ФРИДРИХ ДЕЛИЧ
Делич Ф. Библия и Вавилон, СПб., 1906. В описи А №67. В виде текста без форматирования.
"Труды Киевской Академии", "Богословский Вестник", "Православный Собеседник" сдались же позорно Деличу, обвинявшему св. пророка Моисея в плагиате, хотя в присланной мне из Лейпцига немецкой книжке Делича прямо сказано, что цель вавилонских раскопок - это поход против Библии" (2, 178). Это - еп. Владимир Соколовский-Автономов, 1852-1931.
О нем:
Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
К досье Меня
ДЕЛИЧ (Delitzsch) Фридрих (1850-1922), нем. ассириолог. Сын Франца
Делича. Проф. востоковедения в Лейпциге (1878), Бреслау (1893) и Берлине (1899).
Широкий обществ. и науч. резонанс вызвали лекции Д. на тему «Вавилон и Библия»,
прочитанные им в «Немецком восточном обществе» в присутствии Вильгельма II. Вышедшие
отд. книгой, они привели к острой полемике, в к-рой принял участие даже император.
В этих лекциях Д. указал на роль *Древнего Востока, особенно Вавилона, для понимания
Библии. Не ограничившись этим, Д. вслед за *Винклером, пытался объяснить все элементы
ветхозав. религии влиянием Месопотамии (см. ст. Панвавилонизм в библеистике).
Тем самым Д. полностью зачеркивал веру в *боговдохновенность Писания. В богосл.
плане Д. был приверженцем *либерально-протестантской школы и получил поддержку
*Гарнака. Позднее выступления Д. стали более критическими (лекции против веры
в непорочное зачатие и проч.). В своей последней книге «Великий обман» («Die grosse
Tauschung», Bd.1-2, Stuttg.-B., 1920-21) он утверждал, что вся ранняя история
ВЗ фальсифицирована книжниками и что «исследование древнееврейской письменности
не должно больше составлять раздела христианского богословия, а должно лучше быть
предоставлено восточной филологии и всеобщей истории религии». Дискуссия, вызванная
проблемой «Вавилон и Библия», привела богословов к след. трем выводам: 1) изучение
истории и культуры Древнего Востока, действительно, бесценно для понимания ВЗ;
2) влияние Вавилона не было столь абсолютным и не создало основ библ. религии;
3) исключение ВЗ из традиции Церкви, как предлагал Д., привело бы к отказу от
тех основ, на к-рых строился НЗ, т. к. оба Завета, несмотря на их различие, составляют
одно целое в Домостроительстве спасения (см. ст. Единство Библии).
u Das Buch Hiob, Lpz., 1902; в рус. пер.: Местоположение
библ. рая по новейшим исследованиям клинообразных письмен (по Фридриху
Деличу), «Век», 1882, № 7; Библия и Вавилон, СПб., 1906, (более
полное изд. вышло под заголовком «Колыбель христианства», СПб.,
1909).
l Прот.Е л е о н с к и й Н., Совр. критика свящ. ветхозав.
писаний и ее слабые стороны, ВЦ, 1904, № 4; М а р к о в с к и
И., «Великата измама» от Фридрих Делич, ГДА, 1952; ПБЭ, т.4, с.986-87;
диак.С а х а р о в Н., Новости нем. богосл. лит-ры, БВ, 1905,
№ 2, 10; ODCC, р.360. См. также библиогр. к ст.: Древний Восток
и Библия; Панвавилонизм в библеистике.
|