее об этом: Harnack. Die Quellen der sogenan. Apostolischen Kirchenordnung. S. 25, 48. Leipz., 1886.

838 Tertullian. Apolog. cap. 39.

839 Hetle. Das kirchliche vermogen bis auf Constantin Gr. S. 11. Paderborn, 1876.

840 Творения его в рус. переводе (изд. 2-е). Том II, 223—224 (в трактате «О молитве Господней»).

841 Там же, т. II, 279 (в трактате «О благотворении»).

842 Tertulliani. Advers. Marcionem. IV, 4 et 30.

843 Я. Д. Извеков. Ук. соч., стр. 227.

844 Извеков. Ук. соч., стр. 226.

845 Творения его, т. I, 185 (Письмо к клиру и народу).

846 Die canones Hippolyti von Achelis. S. 191. Leipz., 1891.

847 Uhlhorn. Op. cit., 151. Helle. Op. cit., 17.

848 Кн. VII, 29. Так было на Востоке, на Западе же церковь не знала «начатков».

849 Прав. 48. (Hefele. Conciliengeschichte. В. I, 177).

850 Helle. Das kirchliche Vermogen, 10.

851 Ibidem, S. 22. Соколов. Церковно-имущественное право в греко-римской империи, 268. Новгор., 1896.

852 Евсевий. Церк. История, X, 5. Его же. Жизнь Константина. II, 39.

853 Правила св. Апостолов, с толкованиями, стр. 109—110. Издание Общ. Люб. Дух. Просвещения.

854 Нужно сказать, что духовенство рассматриваемого времени в этом отношении вполне уподоблялось ветхозаветным левитам. Социально-экономическое положение колена Левитина достаточно определяется уже тем, что закон, говоря о пропитании «вдов, сирот и пришельцев» и вообще обездоленных членов общества, всегда между ними упоминает и «левита» (Второзак. 14, 27—28; 16, 11, 14).

855 Вся XIII глава памятника.

856 Гл. XV, ст. 1—2 того же памятника.

857 Harnack. Quellen d. Apostolisch. Kirchenordnung, S. 14.

858 Постановл. VII, 29. Сравни: XIII гл. «Учения 12-ти», Карашев: «О новооткрытом памятнике — „Учение"» и пр., в приложении, стр. 76—77. М., 1896 г.

859 Творен, св. Киприана, I, 300—301. Письмо к епископам нумидийским.

860 Примеры приведены у Miiller'а. Lehrbuch d. Kirchengeschichte. Band I 254 Freib., 1889.

861 Мнение французского церковного историка Прессансе.

862 Мнение английского церковного историка Gatch'a.

863 Соколов. Церковно-имущественное право в греко-римской империи, стр. 144— 145. Новгор., 1896. Любимов. Обозрение способов содержания духовенства до XVIII в., стр. 19—21. Петерб., 1852 (Здесь приведены многие примеры).

864 Беседа XVIII на кн. Деяний св. Апостол. Твор. Златоуста. Т. IX в рус. пер., стр. 177. СПб., 1903.

865 Соколов, стр. 274, 275.

866 Uhlhorn. Die Liebesthatigkeit in der alten Kirche. S. 252. Stuttg., 1882.

867 Соколов, стр. 129—130.

868 Об этом предмете см. выше.

869 Uhlhorn. Op. cit., S. 22—24.

870 См. выше.

871 Извеков. Иерархия Северо-африканск. церкви, 222. Вильно, 1884.

872 Слова о священстве: слово III, гл. 17. (Твор. его. Т. 1, стр. 435. Изд. Петерб. Акад., 1895).

873 См. эти подробности у Соколова: «Церковно-имущественное право...», стр. 130.

874 Uhlhorn. Op. cit. S. 251 (Saluian. De avaritia I, 29 et III, 80, 101).

875 Ibidem, S. 408.

876 Augustini. Sermo 356. § 5 (Neander. Geschichte der christlichen Religion und Kirche. B. I, 486. Gotha, 1856).

877 Possidii. Vita Augustini, cap. 24.

878 См. выше.

879 Феодор Чтец. Церковная история, кн. II, гл. 55.

880 Примечание к вышеуказанному месту из истории Феодора Чтеца, которое можно найти в оригинале и русском переводе.

881 См. Соколов. Церковно-имущественное право... , 217.

882 Деян. Вселенск. Соборов в русском переводе, т. IV, 110. Изд. 2-е.

883 Там же, стр. 118.

