НЕВИДИМАЯ БРАНЬ
СТАРЦА НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА
К оглавлению
Часть 1
Глава шестнадцатая
КАК ВОИНУ ХРИСТОВУ СЛЕДУЕТ УТРОМ УСТРОИТЬСЯ НА
БРАНЬ
Как только проснешься ты утром и несколько помолишься, говоря:
"Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя", — первое предлежащее
тебе дело есть заключить себя, как в некоем месте или позорище,
в своем собственном сердце. Установившись здесь, возведи затем себя
в сознание и чувство, что ошуюю тебя стоит уже тот враг твой и то
страстное влечение, с коими ты состоишь в то время в борьбе, готовые
тотчас напасть на тебя, и вследствие того восстанови в себе решительность
или победить, или умереть, но не уступать; сознай также, что одесную
тебя невидимо предстоят тебе победоносный Архистратиг твой, Господь
наш Иисус Христос, с Пресвятою Материю Своею и множеством ангелов
святых с Архангелом Михаилом во главе, готовые на помощь тебе, и
вследствие того воодушевись благонадежном.
Вот восстанет на тебя князь преисподних, диавол, с полчищами бесов
своих и начнет разжигать страстное в тебе влечение, уговаривая притом
тебя разными льстивыми обещаниями твоему самоугодию перестать бороться
с сею страстию и покориться ей и уверяя, что так будет лучше и покойнее.
Но внемли себе, — в то же время должен слышаться тебе и с десные
страны остерегательный и воодушевительный глас, который ангел твой
хранитель от лица всех, сущих одесную тебя, не преминет внушать
тебе, говоря: "Ныне предлежит тебе брань с твоею страстию и другими
врагами твоими. Не устрашись и не убойся и не убегай от страха сего
с поля брани. Ибо Сам Господь Иисус, Архистратиг твой, стоит близ,
окруженный тысяченачальниками и стоначальниками бесплотных и всеми
сонмами ангелов святых, готовый споборать тебе против врагов твоих
и не допустить их преодолеть тебя и победить, как обетовано: Господь
поборет по вас... (Исх. 14, 14). Почему стой твердо, нудь себя
не поддаваться и всячески напрягайся перетерпеть это нападшее на
тебя испытание, из глубины сердца взывая: Не предаждь мене в
душы стужающих ми... (Пс. 26, 12). Взывай к Господу твоему,
к Владычице Богородице, ко всем ангелам и святым. Придет помощь
и ты победишь; ибо написано:
Пишу вам, юноши, ободренные и ретивые воители, яко победисте
лукаваго (1 Ин. 2, 13). Пусть ты немощен и связан худыми навыками
и враги твои сильны и многочисленны, но гораздо большая готова тебе
помощь от Того, Кто создал тебя и искупил, и несравненно сильнее
всех Бог Защититель твой в брани сей, как написано: ...Господь
крепок и силен. Господь силен в брани (Пс. 23, 8), Который притом
вящшее имеет желание спасти тебя, нежели враг твой погубить тебя.
Итак, борись и никогда не тяготись трудом от брани сей. Ибо этим
трудом, нуждением себя и безжалостным, несмотря на боль, отрыванием
себя от порочных навыков, приобретается победа и стяжевается великое
сокровище, на которое покупается Царство Небесное и ради коего душа
навсегда соединяется с Богом.
Так каждый день с утра начинай во имя Божие борьбу с врагами твоими
оружием ненадеяния на себя и дерзновенной надежды на Бога, молитвою
и безжалостным понуждением себя на подобающие труды и подвиги духовные,
наипаче же оружием умносердечной молитвы: "Господи Иисусе Христе,
помилуй мя!" Имя это страшное, как меч обоюдоострый вращаемо будучи
в сердце, поражает и прогоняет демонов и страсти. Почему Иоанн Лествичник
сказал: "Именем Господа Иисуса бичуй супостатов". Об этой молитве
ниже будем говорить в особой главе. Таким, говорю, оружием поражай
того врага, ту страсть и то злое влечение, которое борет, в том
порядке, который я указал в 13-й главе, именно: сначала сопротивлением
страсти, потом возненавидением ее и, наконец, делами противной ей
добродетели, совершая все сие, скажем так, в молитвенной атмосфере.
Так действуя, будешь совершать дело, угодное Богу твоему, Который
со всею торжествующею на небесах Церковию стоит невидимо и смотрит
на ратоборство твое.
