НЕВИДИМАЯ БРАНЬ
БЛАЖЕННОЙ ПАМЯТИ
СТАРЦА НИКОДИМА
СВЯТОГОРЦА
ПЕРЕВОДЪ СЪ ГРЕЧЕСКАГО
Святителя Феофана Затворника
ВЪ ДВУХЪ ЧАСТЯХЪ
По изданию: Невидимая брань. Московский
Богородице-Рождественский женский монастырь. Издательство "Правило
веры", 1996.
Книга "Невидимая брань" раскрывает перед нами этапы
внутренней, духовной жизни, путь к спасению, который, начинаясь
со Святого Крещения здесь, на земле, заканчивается в Царствии Небесном.
При Крещении каждый православный христианин отрекается от диавола
и всех дел его. Но затем, по собственной немощи и по причине непрестанного
нападения на нас врагов нашего спасения, вновь впадает в различные
прегрешения. Эту брань против "миродержителей тьмы века сего, духовов
злобы поднебесных" должно вести каждому человеку с момента Крещения.
В книге "Невидимая брань" подробно говорится о
многообразных кознях бесовских, различных их лукавствах и способах
нападения на нас. Книга научит распознавать эти козни и определять,
как и чем надо противоборствовать различным видам нападений. По
словам самого преподобного Никодима Святогорца, этою книгою всякий
человек, желающий спасения, научается как побеждать невидимых врагов
своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей,
и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение
с Богом и в нынешнем веке и в будущем".
Книга "Невидимая брань" может стать помощником
и руководителем в духовной жизни для всех православных христиан,
независимо от меры их духовного возраста.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. В чем состоит христианское
совершенство. Для стяжания его необходима брань. Четыре вещи, крайне
потребные для успеха в сей брани
Глава 2. Никогда ни в чем не должно
верить себе самим и надеяться на самих себя
Глава 3. О надежде на единого Бога
и уверенности в Нем
Глава 4. Как можно узнать, с ненадеянием
ли на себя и совершенною надеждою на Бога действует кто
Глава 5. О погрешительности мнения
тех, которые почитают чрезмерную печаль добродетелью
Глава 6. Некоторые ведения, служащие
к очертанию предела и пространства неверия себе и полного упования
на Бога
Глава 7. О том, как надлежит нам упражнять
ум свой, чтобы он не недуговал неведением
Глава 8. О том, почему неправо судим
мы о вещах и как стяжать правые о них суждения
Глава 9. О хранении ума от бесполезного
многоведения и праздной пытливости
Глава 10. Как обучить волю свою, чтоб
она во всех делах своих, внутренних и внешних, как последней цели
искала одного благоугождения Богу
Глава 11. Некоторые напоминания,
могущие подвигать волю нашу на желание всяким делом благоугождать
Богу
Глава 12. О многих желаниях и стремлениях,
сущих в человеке, и о борьбе их между собою
Глава 13. О том, как надлежит воевать
против бессловесной воли чувственной, и о деланиях, какие должна
проходить вот, чтобы стяжать навык в добродетелях
Глава 14. Как был, когда высшая,
разумная воля кажется совсем будто побеждаемою волей низшею и врагами
Глава 15. О том, что брань надо
вести непрестанно и мужественно
Глава 16. Как воину Христову следует
утром устроиться на брань
Глава 17. В каком порядке следует
нам поборать свои страсти
Глава 18. Как поборать внезапно
поднимающиеся движения страстей
Глава 19. Как поборать плотские
страсти
Глава 20. Как поборать нерадение
Глава 21. Об управлении и добром
пользовании внешними чувствами
Глава 22. О том, что те же чувственные предметы,
о которых мы говорили, бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших
чувств, если от них будем мы переходить к помышению о воплощении Бога Слова
и о таинствах Его жизни, страданий и смерти
Глава 23. Как от чувственных впечатлений переходить
к нравственно-назидательным урокам
Глава 24. Общие уроки об употреблении чувств
Глава 25. О том, как управлять языком
Глава 26. Как исправлять воображение
и память
Глава 27. Воину Христову надлежит
всевозможно избегать тревог и смятений сердечных, если желает добре
препобеждать врагов своих
Глава 28. Что делать, когда бываем
уранены на брани
Глава 29. Какого порядка держится диавол
в ведении брани духовной со всеми и как прельщает людей разных состояний
нравственных
Глава 30. Как диавол утверждает
грешников в рабстве греху
Глава 31. Как враг удерживает в
своих сетях тех, кои сознали бедственное свое положение и хотят
избавиться от него, а к делу не приступают. И от чего добрые наши
намерения нередко не приводятся в исполнение
Глава 32. О кознях врага против
тех, которые вступили на добрый путь
Глава 33. Как враг отклоняет от
добрых дел и портит их
Глава 34, Как враг самые добродетели
обращает во вред делателям
Глава 35. Некоторые указания, благопотребные
в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели.