884 Там же, стр. 96—97.

885 См. подробнее стр. 322.

886 Созомен, VII, 27.

887 Соколов. Ук. соч., стр. 225.

888 Gfrorer. Allgemeine Kirchengeschichte. В. II. S. 33. Stuttg., 1843.

889 Hefele. Conciliengeschichte. В. II, 716. 2-te Auflage.

890 Соколов. Ук. соч., стр. 227, 230.

891 Möller. Lehrbuch d. Kirchengeschichte. В. 1, 335. Соколов. Церковно-имуществ. право, 256, 263, 267.

892 Свидетельства собраны у Uhlhorn'a. Op. cit. S. 247—248.

893 Hefele. Op. cit. B. II, 663.

894 Так было во времена Юстиниана. См. Любимов. Обозрение способов..., стр. 30.

895 Uhlhorn. Op. cit. S. 252.

896 Св. Златоуста на Послан, к эфесянам, беседа 4.

897 Иероним.. Твор. в рус. пер. (Толкован, на 3 гл. Книги пророка Малахии). Т. 15, стр. 243. Изд. Киев. Дух. Акад.

898 Commentar. in Psalm., 146.

899 Uhlhorn, 252.

900 Hefele. B. I, S. 177. 2-te Auflage.

901 Творен, его в русск. пер. Т. III, 297.

902 Augustini. De haeres: liber II, contra Parmen., cap. II; lib. Ill, contr. Petel., cap., 24.

903 Labbaei. Concilia, torn. IV, p. 1189.

904 Любимов. Обозрение способов..., 41.

905 По буквальному переводу: «деревенские архиереи», следовательно — беднейшие епископы.

906 Творен. Василия Великого в русск. перев. Том VI, 133—134. Изд. 3-е. — Взнос, о котором у нас идет речь, потом стал называться эмфанистика (явочная плата) и шел частью в пользу архиерея, а частью в пользу его клира, но не как участников рукоположения, а как определенной корпорации (артели), принимающей нового члена (Соколов. Церковно-имуществ. право, 162, 172).

907 Деян. Вселен. Соборов. Т. IV, 168—169. Изд. 2-е.

908 См. у Любимова. Обозрение способов..., 37—38.

909 Novella 123, cap. 3. В славян, переводе в иосифовско-никоновской Кормчей, гл. 42, л. 319, § 3, плата эта называлась «кафедральной» и «потронною».

910 Правильнее, чем вышеуказанный ученый, поступает наш канонист Платон Соколов, который не придает значения тем ухищренным оправданиям, к каким прибегает в данном случае сам Юстиниан, а прямо называет рассматриваемую плату «чистейшею симониею» и лишь старается отыскать корни явления — справедливо ли, нет ли — в глубокой нехристианской древности. Стр. 272, 276.

911 Novella 123, cap. 16.

912 Прав. собора Испанского 572 года. Ср. Hefele. Conciliengesch. В. Ill, 29. Изд. 2-е.

913 Феодорит. Церк. История, I, II; IV, 4.

914 Так же и у Созомена в его Церк. Истор. V, 5.

915 Лебедев А. Очерки истории Византийско-восточной церкви в X, Х и XI веках, стр. 63. М., 1902.

916 Novella 63, cap. 2.

917 Соколов. Ук. соч., стр. 264—265; 277.

918 Творения его (Слова о священстве, кн. III, гл. 15). Т. I, 428.

919 Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. М., 1878. Стр. 131.

920 Проф. Глубоковскии. Феодорит Киррский. Т. I, 33 и примеч.

921 Нужно заметить, что здесь речь идет о поместьях, приобретенных епископом до посвящения его в этот сан, ибо церковными правилами (собора Карфаген., пр. 32: Деяния поместных соборов, стр. 127. Русск. перев., Казань, 1877) строго воспрещалось лицам, уже ставшим епископами, приобретать «поля и угодья».

922 Феодорит. Церк. История, II, 30.

923 Gatch. Die Gesellschaftsverfassung. d. christl. Kirchen im Alterthum, S. 153 Giess., 1883.

924 Сократ. I, 12.

925 De opere monachorum, cap. 29.

926 Sabatier. L'eglise et le travail manuel, p. 54, 73. Paris, 1895.

927 Творен, его. Т. VII, 40.

928 Деян. Вселенских Соборов, т. III, 257. Изд. 2-е. Впоследствии такое явление должно было часто встречаться, ибо по законам Юстиниана участки церковной земли отдавались в пользовладение клириков в виде вознаграждения их. См. Соколов. Ук. соч., стр. 274—275.

