МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Сборник
лекций.
Мировая духовная культура. Христианство. Церковь. Лекции и беседы. - М.:
Фонд имени Александра Меня, 1995. 671 с. Тир 10 000. 2-е изд.: 1997.
Предисловие
I. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Истоки мировой духовной культуры
Духовные искания Азии
Конфуцианцы и даосы
Брахманизм. Буддизм. Кришнаизм
Досократовская философия
Сократ. Платон. Аристотель
На пороге Нового Завета
II. НИКЕО-ЦАРЬГРАДСКИЙ СИМВОЛ.
Беседа первая (Символ)
Беседа вторая (Бог)
Беседа третья (Христос)
Беседа четвертая (Христос, окончание)
Беседа пятая (Дух Святой).
Беседа шестая (таинства)
Беседа седьмая (воскресение)
III. БИБЛИЯ И ЛИТЕРАТУРА
Библия и апокрифы древности и средневековья
Библия и древнерусская литература
Библия и литература XVII века (Гроций, Вондел, Мильтон)
Библия и литература XVIII века
Библия и русская литература XIX века:
Беседа первая (Жуковский, Пушкин, Хомяков, Тургенев,
А.Толстой) -
Беседа вторая (Достоевский, Толстой, Соловьев).
Библия и западная литература XIX века (Шатобриан,
Флобер, Франс, Уайльд, Сенкевич)
Библия и литература XX века
Беседа первая (Манн, Гауптман, Андреев, Мориак, Добрачинский,
Панас, Булгаков, Пастернак, Блок).
Беседа вторая (Блок, Есенин, Белый, Волошин, Пастернак,
Айтматов, Булгаков, Домбровский)
Беседа третья (Тураев, Куприн, Мережковский, Волошин,
Бунин)
IV. РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Предшественники Владимира Соловьёва
Владимир Сергеевич Соловьёв
Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие
Религиозно-философские взгляды Льва Николаевича Толстого
Встреча
Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус
Николай Александрович Бердяев
Отец Сергий Булгаков
Павел Александрович Флоренский
Семён Людвигович Франк
Георгий Петрович Федотов
Мать Мария
V. ДОМАШНИЕ БЕСЕДЫ
Церковь в истории
Надлежит быть разномыслию
Человечество Иисуса
О внутреннем шаге
Жизнь в Церкви
Роль Церкви в современном мире
Пасхальная Тайна Церкви
Власть Церкви
Беседа об искуплении
Встреча с Христом воскресшим
Последняя беседа
Предисловие
Книга состоит из пяти циклов лекций и бесед священника Александра Меня. Первые
четыре из них представляют собой тексты публичных выступлений О. Александра
в последний период жизни. Пятый цикл составляют домашние беседы конца 1970-х
- начала 1980-х годов.
Темы этих циклов разнообразны: духовные учения Древнего мира, Библейское откровение,
догматы христианства, библейские мотивы в мировой литературе, русский религиозный
ренессанс начала XX века, Церковь в истории и современном мире. На первый взгляд
соединение этих циклов в одном сборнике представляется чисто внешним. Однако,
это не так. Оно так же не случайно, как не случайным является и то, что сам
о.Александр прочитал их в совокупности. Вдумавшись в нее мы можем увидеть, что
эти циклы бесед о.Александра сплетаются в единый венок циклов, также как и двадцать
его книг, они представляют собой части единого строения. A слово, которое выражает
это единство, - Христос.
Всю свою жизнь о.Александр проповедовал Евангелие Христа. Он делал это в проповедях,
беседах, книгах. Собрание циклов бесед, вошедших в этот сборник, и есть Евангелие,
как его возвещал о.Александр, причем данное в достаточной полноте. Особенностью
его провозвестия является удивительно глубокое и многообразное видение истории
мира и человека. Отец Александр не повторяет традиционных схем, но дает захватывающее
зрелище религиозных поисков смысла мироздания, и показывает ответное действие
Слова Божия в библейской истории Израиля, высшей точкой которого является приход
Богочеловека, и, наконец, описывает новый уже христианский период исканий и
прорывов к Истине в литературном и философском творчестве и в церковной жизни
в присутствии живого Христа.
