ЛЕВ КАРСАВИН
Его:
книга по патристике,
1927 г.
Католичество. 1918 г.
Монашество в Средние века.
Saligia, 1919 (размышления
о смертных грехах.
Пасха, 1929.
Ответ на статью Бердяева об евразийцах / Путь. - №2. - 1926.
Апологетический этюд / Путь.— 1926.— № 3 (март-апрель).— С. 29—45.
Об опасностях и преодолении отвлеченного христианства / Путь.— 1927.— № 6 (январь).— С. 32—49.
-
издевается над отчеством жены Бердяева, воспоминания
Б.Лосского; о его аресте в 1949;
О нем
Ильин В. О книге Карсавина "О началах" // Путь. - Июнь-июль 1926. - №4. С. 191-193.
очерк Лосского, 1952.
Бойцов М. Не до конца забытый медиевист из эпохи русского модерна... // Л.П.Карсавин. Монашество в средние века. М.: "Высшая школа", 1992. C. 3-33.
Ванеев А.А. Два года в Абези. В память о Л.П. Карсавине. Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. 406 с.
Л.П.Карсавин и Петербургский университет
Одним из ярких представителей русского культурного ренессанса начала
уже ушедшего в прошлое XX в. являлся известный всему миру историк
и философ Лев Платонович Карсавин (1882—1952), деятельность которого
была тесно связана с Петербургским университетом. Между тем об этой
деятельности известно мало. В вышедшей недавно юбилейной «Летописи»
о нем сказано скороговоркой. Опираясь на архивные разыскания, мы
бы хотели более подробно осветить его роль в университетской истории.
Сразу оговоримся, что мы не беремся за анализ его философских концепций
на фоне развития мировой и отечественной науки.
В метрической книге «Вознесенской, что при Адмиралтейских слободах,
церкви» за 1882 г. под номером 416 следует запись: «У артиста Санкт-Петербургских
Императорских театров, балетной группы Платона Константинова Карсавина
и законной жены его Анны Иосифовой... сын Лев родился 30 ноября,
а крещен 22 декабря 1882 года». Церкви этой сейчас нет, ее снесли
в 1936 г. Платон Константинович был ведущим классическим танцовщиком
Мариинского театра, учеником М.Петипа. Анна Иосифовна принадлежала
к роду известного славянофила А.Хомякова, получила образование в
Смольном институте. Дальнейшая жизнь семьи проходила в Коломне —
районе Петербурга, ограниченном реками Мойкой, Фонтанкой и Крюковым
каналом, бывшей окраиной, но в начале XX в. становившемся все более
престижным. В феврале 1885 г. в семье родилась еще девочка, которую
назвали Тамарой. Так получилось, что сын унаследовал скорее пристрастия
матери, а дочь — отца. Тамара Карсавина стала впоследствии прима-балериной
Мариинского театра, партнершей М.Фокина, а с 1918 г. — членом зарубежной
группы С.П.Дягилева; скончалась она в 1978 г. в Лондоне. В конце
XIX в. Карсавины снимали квартиру на Екатерининском канале на пятом
этаже дома 170 (дом этот сохранился, хотя и имеет в настоящее время
вид малопривлекательный). Те годы Т.П.Карсавина описывала в воспоминаниях,
изданных в 1947 г. за границей.
В 1901 г. Лев Карсавин окончил с золотой медалью 5-ю городскую
классическую гимназию, которая находилась недалеко от их дома на
Екатерингофском проспекте, 73 (здание тоже сохранилось напротив
Аларчина моста, но также вызывает уныние). В тот же год Карсавин
поступил на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского
университета. Здесь под воздействием известного историка и краеведа
И.М.Гревса (1860—1941) он увлекся религиозной историей западного
средневековья, главным образом францисканским движением и еретическими
сектами вальденсов и катаров. Н.П.Анциферов, тоже один из учеников
Гревса, вспоминал позднее: «Блестящий Л.П.Карсавин в те годы отличался
каким-то умственным сладострастием... он любил ниспровергать принятое
либеральной наукой... Его религиозность носила оппозиционный духу
позитивизма характер и имела яркую эстетическую окраску». Во время
учебы в университете Карсавин «являлся к исполнению воинской повинности
при призыве 1904 г. и зачислен был в ратники ополчения II-го разряда».
