НЕВИДИМАЯ БРАНЬ
СТАРЦА НИКОДИМА СВЯТОГОРЦА
К оглавлению
ПРЕДИСЛОВИЕ
(Составлено старцем Никодимом в
рукописи, которою он пользовался)
Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей наименование:
"Невидимая брань". Как многие из священных и богодухновенных книг
Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самых предметов,
о коих они поучают (книга Бытия, например, названа так потому, что
возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего;
Исход — потому, что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит
— потому, что содержит устав священнодействий для колена левитского;
книги Царств — потому, что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия
— потому, что благовествуют радость велию, яко родися Спас миру
Христос Господь (ср.: Лк. 2, 10-11), и указывают всем верным
путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится,
что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми
она занимается, достодолжно названа: "Брань невидимая"?
Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не
о врагах явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую
каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст
пред Богом обет — воевать за Него во славу божественного имени Его.
даже до смерти (почему написанное в книге Числ: сего ради глаголется
в книзе: Брань Господня, — иносказательно написано о сей невидимой
брани (Чис. 21 14), и о врагах безтелесных и неявных, кои суть различные
страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные,
день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный
навел: ...несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко
властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы
поднебесным (Еф. 6, 12).
Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, поучает она, суть
все христиане; военачальником их изображается Господь наш Иисус
Христос, окруженный и сопровождаемый тысяченачальниками и стоначальниками,
то есть всеми чинами ангелов и святых; поприще брани, бранное поле,
место, где происходит самая борьба, есть собственное наше сердце
и весь внутренний человек; время брани — вся наша жизнь.
Какие же суть оружия, в которые облекает своих воинов эта невидимая
брань? Слушай. Шлемом для них служит совершенное себе неверие и
совершенное на себя ненадеяние; щитом и кольчугой — дерзновенная
вера в Бога и твердое на Него упование; броней и нагрудником — поучение
в страданиях Господа; поясом — отсечение плотских страстей; обувью
— смирение и немощности своей постоянное признание и чувство; шпорами
— терпение в искушениях и отгнание нерадения; мечом, который непрестанно
держат они в одной руке, — молитва, как словесная, так и мысленная,
сердечная; копьем трехострийным, которое держат они в другой руке,
— твердая решимость отнюдь не соглашаться на борющую страсть, отревать
ее от себя с гневом и ненавидеть от всего сердца; коштом и пищею,
которыми подкрепляются они на сопротивление врагам — частое причастие
Богообщения, как таинственного от таинственной жертвы, так и мысленного;
светлою и безоблачною атмосферой, дающею им возможность издали усматривать
врагов, — всегдашнее упражнение ума в познании того, что право есть
пред Господом, всегдашнее упражнение воли в вожделевании одного
того, что благоугодно Богу, мир и спокойствие сердца.
Здесь, — здесь, в этой "Невидимой брани" (то есть в книге), или,
лучше сказать, в этой Брани Господней, воины Христовы научаются
познанию различных прелестей, многообразных козней, недомыслимых
лукавств и хитростей воинских, какие употребляют против них мысленные
супостаты, посредством чувств, посредством фантазии, посредством
лишения страха Божия, особенно же посредством четырех прилогов,
какие вносят они в сердце во время смерти, — разумею прилоги неверия,
отчаяния, тщеславия и преображения их самих в ангелов света. Научаясь
же распознавать все сие, они и сами при этом умудряются, как разрушать
такие козни врагов и противоборствовать им, и познают, какой тактики
и какого закона брани должно им в каком случае держаться и с каким
мужеством вступать в борьбу. И коротко скажу, этою книгою всякий
человек, желающий спасения, научается, как побеждать невидимых врагов
своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных добродетелей,
и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение
с Богом и в нынешнем веке, и в будущем.
Примите же, христолюбивые читатели, настоящую книгу радостно и
благосклонно и, научаясь из нее искусству невидимой брани, старайтесь
не просто только воевать, но и законно воевать, воевать, как должно,
чтоб и увенчанными быть; потому что по апостолу бывает, что иной
хоть и подвизается, однако ж не венчается, если незаконно подвизался
(см.: 2 Тим. 2, 5). Облекитесь в оружия, какие она указывает
вам, чтоб насмерть поразить ими своих мысленных и невидимых врагов,
кои суть душепагубные страсти и их устроители и возбудители — демоны.
Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу
кознем диавольским (Еф. 6, 11). Вспомните, как при Святом
Крещении обещали вы пребывать в отречении от сатаны и всех дел его,
и всего служения его, и всей гордыни его, то есть сластолюбия, славолюбия,
сребролюбия и прочих страстей. Подвизайтесь же, сколько можете,
чтоб обратить его вспять, посрамить и победить во всем совершенстве.
А какие воздаяния и награды имеете вы получить за такую победу
свою?! Весьма многие и великие. И послушайте об них из уст Самого
Господа, Который обещает их вам в Святом Откровении слово в слово
так: ...побеждающему дам ясти от древа животного, еже есть посреде
рая Божия. ...Побеждаяй не имать вредитися от смерти вторыя. Побеждающему
дам ясти от манны сокровенныя. И побеждающему и соблюдающему дела
Моя до конца, дам ему власть на языцех.., и дам ему звезду утреннюю.
Побеждаяй, той облечется в ризы белыя... и исповем имя его пред
Отцем Моим и пред Ангелы Его. Побеждающаго сотворю столпа в церкви
Бога Моего. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем... Побеждаяй
наследит вся, и буду ему Бог, и той будет Мне в сына (Апок.
2, 7, 11, 17,26-28; 3, 5,12, 21; 21, 7).
Видите, какие удостоения! Видите, какие воздаяния! Видите этот
осьмисоставный и многоцветный нетленный венец, или, лучше, эти венцы,
которые сплетаются для вас, братие, если победите диавола! Вот об
этом теперь и пекитесь, из-за этого подвизайтесь и от всего воздерживайтесь,
да никтоже пришлет венца вашего (Апок. 3, 11). Ибо воистину,
стыд великий, что те, которые подвизаются на ристалищах в телесных
и внешних подвигах, в пять раз больше от всего воздерживаются, чтобы
получить какой-нибудь тленный венец из дикой маслины, или из пальмовой
ветви, или из финиковой, или из лавровой, или из миртовой, или из
другого какого растения; а вы, имеющие получить такой нетленный
венец, проводите жизнь свою в нерадении и беспечности. Не пробудит
ли вас от этого сна хоть слово святого Павла, который говорит: не
весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же приемлет
почесть; тако тецыте, да постигнете, Всяк же подвизаяйся от
всех воздержится: и они убо да истленен венец приимут, мы же
неистленен (1 Кор. 9, 24-25).
Если же, воодушевившись ревностию, сподобитесь вы такой победы
и таких светлых венцов, то не забудьте тогда, братие мои, помолиться
ко Господу о прощении грехов и того, кто был вам споспешником к
получению такого блага посредством настоящей книги. Прежде же всего
не забудьте воздеть очи свои к небу и воздать благодарение и славу
первому Источнику и Совершителю такой вашей победы. Богу и Началовождю
вашему Иисусу Христу, говоря каждый к Нему оное Зоровавелево слово:
от Тебя, Господи, победа... и Твоя есть слава; я же точию раб
Твой (ср.: 2 Езд. 4, 59), и другое, пророком Давидом изреченное:
...Тебе, Господи, величество, и сила, и слава, и одоление, и
исповедание, и крепость... (1 Пар. 29, 11), ныне и во веки веков.
Аминь.
К оглавлению
|