Притрудно и томительно ратоборство такое; но не скорби и не опускай
рук, помышляя, что, с одной стороны, долг имеем мы работать и благоугождать
Богу нашему, с другой — что нам, как сказано было выше, неизбежно,
необходимо ратоборствовать, если хотим жить; потому что коль скоро
перестанем ратовать, тотчас поражены будем насмерть. Да не обольстит
тебя враг внушением: "Ты только на час уступи". Пусть на час. Но
чем станешь ты, отступив от жизни по Богу и предавшись миру и его
утехам и наслаждениям плотским? Богоотступником, а таким стать не
только на час, но и на одно мгновение страшно. К тому же обычное
ли дело, чтоб это было на час? Не паче ли потечет у тебя в этой
богопротивной жизни час за часом, а потом дни за днями и годы за
годами? А дальше что? Если смилуется над тобою Господь и даст тебе
еще очнуться, возникнуть от этой диавольской сети и пробудиться
от сна греховного, ты все же должен будешь вступить в ратоборство,
от которого теперь убежишь, ища льготной жизни, с тою только разностию,
что тогда оно будет для тебя несравненно тяжелее, острее и болезненнее
и к тому еще малоуспешнее.
Если же Господь оставит тебя в руках произволения твоего и врагов
твоих, что тогда? Не буду повторять, скажу только: припомни, ибо
кто этого не знает? После жизни в томительных узах злых страстей,
иногда в опьянении чувственности, но всегда без истинных радостей,
внезапно постигнет час смерти, страшно-мучительное состояние души,
которое и слово Божие не могло изобразить, а сказано только: тогда
будут взывать: горы падите на нас (ср.: Апок. 6, 16). Сей
вопль, начавшись в час смерти, будет немолчно продолжаться во все
время по смерти до конца мира, и услышится в момент наступления
Страшного суда, и всегда бесполезно. Не будь же столько безумен,
чтоб заведомо броситься в вечные адские муки, бежа от моментальных
подвижнических трудов и борений. Но как человек рассудительный и,
скажу, расчетливый, лучше теперь подыми недолгие труды и болезни
духовного ратоборства, чтоб, победив борющих, получить венец и быть
в единении с Богом и здесь, и там — в Царствии Небесном.
Глава семнадцатая
В КАКОМ ПОРЯДКЕ СЛЕДУЕТ НАМ ПОБОРАТЬ СВОИ СТРАСТИ
Премного полезно тебе, брате мой, знать добре то, в каком порядке
следует тебе поборать свои страсти, чтоб совершать сие достодолжно,
а не просто как попало, как делают некоторые и мало успевают, нередко
терпят и вред. Порядок, в каком надобно бороться с врагами своими
и поборать свои злые пожелания и страсти, есть следующий: войди
вниманием в сердце свое и исследуй тщательно, какими помыслами,
какими расположениями и пристрастиями оно особенно занято и какая
страсть наиболее господствует над ним и тиранствует в нем, потом
против этой страсти прежде всего и поднимай оружие и ее поборать
старайся. На этом и сосредоточь все внимание и заботу, с одним только
исключением, что когда подымется между тем другая какая страсть
случайно, то ею следует тебе тотчас заняться и ее прогнать, и потом
опять обращать оружие против главной своей страсти, которая непрестанно
высказывает свое присутствие и власть. Ибо как во всякой борьбе,
так и в нашей невидимой, следует противоборствовать тому, что самым
делом борет в настоящий момент.
Глава восемнадцатая
КАК ПОБОРАТЬ ВНЕЗАПНО ПОДНИМАЮЩИЕСЯ ДВИЖЕНИЯ
СТРАСТЕЙ
Если ты, возлюбленный мой, не привык еще поборать внезапные движения
и возбуждения страстей по поводу, например, оскорблений или других
встреч, советую тебе вот что делать: поставить себе в закон, всякий
день, когда сидишь еще дома, просматривать все могущие встретиться
с тобой случаи в продолжение дня, благоприятные и неблагоприятные,
и какие вследствие того могут породиться в тебе страстные движения,
похоти и раздражения, — и наперед приготовься, как подавлять их
в самом зарождении их, не давая им ходу. Действуя так, ты никогда
не будешь внезапно застигнут никакими движениями страстей, но всегда
будешь готов сделать им отпор, и возможешь ни гневом не смутиться,
ни похотью не увлечься. Такого рода просмотр случайностей надо делать
тогда наипаче, когда имеешь выйти со двора и идти в такие места,
где должен встретиться с личностями, могущими или привлечь, или
раздражить. Будучи приготовлен, ты легко избежишь того и другого.