На последнем курсе 21 мая 1906 г. он женился «на дочери Пермского
мещанина девице Лидии Николаевне Кузнецовой, родившейся 4 марта
1881 г.» У супругов затем родились последовательно три дочери: Ирина,
Марианна и Сусанна.
17 сентября 1906 г. он получил диплом I-й степени за №15329 об
окончании университета и сразу же был оставлен «для приготовления
к профессорской и преподавательской деятельности». Тогда же он командируется
университетом в Италию, где интенсивно работает в архивах и библиотеках.
По возвращении, в 1908 г., он начал читать всеобщую историю на Высших
женских курсах и одновременно в Центральном училище технического
рисования барона Штиглица и в Гимназии Императорского человеколюбивого
общества на Крюковом канале, а с 9 октября 1909 г. — тот же курс
вместо заболевшего профессора Г.В.Форстана в Императорском историко-филологическом
институте на Университетской набережной, 11. С этого времени институт,
как и университет, стал важной составной частью его жизни.
Напомним, что ИИФИ был открыт в 1867 г. по настоянию тогдашнего
министра народного просвещения графа Д.А.Толстого, который считал,
что античная культура дает прекрасные образцы для воспитания молодежи.
Институт в Петербурге выпускал учителей древних языков, русского
языка и словесности, истории и географии для гимназий и прогимназий.
При институте с 1870 г. существовала гимназия, где студенты проходили
практику и которая составляла с ним единый учебный комплекс. Среди
выпускников гимназии были, например, будущий известный историк С.Рождественский
и филолог академик В.Шишмарев. Вестибюли бывших института и гимназии
и сейчас сохраняют остатки прежней своей отделки — библейскую и
античную символику. Оба учебных заведения были тесно связаны территорией,
традициями и процессом обучения с университетом.
В 1910 г. Карсавин снова едет на два года в Западную Европу «с
научной целью». В письмах его оттуда И.М.Гревсу то и дело мелькают
фамилии М.Кузмина, Вяч.Иванова, других поэтов и писателей, с которыми
он встречается. По возвращении, в 1912 г., он утверждается приват-доцентом
университета и одновременно с 1 сентября становится преподавателем
Историко-филологического института и Высших исторических курсов
Н.П.Раева. В то же время Карсавин пишет 49 статей для словаря Брокгауза
и Ефрона, где Гревс заведовал отделом истории. 12 мая 1913 г. на
открытом заседании Совета историко-филологического факультета университета
Л.П.Карсавиным была защищена опубликованная годом раньше магистерская
диссертация по теме «Очерки религиозной жизни в Италии XII—XIII
веков». Полезные советы по диссертации дал А.Е.Пресняков, впоследствии
профессор университета и член-корреспондент Академии наук. Оппонентами
на защите были приват-доценты О.А.Добиаш-Рождественская и А.Г.Вульфиус.
С 1 сентября 1914 г. он приступил к работе в Историко-филологическом
институте в должности ординарного профессора всеобщей истории и
инспектора, проводя одновременно и занятия по философской пропедевтике
в институтской гимназии. Непосредственной обязанностью инспектора
являлась организация всей учебной деятельности в институте: он должен
был присутствовать на занятиях, следить за посещаемостью их студентами,
обеспечением учебными пособиями, внешним видом учащихся, состоянием
учебных помещений и библиотеки, исполнением установленного режима.
Ему помогали в этом трое наставников, поочередно дежуривших в институте.
По новой должности ему полагалась казенная квартира при институте.