Первый цикл лекций дает драматическую картину "путешествия по кругам миросозерцаний
... к вершине, к тому сверкающему горному леднику, в котором отражается солнце
и который называется христианством".
Второй цикл лекций говорит о христианском учении. В нем О. Александр подчеркивает,
что не столько Его учение, сколько Сам Христос является основой христианства.
Ибо "христианство - не новая этика, а новая жизнь", жизнь со Христом, которая
"приводит человека в непосредственное соприкосновение с Богом, это Новый Союз,
Новый Завет".
В третьем цикле о.Александр рассказывает о библейском влиянии на мировую литературу.
Ибо Христос через Библию и Церковь оставляет неизгладимую печать на всей современной
культуре. "Готические соборы и древнерусские иконы, Рафаэль и Рембрандт, Данте
и Мильтон, Палестрина и Бах - все это свет Библии, преломленный в многообразии
культур и видов творчества".
Следующий цикл лекций - о деятелях русского религиозного возрождения начала
ХХ века, осуществивших прорыв ко Христу сквозь мертвящую религиозную казенщину.
Русская религиозная философия преодолела многовековой разрыв между новой европейской
культурой и христианством, между трагической социальной действительностью ХХ
века и Церковью. Но для этого ей пришлось дойти до сути христианства, как богочеловечества,
как религии Союза Бога и Человека, как Философии Свободы, как Огня, низведенного
с Неба на землю. Вот почему о.Александр, начиная этот цикл лекцией о Владимире
Соловьеве и его предшественниках завершает его (за неделю до своей смерти) рассказом
о матери Марии, которая кончает свой "евангельский подвиг" в газовой камере
фашистского лагеря. "Святыми нашей культуры", "мужественными свидетелями Истины,
исповедниками Евангелия" - называет о.Александр представителей русской религиозной
философии. Христианский персонализм самого о.Александра и его художественный
дар проявляются в этом цикле особенно ярко. Он не просто излагает учения выдающихся
мыслителей, но одновременно живо рисует их образы.
Христос и его Церковь - тема последнего цикла, который в отличие от четырех
предшествующих состоит не из публичных лекций последних двух лет, а из сокровенных
домашних бесед в узком кругу учеников в катакомбных условиях застоя.
В них о.Александр говорит о самом главном для сегодняшних христиан: конца ХХ
века, о встрече с воскресшим Христом и о жизни в Церкви, о Церкви, которая не
есть только организация, общественный институт, но Тело Христово, Экклесия -
собрание верных, призванных осуществлять Таинство присутствия Христа среди людей,
свидетельствовать и проповедовать о Нем. Чтобы выполнить эту задачу, христиане
должны научиться жить в Вере, Надежде и Любви, быть открытыми миру со всеми
его проблемами, а не огораживаться от него, сделать следование за Христом не
декламацией, а жизненной позицией и "углублять свой опыт таинств так, чтобы
наше свидетельство было не свидетельством об идеологии, а о живом присутствии
Бога в нас".
И если еще раз сформулировать кратко основную цель этого венка циклов, то она
заключается в устранении двух, связанных между собой трагических разрывов: между
культурой и христианством и между Церковью и живым Христом.
Вся предыдущая жизнь священника Александра Меня, его пастырский, богословский
и писательский труд стали как бы подготовкой к тому, чтобы так ярко и подлинно
публично свидетельствовать о Христе в течение этих неполных трех последних лет,
т.е. делать то, о чем он мечтал всю жизнь. Он говорил об этом так: "Я чувствую
себя подобным стреле, которую долго держали на натянутой тетиве. Я всегда делал
то, что требовал мой долг, но масштабы были ограничены. Апостол Павел говорил:
"Горе мне, если я не возвещаю Евангелие". Но теперь все мои мечты сбылись...
"
Удар топора прервал этот полет ранним утром 9 сентября 1990 г. Но смерть бессильна
перед истинными последователями Христа. Полет продолжается.
А.Белавин, декабрь 1994г.
Текст настоящего издания был подготовлен С. Домбровской, А. Андреевой и Т.
Алкснитис на основе магнитофонных записей лекций и бесед О. Александра Меня,
сделанных его слушателями и духовными детьми.
|