Глава 36. О порядке стяжания добродетелей
Глава 37. Какие расположения требуются
для успеха в стяжании добродетелей вообще, и как вести дело навыкновения
в одной какой
Глава 38. В добродетелях упражняться
надобно со всем усердием и непрестанно
Глава 39. Не должно убегать встречающихся
случаев к доброделанию
Глава 40. Должно любить случаи к
добродетелям особенно затруднительные
Глава 41. Как в разных случаях можно
преуспевать в одной и той же добродетели
Глава 42. Сколько времени надлежит
упражняться в каждой добродетели и какие признаки преуспеяния в
ней
Глава 43. О том, что не следует
слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых скорбей, предаваясь
всецело в волю Божию
Глава 44. Предостережение от злых
советов диавола в добром
Глава 45. Если судим строго ближних,
то это от высокого о себе мнения и от наущения вражеского. Как преодолеть
эту склонность
Глава 46. О молитве
Глава 47. Что такое умная, или внутренняя,
молитва и каких видов она бывает
Глава 48. Как научиться молиться
сим образом
Глава 49. О молитве своей, самим
молящимся слагаемой
Глава 50. О кратких молитовках,
или кратких молитвенных к Богу воздыханиях
Глава 51. О молитве Иисусовой
Глава 52. Способствование к успеху
в навыкновении молитве
Глава 53. Дело молитвы в невидимой
брани
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 1. О Пресвятом Таинстве Евхаристии
Глава 2. Как надлежит принимать Святое
Таинство Евхаристии, или принимать Христа Господа таинственно -
в Таинствах
Глава 3. Как углублением в Таинство
Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу
Глава 4. О причащении духовном
Глава 5. О благодарении Бога
Глава 6. О преданности в волю Божию
Глава 7. О сердечной теплоте и об
охлаждении и сухости сердца
Глава 8. О хранении и испытании совести
Глава 9. О приготовлении к брани с
врагами в час смертный
Глава 10. О четырех, бывающих в
час смерти, искушениях вражеских. Первое искушение - против веры,
и о способе преодоления его
Глава 11. Второе искушение в чае
смерти - отчаянием
Глава 12. Третье искушение в чае
смерти - тщеславием
Глава 13. Четвертое искушение в
час смерти - призраками
Глава 14. О духовном мире сердца
Глава 15. О способах к хранению
мира внутреннего
Глава 16. Мало-помалу установляется
мир в сердце
Глава 17. Для мира сердца надо убегать
почестей и любить смирение и нищету
Глава 18. Необходимо душе пребывать
уединенною в себе, чтоб Бог осенил ее миром Своим
Глава 19. О благоразумии в делах
любви к ближним для мира душевного
Глава 20. Душе, обнажась от своей
воли, надлежит предавать себя Богу
Глава 21. Не ищи утех и наслаждений,
а единого Бога
Глава 22. Не малодушествуй, когда
отходит или пресекается внутренний мир
Глава 23. Многи козни врага на разорение
внутреннего мира: блюдись
Глава 24. Не должно смущаться оскудением
духовных чувств и другими внутренними искушениями
Глава 25. Искушения всякие во благо
нам посылаются
Глава 26. Врачевство против смущения
какими-либо легкими погрешностями и слабостями
Глава 27. Смущенному тотчас надо
восстановить мир душевный
В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится,
что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же
Никодим только пересмотрел ее, исправил,
пополнил и обогатил примечаниями и выписками из святых отцов, подвижников.
Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве.
При переводе сей книга сочтено более пригодным примечания и свидетельства
отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз
изменять слова книги для улажения течения речи, что допускалось
инде и без этого. Потому предлагаемую книгу следует почитать не
столько переводом, сколько свободным переложением.
|