Она располагалась там, где сейчас находится библиотека восточного
факультета, и включала «гостиную, спальню, кабинет, две детские
комнаты, комнату прислуги, комнату во дворе, кладовую и черную лестницу»
(всего около 400 кв. м). Факт проживания в этих помещениях подтверждала
и младшая дочь Л.П.Карсавина Сусанна Львовна, приезжавшая в середине
1970-х гг. в Ленинград из Вильнюса. Сейчас о былом здесь напоминают
только сохранившиеся кафельные печи.
Карсавин успешно совмещает обязанности инспектора института с преподавательской
и научной работой. Высочайшим указом от 1 января 1915 г. он был
награжден орденом Святой Анны 3-й степени «за отлично-усердную службу
и особые труды». В тот же год он опубликовал книгу «Основы средневековой
религиозности в XII—XIII веках, преимущественно в Италии», защитив
ее на следующий год в качестве докторской диссертации. В эти и последующие
годы во время отпусков и командировок директора института академика
В.В.Латышева (1855—1921) Карсавин постоянно исполнял его обязанности.
Однако как в стране, так и в институте в связи с известными событиями обстановка
менялась. В июле 1918 г. общее собрание студентов принимает петицию к конференции
института (что ранее было совершенно недопустимо). Студенты потребовали свободного
входа в институт и выхода из него в любое время суток, отмены экзаменационных
отметок, права разговаривать с преподавателями сидя, представительства их во всех
органах управления и т.д. Существование самого института ставится под вопрос,
хотя руководство, по всей видимости, принимает какие-то меры для его сохранения.
В мае 1918 г. преподаватели института и гимназии направили Карсавину письмо, в
котором выразили признательность «за энергичные труды по материальному обеспечению...
а также по проведению реформы института и гимназии». Тем не менее гимназия в том
же году как сословное учебное заведение была ликвидирована и превратилась в трудовую
школу II-й ступени (состоявшую в 1918—1934 гг. из 6—9-х классов). Карсавин, оставаясь
в штате института, в апреле 1918 г. был избран экстраординарным профессором Петроградского
университета. Институт в декабре 1919 г. стал Педагогическим при этом университете.
Директором института стал известный географ, член-корреспондент АН П.И.Броунов,
а проректором — Л.П.Карсавин. Сохранившаяся в архиве справка (на обратной стороне
бланка Императорского историко-филологического института) удостоверяет, что «проректор
Педагогического института при Первом Петроградском Университете Л.П.Карсавин по
служебным обязанностям должен иногда возвращаться домой после 23 часов». Письмо
ректора института, направленное в декабре 1919 г. в Продовольственную управу Василеостровского
района, сообщало, что «профессор Карсавин нуждается в керосине для спешных научных
работ». Эти документы иллюстрируют специфику того непростого времени. В 1918 г.
появились в печати книга «Католичество»
и ряд статей Карсавина. В 1919 г. была издана его религиозно-философская работа
«Весьма краткое и душеполезное размышление о Боге, мире, человеке» — сочинение
в жанре духовной беседы, разбирающее средневековую классификацию смертных грехов.
Карсавин своими трудами как бы демонстративно оппонирует действиям новой власти,
направленным на закрытие церквей. Не избежала этой участи и университетская церковь.
Староста ее, известный египтолог академик Б.А.Тураев добился в июне 1919 г. от
наркома просвещения А.В.Луначарского охранной грамоты для нее. И все-таки в августе
церковь в университете была закрыта. Правда, настоятелю Н.Чукову и старосте Б.А.Тураеву
удалось добиться ее иного статуса (домовой церкви) и перевода по другому адресу.
Будущий профессор-филолог Н.А.Мещерский вспоминал: «Эта церковь помещалась в бывшей
квартире Срезневских (на Биржевой линии, второй дом от столовой)». Церковь стала
называться Всесвятской. Ее прихожанами стали универсанты И.П.Бородин, С.П.Глазенап,
Н.Н.Глубоковский, С.А.Жебелев, Л.П.Карсавин, А.В.Королев, В.В.Латышев, С.М.Лукьянов,
Ю.П.Новицкий, В.Е.Тищенко, В.М.Шимкевич, А.Е.Фаворский и многие другие известные
ученые. Настоятелем вместо ушедшего в Казанский собор Н.Чукова сделался В.Лазино-Лозинский.