929 Gatch. Op. cit., S. 153.

930 Möller. Lehrbuch d. Kirchengeschich. B. I, 343.

931 Св. Епифаний. Творен. Т. V, 301. Св. Златоуст говорит: «Как приятно видеть священника, шествующего, подобно Аврааму, убеленного сединами, опоясанного, возделывающего землю и работающего своими руками» (Бесед. XVIII на Кн. Деяний. Твор. его. Т. IX, стр. 178. СПб., 1903). А в наше время говорят совершенно обратное.

932 Св. Епифаний. Т. IV, 241.

933 Богатство Римской церкви отчасти объясняется и тем, что римские епископы занимались церковным домовладением с замечательной скрупулезностью. Так, о вышеупомянутом знаменитом папе Григории Великом известно (из его писем), что он очень заботился даже о мелочах церковного хозяйства. Он входит в подробности касательно экономической части церковных поместий, рассуждает об условиях отдачи их в аренду, о продаже и покупке сельских продуктов. При одном случае он пишет, что следует сократить количество выращиваемых лошадей, потому что конюхи стоят дорого, а прибыли от этого дела очень мало; римский первосвященник не забывает при этом упомянуть, как распорядиться конской сбруей в случае сокращения коннозаводства. Нам кажется очень трогательной эта попечительность великого из пап о церковном хозяйстве. Разумеется, эта заботливость происходила не из суетности и не из своекорыстия, а из сознания, что всякий долг нужно исполнять — как следует. (О мале был еси верен, над многими тя поставлю). Римские епископы древности, однако же, не управляли церковным имуществом непосредственно: тот же Григорий вел управление этим имуществом посредством десяти дефензоров, которым при этом поручен был некоторого рода надзор за епископами по части расходования церковного достояния. — Uhlhorn, вышеуказан. сочинение, S. 253—254.

934 Marcellini. Rerum gestarum libri. Vol. 2, Lib. 27, cap. 3 (14), p. 100. Lips., 1875.

935 По мнению проф. Голубинского, Юстиниан таксировал пошлину хиротонисуемых, дабы положить предел той безмерности, до какой иногда доходила эта пошлина (такса была установлена такая: высшая плата 400 золотых монет, затем 300, 120, 42 и наконец 28 таких монет); по уверению того же автора, греческие архиереи в действительности и впоследствии не слушались новеллы Юстиниана, а пошлина значительно превосходила норму, установленную Юстинианом (История русской церкви, I том, 1-я полов., 308—309. Изд. 1-е). Определение стоимости византийской золотой монеты нами сделано выше на основании изысканий г. Голубинского

936 Глубоковский. Вышеуказ. сочин., I, 47.

937 Творения его. Т. III, 172.

938 «Митрополические и патриаршие церкви бывали принуждены нести весьма значительные расходы представительства; в особенности патриарх Константинопольский принужден был нести такого рода расходы в соответствии его высокому положению». Соколов. Ук. соч., стр. 86.

939 Творен. Ill, 171.

940 Möller. Lehrb. d. Kirchengesch. S. 335.

941 Hefele. Op. cit., В. II, 71 (can. 15).

942 Прав. 25. Русск. перев.

943 Uhlhorn. Op. cit., S. 258 (из письма Августина к начальнику провинции Бонифацию).

944 Творен, его в русск. перев. Часть VIII, стр. 454.

945 Там же. Ч. III, 172.

946 Деян. Всел. Соборов. Т. IV, 168—169.

947 IV Всел. собора прав. 25- См. толкование Вальсамона на это правило.

948 Деян. Всел. Собор. IV, стр. 40, 41, 43.

949 Там же, стр. 123, 124.

950 90-е каноническое правило св. Василия Великого.

951 IV Вселен, собора правило 2-е.

952 Каноническое послание Геннадия, патр. Константинопольского (V в.).

953 Трулльского собора прав. 22. Особенно — VII Всел. собора прав. 5.

954 Möller. Op. cit., I, 343.

955 Трулльского соб. правило 9.

956 Иероним. Творен, в рус. пер. Т. I (письма), стр. 114, 119.

957 Созомен. Церк. история, кн. VIII, гл. 9.

958 Иероним.. Твор II, стр. 62—63 (письма).