Волна страсти, если и подымется какая, перекатится чрез тебя или
разобьется о тебя, как о твердый камень, а не подбросит тебя, как
легкую ладью. Да уверит тебя в сем относительно гнева святой пророк
Давид, говорящий: уготовихся и не смутихся... (Пс. 118, 60).
Но таким приготовлением не все уже сделано. Возбуждение страсти
все же может подняться и тоже неожиданно. В таком случае вот что
делай: как только ощутишь страстное движение, пехотное или раздражительное,
спеши обуздать его напряжением воли, низойди в сердце вниманием
ума и всячески старайся не допустить его до сердца, и блюди, чтоб
оно ни тем, что раздражает, не раздражилось, ни к тому, что привлекает,
не прилегло. Если же случится внезапно породиться в сердце тому
или другому, постарайся на первый раз, чтобы то не вышло наружу,
не обнаруживай того ни словом, ни взором, ни движением.
Потом понудь себя возвести ум свой и сердце свое горе к Богу, и,
воспроизведши в себе ясное сознание и чувство и любви Божией беспредельной,
и правды Его нелицеприятной, тем и другим постарайся страстное движение
вытеснить, а противоположное ему доброе восставить. При предлежащей
встрече, может быть, и неудобно будет это сделать вполне как следует,
но всячески намерения и напряжения делать то не оставляй. Пусть
теперь это безуспешно; после докончишь, когда прекратится страстевозбудигельная
встреча. О том же неотложно попекись, чтобы не обнаружить порождающейся
страсти. И это будет не давать ей хода. Зато как только освободишься
от недоброго притока впечатлений, спеши к сердцу и постарайся выбросить
закравшуюся туда гадину.
Но наилучшее и наидействительнейшее ограждение от внезапного возбуждения
страстей есть устранение причин, от которых происходят всегда такие
движения. Таковых причин на все две: любовь и ненависть. Если ты,
возлюбленный мой, попался в плен любви к какому-либо лицу или пристрастен
к какой-либо вещи, большой или малой, то естественно, что, когда
встречаешь их или когда видишь, что их оскорбляют и им вредят или
отвлечь и похитить у тебя хотят, ты тотчас возмущаешься тем, скорбишь,
мятешься и восстаешь против тех, которые это делают. Почему, если
желаешь, чтобы не случились с тобой такого рода внезапные тревоги,
попекись побороть и исторгнуть из сердца такую недобрую любовь и
такое недоброе пристрастие, и чем дальше зашел ты в той и в другом,
тем большее приложи попечение о том, чтоб оравнодушить себя и разумно
относиться к вещам и лицам; ибо чем сильнее у тебя любовь и пристрастие,
тем бурнее и внезапное возбуждение страсти во всех указанных случаях.
Равно, если имеешь неприязнь к какому-либо лицу или отвращение
к какой-либо вещи, то также естественно приходишь внезапно
в негодование или омерзение, когда встречаешь их, особенно, когда
расхваливает кто их. Посему, если хочешь соблюсти покой сердца в
таких случаях, понудь себя на сей раз подавить восставшие недобрые
чувства, а после истребить их и совсем.
В сем поможет тебе такое рассуждение (относительно лиц): что и
они суть творения Божий, созданные, как и ты, по образу и подобию
Божию, всесильною десницей Бога Живого; что и они искуплены и воссозданы
бесценною кровию Христа Господа; что и они — собраты твои и сочлены,
которых не следует тебе ненавидеть даже мыслию своею, как написано:
Да не возненавидиши брата твоего во уме твоем,.. (Лев. 19,
17); особенно же, что когда ты, — предположим, что они достойны
нерасположения и неприязни, — восприимешь их в доброе расположение
и любовь, то тем уподобишься Богу, Который любит все создания Свои
и никаким не гнушается, как восхваляет Его премудрый Соломон: Любиши
же сущая вся, и ничесогоже гнушаешися, яже сотворил еси: ниже бо
ненавидя что устроил еси (Прем. 11, 25), и Который, презирая
грехи человеческие, солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит
на праведныя и на неправедныя (Мф. 5, 45).
Глава девятнадцатая
КАК ПОБОРАТЬ ПЛОТСКИЕ СТРАСТИ
С плотскими страстями, брате мой, надлежит бороться своим особым
способом, чем с прочими. Чтоб это шло у тебя в должном порядке,
знай, что иное должно тебе делать прежде искушения сими страстями,
иное во время искушения и иное после прекращения его.
Прежде искушения внимание твое должно быть обращено на причины,
которые обыкновенно служат поводом к порождению искушения или возбуждению
страсти. Здесь закон: всевозможно избегай всех случаев, могущих
возмутить покой плоти твоей, особенно встречи с лицами другого пола.
И если иной раз будет належать нужда беседовать с каким-нибудь таким
лицом, беседуй недолго, соблюдая не только скромность, но и некую
строгость в лице своем, и слова твои пусть будут при всей приветливости
больше сдержанны, нежели благосклонны.
Не ими веры врагу твоему во веки (Сир. 12, 10), — говорит
премудрый Сирах. И ты никогда не верь телу своему: ибо, как медь
сама по себе рождает от себя ржавчину, так и растленное естество
тела рождает из себя злые движения похотные. Якоже бо медь ржавеет,
тако и злоба его (там же). Не верь же, еще повторяю тебе, не
верь в этом отношении самому себе, хотя, положим, ты не чувствуешь
и столько уже времени не чувствовал сего жала плоти твоей. Потому
что эта треокаянная злоба, чего не делала многие годы, иногда делает
в один час и в одно мгновение, и всегда молча делает обычно свои
приготовления к нападению. И знай, что чем больше прикидывается
она другом и не подает ни малейшего повода к подозрению, тем больший
потом наносит вред и нередко поражает насмерть.
Должно также всякому бояться наипаче тех лиц другого пола, с которыми
почитает благословным обычное в житейском быту взаимообращение:
или потому, что они родственны; или потому, что благочестивы и добродетельны;
или еще потому, что от них получено благодеяние и есть потребность
почаще изъявлять им за то признательность. Бояться сего надобно
потому, что к такому, без страха и внимания к себе, взаимообращению
всегда почти примешивается губительная сласть чувственная, которая
потом мало-помалу нечувствительно проникает душу до самых глубин
и так омрачает ум, что подвергшиеся сей заразе начинают ни во что
вменять всякие опасные причины греха, как-то: страстные взгляды,
сладкие речи с той и другой стороны, привлекательные движения и
положения тела, пожатия рук, отчего наконец впадают и в самый грех,
и в другие диавольские сети, из которых иной раз и совсем высвободиться
не могут.
Бегай же, брате мой, этого огня, потому что ты порох, и никогда
не дерзай в самонадеянности думать, что, ты порох смоченный и весь
наполнен водою доброй и крепкой воли. Нет, нет! Но думай паче, что
ты сухой-пресухой порох и тотчас вспыхиваешь, как только почувствуешь
тот огонь. Отнюдь не полагайся на твердость твоей решимости и твою
готовность скорее умереть, нежели оскорбить Бога грехом. Ибо хоть
и можно допустить, что ты посему смоченный порох, но от частого
сообращения и сидения с глазу на глаз, огонь плотской мало-помалу
иссушит оросительную воду доброго твоего произволения, и ты сам
не заметишь, как окажешься пламенеющим плотскою любовию, и до такой
степени, что перестанешь стыдиться людей и Бога бояться и ни во
что станешь вменять честь, жизнь и все мучения ада, стремясь к соделанию
греха. Бегая убо, бегай всевозможно:
а) От такого сообращения с лицами, могущими послужить для тебя
в соблазн, если искренно желаешь не попасть в плен греха и не уплатить
оброка его, который есть смерть душевная. Премудрым называет премудрый
Соломон того, кто боится и избегает причин греха, а того, кто, много
дерзая о себе, самонадеянно не избегает их, называет неразумным,
говоря: Премудр убоявся уклонится от зла, безумный же на себе
надеявся смешивается со беззаконным (делом) (Притч. 14, 16).
Не на это ли указывал и апостол, когда заповедовал Коринфянам:
Бегайте блудодеяния (1 Кор. 6, 18)?
б) Бегай ничегонеделания и лености; и стой бодренно, во все глаза
смотря за помыслами и мудро устрояя и ведя дела свои, требуемые
твоим положением.
в) Никогда не ослушивайся настоятелей твоих и отцов духовных, но
охотно повинуйся им во всем, скоро и с готовностию исполняя, что
ни прикажут, и наипаче то, что смирительно для тебя и противно твоей
воле и твоим склонностям.
г) Никогда не позволяй себе смело судить о ближнем, никого не суди
и не осуждай, и особенно за этот самый плотской грех, о коем у нас
речь, хотя бы кто явно впал в него, но поимей к нему сострадание
и жалость; не негодуй на него и не смейся над ним, но от его примера
позаимствуй себе урок смирения и, зная, что и сам ты крайне слаб
и на худое подвижен, как прах на пути, говори себе: "Ныне пал он,
а завтра паду я". Ведай, что если ты скор на осуждение и презрение
к другим, то Бог больно накажет тебя за это, попустив самому тебе
впасть в тот же грех, за который осуждаешь других. Не судите,
да не судими будете (Мф. 7, 1), и на то же не будете осуждены,
чтоб из падения своего познали пагубность гордыни своей и, смирившись,
взыскали врачевства от двух зол: от гордости и блуда. Но если Бог
по милости Своей и хранит тебя от падения, и ты удерживаешь неизменно
твердым целомудренный помысл свой, ты все же перестань осуждать,
если осуждал, и не самонадеянничай, а паче бойся и не верь своему
постоянству.
д) Внимай себе и бодрствуй над собой. Если стяжал ты какой дар
Божий или находишься в добром состоянии духовном, не воспринимай
в самомнении суетного и мечтательного о себе помышления, будто ты
нечто, и что враги твои не посмеют напасть на тебя, и ты столько
ненавидишь их и презираешь, что сразу отразишь, если они осмелятся
приблизиться к тебе. Как только так подумаешь, падешь легко, как
осенний лист с дерева.
Вот что следует тебе соблюдать прежде искушения плотскою страстию.
Во время же самого искушения вот что делай: дознай поскорее причину,
от которой породилась брань, и тотчас отстрани ее. Причина этому
бывает или внутренняя, или внешняя. Внешнею причиной тому бывают:
вольность очей, сладкие для слуха речи, такие же по содержанию
и напеву песни, щегольские, из нежных материй одежды, благоуханные
для обоняния духи, вольные обращения и беседы, соприкосновения и
пожатия рук, танцы и многое подобное. Врачевством против всего этого
служат: скромное и смиренное одеяние, нежелание ни видеть, ни слышать,
ни обонять, ни говорить, ни касаться ничего такого, что производит
это срамное движение, особенно же избегание сообращения с лицами
другого пола, как говорено выше. Причиной внутреннею служит, с одной
стороны, жизнь в довольстве и покое плоти, когда все желания телесные
находят полное удовлетворение, с другой — срамные помыслы, которые
приходят или сами собой при воспоминании виденного, слышанного и
испытанного, или от возбуждения их духами злобы.
Что касается до жизни в полном довольстве и покое плоти, то ее
надобно ожесточить пощениями, бдениями, хрускоспаниями, особенно
множайшими поклонами до утомления, и другими произвольными телоозлоблениями,
как советуют и заповедуют опытные и рассудительные отцы наши святые.
А против помыслов, от чего бы они ни происходили, врачевством служат
разные духовные упражнения, сообразные с настоящим твоим состоянием
и требуемые им, каковы: чтение святых и душеспасительных книг, особенно
святых Ефрема Сирианина, Лествичника, "Добротолюбия" и других подобных,
благочестивые размышления и молитва.
Молитву свою, когда начнут нападать на тебя срамные помыслы, совершай
так: тотчас воздвигни ум свой к распятому ради нас Господу и из
глубины души взывай к Нему: "Иисусе мой Господи! Сладчайший мой
Иисусе! Ускори на помощь мне и не дай врагу моему полонить меня!"
В то же время обнимай мысленно и чувственно, если есть близ, Животворящий
Крест, на коей распят ради тебя Господь твой, лобызай часто язвы
Его и говори к ним с любовию: "Краснейшие язвы, язвы святейшие,
язвы пречистые! уязвите это мое окаянное и нечистое сердце и не
допустите меня до того, чтоб я посрамил и оскорбил вас нечистотой
своею".
Размышление же твое, в то время как множатся в тебе срамные помыслы
плотской сласти, да не будет направлено прямо против них, хоть иные
и советуют это; не берись изображать мысленно пред собой нечистоту
и срамоту грехов плотской похоти, ни угрызения совести, которые
последуют затем, ни растления естества твоего и потерю чистоты девства
твоего, ни помрачения чести твоей и другое подобное. Не берись,
говорю, размышлять об этом, потому что такое размышление не всегда
бывает верным средством к преодолению искушения плоти, а, напротив,
может послужить к усилению брани, иной же раз и к падению. Ибо,
хотя ум при сем будет вести мысленную речь свою в укор и противление
сей страсти, но как мысль, несмотря на то, все же будет держаться
на предметах ее, к которым так неравнодушно сердце, то не дивно,
что тогда, как ум расточает такие строгие суждения о таких делах,
сердце соуслаждаться будет ими и соглашаться на них, что и есть
внутреннее падение. Нет, надобно рассуждать о таких предметах, которые
бы заслонили собой эти срамные вещи и совсем отвлекли от них внимание,
содержанием же своим отрезвительно действовали на сердце. Такого
рода предметы суть жизнь и страдание воплотившегося ради нас Господа
Иисуса, неминуемый час смерти нашей, трепетный день Страшного суда
и разные виды адских мучений.
Если, как нередко случается, срамные помыслы эти будут и при этом
продолжать нападать на тебя с особенною силой и неудержимостью,
не бойся, не переставай размышлять о показанных пред сим предметах
и не обращайся к тому приему борьбы, чтоб прямо против них восставать,
раскрывая неодобрительные стороны их самих, как сказано было выше.
Не делай так; но продолжай сколько можно внимательнее размышлять
о показанных пред сим устрашительных и отрезвительных предметах,
нимало не беспокоясь о помыслах тех срамных, как бы они не были
твои собственные. Ведай, что нет лучшего способа к прогнанию их,
как презрение к ним и ни во что их вменение. Размышление же сие
почаще прерывай такою или подобною ей молитвою: "Освободи меня"
Творче мой и Избавителю, от врагов моих сих, во славу страстей Твоих
и Твоей неизреченной благости". Молитвою же подобною и заключи свое
размышление.
Смотри же, отнюдь не обращай ока ума своего на эту плотскую нечистоту,
так как и одно представление о ней небезопасно; и не останавливайся
на беседу с сими искушениями или о сем искушении, чтоб определить,
произошло ли у тебя согласие на него или нет. Такое наследование,
хотя на вид кажется хорошим, на деле же поистине есть кознь диавола,
покушающегося сим способом или отяготить тебя, или ввергнуть в малодушие
и отчаяние, или удержать тебя сколько можно долее в сих помыслах
и чрез них ввесть в грех делом или по роду их, или в другой какой.
Вместо всяких таких наследовании о помыслах сих, смущающих тебя,
поди исповедуй все подробно духовному отцу своему, и пребудь потом
покоен в помышлении своем и в сердце своем, не мутя себя никакими
вопросами, упокоеваясь на решении отца своего. Только все ему открой,
что смущало и смущает ум твой и твое чувство в сем искушении, ничего
не утаивая и не позволяя стыду связать язык твой, а паче смиряясь
самоуниженно. Ибо, если во всякой борьбе с врагами имеем мы нужду
в глубоком смирении, чтоб победить их, сколь много паче потребно
оно нам во время плотской брани, так как и самое искушение сие большею
частию бывает или порождением гордыни, или вразумлением и наказанием
за нее? Почему и говорит святой Иоанн Лествичник, что, кто впал
в блуд или другой какой плотский грех, тот прежде того впал в гордость;
и что впасть ему в грех попущено для того, чтоб он смирился: "Где
совершилось падение, там прежде водворялась гордость; ибо гордость
есть предвозвестница падения". И еще: "Наказание гордому есть падение"
(Слово 23).
Когда наконец утишатся срамные помыслы и искушение пройдет, вот
что должно тебе делать: как бы ни казалось тебе, что ты свободен
уже от плотской брани, и как бы уверенным в том не имел ты себя,
всячески, однако ж, пекись далеко держать ум свой и внимание свое
от тех вещей и лиц, которые были причиной восстания на тебя такого
искушения, и отнюдь не поблажай позыву повидаться с ними под тем
предлогом, что они родственницы или что благочестивы и благодетели
твои; вразумляй себя напоминанием, что и это есть греховное обольщение
растленного естества нашего и сеть вселукавого врага нашего диавола,
который тут преобразуется в ангела света, чтоб ввергнуть во тьму,
как говорит святой Павел (см.: 2 Кор. 11,14).
К оглавлению
|