Жизни их складывались по-разному. Б.А.Тураев умер в июле 1920 г. На следующий
год вдова его Елена Филимоновна приняла тайный постриг с именем Иулиании. Н.Чуков
вспоминал: «Во вторник 21 февраля (1922 г.) служил с митрополитом в университетской
церкви; потом пили чай в квартире проф. Л.П.Карсавина. Собралось много профессоров.
Гревс сказал серьезную речь о единении цвета науки с церковью... Если так пойдет,
то торжество возрождения и единения — не за горами». Однако торжества этого никто
из них не дождался.
Что касается Карсавина, то в июле 1920 г. он стал одним из учредителей
Богословского института и профессором его. Институт этот был открыт
вместо Духовной академии в подворье Троице-Сергиевой лавры на Фонтанке
(на месте его сейчас Дом печати). Профессор Ю.П.Новицкий вместе
с митрополитом Вениамином в августе 1922 г. был расстрелян якобы
за укрытие церковных ценностей. 16 августа 1922 г. в своей квартире
на Университетской набережной ГПУ был арестован и Карсавин. А 15
ноября того же года на пароходе «Пруссия» он в составе группы из
200 человек был выслан за пределы родины. В этой группе оказались
и универсанты А.А.Боголепов, И.И.Лапшин, Н.О.Лосский, Б.Н.Одинцов,
Д.Ф.Селиванов и др. В.И.Ленин напутствовал высылаемых философов:
«Они для просвещения юношества годятся не больше, чем заведомые
растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях
для младшего возраста». Высланные ученые вели затем работу в самых
престижных университетах Европы и Америки. В квартиру изгнанного
Карсавина на Университетской набережной въехали канцелярия и библиотека
Научного общества марксистов, созданного в декабре 1919 г. в структуре
рабфака. В 1922 г. в здании разместился также Географо-экономический
научно-исследовательский институт (ГЭНИИ).
Сам Лев Платонович читал лекции в университетах Берлина, Парижа
и Каунаса. В Берлине он издает главные из своих философских сочинений:
«Философию истории», «Джордано Бруно», «Диалоги», а затем книгу
«О началах». В 1927 г. в Париже вышла его работа «Святые отцы и
учителя Церкви». В 1928 г. Карсавин был приглашен на кафедру всеобщей
истории Каунасского университета. Здесь впоследствии выходят его
книги «О личности» (1929 г.), «Поэма о смерти» (1932 г.). С 1931
г. он стал издавать многотомное сочинение «История европейской культуры»,
оставшееся незаконченным. В 1940 г. университет из Каунаса был переведен
в Вильно, туда переехал с семьей и Карсавин. Там он, по мере возможности,
содействовал освобождению евреев из гетто. После войны, тем не менее,
он был уволен из университета. В 1944—1949 гг. являлся директором
Историко-художественного музея. Однажды был в Ленинграде. Принципиальность
и бескомпромиссность, усвоенные им в юности, оставались главными
его чертами и сейчас. В конце 1949 г. он был арестован за антисталинские
высказывания. 20 июля 1952 г. Л.П.Карсавин умер от туберкулеза в
инвалидном спецлагере Абезь, в Коми АССР. В 1990 г. могила его там
была обнаружена. Тогда дочь Карсавина Сусанна Львовна воспротивилась
перевозу его тела для захоронения в Вильнюс: «Он всегда был русским...
Пусть же он лежит там, куда закинула его судьба». Труды его сейчас
вошли в наш научный обиход. Однако ни одной мемориальной доски,
напоминающей о Л.П.Карсавине, нет в его родном городе.
Ю.А.ЕНДОЛЬЦЕВ
Ист.: http://journal.spbu.ru/2001/09/11.html
|