959 Там же, стр. 62. — Закон, о котором у нас речь, издан импер. Валентинианом в 370 году и адресован на имя папы Дамаса. По точному смыслу этого закона, клирики (и монахи) 1) должны быть удаляемы из домов вдов и сирот (pupillarum) с помощью полиции, по требованию родственников; 2) не могут получать наследство от женщин, с которыми они находятся в особой близости под предлогом религии, — по дарственным записям и отказам на случай смерти (если это не родственницы их). Все подобные щедродательства объявлены лишенными юридической силы. Закон этот был подтвержден еще в 372 г. с разъяснением, что он относится и к епископам, и к девам (монахиням). Формально закон этот никогда не был отменен, хотя недолго удержал свою силу. Соколов: Церковно-имущ. право, стр. 128.

960 Hefele. Op. cit., В. II, S. 214.

961 Деян. Всел. Собор., IV, 96.

962 Γεδεων. Κανονικαι διαταξεις. Τομ. I, σελ. 5—8. Константинополь, 1888.

963 См. также выше, гл. 1.

964 Приложение к стр. 211—214.

965 Сократ. Церк. ист. Кн. II, гл. 30. Созомен, IV, 22 (ad fin.).

966 Деяния Всел. Собор, в русск. пер. Т. I, стр. 221. Изд. 2-е.

967 Mansi. Concilia. Tom. VI, col. 976. Деян. в рус. пер. Том III, 244. Изд. 2-е. Каз., 1879.

968 Mansl. Ibidem, col. 996. Деяния, т. III, 251.

969 Деяния Всел. Соборов. Т. I, стр. 198—199, 201, 203, 222, 224, 229, 234. Можно, впрочем, догадываться, что в рассматриваемом случае александрийский нотарий Петр имел значение alter ego св. Кирилла Александрийского, на что были вполне уважительные причины.

970 Mansi. Op. cit.. Тот. VI, col. 956, 960, 972—973, 984, 996—997. Деяния... , т. Ill, стр. 230—231, 238, 243, 247, 252—253.

971 Mansi. Tom. VI, col. 624—625. Деяния, III, 82—83.

972 Mansi. Ibid. Деяния. Там же.

973 Эти записи в оригинале называются αντιγδαφα = scripta (Mansi. VI, 769), но хотя это греческое слово и значит: «списки», однако из связи речи видно, что здесь идет речь не о копиях с текста актов, а о записях независимых от актов. К тому же выводу склоняют и параллельные места изучаемых актов {Mansi. Ibidem, col. 625. Деян. III, 83).

974 Mansi. Tom. VI, 769, 781, 792. Деяния. Т. Ill, 136, 138—139, 142, 145.

975 Mansi. Ibid. 825. Деян., стр. 160.

976 Mansi. Ibid. col. 768, 809. Деян. III, 137—138, 153.

977 Mansi. Ibid. 804, 813. Деян. Ill, 151, 155.

978 Mansi. VI, 808. Деян. Ill, 152.

979 Mansi. Ibid. 780, 785. Деян. Ill, 142, 144.

980 Mansi. Ibid. 777. Деян. III, 141. — В изложении истории IV Всел. собора церковным историком Евагрием говорится: некоторые епископы жаловались, что на соборе Эфесском 449 года слова их «записывались неверно», и что даже в его актах нашли место такие выражения, которых «никто не произносил» (Церк. история. Кн. II, гл. 18).

981 Mansi. Ibid., col. 816—817. Деян. III, 155—156.

982 Mansi. Ibid., col. 813. Деян. III, 155.

983 Mansi. Ibid., 829. Деян. Ill, 161.

984 Mansi. Ibid. Tom VII, col 100. Деян. IV, 46.

985 Mansi. Ibid. Тот. VI, 765, 768—769. Деян. Ill, 137—138.

986 Mansi. Ibid. 821. Деян. Ill, 158.

987 Mansi. Ibid. 757. Деян., 134.

988 Деяния Всел. Соборов. Т. VI, стр. 276. Изд. 2-е. Каз., 1882.

989 Там же, стр. 179, 206—210.

990 С какими трудностями приходится бороться лицам, работающим с латинским текстом этих актов, это видно из сочинения Н. Н. Глубоковского, которому нужно было определить отношение этого собора к Феодориту Киррскому («Феодор. Кир.». Том I, гл. 7. М., 1890). Причем результат работы над этим текстом, вследствие его неисправности, иногда является не чуждым сомнений.

