В Евангелии, Твелфри, 1993.
Всякое оскорбление, наносимое ч-ку, заслуживает наказания (Мф 5.22).
Тем более - Б., оскорбление Самого Бога! Оно в самом подлинном смысле знак
ч-кого нечестия, противоположность поклонения и хвалы, к-рые
ч-к должен воздать Богу.
ВЗ
Достаточно было присутствия среди народа Божия только одного богохульника,
чтобы осквернить всю общину. Вот почему Закон говорит: «Хулитель имени
Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев 24.16; ср Исх
20.7; 22.27; 3 Цар 21.13). Б. чаще встречается на устах язычников, оскорбляющих
Бога Живого при нападениях на Его народ: так поступают, напр, Сеннахирим (4 Цар
19.4 слл; 16.22; Тов 1.18) или Антиох Епифан (2 Макк 8.4; 9.28; 10.34; Дан 7.8,25;
11.36), к-рый, по всей вероятности, является прототипом Навуходоносора в книге
Иудифь (Иф 9.7 слл). Это относится также к Идумеянам, радовавшимся разрушению
Иерусалима (Иез 35.12 сл) и к язычникам, хулящим Помазанника Ягве (Пс 88.51 сл).
Бог оставляет за Собою воздать им заслуженное наказание: Сеннахирим погиб от меча
(4 Цар 19.7, 28,37), как и Антиох, сатанинский 3верь (Дан 7.26; 11.45; ср 2 Макк
9), а Идумея была обращена в пустыню (Иез 35.14 сл). Народ Божий должен к тому
же сам стараться не вызывать язычников на Б. (Иез 36.20; Ис 52.5), ибо Бог не
оставляет без отмщения такое осквернение Его Имени.
НЗ
Та же драма снова возникает в НЗ вокруг личности Христа. Он, чтущий
Отца, обвиняется Иудеями в Б. оттого, что называет Себя Сыном Божиим (Ин 8.49-59;
10.31-36), и за это Он осуждается на смерть (Мк 14.64 п; Ин 19.7). И это ослепление
доводит до конца грех Иудеев, ибо они бесчестят Сына (Ин 8.49), и у креста осыпают
Его хулениями (Мк 15.29 п). Если бы это было только ошибкой в опознании Сына Ч-ского,
то этот грех был бы простителен (Мф 12.32), как вызванный неведением (Лк 23.34;
Деян 3.17; 13.27). Но дело идет о более тяжком непризнании, так как враги Христа
приписывают Сатане те знамения, к-рые Он совершает Духом Божиим (Мф
12.24,28 п): следовательно, тут хула на Духа, к-рая не может быть прощена ни в
этом веке, ни в будущем (Мф 12. 31 сл п), ибо это - сознательное отвержение откр.
Божия.
Драма эта затем продолжается в истории Церкви Христовой. Савл был хулителем,
когда он ее гнал (1 Тим 1.13); когда же он впоследствии проповедует Имя Христово,
Иудеи с хулою противятся ему (Деян 13.45; 18.6). Т. обр. противление сохраняет
тот же характер, что на Голгофе. К этому вскоре присоединяется враждебность нового
гонителя - Римской империи, новое проявление зверя с
устами, полными Б. (Откр 13.1-6), новый Вавилон, полный имен богохульных (Откр 17.3). Наконец, лжеучители,
сеятели заблуждений, вводят Б. даже в среду верных (2 Тим 3.2; 2 Петр 2.2,10,12)
настолько, что иногда становится необходимым предать их Сатане (1 Тим 1.20). Ч-ская
хула против Бога т. обр. нарастает, пока не дойдет до того пароксизма, к-рый совпадет
с конечным кризисом, несмотря на знамения, предупреждающие о Божием Суде (Откр 16.9,11,21). В такой обстановке хр-не будут
отвращаться от примера неверных Иудеев, «ради которых Имя Божие хулится» (Рим
2.24). Они должны избегать всего, что может вызвать язычников на поношение Бога
или Его Слова (1 Тим 6.1; Тит 2.5). Своим достойным поведением они должны побуждать
людей «прославить Отца, Который на небесах» (Мф 5.16), и святить Его имя (Мф 6.9).
RD
Cр.: возложение рук - десница
- Дух Божий ВЗ II 2 - могущество / сила - сила I 1
|