991 В том же сочинении Н. Н. Глубоковского (стр. 285—286). Автор думает, что при внимательном изучении VIII деяния оно «утрачивает значительную долю своей невразумительности». Но мы не разделяем оптимизма нашего автора.

992 Mansi. VI, col. 961—973. Деян. III, 238—243.

993 Ibid., col. 961—962 in notis.

994 Cf. Mansi, VI, 973; VII, 5, 8, 9 et ceter. Деяния, III, 243. IV, 6, 7 и далее.

995 Patrum Nicaenorum nomina, p. XLVIII. Sociata opera ediderunt Gelzep, Hilgenfeld et cet. Lipsiae, 1898.

996 Творения св. Афанасия. Т. 1, 399, 443—444. Изд. 2-е, 1902.

997 Евсевий. Жизнь Константина, III, гл. 17—19.

998 Сократ. Кн. 1, гл. 9. — Оба последних определения сохранились, как можно думать, не в том виде, как они были отредактированы отцами собора.

999 Кстати сказать, актами I Вселен, собора в настоящее время называется собрание, кроме сейчас упомянутых постановлений, разного рода писем и сказаний, имеющих отношение к собору. Перечень того, что издается под именем актов в западной науке и у нас можно находить в книге г. К. Смирнова: «Обозрение источников Первого Вселен, соб.», стр. 34—35. Яросл., 1888.

1000 Энциклопедия Герцога — Гаука делает такой отзыв об этой книге: «благодаря мастерскому изданию Р. N. nomina все более ранние издания оказываются устаревшими» (Ausg. 3. В. XIV, S. 9, Leipz., 1903).

1001 Patrum Nicaenorum... , XVIII.

1002 Patrum Nicaenorum... , XLV—XLVI. L.

1003 Очень интересны старания авторов разобраться в вопросе: существовала ли в актах подпись имени св. Николая Мирликийского. Оказывается, что ее не значится в списках: латинских (р. 40), коптском (93), сирийском (111), сирийском: Ебедиезу (135) и в армянском (205). А встречается она у Феодора Чтеца (67), в греческом ватиканском (73) и в арабском (181). Внесено же оно в эти позднейшие списки не из списков подписей, а из жития этого святителя (р. LXIX).

1004 Стр. 32.

1005 Ките. Das Nicanischkonstantipolitan. Symbol. S. 28. Leipz., 1898. Schmidt. Zll Echtheitsfrage des Nicaeno-Constantin. (Neue kirchl. Zeitschrift., 1899, S. 949).

1006 Mansi VI, 956. Деяния. III, 129—130.

1007 Mansi. Tom. VII, 81. Деян. IV, 37.

1008 Mansi. VII, 281. Деян. IV, 115.

1009 Mansi. Ibid, 444—445. Деян.. 166.

1010 Проф. М. А. Остроумов. Введение в церковное право, стр. 258 и далее. Харьков, 1893. Проф. Н. С. Суворов. Учебник церк. права. 157—158. М., 1902.

1011 Проф. Остроумов. Ук. соч. О VI веке — стр. 321, а о позднейших — стр. 206.

1012 Деяния... , I, 248.

1013 Ibidem. 282.

1014 Ibid. 286.

1015 Ibid. 356.

1016 Ibid. 287.

1017 Mansi, VI, 632. Деян., Ill, 85.

1018 Под заглавием: εκ τών πεπραγμενων εν Εφεσω τη πρωτη συνοδω (Mansi. Tom. VI, col. 872).

1019 Деян., т. Ill, 188—194 (= Деян. I, 224 и дал.). Сравни еще: III, 183 и 1, 196.

1020 Деян., Ill, 199—204 (= Деян. I, 230 и дал.).

1021 Деян.. Ill, 199; 187—188, 195—199 (= Деян. I, 193 и дал.). Сравни еще: III, 99 и I, 203.

1022 Разумеется, состав этих актов потом умножился через присоединение многих документов, имевших отношение к собору 431 г., но это обстоятельство выходит за пределы вопроса о происхождении актов и входит в круг вопросов о коллекционировании документов, принадлежащих к истории того или другого собора.

1023 Mommsen. Romisches Staatsrecht. В. III. 2 Abtheil. S. 1015—1016. Leipz., 1888.

1024 Сократ, II, 30.

1025 Филосторгий. Церк. история. Кн. IV, гл. 12.

1026 Mommsen. Ibid. 1017.

1027 Ibid. 1014.

1028 Ibid. 1017, 1019.


 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова